Уроки православия. Свящ. Андрей Никольский. Не судите и не будете судимы Урок 1

18 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Когда прп. Амвросия Оптинского спрашивали «Как жить?», он шутливо отвечал: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Хотя на самом деле за этой шуткой кроется серьезная духовная подсказка, как нам выстраивать правильные отношения с Богом и ближними. Но получается ли у нас, например, «никого не осуждать»? А если нет, то почему?

– Когда преподобного Амвросия Оптинского спрашивали, как жить, он шутливо отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». За этой шутливой формой старец дал серьезное и глубокое духовное руководство, которое позволяет всем нам выстраивать правильные отношения с Богом и ближними. «Не тужить» (иначе не горевать, не тосковать и не печалиться) – значит принимать все скорбное, что есть в нашей жизни, как из рук Божиих, быть в любых обстоятельствах в мире с Богом и во всем уповать на Него. А следующие пункты этого руководства – «не осуждать, не досаждать и всем – почтение» – указывают на то, что наши отношения с ближними должны быть выстроены по заповедям Христовым. Однако то, о чем батюшка Амвросий говорил так легко, на деле порой оказывается невыполнимым.

Взять, например, ту часть наставления, которая учит нас «никого не осуждать» и отсылает к заповеди «Не судите, да не судимы будете». Легко ли ее выполнять? Трудно, настолько трудно, что священник Александр Ельчанинов написал об этом в дневнике такие слова: «Осуждением занята вся наша жизнь. Мы не щадим чужого имени, мы легкомысленно, часто даже без злобы, осуждаем и клевещем, почти по привычке. Как осенние листья падают, шуршат и гниют, отравляя воздух, так и осуждения разрушают всякое дело, создают обстановку недоверия, злобы и губят наши души. Такой недолжный суд проявляется в нашей страстности, злобности, безлюбовности, от снисходительности к себе, непризнания своей греховности и требовательности к другим». И на ближайших уроках мы будем говорить об опасности осуждения и о том, как побороть этот грех.

Один батюшка как-то заметил, что священнослужители, исповедуя множество людей, очень редко встречают таких, которые бы могли про себя сказать (причем искренне): «А я никого не осуждаю». Такое состояние души скорее исключение, чем правило... А еще батюшки говорят, что многим людям грех осуждения кажется безобидным, неопасным, и потому они исповедуют его формально, без сокрушения, а значит и без понимания того, насколько нарушением заповеди «Не судите» они отдаляют себя от Бога и вредят своей душе…

Некоторые люди, пытаясь убедить себя и батюшку в безгрешности, повторяют расхожую фразу: «Не воровал и не убивал!» Но почему-то никому не приходит в голову доказать (или объяснить, или засвидетельствовать свою благонадежность для Царства Небесного) словами: «Никого не осуждал и никому не лгал…» Не потому ли, что воровство и убийство в обществе признаются грехами, а ложь и осуждение почему-то нет… Но соглашаться с таким положением вещей нельзя!

Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (г. Москва)

– Осуждение действительно не записывают в перечень смертных грехов, хотя, скажем, старец Сампсон говорил, что смертный грех – это любой нераскаянный грех, потому что все грехи – к смерти. И поэтому мы должны уделять внимание всем своим грехам, начиная с главных. Но вот к главным грехам осуждение относят редко, хотя если вспомнить Евангелие, где Господь говорит нам: «Не судите, да не судимы будете», можно понять, что это, наверное, самый легкий путь ко спасению – казалось бы, не суди, и Господь тебя не осудит. Буквально сказано: что бы ты ни делал, не осудит – и всё! Только если ты не будешь судить…

– Как тут не вспомнить историю о некоем афонском труднике, который никогда и никого не осудил. Некогда мирянином он пришел в один из афонских скитов, чтобы стать монахом. Однако тамошние отцы не приняли его в число братии, потому что, кроме лености и нерадения, он еще имел и скандальный характер и постоянно создавал проблемы. Однако того человека тянуло к скитской жизни, и он упросил отцов остаться жить с ними без пострига, за что обещал им иногда помогать. В лености и нерадении провел он свою жизнь, пока не пришел его смертный час. Отцы, желая его утешить, неотлучно пребывали возле постели умирающего. А он то приходил в исступление, то возвращался в сознание, и в один из таких моментов поведал отцам, что видел Архангела Михаила со списком грехов. Архангел сказал этому человеку: «Все это сделал ты, а потому готовься идти в ад»! Тогда умирающий спросил: «А есть ли в этом списке грех осуждения?» Архангел поискал и не нашел такого. «Значит, – сказал грешник, – я не должен идти в ад согласно словам Господа: «Не судите, и не будете судимы». И Архангел Михаил разорвал хартию с грехами.

«Так что, отцы, – закончил свое повествование умирающий, – я пойду в рай!» И добавил: «Когда вы мне сказали, что я не подхожу для монашества, я работал как мирянин и ходил в церковь только по праздникам. И услышав однажды слова Евангелия: «Не судите, да не судимы будете», я сказал себе: «Окаянный, исполни хоть это!» И это спасло меня без других трудов». И как только он закончил свой рассказ, Архангел Михаил принял его душу.

– Казалось бы, это самый легкий путь к спасению, но почему-то эта «опция», осуждение, встречается практически в каждой исповеди. Мы, зная себя, можем сказать – да, действительно, осуждаем часто и порой даже не замечаем этого. Но если мы задумаемся, почему Господь на такое высокое место поставил борьбу с осуждением, сказав, что победитель одного этого греха увенчивается в Царствии Небесном, мы поймем, что это не просто так! Грех осуждения связан с самым глубинным состоянием нашего сердца.

Святитель Феофан Затворник говорил: «…грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это – дело человекоубийственное, и творится оно по духу того, кто есть человекоубийца искони».

– Мы знаем, кто будет в раю. В раю будут те, кто любит Бога. Соответственно, если мы Бога не любим, то у нас очень слабая надежда на рай. Мы знаем, что Бог есть Любовь; мы знаем, что должны на Его любовь ответить своей любовью – это естественно и правильно и для христианина, и для любого человека. Стяжание любви – это союз совершенств; любовь – самая последняя ступень, по Иоанну Лествичнику. Если мы хорошенько подумаем, то поймем, что любовь с осуждением несовместима. То есть если мы осуждаем, то это служит явным свидетельством того, что в нашем сердце любви нет.

Авва Дорофей писал: «Итак, если бы… мы имели любовь, то эта любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают все для того, чтобы спасти его. Святые всегда покрывают, украшают, помогают, чтобы и согрешающего со временем исправить, и никто другой не получил от него вреда, и им самим более преуспеть в любви Христовой».

– Нам трудно понять грех, потому что у нас перед глазами обычно нет добродетели. Мы привыкли жить и видеть людей, поступающих, увы, неправедно – не во всем, но в общем-то неправедно. И поэтому нам трудно понять: как это – жить по-другому? Это как раз беда не только нашей, но и Вселенской Церкви. Про эту беду говорил еще Игнатий Брянчанинов двести лет назад: «Не осталось духоносных руководителей». Не осталось именно того, кто мог бы своим личным опытом и соответственно личным примером показать нам, что такое добродетельная жизнь и что такое жизнь без осуждения. Мы, конечно, что-то выбираем из житий святых, пытаемся учиться на этих примерах, но это сложно; это книжное знание, его трудно превращать в жизнь нашего сердца. Поэтому у нас один путь: мы должны внимательно смотреть за собой, ведь Господь сотворил нас все-таки хорошими. Дети рождаются несогрешившими, у них нет еще вот этих наших греховных привычек, и поэтому, чтобы почерпнуть пример чистого, безгрешного жития, можно посмотреть на детей. И в некотором смысле – на наше отношение к детям…

– Пожалуй, сегодня, в основном на примере отношения родителей к детям, и в большей степени – матери (да и то далеко не всегда), мы можем увидеть, а потому и понять, как на самом деле проявляется настоящая любовь. Та любовь, которая долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, все переносит. Только по отношению к родному, маленькому, еще очень беспомощному существу взрослые люди оказываются способны проявлять начатки такой любви.

– Ребенок, даже самый маленький, совершает поступки, которые маме неприятны. Это даже не совсем точное слово – неприятны, они маме досаждают. Он может ухватить ее за ухо, да так, что чуть не оторвет, в неподходящий момент намочить пеленки, то есть повести себя так, как ей не хотелось бы. Но все прекрасно понимают, что нормальная человеческая реакция на это – улыбка и любовь. Нам будет удивительно, если какая-то мама разгневается на своего двухмесячного сына за то, что он не вовремя намочил пеленки; никакому нормальному человеку это не придет в голову. Так же естественно для нас вести себя по отношению к тому, кого мы любим, – он нам досадил, но мы этого не замечаем. Это не омрачает нашей радости от того, что мы просто видим, слышим этого человека, что он находится рядом с нами. Таким должен быть ориентир поведения с уже взрослыми людьми, досаждающими нам не только невольно, но иногда и вольно. Это их отношение к нам, а наше отношение все равно должно быть христианским.

– Что же это за отношение? Ответ на этот вопрос дает нам Сам Господь, и в ответе все наше отношение к ближнему сводится к тому, чтобы возлюбить этого самого ближнего, как самого себя. И Спаситель не говорит: «Как люди поступают с вами, так и вы поступайте с ними…» Нет! Он заповедует другое: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». И добавляет: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»…

– Господь придал такое значение борьбе с осуждением по той причине, что оно противоположно любви. Эта противоположность означает, что осуждение – не какой-то внешний для нашего сердца грех, а глубинное отношение нашего сердца к миру. Оно столь же глубокое, как и та любовь, которая только и может привести нас в Царство Небесное. Нам очень трудно изменить это отношение: мы можем сдержаться, можем напрячься и не проявить осуждающее состояние нашего сердца, но задача как раз в том, чтобы научить наше сердце не судить.

– Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят… Об этом мы также узнаем из Нагорной проповеди. Но чтобы понять смысл этих слов, прежде нужно узнать – о каком сердце идет речь…

Сердце – это часть человеческой души, которая содержит в своей власти все внутренние чувства. И у человека, который не ведет борьбы со страстями и которому неведомо покаяние, сердце, по выражению святых отцов, становится «логовом змей» и «жилищем сатаны». Можно лишь догадываться, какие чувства живут в таком сердце. И потому, учит святитель Тихон Задонский, вся сила христианской жизни состоит в исправлении и обновлении сердца! Исправленное и обновленное сердце уже не сумеет хранить в себе ни презрения, ни превозношения, ни осуждения. Но такой труд по изменению сердца, как, впрочем, и всякий другой, совершается не вдруг. Он выполняется шаг за шагом, через стяжание определенных навыков и умений…

– Мы должны стараться помнить те моменты, которые наше сердце оказалось способным пережить без осуждения, и использовать это тогда, когда готовы осудить или даже уже осудили. Использовать для того, чтобы исправить наше сердце. Пусть апостериори, когда сердце уже осудило, но чтобы это осуждение не оставалось в нашем сердце! Мы, вспоминая отношение к нашим грудным детям или к людям, которых мы любим и которым прощаем все безо всякого осуждения, сможем убрать из сердца хотя бы это «послевкусие» осуждения. Мы научим наше сердце жить без осуждения хотя бы тогда, когда осуждать никого не надо. Если мы сорвались и осудили, но потом заставили себя изгнать это осуждение, попросили у Бога прощения, Он очистит наше сердце от последствий осуждения, и некоторое время, до следующей неприятности, оно будет жить чистым. Этот навык чистого жития потихонечку будет в нас развиваться и укрепляться. Ведь когда мы учимся что-то делать – не важно что: вязать, ходить, плавать, – мы именно так и поступаем. Мы пытаемся совершать правильные движения, а они у нас не получаются. Но когда получаются, мы стараемся это запомнить и повторить. Вот так же надо пытаться делать и тому, кто хочет изменить себя. Ему надо запоминать, как вело себя сердце, когда ему удавалось не осудить, и пытаться сохранить это состояние для того, чтобы применить его в следующий раз.

 

Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать