Уроки православия. Школа покаяния. Урок 76. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 34 часть)

24 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сталкиваясь с проблемами, мы нередко обращаемся за помощью к специалистам, поскольку именно они умеют находить и причины проблем, и пути их решения. Приемлем ли такой подход в духовной жизни? Вполне! А специалистами в этой области являются святые отцы. Читая творение одного из них – «Слово о смерти» свт. Игнатия (Брянчанинова) – мы не только узнаем о законах духовной жизни, но и получаем подсказки, как решать свои проблемы.

– Что мы делаем, когда у нас дома, например, отказывает бытовая техника? Или когда мы заболели? Или когда нам необходимо решить коммунальные проблемы? Правильно, мы обращаемся к специалистам. И стараемся при этом не нарваться на такого мастера, врача или работника ЖЭКа, который станет наобум менять разные детали или блоки в холодильнике, компьютере. Или начнет экспериментировать с разными методами лечения. Или займется электропроводкой в то время, когда течет кран. Такой помощник нам не нужен!

Нам нужен тот, кто имеет все необходимые знания, умения, навыки в определенной области и сможет решить нашу проблему. Тот, кто точно знает принципы, правила и даже законы, по которым, условно говоря, работает та или иная система, кто умеет находить причины неисправности, устранять их и восстанавливать работоспособность системы в целом.

Но приемлем ли такой подход в духовной жизни? Вполне. Все наши духовные дефекты, сбои и поломки – а они у нас, конечно же, есть – можно и нужно исправлять. Прежде всего – прибегая к помощи Бога (хотя и Он без наших усилий ничего не сможет сделать), а еще – к помощи тех специалистов в духовной жизни, каковыми и являются святые отцы. Именно от них мы узнаём о законах и принципах духовной жизни, от них получаем подсказки, как устранять те или иные внутренние повреждения, а точнее, страсти. И читая на наших уроках «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова), мы обнаруживаем множество таких законов. Один из них гласит: «Страсть не всегда выражается делом; она может жить тайно в сердце человека, обладая его чувствованиями и помышлениями».

– Святитель Игнатий раскрывает нам закон, как действуют страсти. Если человек не читал духовной литературы – святоотеческой или пособий о подготовке к исповеди, – очень часто грех воспринимается как некое внешнее дело, причем очень грубое. В нашем храме мы с определенного времени начали учить людей готовиться к исповеди, и я абсолютно уверен, что это правильное, на самом деле первостепенное дело, которым надо заниматься, – учить людей вере и тому, как надо правильно готовиться к исповеди. Почему? Потому что исповедь очень часто состояла из того, что человек приходил и говорил:

– Согрешил делом, словом, помышлением.

– Это теоретически. А чем практически, конкретно?

– Не знаю. Я ничего плохого не делал: не воровал, не убивал.

Такие крайности. При разборе оказалось, что и воровал, и убивал, все было.

А если мы будем раскрывать, как грех развивается в человеке, то поймем, что не бывает так, что человек взял и убил или украл просто так, ни с чего. Оказывается, грех развивается в человеке. Это уже давно открыто, просто нам нужно взять, почитать, поизучать и понять, как грех развивается в нас.

В любом случае лукавый хочет не просто втолкнуть человека в грех, обмазать его грязью, а хочет, чтобы человек измазался сам, – вот его цель. Цель лукавого – склонить свободу и волю человека на грех. Это делается через помышления, через помыслы. Мы духовно-телесные существа, и лукавый, как духовное существо, имеет возможность в ум человека засеивать, забрасывать мысли. Люди начинают спрашивать: а каким образом, а почему так? Нам не открыт этот механизм, но он есть.

Наш ум открыт, работает, как, например, антенна сотового телефона, на прием. Поскольку мы в греховном состоянии находимся в общении не с ангелами, а ангелами падшими, они посылают нам такой помысел, прекрасно зная, кто мы, что собой представляем, какие у нас особенности, кто наши мамы, наши дедушки, бабушки и прабабушки. Мы плохо знаем свою родословную, а они знают ее хорошо и чем нас можно подбить, знают. И дают мысль, особенно когда человек невнимателен к себе, когда понятия не имеет, что такое внутренняя молитва, наблюдение за собой, своими помыслами, – человек эту мысль принимает, начинает ее рассматривать и принимать. Потихонечку этот помысел попадает в сердце, появляется желание, разгорячение, потом уже грех. Оказывается, сперва грех воспринимается умом, потом чувствами и желаниями, а затем уже делами. То есть если мы будем воспринимать грех как дела, то не увидим основного пути развития греха.

Если сравнить грех с сорняком, то, если мы оторвем только сам цветок, ничего не победим. Цветок – это как бы уже сами дела, а его корни – это мысли. То есть растение надо вырвать полностью, чтобы оно погибло. Чтобы победить тот или иной грех, надо не только за делами следить, а в первую очередь за корнями – за появлением мыслей в своем уме. Но это происходит не так, что человек сидит и думает: «Так, о чем я сейчас думаю?» Это и не получится и ни к чему доброму, особенно человека неопытного, не приведет. Куда нужно направлять ум? В молитву. Для этого очень удобна молитва краткая – молитва Иисусова, или молитва мытаря, или, например, какая-то небольшая цитата из Псалтири. То есть любая молитва заставляет ум концентрироваться на молитве, а не на грехе, тогда человеку проще за собой наблюдать.

Я знаю, что на «Уроках православия» изучали авву Дорофея. У него очень хорошо описан этот механизм развития греха на примере гнева. Преподобный авва Дорофей сравнивает его с огоньком. Если помысел – это как бы спички, чувство – уже костерок, и так далее. И на всех стадиях можно бороться с грехом. Главное, быть к себе внимательным, тут же каяться. Чем в более ранней стадии выявлен грех, тем легче его искоренить – такой закон.

– А святитель Игнатий продолжает описывать механизм действия страстей – как они могут пленять человека, в чем это проявляется. Он пишет: «Страсть познается из того, что человек не перестает воображать грех и услаждаться его мечтанием. Плененный грехом, человек уже не в силах противиться увлекающей силе греховных помышлений и картин, которые своею непотребною сладостью поглощают всю его мудрость и крепость».

– Лукавый дал помысел, я этот помысел принял, не отверг его, начал рассматривать. И что происходит? В этом случае я склонил свою свободу к греху.

Если бы я был внимательным человеком, когда помысел только пришел, откинул бы его от себя. Каким образом? Молитвой. Если бы я обратил тогда внимание на молитву, то греха бы не совершилось. Это как если бы подошел человек и говорит: «Давай пойдем банк ограбим». Ты отвечаешь: «Нет-нет, не пойду». Ты же в этом случае не соучастник преступления. Но когда я говорю: «А почему бы и нет? А пойдем посмотрим, где! А сколько мы с тобой добудем?» – в этом случае я уже соучастник преступления. Так же получается, что если я принял помысел, рассматриваю его, он уже мне приятен, в этом случае я уже склонил свою свободу к греху. Как бы открыл сатане дверь: «Заходи!» Он заходит в виде проявления страсти. А потом я не понимаю, как так получилось, что я согрешил. Просто, а на самом деле в жизни не очень просто.

Надо за собой следить, и мы увидим, что все это реально развивается. Все страсти развиваются именно так. Просто бывают страсти, которые в человеке более развиты, и этот механизм работает быстрее. Все это развивается именно так: помысел, принятие, чувства, желания и грех (делом или словом).

– Каждый из нас на личном опыте знает, что происходит, когда страсть попадает в сердце. Попала, и всё – вмиг там, в глубинах сердца, взрываются чувства, а ум отключается. И мы уже не в состоянии контролировать себя, не в состоянии остановить буйство чувств не только вовремя, а вообще не можем – и уже мы не ведаем, что творим. Слова говорим гадкие, дела совершаем худые, удержать себя не можем – не зря в народе про такое состояние говорят: «Ну, понеслось!»

А как сделать, чтобы не несло? Нельзя ли в самом начале атаки помыслов отцеживать те греховные мысли, от которых и разгорается весь сыр-бор?

– У нас, неопытных людей, не получится отцеживать. Мы даже не почувствуем появления этих помыслов, что могут чувствовать люди духовно опытные, которые осознают его не в себе уже, а чувствуют только его приближение.

Мы не монахи, не подвижники, а обычные грешники, и наша задача – в течение дня стараться учиться молиться. Как раз молитва, особенно внутренняя, является, с одной стороны, средством безопасности, потому что ум находится в деле, а не бездельничает. В этом случае он как сотовый телефон в режиме «полет»: включен, но на прием не работает. И когда человек начинает молиться, ум у него, образно говоря, находится в режиме «полет»: он работает, потому что в уме происходит все, что нужно. Ум может молиться, а это одно из самых важных его дел. Внимание направлено на молитву, и в этот момент, как сотовый телефон в режиме «полет» не может поймать никакой сигнал, так же и ум не попадается на эти помыслы. С другой стороны, внутренняя Иисусова молитва является средством тут же вылечиться от той порции яда, которую тебе впрыснул помысел, а ты по своей немощи и невнимательности принял ее. Даже когда разгораются чувства, если человек тут же начинает молиться, каяться, а не ждать субботы (или другого дня) исповеди, потому что сто раз забудешь, является и средством безопасности, и средством лечения.

Мало того, что мы констатируем, что согрешил, надо же еще и бороться, а борьба как раз заключается в том, что человек за собой следит. Тогда будет должен поменяться образ жизни. Потому что если человек привык каждый вечер смотреть «Пусть говорят», «Дом-2» и по три часа сплетничать по телефону, никакой внимательной жизни у него не получится, поскольку ум у него закидан мусором и он этим мусором будет пользоваться. То есть внимательная жизнь предполагает ограничение той информации и развлечений, которыми напичкан наш мир. Если я каждый день хожу в гости, то не узнаю, что такое внутренняя или серьезная молитва, что такое покаяние. И если я каждый день смотрю телевизор, тоже не получится.

– «Страстный человек не престает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, – пишет далее святитель Игнатий, – и через это он поддерживает свое общение с темными духами, поддерживает свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель».

– Да, мы опять возвращаемся к разговору о том, что грех – это не только дело. Человек может внешне выглядеть положительно, а внутри сохраняет любовь к страсти. Причем не так, что она живет тайно и человек ее не замечает, – такого нет в нас. Страсть обязательно проявляется в виде надоедливых помыслов, чувств, желаний. Пост начался, а человеку хочется молока. Это о чем говорит? Просто потому, что организм говорит голове: «Голова, мне хочется молока!» или: «Пельмешек свари». Это говорит о том, что в нас есть чревоугодие, оно заскучало и говорит: «Эй, голова, ты что там в духовную жизнь играешь? Давай! Мне требуется». И эти помыслы начинают мучить человека. Если он не начнет бороться с ними, не начнет каяться, весь пост он промучается, а наступит праздник, окончание поста – и он объестся. Вот как проявляются эти вещи.

Не надо быть сверхвнимательным к себе, это проявляется сразу же, и не только в виде чревоугодия. «Этот меня раздражает. Тот неправильно поступает. И этот такой-сякой». Ты молчишь. Даже внешне можно сыграть, что ты кроткий, милый, спокойный, а внутри все кипит, все раздражают: они все криворукие, все делают не так, все-все мешают мне жить. Это тоже проявление страсти. Какой? Гордости, гнева.

Либо внешне я хороший, спокойный, нормальный, а мне все надоели, всё не так, всё плохо, я такой несчастный. Какая страсть? Печаль. Или я тружусь, иду на службу, молюсь, а сам думаю: «Вот приду домой, включу любимый сериальчик, почитаю любимую книжечку. Потерплю сейчас этих всех». Какая страсть? Уныние. Или настроение у меня поднялось: «О, классно, в гости пойдем завтра к друзьям» – уныние. Молиться надо, а ты сидишь и мечтаешь, как устроишь в огороде грядки, купишь тепличку, – сребролюбие.

Все страсти четко проявляются. Надо только смотреть не на грехи других людей, а посмотреть в себя – и увидим такую страшную картину. Надо только увидеть.

– А святитель Игнатий продолжает: «Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя постоянным победителем в невидимой брани».

– Еще раз скажу для наших легко расстраивающихся братьев и сестер, что речь идет не о том, что если ты сейчас не увидел, то ты уже находишься в погибели и никогда не спасешься. Нам дается ориентир, что если христианин борется с грехами, то эта борьба не бесплодна, как, например, уборка снега зимой в тундре: сколько бы ни греб, его все больше. Не об этом идет речь. Святитель Игнатий описывает, что, когда человек борется, кается, пытается, неужели Бог отвернется от такого человека? Нет, конечно. И со временем, когда наступит в этой борьбе мера, когда мы перестанем себя жалеть, мера, когда перестанем любить грех, мера, когда мы захотим спасаться по-настоящему, складываются в то, что грехи начинают ослабевать. Это тоже делается потихонечку.

С тем же гневом. Человек не перестает быть гневным, он гневается меньше. Гневается качественно по-другому. Если раньше он скандалил и ссорился долго, основательно обижался, то сейчас делает это кратно меньше. Мы этого не замечаем сами по невнимательности. И, может быть, хорошо, что не замечаем. Мы замечаем проявление греха, а сколько он длился, не видим. Но со стороны хорошо заметно, что человек становится уже другой.

Проходят годы борьбы – нужны не месяцы, а годы, – и страсти человека начинают реально засыхать, уже проявляются не так ярко. И человек – победитель не в том смысле, что он разорвал страсти, как Самсон льва, и те лежат и не беспокоят его, а в том, что они проявляются, а человек бодр. Победитель он не в глобальном смысле, потому что свою природу мы не победим, а победитель на сегодняшний день. Человек всегда бодр: напал на него лукавый в виде помыслов или чувств, а он настороже – тут же покаялся, потому что понял, что происходит. И отступил враг, потому что Христос пришел. Не ты победил.

Когда мы рассуждаем об этом с прихожанами, я привожу такую картину. Вот пограничник сидит на посту и караулит некий участок границы, и вдруг видит: через границу идет множество вражеских солдат. Что он должен делать? Любой человек понимает, что один он не справится. Задача пограничника – вызвать подкрепление. И вот он вызывает, приезжают танки, пушки, самолеты – врагов побили, победа. И я спрашиваю людей: этот пограничник – герой или предатель? Понятно, что герой: он выполнил свою функцию. В духовной борьбе это и есть функция ума, а подкрепление – танки, пушки, самолеты – это благодать Христова, которую Он дает кающимся. Христианские подвижники побеждают благодатью Христовой. Ты увидел, что пришли эти враги, говоришь: «Господи, помилуй мя, грешного». И Господь отгоняет от тебя этих злых собак.

Вот это побеждение, когда человек внимателен к себе, позвал к себе Христа – и враг отступил, в этом уже залог спасения. Залог! А мы сейчас читаем другое.

– «Непорочность, достойная рая, является человеку уже по истреблении из сердца страстей, – учит святитель Игнатий. – Единый Святый Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную некогда диаволом».

– Тут святитель Игнатий еще больше раскрывает тайну, что если происходит это регулярное побеждение, может быть, и падения регулярные, но человек встал, снова победил. Ведь победа над грехом бывает даже не тогда, когда человек не сделал грех, а бывает, по немощи увлекся, но раскаялся – это тоже победа. Разбойник, который покаялся на кресте, победил или нет? Победил же: в рай пошел. Он победил то греховное сердце, которое у него было. Победа произошла. Христос воскрес, сначала умерев. Это тоже не та победа, к которой мы привыкли: когда флаг над главным зданием столицы. У Христа победа происходит по-другому. Если человек признал, что он грешник, регулярно кается – это уже признак того, что он начинает побеждать страсти.

А дальше святитель Игнатий пишет о том, что каждому человеку, который захочет, тому благодать Святого Духа возвращает чистоту сердца непорочного. Представляете, какая надежда? Это ли повод для раскисания и гудения про то, что покаяние – это самоедство, занудство и негатив. А оказывается, вот о чем речь: уже здесь кающиеся христиане получают помощь и благодать Святого Духа и очищаются от грехов. То есть нам нарисована такая перспектива! И она нужна. И внимательные христиане говорят: «А что делать? Куда идти? Где эти правильные вешки?» Далеко не все задают эти вопросы, но бывают такие самородки, которые допытываются.

Оказывается, святитель Игнатий показал, что путь покаяния приводит к таким замечательным, святым результатам.

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать