Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Память праведного Симеона Верхотурского совершается трижды в году: 25 сентября отмечается перенесение его мощей из Меркушино в Верхотурье; 31 декабря – это дата прославления святого; 25 мая празднуется второе перенесение мощей праведника, обретенных уже после безбожного лихолетья. Именно в эти дни множество паломников, местных, из других уголков России и даже из-за рубежа, едут в Верхотурьеи Меркушино, чтобы почтить память молитвенника земли Уральской и Сибирской, побывать на местах его подвигов, упокоения. Но оказывается, что едут на машинах, автобусах или бесплатной электричке далеко не все богомольцы. Кто-то приходит туда своими ногами,преодолевая десятки километров, причем по тому же самому пути, по какому четыре века назад хаживал и сам угодник Божий Симеон. Путь этот нынче так и называется – Симеонова Тропа. На Урале это название давно на слуху, поскольку уже несколько лет к ряду особо ревностные паломники собираются накануне весенних и осенних дней памяти Симеона Верхотурского в селе Махнёво. И оттуда отправляются с 40-километровым крестным ходом по дремучим лесам, по болоту, берегам реки, через поля, чтобы вечером добраться до села Меркушино, где находится гробница святого. А рано утром, в сам праздник, они уже спешат в Верхотурье: там три века хранятся мощи этого дивного угодника Божия. Именно с этими духовными романтиками, как назвал их митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, мы проведем наш сегодняшний «Урок православия». Ведь на Симеоновой Тропе такие уроки учатся и усваиваются гораздо лучше и быстрее, чем в иных условиях.
В этом году тех, кто решился пройти крестным ходом по Симеоновой Тропе и прошел его, оказалось человек семьдесят, хотя поначалу выйти на тропу намеревались около двухсот человек. Организаторам даже приходилось сдерживать поток желающих. Но осенние дожди и холода внесли свои коррективы в планы людей, и в путь отправились только те, остановить которых было уже ничем нельзя. Молодые и пожилые, женщины и мужчины, миряне и священники, многие их них не раз совершали подобные переходы и нынче отправились снова. Значит, были у них на то причины. С бухты-барахты человек в такой путь не пойдет: или сам не захочет, или организаторы отговорят, ведь они люди опытные, всегда предупреждают новичков, что в дороге может быть всякое. Потому в этот крестных ход идут, если и не вполне подготовленные физически, то морально готовые ко всему богомольцы, и духовный опыт преодоления трудностей у них также имеется. А за время пути он может еще больше обогатиться, там для этого все условия есть. Вот, что рассказали нам о своей лесной духовной школе и пройденных в ней «уроках православия» сами участники этого крестного хода.
Олег Викторович Морозов, руководитель направления «Симеонова тропа» Уральского православного патриотического общества имени свт. Николая Чудотворца:
– Весь крестный ход мы прошли с молитвой. С нами было два батюшки. Сначала мы молились святому праведному Симеону Верхотурскому, потом Пресвятой Богородице. После этого святой великомученице Варваре, приход которой находится в селе Махнево, откуда мы начали свой путь, Архистратигу Михаилу, предводителю небесных бесплотных сил -и так весь день шли в молитвах. Совместная молитва как-то укрепляет путь. Не зря солдаты, которые идут в поход, поют песни про Отечество, победу, это помогает им пройти трудные отрезки и победить. В нашем случае мы тоже шли, молились и все невзгоды и преграды на нашем пути мы таким способом преодолели. Примерно на середине дороги у нас был длительный привал,здесь наш путь очень близко подходит к берегу речки. Вы знаете, что в XVII веке все дороги были в основном по рекам. И если мы шли на расстоянии примерно 50-100 метров от речки, тут подошли почти к самому берегу. Это живописное место, по нашему мнению, изображено на многих иконах:это маленькая речка, там нет камней и всё достаточно низко;на противоположном берегу растут большие елки, на этом – березы, одинокая сосна и небольшая площадка. Мы считаем, что святой Симеон в это месте, как и мы, подходил к этой речке, умывался, пил из нее воду. И мы с большим удовольствием и радостью подошли и произвели омовение этой водой.
– Проходя любой отрезок своего жизненного пути, человек может получать определенные уроки, делать из них выводы, ставить перед собой новые цели, пожинать плоды своих трудов. И отрезок жизни, который проходит по Симеоновой Тропе, еще раз в этом убеждает. Беседуя с теми, кто преодолел все трудности этого пути, мы слышали, что уроки люди там учили, еще как учили.
Светлана Алексеевна Маслова, участница крестного хода:
– В этот раз я шла осознанно, духовный отец благословил меня. Я читаю «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника и соразмеряла с ним, на каком месте этого пути я нахожусь и что мне еще предстоит сделать, что меня ожидает и над чем еще нужно трудиться, – это самое важное. А трудиться нужно еще много. Поэтому благодарю Господа за все уроки.
Андрей Владимирович Данилов, участник крестного хода:
–Лично для меня путь по Симеоновой Тропе, прежде всего, явился уроком смирения. Когда идешь такую длинную дистанцию и уже выбиваешься из сил, начинаешь осознавать подвиг Симеона Верхотурского, который очень часто проделывал такие путешествия.Ведь он ходил туда каждое воскресенье, вставал утром и шел, чтобы поспеть к литургии. Это действительно подвиг. Прежде всего подвиг веры, смирения, укрощения гордыни. Таким вещам можно было научиться в этом паломничестве. Кроме этого, я ощутил тот дух православного братства, православного похода, когда все движутся к единой цели, все заняты молитвенным подвигом, каждый в силу своих способностей и возможностей. Поражаешься российской истории, красивейшим местам, откуда пошла Уральская земля, которая сейчас начинает снова возрождаться благодаря святым. Святые места долгое время находились в запустении, оказавшись вдалеке от крупных дорог. А сейчас, благодаря православным святым, происходит возрождение этих мест. Может быть, в этом пред Господом предстательствует и Симеон. И дай Бог, чтобы через эти места возродилась и вся Россия.
– Еще одним важнейшим для христианина уроком, выученным на этом пути, является понимание того, что всему свое время. Никакая перемена в нас не происходит мгновенно, в одночасье, ни одно наше доброе дело не делается, а тем более худое на доброе не исправляется в раз. Вмиг чудеса творит только Господь по особому Своему Промыслу,а нас святые отцы всегда приучают к постепенности, предупреждают не торопиться, особенно если речь идет о наших внутренних переменах от худого к доброму. Не зря батюшка Серафим говорил: «Добродетель не груша, ее в раз не съешь».
Олег Викторович Морозов:
– На самом деле, крестный ход, который занимает целый день, позволяет людям раскрыться. Во время крестного хода люди попадают в некие нестандартные условия и становится сразу понятно, кто чего стоит. Сразу проявляются те, у кого есть зависть или какие-то другие грехи. И это раскрытие людей помогает их духовному и душевному исцелению. Потому что, когда человек в начале, пройдя десять километров, совершает какой-то поступок, его соседи говорят: «Ты знаешь, наверное, не надо было этого делать». А когда через 20-30 километров ему встречается какое-то препятствие на пути или настигает усталость, человек понимает, что тогда нужно было поступить как-то по-другому. У него наступает осознание, и в следующий раз он уже будет думать, прежде чем совершить какое-то неправильное действие, обидеть ближнего своего или еще что-то, потому что есть время подумать. Это не пятиминутный крестный ход, это крестный ход, который идет целый день, и все свои ошибки и согрешения, которые люди допускают в этот период, они переосмысливают, молятся, могут подойти к батюшке и спросить. Мы видели, что некоторые люди даже исправляются. Это очень важная составляющая крестного хода, потому что это не просто дойти и прикоснуться к святыням, но еще и стать лучше. Мы сейчас это очень четко заметили, и очень хорошо, что так происходит.
– Невозможно умолчать и о тех материальных плодах, а точнее дарах осени, которые встречались участникам крестного хода на Симеоновой Тропе. Они как бы намекали крестоходцам: вот такими же обильными, добрыми, крепкими могут быть и дары духовные.
Олег Викторович Морозов:
– Всю дорогу нас сопровождали грибы. За исключением небольшого участка, где мы переходили через болото, было огромное количество грибов. То есть мы просто шли по дорожке, по тропе, в сторону никуда не сходили, в лес не сворачивали, и как будто бы по молитвам святого праведного Симеона Господь нам даровал грибы. Они были самые разные: небольшие и побольше, но практически все чистые, не червивые. Мы собрали очень много грибов и еще очень много оставили. И это хорошо, что мы их не трогали, так как они дадут семя и следующие паломники тоже смогут получить эту лесную благодарность за свои труды.
– Это дивное, почти сказочное изобилие грибов будто бы говорило участникам похода: «Всякий, кто пойдет вслед за праведным Симеоном, его тропой, его дорогой, так же сможет многое обрести для себя, в первую очередь для своей души».
Андрей Владимирович Данилов:
– Там можно снискать Божию благодать и благодать Святого Духа. К этому, конечно, нужно готовиться, потому что Симеон, был в полной мере оделен такой благодатью и является для нас примером. Если есть благодать, то есть всё, и больше уже ничего не надо. Это тот главный плод, на который мы всегда надеемся, уповаем и молимся, чтобы Господь нам это даровал.
– После того, как участники крестного хода добрались наконец до Меркушино, владыка Кирилл совершил в храме Архангела Михаила благодарственный молебен ко Господу, прочитал молитву праведному Симеону и обратился к участникам похода, паломникам с напутственным словом. Архипастырь отметил, что раньше для наших благочестивых предков и не такие походы были по силам:они и в Троице-Сергиеву лавру, и в Киев, и даже на Святую Землю пешком хаживали, туда и обратно. И Господь им силы на такие подвиги подавал. Однако и в наши дни эти добрые традиции забывать не стоит.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:
– Сегодня мы возвращаемся к этой традиции, и я хотел бы поблагодарить за смелость и мужество тех, кто прошел сегодня эти километры. Будем надеяться на то, что Господь даст нам жизни и в следующий год мы сможем в большей степени быть близкими друг к другу в этом паломническом ходу. И как можно больше людей будут участвовать в этом хождении по нашей святой русской земле для утверждения святой православной веры в нашем народе, для нашего блага и спасения в жизни вечной. Помогай всем Господь молитвами праведного Симеона. Да хранит Господь нашу землю и всех нас. Аминь.
– На следующий день, совершив божественную литургию в Меркушинском Михайло-Архангельском храме, владыка добавил несколько слов и для наших «Уроков православия». Чтобы по итогам этих празднеств наши земляки и не только они уяснили бы для себя, чему здесь можно поучаться.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:
– Пока человек сам не прочувствует и не подышит этим воздухом, ему, наверно, трудно понять, почему люди в выходные дни оставляют свои любимые занятия и вдруг занимаются тем, что кажется только лишним отягощением их жизни. Почему люди встают рано утром, практически ночью и идут на службу? Почему стоят и молятся часами? Это может понять только человек, который сам прочувствовал в своей жизни сладость общения с Богом и радость от общения с такими же, как он, например в тех же крестных ходах. Конечно, мы можем иметь совершенно разные взгляды на сегодняшнее состояние дел. Для кого-то сегодня скорбь сердца, потому что у нас в одной Свердловской области живут свыше 4 млн населения, но далеко не все посещают сегодня Верхотурье. С другой стороны, мы не должны обольщаться по этому поводу, должны помнить, что, например, двадцать или тридцать лет тому назад и этого не было, люди были совсем отвращены от церковной жизни.
Сегодня мы не отдаем себе отчета в том, насколько страшными были годы безбожия в нашей стране, как они отвратили человеческую душу от Бога. То, что происходит сегодня, не свершилось за последние мгновения, это происходило годами, десятилетиями, а, может, где-то и столетиями. И сегодня русский человек, во-первых, находится в тяжелейшей экономической ситуации, тяжелейшем ви́дении своего будущего, у него этого будущего практически нет, он его не видит, и уныние и скорбь одолевают его душу. С другой стороны, он постоянно вынужден заниматься изыскиванием средств для своего существования – ему не хватает времени, как ему кажется, на то, чтобы он остановился и несколько минут побыл у Бога. Кроме того, может быть, он в своей жизни не видит, что Бог хочет ему помочь в чем-то конкретном, потому что у него слабая вера. Если человек однажды пришел и поставил свечку в храме и у него ничего не получилось, это совершенно не значит, что чуда в этой жизни нет и Бог никогда никому не помогает, или все это просто выдумки тех, кто несколько «экстравагантно»относится к христианской жизни.
То, что мы видим сегодня, – это переплетение очень и очень многого. Для кого-то сегодня большая радость, и мы видим, как по-настоящему счастливы те люди, которые пришли сегодня. Дети и взрослые, мужчины и женщины, люди совершенно разного положения и уровня шли десятки километров по Симеоновой Тропе, сегодня были на службе и причастились Святых Христовых Таин. Завтра они будут в Верхотурском монастыре у мощей праведного Симеона. Но ведь жизнь на этом не заканчивается, и хотелось бы пожелать, чтобы мы как можно глубже обратились к своей национальной истории и жизни, почувствовали радость от соприкосновения с этим духом, который был присущ нашим родителям, родителям наших родителей, которые были совершенно другими людьми. Они не унывали и не роптали как мы, имея гораздо бо́льшие скорби, чем сегодня, они были гораздо более жизнеустойчивыми. У них было твердое ощущение будущего, твердое упование на силу и помощь Божию, и они не боялись исповедовать Бога в среде, которая Бога абсолютно не принимала.
Очень хочется надеяться, что наша жизнь сложится таким образом, что мы все-таки почувствуем себя русскими православными людьми, причастными той традиции, которая сохраняла нашу страну и наш народ на протяжении тысячи лет. Одним из таких носителей этой традиции и утвердителем национального православного русского бытия был праведный Симеон Верхотурский, покровитель Урала и Сибири, которого мы с любовью чтим, и к которому русский человек с любовью приходит уже более трех веков. Помогай всем Бог. И дай Бог всем утешения и радости в сегодняшние дни и другие дни нашей жизни.
– Накануне этого разговора, поздно вечером все паломники, прибывшие в Меркушино на автобусах, вместе с владыкой и сестрами встречали участников крестного хода. И как встречали!Такую встречу забыть невозможно.
Вот мы и решили спросить у митрополита Кирилла: «С каким чувством он встречал богомольцев?» Мы видели, что многие женщины, натуры чувствительные, от избытка эмоций и слезы с ресниц смахивали. А что переживал архипастырь, видя это малое стадо?
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:
– Мы ждали… я думал, что они появятся через некоторое время, а они появились очень неожиданно, вдруг, из темноты. Для меня было радостно, что среди них были мои знакомые, ребята, которые появились из ничего в нашей христианской жизни: у них не было воспитанных в христианском духе родителей или бабушек и дедушек, которые бы их воспитывали по-христиански, но они пришли в церковь и остались. Это люди, которые являются сегодня подвижниками. Мы с вами знаем, что в нашей стране, как ни в какой другой, историю и жизнь делают подвижники и люди, абсолютно склонные к чудесному восприятию жизни. Потому что на таких людях держится сама жизнь, без этих духовных романтиков не бывает того мироощущения, с которым мы сами попадаем в эту жизнь. Дай Бог, чтобы мы, испытывая этот некий духовный романтизм, могли оставаться совершенно трезвыми по отношению к этой жизни, ее восприятиюи проповедовать Бога, Который находится в нашей жизни, среди нас и не дает распасться тому, что с человеческой точки зрения давным-давно должно было исчезнуть с лица земли. Бог всем в помощь и Ангела Хранителя в путь, на крестные ходы, на крестные пути и на наше исповедничество во славу Божию. С праздником!
Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!