Уроки православия. Уроки аскетики со священником Валерием Духаниным. Урок 6

23 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодняшний урок аскетики свщ. Валерий Духанин посвятит именно посту, как тому особому времени, когда все христиане в обязательном, предписанном Церковью порядке, должны встать на стражу, чтобы охранять и восстанавливать свою душу. Но прежде необходимо разобраться, что есть постническое делание во всей его глубине…

– «Аскетика для мирян» – так называются великопостные уроки, которые мы учим со священником Валерием Духаниным, выпускником Московской духовной академии, кандидатом богословия, проректором по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии, автором многих замечательных книг, посвященных смыслу и значению православной веры.

На прошлых уроках мы обращали особое внимание на то, что аскетика – это не только пост и молитва, как часто ее столь однозначно понимают и в Церкви, и в миру. Аскетика – это целая наука, в которой раскрывается сущность христианского подвижничества, а также изучается сам процесс возрождения, исцеления падшего человеческого естества при помощи определенных духовных упражнений.

Но, говоря о самых разных сторонах этой науки, мы вовсе не отрицали и не умаляли значение поста в жизни христианина. Ведь пост надо понимать не только как воздержание в пище, но и как совокупность всех подвижнических, иначе, аскетических средств в борьбе со страстями! И потому сегодняшний урок отец Валерий посвятит посту как тому особому времени, когда мы в обязательном, предписанном Церковью порядке должны встать на стражу, чтобы охранять и восстанавливать свою собственную душу. Но прежде необходимо разобраться – что есть постническое делание во всей его глубине…

Священник Валерий Духанин:

– Здесь мы должны вспомнить, когда вообще появился пост. Оказывается, пост был установлен еще в раю, потому что еще первозданным людям Господь дал заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла. То есть заповедь воздержания является самой древней: она была дана еще в раю, и первые люди уже должны были стоять на страже своей души, как верные воины Небесного Царя, должны были соблюсти хотя бы эту малую заповедь.

Могут спросить: а для чего это было нужно? Дело в том, что в раю человеку все было дано, и в этом выражалась Божия любовь. Ведь человек обладал всеми благами, все было прекрасно: райское наслаждение, гармония. А в чем же сам человек мог выразить свою собственную любовь к Богу? Для того чтобы любовь человека к Богу имела какое-то воплощение, была дана одна-единственная заповедь, по которой первозданный человек ради Бога от чего-то отказывался. Да, я имею возможность вкушать от любого древа, но мой Небесный Отец сказал мне, чтобы плоды именно этого древа не вкушать, и по любви к Богу я это исполню. То есть некое преодоление, воспитание своей воли – таков был путь духовного возрастания для первозданных людей.

Но, увы, первозданные люди не устояли – они нарушили заповедь воздержания, и с этого начинается грехопадение. Поэтому для всех нас время поста имеет исключительное значение: мы учимся преодолевать грех в его корне, то, в чем не устоял наш праотец, да и мы постоянно в этом погрешаем. И нам как раз дается возможность пройти некое духовное становление.

Мало кто задумывается о том, что такое вообще вкушение пищи. Когда мы кушаем какие-то продукты, мы делаем их частью самих себя. Потому что любой продукт, который мы едим, переваривается и входит внутрь нашего организма, усваивается нами, становится частью нас самих. В современном мире вся реклама говорит: «Попробуй. Выпей. Скушай», рекламируется всевозможная продукция. Человек невольно превращается в такое всепоглощающее существо, которое только и готово, что вкушать, вкушать. И в этом выражается страшнейший эгоизм. Если бы человек мог, он бы съел весь мир, потому что реклама к этому и призывает. Пост дает нам возможность переосмыслить это: не все для меня, не все я должен поглощать и делать частью себя. Я должен постараться преодолеть самого себя и поэтому отказываюсь от вкушения, то есть от эгоистического поглощения того, что вижу. Отказываюсь ради Бога, для того чтобы хоть что-то внутри было посвящено не моему «я», а Богу. Пост учит нас преодолевать свой собственный эгоизм.

Наблюдается еще такая интересная картина: когда человек постится, в нем пробуждаются страсти. Почему так? Потому что когда человек ест и испытывает довольство, он не замечает своих внутренних недостатков. Это как дикий зверь: когда он постоянно накормлен, то не проявляет никакой агрессии. А вот если оставить его без пищи, то тут же обнаруживается его дикий нрав. То же самое происходит и с нами: достаточно оставить человека без пищи, как тут же, неожиданно для него самого, в нем проявляется что-то хищническое, что-то дикое, он начинает раздражаться на окружающих, в нем пробуждаются какие-то злые мысли, он вдруг замечает в себе движения плоти.

Именно поэтому время поста – это не только телесное воздержание. Если мы будем воздерживаться только телесно, то душа разорвется от страстей. Подлинный пост предполагает внутреннюю работу души. Сами мы не можем совладать со своими страстями, поэтому в глубинах поста обязательно заключается молитвенное обращение к Богу о благодатной помощи. Поэтому пост всегда включает в себя две составляющие – телесное воздержание и трезвение души (это молитва нашего духа, обращенная к Богу). Как человек состоит из души и тела, так и пост обязательно двоякий: есть духовная составляющая, и есть телесная.

Иногда миряне, начинающие поститься, спрашивают: «Как же быть? Хочется кушать...» Дело в том, что здесь ничего не сделаешь, потому что мы должны пройти через обнажение нашей природы, должны почувствовать свою немощь. И огромная польза поста как раз в том, что он показывает нам нашу внутреннюю, глубинную слабость. Мы, оказывается, очень сильно зависим от своего желудка, от каких-то позывов наших телесных инстинктов: хочется покушать, попить, поспать, порой пробуждаются самые плотские страсти. Пост обнажает нашу греховность и тем самым показывает нашу внутреннюю язву, болезнь, которую мы должны лечить и которую до времени поста, может быть, даже не замечали.

То есть пост – это такое время, которое позволяет нам увидеть, какие же мы на самом деле, открывает нам глаза на наше внутреннее несовершенство, на наши немощи. А когда мы знаем свои немощи, то видим, что надо в себе преодолевать и о чем молиться Господу, чтобы Он помог нам возделать почву нашего сердца, почву пока невозделанную, производящую всевозможные сорняки. Время поста – это период «пропалывания», когда нужно выдирать эти сорняки в себе, выдирать тщательно, с корнем.

Вспоминаю образ, который приводит преподобный Иоанн Колов. Он говорит, что когда царь осаждает неприятельский город, то прежде всего останавливает доступ в него провизии. И когда жители города изнемогают от голода, они легко сдаются. То же самое происходит и у нас. Дело в том, что многие наши страсти живут за счет подпитывания, подчас даже чувственного подпитывания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что пища имеет свое воздействие не только на тело, а даже на душу. Есть такие виды пищи, которые, например, разгорячают или утяжеляют душу. Мы знаем, что горячительные напитки (потому они так и называются) производят в душе человека некое разгорячение, захватывают ум, который приходит в какой-то беспорядок: помыслы скачут и человек в пьяном веселье теряет самого себя, а в итоге теряет глубину своей внутренней духовной жизни. Понятно, что когда постом мы отсекаем этот вид пищи, то избегаем и этого искушения.

Таким образом, пост помогает нам привести наше естество к внутренней гармонии. И вся его задача сводится к тому, чтобы выстроить правильную иерархию. Как Адам до грехопадения был подчинен в раю Богу и, соответственно, внутри него дух господствовал над душой, а душа над телом, так и мы во время поста призваны выстроить правильную иерархию. Мы должны стараться прежде всего полностью подчинить себя Богу, чтобы внутри нас самих душевное подчинялось духовному, а телесное – душевному. Но никак не наоборот.

Вспоминаю из древней церковной письменности, каков должен быть подлинный пост. Об этом написано в ранней христианской книге «Пастырь» Ерма. Ерм был одним из первых христиан, который обладал особым даром от Бога – даром пророчества. В Новом Завете, в книге Деяний мы встречаем упоминание о ранних христианских пророках. Ерм как раз являлся таким раннехристианским пророком, иногда ему представал ангел и давал некие пророчества.

Однажды Ерм соблюдал пост, и к нему явился ангел:

– Что ты делаешь?

– Я пощусь, – отвечает Ерм.

– А как ты постишься?

– Как всегда постился, так и пощусь.

И ангел говорит ему: «То, как вы поститесь, – неправильный пост. Я же научу тебя, какой пост есть истинный и угодный Богу. Постись Богу прежде всего так: не гордись, не тщеславься, не желай зла ближнему твоему и старайся избегать какой-либо похоти в сердце твоем. Если будешь поститься так, то исполнишь правильный и угодный для Бога пост».

То есть пост прежде всего затрагивает нашу душу, касается нашего сердца, сердечных стремлений. Какой смысл воздерживаться от мяса, если в своем сердце ты «пожираешь» своих ближних: так горишь от злобы, что готов их просто уничтожить, поглотить? Какой смысл воздерживаться от каких-то продуктов, если в сердце ты предаешься блудодеянию, рассматриваешь какие-то нечистые картинки? Подлинный пост направлен на очищение твоих внутренних глубин, на искоренение в твоем сердце самых тайных скверных мыслей и чувств. А воздержание от пищи только помогает этому. Поэтому основное наше действие во время поста должно быть направлено внутрь нашего сердца.

Ангел сказал Ерму, что важен и телесный пост, только пусть при этом он приносит пользу не только тебе самому, но и сопровождается милостыней. Потому что цель поста, чтобы сердце наше стало ближе к Богу. А когда сердце становится ближе к Богу, оно открывается и навстречу ближним, и тогда оно становится более милостивым, милосердным. Ангел дает совет, который мы, может быть, и не можем исполнить в полной мере, но прислушаться к этому стоит. Он говорит: когда постишься, не вкушай ничего, кроме хлеба и воды, и посчитай, сколько у тебя осталось средств по примеру прочих дней. То есть каждый скоромный день мы тратим сколько-то денег на пищу: покупаем колбасу, курицу, сыр, творог, еще какие-то продукты. В любой семье обязательно подсчитывается размер средств, потраченных на провизию. Представьте, что в постное время вы урезаете свой рацион: отказываетесь от колбасы, дорогого сыра, еще от каких-то изысканных продуктов, трапеза ваша становится более скромной (например, гречка, макароны), поэтому часть средств экономится. Ангел рекомендовал Ерму сэкономленную часть средств потратить на милостыню, дать эти деньги тем, кто нуждается и не может приобрести себе самых необходимых продуктов. «Тогда нищие люди будут благословлять тебя, – говорит ангел, – и Сам Господь благословит тебя и наделит благодатными дарами. Вот такой пост будет являться угодным Богу и совершенным постом».

То есть подлинный пост включает в себя хранение души и глубин нашего сердца, воздержание телесное – от продуктов, которые провоцируют в нас плотские страсти, и касающееся и интимной сферы, а также предполагает милостивое отношение к окружающим нас людям. Иначе получится так, как говорит невоцерковленный начальник одной фирмы: «Как я узнаю, когда у верующих людей начинается пост? Это когда они становятся раздраженными и начинают ругаться друг с другом». Вот так он узнает время поста. Видимо, потому, что действительно пост – это такое время, когда обнажаются наши страсти. Но ведь цель поста не в том, чтобы они обнажились, а в том, чтобы мы стали сильнее этих страстей, чтобы мы вышли победителями. Для этого нужно полагаться не на свои собственные силы. Сила поста не в том, что мы воздержались от каких-то скоромных продуктов. Сила поста заключается в том, что в это время мы всецело предаем себя в руки Божии и с Божией помощью, при помощи благодати Христовой, можем совершенно спокойно обойтись без тех видов пищи, без которых до этого не мыслили своей жизни.

Есть еще одна очень важная истина, которую нужно помнить. Пост – это не диета и не вегетарианство. Вроде бы и там, и там люди воздерживаются от мясного, но внутренний смысл кардинально различен. Диета – это методика оздоровительного питания, когда ради подкрепления своего здоровья человек отказывается от каких-то продуктов. На самом деле это уже хорошо. Христианство вовсе не ополчается против разных систем диеты, потому что это метод оздоровления, одно из лекарств (но лекарств телесных, материальных), направленных на здоровье нашего телесного естества.

Вегетарианство – это идейный отказ от вкушения мяса. Многие люди здесь претыкаются и начинают рассуждать, что вегетарианцы – прекрасные люди, которые вообще не вкушают мяса. Но все дело в том, что вкушение мясной пищи уже благословлено Богом нам, людям, живущим в условиях такого несовершенного мира. Если мы посмотрим историю, то увидим удивительные вещи: например, вегетарианства придерживался Гитлер. Есть свидетельства о том, что он приветствовал полное воздержание от мяса, и у него бывали достаточно продолжительные периоды, когда он являлся строгим вегетарианцем. Вегетарианцами являлись многие представители боевых видов искусств, например известный боксер Мохаммед Али. Майк Тайсон является вегетарианцем. Многие известные актеры, которые, в общем-то, особо не соотносят себя с христианством, например певица, называющая себя Мадонной, тоже придерживаются вегетарианства. На самом деле здесь нет духовного делания, то есть это некий идеологический отказ. Возможно, здесь тоже придерживаются каких-то оздоровительных методик, но смысл поста заключается не в том, чтобы мы достигли телесного здоровья. Потому что рано или поздно наше тело сдает, стареет, и мы расстаемся с телом. И любой спортсмен, любой киноактер проходит тот же самый путь. Методики оздоровительного питания помогают лишь на какое-то короткое время, а потом оказываются бесполезными.

Смысл поста заключается в том, чтобы подчинить себя духовному. Не в том, чтобы вылечить свое тело, а в том, чтобы вылечить душу. Душа страдает от греховных страстей: от злобы, гордости, каких-то блудных поползновений. Ни одна диета и никакое вегетарианство не спасут от греховных страстей. А пост включает в себя молитву, телесное воздержание, включает в себя милосердие к ближним. Пост в целом направлен на то, чтобы христианин смог воспринять Божию благодать, которая помогает христианину преодолевать греховные страсти. А Божия благодать нисходит в душу тогда, когда душа очищает себя от своих страстей. И вот время поста – это как раз самое удобное время, когда мы можем навести порядок внутри самих себя. В очищенную душу нисходит благодать Святого Духа и помогает преодолевать всевозможные греховные страсти, что и является конечной целью поста. И это тот плод, который не даст ни вегетарианство, ни какая-то другая оздоровительная методика диеты.

(Продолжение следует)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 ноября: 08:05
  • Среда, 22 ноября: 21:30
  • Четверг, 23 ноября: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы