Уроки православия. Школа покаяния. Урок 85. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 43 часть)

11 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Слово о смерти»… Из этого творения святителя Игнатия мы узнали, что готовиться к смерти необходимо и что без такой духовной подготовки войти в Царство Небесное невозможно. И на сегодняшнем заключительном уроке мы вспомним некоторых наших современников - тех, что не пренебрегли советами святителя. Вспомним, чтобы «взирая на кончину их жизни, подражать вере их»…

– «Слово о смерти»… Зачем нам понадобилось так долго слушать, а точнее, читать столь пространное творение, написанное более полутора веков назад святителем Игнатием (Брянчаниновым)? До него ли нам – людям, стремящимся жить, сажать деревья, строить дома, растить детей, внуков, а еще быть здоровыми, успешными, счастливыми? Мы готовы слушать слово о жизни, но тратить силы и время на то, чтобы узнавать о смерти, а тем более готовиться к ней, – это ненормально! Увы, так нередко думают и многие сегодняшние христиане, и этим они мало отличаются от современников и святителя Игнатия, и тех святых, что жили в средние или древние века. Но святые отцы во все времена напоминали христианам о том, что значит для человека смерть и как приготовить свою душу к вечности.

Если же этого не знать и не делать, то человек, пишет святитель Игнатий, никогда не поймет, что «все земные наслаждения и занятия – это пустые игрушки, в которые играют взрослые дети и которыми они проигрывают вечность». Итак, учит святитель, готовиться к смерти необходимо, и на сегодняшнем заключительном уроке этого цикла мы будем вспоминать жизнь и кончину некоторых наших современников или людей, живших совсем недавно. Вспоминать для того, чтобы, «взирая на кончину их жизни, подражать вере их», а еще для того, чтобы этими примерами подтвердить истинность православного учения о смерти, которое принято Церковью, открыто для всех и которое святитель Игнатий лишь изложил для нас в своем «Слове».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга, кандидат философских наук:

– Святитель Игнатий не открыл эту тему, он не первопроходец, но, видя, насколько его близкие и окружающие забывают о ней, написал о смерти. Эта тема не новая для христиан. Разве мы не умираем? Мы все умираем. Было ли раньше известно, как готовиться к смерти? Конечно, было известно, известно практически, и не надо было писать, потому что все было естественно. Но как только люди начали забывать о подготовке к смерти, Бог дает Церкви таких писателей, которые пишут об этом и формулируют известный опыт. Поэтому святитель Игнатий формулирует известный святоотеческий опыт, уже утрачиваемый христианами. А когда христиане, может быть, даже не читавшие этого, сталкиваются с преддверием вечности, то, как они себя ведут, говорит о том, что это единодушные люди. Отец Константин Меркушинский, зная, что его ведут на расстрел, молится и прощает врагов, он умирает не в злобе, не в ненависти, а умирает как наш Господь, прощая грехи нашим же русским, но озлобившимся людям.

– Об этой стороне подвига отца Константина мы узнали благодаря людям, которые оказались свидетелями тех событий. Нечасто случается видеть, как твердо верующий во Христа человек готовится к смерти, ожидает ее, а тем более как ее принимает. Это не рядовое событие. Но когда человек по воле Божьей находится рядом с ближним в преддверии его кончины, видит его поступки, слышит слова, замечает, какие тот расставляет приоритеты, все это становится удивительными уроками живой веры...

И люди, бывшие рядом с отцом Игорем в его последние дни, также получили эти уроки. Теперь они делятся с нами на страницах книги тем, как он совершал этот духовный труд, как проносил эту тяжкую ношу, в чем искал опору, где находил утешение. Читая эти свидетельства, понимаешь, что ты соприкасаешься с уникальным опытом, который необходимо передавать. И дело это насколько трудное, настолько и полезное, душевно полезное.

– Понятно, что это очень тяжелые вещи. В Евангелии мы видим, какие муки пережил Господь перед распятием: Ему, безгрешному, конечно не свойственно было умирать. Это нам свойственно, а Ему нет. Тем не менее Он недаром говорит, что мы должны пройти этим путем (если идем за Христом). Предощущение смерти очень тягостное, тяжелое: а что, если последний раз здороваешься со своими близкими? Переоценка своих действий, жизни – это все очень непросто, это огромный духовный труд.

Если вспомнить, у отца Игоря даже не было духовной поддержки. Иеромонах Игорь (Васильев) пишет, что поисповедоваться негде, потому что поблизости нет собратьев. Состояние духовного одиночества, когда ты реально не можешь поделиться, нет близко товарища, которому ты бы мог рассказать, – очень тяжелое. Остается только молиться Богу. Поэтому в книге описано, что отец Игорь уходил в горы и там молился. Возникают евангельские аналогии, но, думаю, это связано в том числе и с духовным одиночеством. То есть это не так героически, как нам кажется: встал, пошел, пришел... Это, конечно, тяжело, это духовный труд, но обязательно с молитвой, обязательно покаянный, обязательно переоценивающий твою жизнь, дающий очень крепкую надежду и веру на Промысл Божий: если так надо, то будь как будет. Это очень тяжело.

– Отец Игорь принял мученическую кончину в день памяти святителя Игнатия – 13 мая. Это был воскресный день – 5-я неделя по Пасхе, когда Церковь вспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкой, представляя нам в ее лице образ грешницы, ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя. Святитель Игнатий также почил в день воскресный, в 3-ю неделю по Пасхе – Неделю Жен Мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных учеников Христовых. Как мы уже не раз говорили на наших «уроках», каждый день церковного календаря может многому нас научить.

– Да, если исходить из цитаты, с которой мы начали, о том, что надо наблюдать за временем, за этапами своей жизни, какими-то событиями, знаками (не увлекаясь, конечно, ложным мистицизмом, а именно смотря трезво), то должны понимать, что означает такое время кончины святителя Игнатия. Во-первых, это пасхальные дни, что не требует, наверное, какого-то особого толкования. Неделю Жен Мироносиц мы сейчас воспринимаем как православный женский день (дело вкуса, хотим так воспринимать – воспринимаем), но на самом деле это не только день Жен Мироносиц. Кроме них вспоминаются благообразный Иосиф, который, будучи членом синедриона, не побоялся прийти к Пилату попросить тело уже убитого Господа, снял Его с креста, положил в могилу, приготовленную для себя, – вот такой подвиг служения; и вспоминается Никодим, который тоже был членом синедриона. Несмотря на то что эти люди потом подверглись опале, гонениям, потеряли все, они служили Господу. То есть это Неделя верных учеников, не только женщин, но и мужчин, это их общий день.

Причем есть проповедь святителя Игнатия на этот день, из которой как раз и можно увидеть красоту этих дней – Недели Жен Мироносиц и праведных верных учеников, которые были верны до смерти. И, несмотря на угрозу смерти, несмотря на свое благородное происхождение, богатство, они стали христианами и пошли за Христом. Вот эта верность Христу свойственна и святителю Игнатию, который тоже был дворянином, имел хорошее образование, перспективы прекрасной государственной службы, но он выбрал быть верным Христу. И, несмотря на мнение окружающих людей, близких, даже отца, все-таки стал монахом и был верным Христу.

– И здесь мы совсем не случайно вспомнили других последователей Христовых – наших современников, которые так же, как и отец Игорь, приняли мученическую смерть за веру. Речь идет об убиенных на Пасху 1993 года оптинских монахах – мучениках Василии, Трофиме и Ферапонте. Надо сказать, что автор книги об отце Игоре Анастасия Рахлина, перед тем как взяться за ее написание, поделилась своими сомнениями и тревогами с Ниной Павловой, автором книги «Пасха Красная». И та, прочитав статьи Анастасии об отце Игоре, ответила так: «Мне почему-то подумалось, что отец Игорь, так же как и наши оптинские новомученики, был богатырской породы – мастер спорта. Он мог, как отец Василий, отец Трофим, отец Ферапонт или как преподобный Серафим Саровский, заломать убийцу... Но не стал этого делать… Написать о нем надо обязательно! – заключила Нина Александровна и дала Анастасии один маленький совет: – У нас святых пишут в безвоздушном пространстве, а надо бы – как портрет на фоне эпохи».

И нам, первым читателям книги «В руки Твои, Господи», думается, что автору удалось нарисовать именно такой портрет и показать, в каких условиях и обстоятельствах может рождаться вера в душе человека и как она с Божией помощью и усилиями самого человека, в данном случае отца Игоря Розина, возрастала и укреплялась. А еще мы увидели, как по мере этого возрастания изменялось и его отношение к жизни – земной и вечной.

«Употребим земную жизнь нашу, этот великий дар Божий, соответственно назначению, указанному ей Богом, на познание Бога, на познание самих себя, на устроение своей вечной участи» (святитель Игнатий (Брянчанинов).

Были ли знакомы именно эти слова оптинским новомученикам, мы также наверняка не знаем, но сам их приход в монашество уже предполагал и умирание для мира, и они точно знали, что все в этом мире тленно, кроме одного – кроме той жизни во Христе, которая, как пишет святитель Игнатий, продолжается и за пределами гроба… И так Пасха показала: оптинские монахи оказались готовыми к смерти, даже внезапной. Внутренне оказались готовы. А потому их жизнь и их мученическая кончина помогли стольким людям переосмыслить и свою собственную жизнь…

– Монахи уже по своему призванию должны умереть для жизни, и такое умирание, наверняка очень глубокое, нам, живущим в миру и суете, не очень понятно. После их кончины, в результате расследований оказалось, что перед смертью они со всеми примирились, раздали какие-то свои вещи. То есть мы можем увидеть какие-то признаки их подготовки, хотя, конечно, приходится только гадать: предчувствовали они свою кончину или нет, знали или не знали. Но это было на Пасху, а перед Пасхой идет Страстная седмица, в первые два дня которой поется песнопение (оно же стоит в заставке передачи «Уроки православия»): «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим». То есть, по сути, само богослужение, подготавливая к Пасхе, на самом деле готовит к той памяти о смерти, о которой мы говорим, изучая труд святителя Игнатия.

Что это за история с Женихом и рабами, которые должны быть бодрствующими? Это же не просто некая бытовая ситуация, а образ, в котором скрыта смерть: ты, как раб, господин которого в отъезде, должен находиться в правильном духовном состоянии и правильном делании. Господин приходит неожиданно, как неожиданно приходит смерть, тут и выходит вся правда: что ты накопил за жизнь, что сделал. Господин – это как раз некий образ ответа души Богу за свою жизнь. Поэтому оптинские монахи духовно были подготовлены.

– Но нужна ли такая подготовка лично мне? – наверняка кто-то из зрителей задаст себе такой вопрос. Нужна ли именно такая подготовка, о которой писал святитель Игнатий и которую проходили и отец Игорь, и оптинские мученики, и еще многие и многие христиане, жившие в разных странах в разные времена? Ведь не секрет, что даже от нынешних прихожан можно запросто услышать либо пожелание себе «легкой смерти», либо комментарий по поводу чужой «легкой смерти»: как же хорошо человек умер! А спроси у этих комментаторов, чем же так хороша для души смерть варианта «уснул и не проснулся» или «упал и не очнулся», и они доверчиво пояснят: так ведь не мучился человек. Да, телом не мучился. Но неужели это и есть предел наших ожиданий?  Неужели отсутствие страданий, физических, душевных,  является критерием «успешности» завершения земного пути?

– Понятно, что мы хотим на лифте въехать в рай, «православие-лайт» – это известные вещи, искушения нашего времени. Но есть правда жизни: Богу надо доверять. Если Он даст нам эту тяготу, надо ее прожить, потому что она полезна, дает переоценку. Если вспоминать примеры святителя Игнатия, то такая неожиданная кончина, как «шел, поскользнулся, очнулся – а ты уже на Страшном Божьем Суде», наоборот, дается по нераскаянности человека. Лучше, когда человек подготавливается. Да, это тяжелое состояние, как и рождение ребенка, которое причиняет страдания как матери, так, наверное, и ребенку (просто мы не помним этого), но в результате рождается человек. Так же и переход в вечную жизнь: он тоже нелегкий, но надо довериться Богу. Необязательно все будут мучениками, как отец Игорь и оптинские монахи. Мы забыли привести также пример отца Даниила Сысоева, которому тоже угрожали, хотя жил он не на Кавказе, а в Москве, и угрозы были за его проповеди, и убит он был в храме. Необязательно у всех будет такая кончина, но речь идет о подготовке, о том, чтобы мы не забывали о своей смертности. А для этого у нас есть церковный устав, церковный календарь, который позволяет это делать. Допустим, в суете мы не можем это делать, но можем посвятить один из постов изучению труда святителя Игнатия «Слово о смерти». Забыли – снова повторить, и потихонечку у нас появится такой навык.

– Именно к приобретению такого навыка нас и призывает святитель Игнатий в «Слове о смерти». Он пишет, что живая память смерти заключает в себе множество добродетелей, что она является родительницей плача, имеется в виду плач о своих грехах, матерью молитвы, она побуждает христианина к воздержанию, бесстрастию, благоразумию, от нее рождается сугубый страх Божий, а сердце очищается от страстных помыслов…  «Постоянное памятование о смерти, – пишет святитель, – есть дивная благодать, удел святых угодников Божиих». «Но и нам, немощным и страстным, – добавляет он, – также необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти – усваивать сердцу навык размышления о ней, хотя такое размышление и крайне противно сердцу грехолюбивому и миролюбивому».

А потому, пишет святитель, для такого обучения (согласно наставлению святых отцов), нам необходимо ежедневно выделять определенное время, свободное от попечений, и посвящать его спасительному воспоминанию о страшной и неминуемой смерти. Да, поначалу человеку придется с величайшим трудом принуждать себя пусть даже к холодному воспоминанию, но если он продолжит это занятие, то впоследствии появятся и другие противодействия, и о них святитель Игнатий также нас предупреждает. Но затем утешает такими словами: «У того же христианина, который не оставит этого подвига, болезнь сердца обязательно преложится в радость, поскольку в сердце такого подвижника родится надежда на спасение. Вот чего на самом деле и должен искать христианин, взирая на конец жизни своей…»

Святитель Игнатий заканчивает последнюю главу «Слова о смерти» (за которой последует еще призыв к читателю) обещанием того, что плоды у таких трудов будут обязательно! Сам Господь подаст их подвижникам по милости и благодати своей. И напоследок святитель открывает нам тайну спасения – те ценнейшие знания, которые столь необходимы всем нам сегодня! Оказывается, что это воспоминание о смерти, если только оно сопряжено с усердною молитвою и плачем о грехах, может заменить христианину все иные подвиги, оно может доставить ему чистоту сердца, привлечь к нему благодать Святого Духа и тем самым даровать свободное вознесение на небо мимо воздушных властей.

– Получается очень интересно: мы так долго изучаем этот «учебник», продолжаем изучать его и в этом, 2017 году,  который является годом 150-летия со дня кончины святителя Игнатия, – круглая дата, которая привлекает к себе внимание. Понятно, что не только в этот юбилейный год, связанный с переходом святителя Игнатия в вечность, но и всегда мы должны использовать этот опыт как учебник, как инструкцию. И наверное, тех учеников, которые пытаются учиться по его учебнику, святитель Игнатий не оставит в своих молитвах не только в этот год, но и всегда. Поэтому давайте постараемся в этот год обратить особое внимание и на жизнеописание святителя Игнатия, поскольку там очень много интересных примеров для жизни, и обязательно прикоснуться к его трудам.

Существует мнение, что святитель Игнатий – это писатель для монахов, для отшельников. Но это писатель для всех христиан, и мы не должны пренебрегать таким сокровищем. Поэтому давайте молитвенно попросим у святителя Игнатия о помощи. Он сам писал в одном из своих произведений (в «Аскетических опытах» есть статья о чтении святых отцов), что, читая творения того или иного отца, нужно молитвенно обратиться к нему, и Бог по его молитве даст тебе разумение. Когда человек говорит: «Я открываю святителя Игнатия, но не понимаю его, не мое чтение», это как раз симптом того, что мы еще очень слабы в вере, у нас нет практики. И чтобы она была, давайте помолимся святителю Игнатию, чтобы по его молитве Господь дал нам духа разума и мы поняли эти писания и приняли их в своей жизни.

«О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих, и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наши, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 25 октября: 08:05
  • Среда, 25 октября: 21:30
  • Четверг, 26 октября: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы