Уроки православия. Свящ. Андрей Никольский. Не судите и не будете судимы. Урок 2

19 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Прежде чем произнести в Нагорной проповеди слова: «Не судите, и не будете судимы…», Спаситель говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»! И эта взаимосвязь осуждения и немилосердия и, наоборот, неосуждения и милосердия очевидна. А сами эти качества свидетельствуют о чистоте или нечистоте человеческого сердца…

– Сегодня мы продолжим говорить об осуждении, то есть о том уничижающем мнении человека о ближнем, когда он пристрастно исследует реальные или мнимые недостатки другого. Осуждение считается видом гордости и рассматривается как один из тягчайших грехов, как нарушение заповеди Спасителя: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37). Но перед тем как произнести в Нагорной проповеди эти слова, Господь говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). И эта взаимосвязь осуждения и немилосердия или, наоборот, неосуждения и милосердия очевидна. А сами эти качества свидетельствуют о чистоте или нечистоте человеческого сердца, а точнее – указывают на то, чем оно наполнено. И обнаруживается это порой совсем неожиданно.

Как, например, это случилось у одной женщины, которая как-то утром подумала о том, что хорошо бы было ей подать милостыню за умерших родителей, причем подать тому, кому это действительно нужно. А уже вечером на улице к ней подошел молодой человек, физически не вполне здоровый, и попросил денег на еду. Мол, сам он из детдома, жить ему негде, кушать нечего, а он бы хотел купить то-то и то-то (и юноша озвучил тот набор продуктов, который действительно нужен голодному). Женщина помнила свои утренние пожелания и подала милостыню. Но когда паренек отошел, она почему-то стала смотреть ему вслед… Почему? Чтобы убедиться, что он не обманщик? А тот, отойдя подальше, стал просить что-то уже у других людей и этим немало огорчил свою благодетельницу. Она тотчас забыла о милосердии и осудила юношу. Ну почему же так происходит?

Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (г. Москва)

– Дело в том, что осуждение основывается на том, что осуждающий человек ставит себя выше того, кого он судит. Вот люди в суде – понятно, что и истец, и ответчик ниже судьи; а судья – судит. Это совершенно правильная аналогия, позволяющая нам понять, что же происходит, когда мы осуждаем. Мы судим всегда сверху. Поэтому один из способов (а может, и единственный) научиться не осуждать – это понять свои грехи. Можно привести хороший пример. Есть такие христиане, которые не могут победить в себе привычку курения и каются на исповеди в грехе осуждения. Можно попросить их задать себе вопрос: «А я курящих осуждаю?» И скорее всего окажется, что они осуждают кого угодно, но только не курящих людей. Они не могут их осудить, потому что сами хотели бы бросить, но не могут, и соответственно они понимают, как тяжел грех для человека. Но не судят они не потому, что понимают, как тяжело от этого избавиться, а из-за мнения: как же я буду судить, если сам такой же? Эта ситуация дает нам хороший навык неосуждения.

– Вообще без любых навыков нам не обойтись, причем в любой области деятельности, будь то производственная, социальная или духовная. Навык, как умение, приобретенное с помощью упражнений, опыта или просто привычки, необходим нам и в профессии, и в быту, и в духовной жизни. Вот что говорит об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Важно от юности приобретать хорошие привычки, и тогда в зрелые годы и в старости мы возрадуемся о таком богатстве!» Но худые навыки приобретаются легко, а добрые – трудно! Порочные навыки, учит святитель, как оковы на человеке: они лишают его нравственной свободы, насильно держат в смрадном болоте страстей. И для погибели человека достаточно одного порочного навыка, поскольку он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям.

Святитель Игнатий пишет: «Кто в зрелом возрасте собрался служить Христу, но, по несчастью, уже стяжал в душе много порочных навыков, тот не должен предаваться унынию и двоедушию, а должен мужественно вступить в борьбу со злыми навыками. Победа над ними не невозможна, при Божией помощи. Решительность, осеняемая и укрепляемая благодатью Христовою, может победить самые закоснелые навыки. Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему становится слабее и слабее. Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради Закона Христова».

– Ведь не просто так в истории Церкви есть святые, которые пришли в Церковь из состояния страшной греховности. Понятно, что не осуждать им было легко. Ведь достаточно человеку, который много нагрешил, но хочет спастись, действительно поверить Богу, чтобы понять: кого ему осуждать, если и перед миром, и перед людьми, и перед самим собой он уже осужден? В тот момент, когда мы судим, мы забываем о своих грехах; в этот момент мы выступаем как носители правды и даже истины. Но по здравом размышлении это покажется смешным даже нам самим. Ведь мы знаем за собой множество не просто грехов, а страстей, которыми крепко связаны. А если это так, то откуда у нас появится возможность что-то правильно понять? Поэтому следующий очень важный момент в борьбе с осуждением – внимание к своим грехам. Ведь святые ненарочито считали себя хуже других. У них, точно так же, как должно бы быть и у нас, неосуждение других было связано с пониманием своих грехов; с пониманием их тяжести. Тяжесть эта может показаться нам несерьезной. Какие у людей, живущих чистой жизнью, могут быть такие уж особенные грехи? Но величина греха может быть осмыслена только самим человеком. Потому что только сам он понимает, в каких условиях согрешает, то есть знает, в какой мере ему открылся Бог. Только сам человек знает, какое доброе воспитание он получил от родителей; знает глубину понимания необходимости спасения для себя самого. Поэтому мы, понимая все это про себя, но не зная этого ни о ком другом, не можем правильно оценить тяжесть греха для другого человека. Для себя – можем!

Мы знаем, что Господь не ставит перед нами задач, которые были бы не по силам. Господь не подвергает нас тем испытаниям, которые мы заведомо не перенесем. Значит когда я согрешаю, пусть даже кому-то это покажется мелким грехом, я мог бы и не согрешать! Значит та любовь к Богу, пусть маленькая, но которая все же жила в моем сердце, почему-то в этот момент не смогла проявить себя, и наружу вышло мое самолюбие, которое еще во мне осталось. Поэтому как бы мелок ни был грех, я могу себя осудить; я понимаю, что действительно заслуживаю строгого осуждения. Мне много было дано, значит с меня много и спросится. Но что дано моему ближнему? Я не знаю! И поэтому могу лишь сказать: а с него ничего не спросится. Он не знал, не понимал, его не научили, так как же Господь будет с него спрашивать? Господь его простит за это. И это то, что не дает возможности осудить кого бы то ни было, кроме себя.

– Человек, осуждающий себя, способен без труда найти оправдания для другого. И напротив, тот, кто легко осуждает ближнего, как правило, так же легко оправдывает себя. А ведь мы, говоря об осуждении и оправдании, имеем в виду не просто всех людей, а именно нас, христиан, то есть тех, которые точно знают слова Спасителя: «Не судите, да не судимы будете», но тем не менее нарушают эту заповедь так просто, как будто никогда о ней не слышали! И святитель Феофан Затворник пишет об этом так: «Что за болезнь – пересуды и осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в наших разговорах, как осуждение».

Иной скажет: «Не вмени, Господи, в осуждение», а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает себя тем, что надо же разумному человеку иметь свой взгляд на происходящее, и пытается в пересудах сохранять хладнокровную рассудочность. Но кого он обманывает, если и в таких рассуждениях можно без труда заметить и превозношение, и злорадство. А между тем приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать этой беды? И святитель Феофан учит: «Решительным средством против осуждения является то, чтобы самого себя считать осужденным. Кто почувствует себя таким, тому некогда будет судить других, и он уже будет повторять одно: «Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!»

Чем же опасно для нас осуждение? Тем, что мы, как уже было сказано, нарушаем заповедь Божию. Тем, что оправдываем себя. А еще тем, что, осуждая другого, мы превозносимся над ним и считаем себя лучше и умнее его… Осуждая, мы вершим суд над человеком, то есть берем на себя Суд Божий. Кроме того, мы рискуем сами впасть в тот же самый грех, который и осуждаем. Потому бороться с осуждением в любых его проявлениях нужно обязательно, и святые отцы и церковные писатели в своих сочинениях предлагают нам способы этой борьбы. Но начинать ее всегда нужно с попытки разглядеть ту самую страсть, которая и приводит нас к греху осуждения…

– Прежде всего мы видим то, что нам сродно. То есть если мы видим в людях какой-то грех, обращаем на него внимание, то скорее всего это сигнал о том, что наше сердце просто-напросто вожделеет этот грех. Поэтому мы его и видим. Ну а дальше, как мы выражаем к нему свое отношение, – уже не важно. Наше сердце как бы касается этого греха, «щекочется», возбуждается им. Пусть даже немножко осуждая, оно утешается этим грехом. Поэтому на самом деле здесь можно говорить не о вытеснении греха через осуждение, а о приобщении греху.

Ведь если человека не интересует живопись, он, простите, пройдет по картинной галерее и только пожмет плечами – «понавешали тут!» И всё – пойдет дальше. Он просто не обратит на это никакого внимания – ему это неинтересно, понимаете? У него нет с этим никакого сродства. Мальчишки играют в машинки, куклы им неинтересны. А девочкам, наоборот, интересны. Поэтому не будет мальчик осуждать девочку за то, что она играет с куклами… А если другой мальчик играет с машинками, то это уже интересно, к этому мальчик отнесется по-другому: правильно или неправильно он играет с моими машинками и с моими ли играет или со своими? Его не интересует, с какой куклой играет его сестренка или не отобрал ли кто у нее эту куклу. Поэтому вопрос здесь именно об этом сродстве.

– Как все благие помыслы и добродетели, так и все греховные помыслы, мечтания и страсти имеют сродство между собой. И по этой причине, если душа человека подчиняется одному благому помыслу, то это влечет за собою естественное подчинение и другому благому помыслу; а стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, родственную первой и неразлучную с ней.

То же самое происходит и с грехами: подчинение одному греховному помыслу влечет за собой невольное подчинение другому, а стяжание одной греховной страсти влечет в душу другую страсть, ей родственную, и произвольное совершение одного греха втягивает нас в невольное впадение в другой грех, рождаемый первым.

Святитель Игнатий приводит разные примеры такого сродства, но мы выберем из них те, которые относятся к теме нашего урока. Вот святитель пишет: «Кто отказался от осуждения ближних, тот начинает видеть те свои грехи и немощи, которых он не видел в то время, когда занимался осуждением ближних. И напротив, кто осудил ближнего, тот естественно ощутил презрение к нему; а значит и стяжал гордость. От презрения при высоком мнении о себе (а эти два состояния неразлучны) появляется ненависть к ближнему. От ненависти и памятозлобия появляется ожесточение сердца. По причине ожесточения сердца в человеке начинают преобладать плотские ощущения и плотское мудрование, а от этого возжигается блудная страсть, умерщвляется вера в Бога, надежда на Него, рождается стремление к корыстолюбию и славе человеческой. Все это приводит человека к совершенному забвению Бога и отступлению от Него». Таков путь неправды, и упаси нас Господь идти этим путем!

– Перед нами стоит задача: победить в себе осуждение; приобрести навык сердца – как правильно и как неправильно поступать в этой жизни. Нам приходится думать, анализировать то, что мы видим. А видим мы людей и их поступки. То, что Господь запретил нам осуждать людей, сказал, что эта дорога – не к Нему, мы знаем совершенно точно. Как же нам оценивать поступки, не осуждая при этом людей, их совершающих? Вопрос этот очень сложный. Теоретический ответ на него прост: поступки – суди, а людей – не суди. Но реально мы не можем этого сделать – для нас поступок не может рассматриваться отдельно от человека. Поэтому я бы сказал так: если перед тобой стоит выбор, поступать так или не поступать – хорошо подумай. Мы не можем приготовить себе решения на все случаи жизни (хотя в некоторых ситуациях нам надо стараться это делать и предусматривать все варианты поступков), задача у нас другая. Задача наша в том, чтобы правильно воспитать свое сердце, чтобы оно научилось правильно реагировать на этот мир. Это не достигается рассуждением. Это достигается тем, что мы заставляем наше сердце все больше и больше жить с правильным отношением к миру.

Из храма мы должны выходить мирные и радостные. Святые говорят нам, что это состояние мира и радости надо хранить. Серафим Саровский после литургии, причастившись, никого не принимал; он берег это возношение ума и сердца к Богу, которое получил на молитве в храме, и не хотел с ним расставаться. То есть он ценил это больше, чем ту сотню людей, которых он мог принять в воскресный вечер. Преподобный Серафим знал, что без этого – без того, чтобы не хранить себя с Богом, – невозможно жить. Поэтому лучше нам уйти от оценок поступков людей. Мы любим рассуждать о делах, творящихся в мире, в управлении нашей страной, нашей работой, но маловероятно, чтобы кто-нибудь из нас когда-нибудь был бы поставлен Господом для исполнения подобного рода дел. Поэтому навык рассуждения об этом вряд ли кому-то пригодится – вспоминается знаменитая цитата: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Взгляд извне и изнутри очень отличается. И поэтому лучше воздерживаться от оценки; лучше хранить свое сердце в мире и молитве, тогда мы не будем способны осудить. Наша задача именно в том, чтобы, видя поступок, по всем человеческим нормам заслуживающий осуждения, мы не брали на себя роль судьи. Будем помнить слова Господа: «Мне отмщение, Аз воздам», а также другие Его слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Мы должны беречь в своем сердце мир и чистоту. И этого достаточно!

 

Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать