Уроки православия. Школа покаяния. Урок 73. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 31 часть)

30 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Читая главу «Смертный грех», мы ознакомились с перечнем этих тяжких прегрешений и попытались вникнуть в суть каждого из них, чтобы понять, как проявляется тот или иной грех, как должно оберегать от него душу. Напомним, всего в этом списке свт. Игнатий приводит 17 наименований. И, разобрав на прошлом уроке грехи ереси, раскола, богохульства, отступничества и волшебства, сегодняшний мы начнем с греха отчаяния…

– Смертный грех – понятие, которое в наше время отчего-то вызывает споры и даже критику среди православных. Мол, что значит грех смертный? А что тогда является грехом несмертным? Ведь  мы же знаем, что любой грех (даже самый малый и незначительный) есть преступление перед Богом. И что любой грех отдаляет человека от Бога и лишает его спасения. Так зачем надо сгущать краски и пугать приходящих в Церковь людей подобными страшилками? Действительно, опыт оглашения и катехизации свидетельствует о том, что тема «смертных грехов», столь важная для подготовки к Крещению и воцерковлению, вызывает немало вопросов и сомнений. Но если обратиться к нашим главным учебникам – Священному Писанию и творениям святых отцов, то все сомнения разрешатся, и на все вопросы найдутся точные и верные ответы. И мы узнаем, что смертным называется тот грех, который убивает душу человека, отлучает ее от Божией благодати и неизбежно влечет за собой другие грехи. Об этом святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно пишет в «Слове о смерти». И мы с протоиереем Андреем Каневым, разбирая на прошлом уроке главу «Смертный грех», остановились на перечне этих тяжких прегрешений, чтобы понять, в чем суть каждого из них, как тот или иной грех проявляется, и как должно оберегать душу от таких смертельных ран. Напомним, всего в этом списке святитель Игнатий приводит 17 наименований, и мы, разобрав на прошлом уроке грехи ереси, раскола, богохульства, отступничества и волшебства, начнем сегодняшний урок с греха отчаяния.

– Отчаяние – это тоже грех, который связан с верой в Бога. Когда человек впадает в отчаяние? Когда что-то случается в его жизни или происходит не так, как ему хочется. По нашей вере мы должны понимать, что все, что в жизни происходит – все от Бога, все буквально. И если Он попускает какие-то события горестные, печальные, трагические, то это не означает, что Он тебя оставил. А страсть печали, которая тоже на гордости основана, она дает человеку вот такое чувство отчаяния. Что такое отчаяние? Это отсутствие надежды, надежды на Бога, то есть вера неправильная у человека. Видите, вера – это же не теория, вера – это практика жизни, основанная на правильных понятиях о Боге. И как раз отчаяние – это результат неправильной жизни. Раз человек неправильно верит, то он неправильно будет жить – это закон. Не бывает так, что человек верит неправильно, а живет прямо по-христиански. Не получится так. Внешне можно изобразить, а в реальности такой глубинной жизни не получится. 

– Следующим смертным грехом святитель Игнатий называет любодеяние. Значение этого слова, увы, сможет объяснить не каждый верующий, а мы должны не только понимать смысл этого слова, но и категорически не допускать проявления этого греха в своей жизни. 

– Грехи, которые были первыми перечислены святителем Игнатием, связаны с верой, а сейчас мы разбираем те, которые связаны с практикой жизни, с телесной ее стороной. Любодеяние – это блуд. У нас, не скажу полстраны, но очень много людей живут в так называемом «гражданском браке», который является формой любодеяния, то есть формой блуда. И блуд, начиная с Ветхого Завета (опять же, это не новозаветная заповедь, это ветхозаветная), впадение в блуд тоже наказывалось смертной казнью. И так же сейчас, если человек впадает в блуд, он так же духовно погибает, так же отпадает от Бога, так же подвергает себя этим последствиям смертным. А потом спрашивает: почему у меня скорбей много? Почему у меня ничего не получается?

Прелюбодеяние – это измена. Когда человек состоит в законном браке и имеет на стороне блудную связь – это называется прелюбодеянием. Пре – это приставка, которая означает «больше», «превышающее». То есть если блуд – это страшно, это смерть, то прелюбодеяние – это смерть в двойной степени, в тройной, четверной и так далее. Поскольку разрушается брак. Брак – это важный духовно-телесный союз двух людей: мужчины и женщины. Если человек разрушает брак, то тут задействовано больше людей, Если человек разрушает брак, то тут задействовано больше людей, душ: сам человек, тот, с кем он впал в прелюбодеяние, еще дети. Это целый комок взаимосвязей, вреда, смертей. Поэтому прелюбодеяние – это более тяжкий грех. Если так вообще говорить: смерть и  смерть вдвойне, то это более тяжкий грех.

– Мы знаем, что смертельные болезни тела могут протекать по-разному. Бывают такие, при которых человек ни на минуту не забывает о нависшей над ним угрозе: боль и различные неудобства просто не дают об этом забыть. А бывает и по-другому: человек может болеть и при этом долгое время даже не подозревать о своем недуге, поскольку до поры до времени болезнь никак себя не проявляет. Примерно так же действуют на душу и противоестественные блудные грехи, те самые смертельные болезни души, которыми болеют многие люди. Болеют, но пребывают при этом в абсолютной  уверенности, что они здоровы. И попробуй скажи им об этих болезнях. Ответят, не задумываясь: «Моя спальня – это мое личное дело! И что за дело Богу до того, что там происходит?»

– Господь нас создал для рая. И все, что человека отрывает от этой цели, еще в Ветхом Завете… Видите, я все время ссылаюсь на Ветхий Завет, не надо думать, что мы с вами сидим и сами все это придумываем, а перед нами святитель Игнатий это все придумал, неудобный такой писатель духовный. Это было дано Самим Богом еще в Ветхом Завете. Все эти истории Содома и Гоморры, противоестественных грехов, их возникновения – все это было осуждено еще в Ветхом Завете. И когда сейчас нас «просвещают», в новостях что содомские союзы признаны якобы браками, в той стране и в той... Видите, какая волна идет наката Содома и Гоморры? Что, оказывается, есть якобы христианское обоснование этих всех вещей в развращенной Европе, которая пытается нас учить жить. Вот результатом всех этих вещей тоже была смерть. Потому что это не просто так развлечение. И какое дело Церкви и Богу, что там в постели происходит? Извините, неинтересно, и грязно это все, и мерзостно, но результат-то какой? Опять же результат – смерть души. Поэтому мы это должны знать обязательно.

– Следующим святитель Игнатий называет смертный грех – кровосмешение.

– Кровосмешение – это тоже блудный грех. Он связан с тем, что близкие кровные родственники вступает в блудные отношения, что тоже запрещено Богом.

– Если в прежние времена людям было достаточно такого объяснения, то сегодня нашим вольно думающим и свободно мыслящим современникам обязательно нужно разобраться: А зачем Бог накладывал такие запреты? А почему Он решил так, а не иначе? И за этими вопросами кроме желания разобраться всегда сквозит еще некое недоверие Богу. А точно ли все эти запреты были обоснованы? А не стоит ли за ними желание Творца поэкспериментировать со Своим творением или ущемить его в каких-то правах. 

– Вот эти все обозначения смертного греха, еще раз скажу, ветхозаветного, это запреты не ради запретов, а такие столбы, которые огораживают очень узкую горную дорогу и пропасть. Это знаки: не переходи, иначе будет пропасть. И сейчас мы точно живем в более сложное время, чем наши предки несколько поколений назад, потому что все это доступно. Вся эта грязь, порнография доступна. Сейчас беда в том, что человек зайдет в Интернет, а там все это льется просто потоком. Сейчас дети в этой блудной сфере знают то, о чем их бабушки понятия даже не имели. Потому что современный мир, к сожалению, «просвещает» этой грязью и чернотой. Люди заражаются, поэтому эти понятия давно уже сместились. Но Церковь должна свидетельствовать о том, что содомский грех и есть содомский грех, и результат его – смерть. И все эти лукавые объяснения, лукавые представления о толерантности, пока еще, слава Богу, европейские, не совсем наши – это просто оправдание греха. Как эти общества могут вообще даже близко называться христианскими, я понять не могу.

Еще я думаю, что то, что сейчас современная Европа представляет из себя по большому счету Содом и Гоморру – это как раз следствие их еретического отступления от Истины. Потому что, если мы не поленимся и почитаем историю Европы или историю папства, мы увидим, что как только эти ереси закрепляются католиками, с ними начинаются серьезные проблемы исторического характера. Та же эпоха плохих пап, та же эпоха раскола и появления протестантов различных мастей – это все следствие единой логической цепи. При этом цепочки, исходящей из того, что христианами была принята узаконенная ересь. И все, что сейчас происходит – содомия, всякие войны –  не Восток же насаждает, это делают вот эти постхристианские страны, постхристианские деятели. Потому что они отошли от Истины. Вот это беда, трагедия. Мы не говорим: вот, вы там такие, это несчастье человечества. Но если мы посмотрим новости, на все, что происходит, – это все следствия отступления европейской цивилизации от Истины. Этакий «закат Европы», который мы видим. И поэтому все соглашения о том, что надо бороться за семью, надо выступать против содомитов, принятые европейскими этими товарищами... Это они пропустили, это их каноническая территория. Вот они пропустили, они и родили все это дело. Поэтому с ними надо крайне осторожно. Они нам не братья в этом смысле, вообще ни в каком смысле. Никак.

– А мы, продолжая знакомства со списком смертных грехов, обнаруживаем в нем порок, без которого многие жить просто не могут. Вот и получается: и с ним жить нельзя, и без него невозможно. Речь идет о пьянстве. Оно цветет в нашем обществе пышным цветом всего-то последние сто лет. Но нам почему-то кажется, что пьянство всегда было национальной чертой нашего народа, и не пить русский человек вроде как и не может. Но это не правда. 

– К сожалению, информационная война действует, и нашему народу вдалбливали и вдалбливают, что русские всегда были пьяницы, вечно пили. Но это заблуждение и просто идеологические штампы. То, что происходило до революции 1917 года, если брать ту культуру, то она была совершенно не пьющей, в современном смысле слова. Потому что если крестьянин будет пьянствовать, он ни себя, ни семью не прокормит. Надо работать с утра до вечера. А когда у людей подорвана основа веры, тогда действительно: закрылся человек в четырех стенах в своей «хрущевке» – и там начинается пьянство как отрыв от веры. Нравственных основ нет, веры нет – что человеку остается делать? Он как хозяин сломлен, надломлен. Отсюда начинаются все эти беды, потому что нет веры.

– Вслед за пьянством в списке смертных грехов идет святотатство. Опять-таки слово для многих непонятное.

– Да, непонятное, но проблема существует. Святотатство – что такое? Тать переводится с церковнославянского как «вор». Святотатство – кража святыни. Под святыней имеется в виду то, что принадлежит Церкви. И когда человек грабит Церковь или святыню какого-то человека, допустим, иконы – это святотатство. Буквально вчера подводили итоги –периодически надо проводить какие-то ревизии – в церковной лавке. Мы же ко всем относимся нормально: если человек пришел в церковную лавку, значит, это человек близкий по духу, к вере. И вот оказывается, что за три года у нас украдено дисков на 21 тысячу, тоже интересный факт. Человек пришел в церковную лавку и утащил диски. Попроси, мы тебе так отдадим. И зачем красть церковный диск? Послушать, чтобы что-то новое узнать? 

– Как спасать душу.

– Да, как спасать душу. Ну, пускай, пускай. Попросили бы – не жалко отдать. А когда человек таким путем берет себе, то это, конечно, страшно. Это как раз и есть одна из форм святотатства. 

– Человекоубийство – тот смертный грех, который люди, хотя и не все, пока еще считают злодеянием. 

– Это, наверное, вещи по нашей грубости уже вполне понятные: убийство в любой форме, несет на себе такие последствия. Конечно, кроме защиты Родины, тут тоже не надо впадать в крайности толстовства. 

– И тому, кто при защите своей Родины и своего народа все-таки совершил этот страшный грех, Церковь дает возможность загладить вину и уврачевать свою душу. 

– По правилам Церкви воину, честно защищавшему свою Родину, близких и воевавшему, нужна определенная духовная реабилитация. Но это не осуждение самого действия. Потому что, если ты скажешь: «Я убивать не буду, автомат не буду в руки брать», враг убьет больше. Существует определенная статистика. Если брать войны прошлого, то в основном воевали воины, военнослужащие. ХХ век по своей жестокости и еще большему отступлению от веры, Истины, создал такие условия, что из погибших во время Великой отечественной войны, сейчас говорят уже о 27 миллионах, из них только около 9 миллионов – военнослужащие, а все остальные – это гражданское население.

А если взять войны, которые проводят Соединенные Штаты, например, войну во Вьетнаме, там соотношение такое: один вьетнамский военнослужащий и 90 мирных жителей. Представляете? То есть количество мирных жителей становится все больше, растет со страшной силой. Это я к чему говорю? К тому, что если мы будем говорить, что военнослужащий не должен защищать Родину, что это грех. Защищать Родину – это не грех, это подвиг. Но само состояние войны, когда человек вынужден убивать другого человека, ненависть, состояние кошмара, потому что война – это кошмар, после всего этого человеку нужна реабилитация. Это не как убийство. Потому что даже с канонической точки зрения – которую мы сейчас не применяем: народ у нас расцерковленный и не к кому такое применять – если за убийство полагался огромный срок епитимьи, то военнослужащему, пришедшему с войны, нужен был год реабилитации. Это о многом говорит, как оценивалось такое действие. Потому что если ты врага пропустишь, 90 человек погибнет. Это более тяжелый грех получается.

А если брать бытовую сферу, а не войну, тем более справедливую войну, то, конечно, это грех, который имеет очень тяжелые последствия для души человека. И тут мы должны говорить не только о ситуациях, когда происходит какая-то поножовщина или убийство, что, безусловно, страшно. Но должны вспомнить и грех аборта. Он тоже является убийством. Я уже говорил, это не новая мысль, что вот мы боремся с абортами, подписи собираем, а кто эти аборты делает? Их не мусульманки делают – их делают наши русские крещеные женщины. Вот это страшно. А мы хотим возрождения, хотим, чтоб наша страна была сильной. Если по статистике убивается миллион детей в год, то какого возрождения, какого благословения Божия мы хотим нашему народу? А почему эти женщины делают аборты? Потому что они уже по сути дела явились вероотступниками. То есть смотрите: грех ума –отсутствие веры, то, что человек крестился не по вере, каждого, конечно, отдельно надо рассматривать, но так в общем: раз он крестился и в вере не живет, как его крестили? Получив крещение, он все равно живет и делает грех – вот, что страшно… А потом мы разбираемся с этим.

Хочу привести пример, на самом деле очень страшный. Совсем недавно одна знакомая православная христианка, которая работает психологом в женской консультации и в разговоре с женщинами, которые хотят сделать аборт, выясняет причины, рассказывала, что в короткий срок ей встретились две женщины, которые исповедуются, причащаются . Представляете? Исповедуются и причащаются. Не те, кто крестились в начале 90-х и забыли уже о Церкви и тихо ненавидят ее, а люди, которые сейчас ходят в Церковь, исповедуются и причащаются. И когда она стала им говорить: «Зачем вы это делаете?» Они говорят: «Ну, зачем, есть уже дети, зачем нам еще?» То есть какое понимание у человека? Тут Бог дал тебе ребеночка, жизнь, его нужно воспитать... Никакого понимания. И более того, когда моя знакомая психолог сказала, что это грех, это же убийство, то и та, и другая (женщины не вместе были, а отдельно приходили) сказали: «Ну, ничего страшного, мы на исповеди покаемся, батюшка простит, свечку поставим». Какое понимание то? Это знаете, что происходит? Мы с вами начали разговор с того, что обесценивается понятие греха, он становится не страшен. А опыт Церкви таков, что за смертный грех нужна епитимья. А человек, допустим, священник, сам без понятий и не применяет этого ничего и людей не учит. И получается, придет такая женщина, скажет: «Я сделала аборт». Он скажет: «Ну, иди причащайся». И в этом случае происходит очередное убийство души человека. Если уж воину, который был вынужден убить врага, нужен был год реабилитации, то женщина-христианка (я про христианок говорю), которая сама, добровольно, осознанно пошла делать аборт – там не годом пахнет! Это страшное преступление, которое делают сейчас наши единоверцы. Понимаете, в чем дело? А все почему? Потому что нет понятия, что это тяжело. Ну, подумаешь, сделала. Свечку поставит. То есть на весах кровь ребенка и какая-тосвечка за 10 рублей. Вот цена жизни человека. О чем мы говорим… 

– Да, такова действительность. Сегодня понятие греха оказывается настолько нечетким и размытым, что некоторые христиане, совершающие тяжкие, даже смертные грехи, порой и не ужасаются содеянному. Так, женщина, совершившая убийство своего нерожденного ребенка, может без труда успокоить свою совесть тем, что поставит в храме свечку. И все. Как будто в огне этой свечи бесследно сгорит и сам грех, и его последствия...

– Да-да, и всё – совесть спокойна! Почему спокойна-то? Потому что она убита! Человек, уже решившийся на убийство, уже пошедший на это, он уже душу свою убил. Он уже идет убитым. Это же не так, что, человек, например, в аварию попал, случайно попал, и так получилось, что кто-то погиб. Это страшная трагедия! Но он не хотел этого. А когда добровольно идти своего ребенка убивать! Такие вот беды. Поэтому нужны духовные учебники святителя Игнатия, надо их читать.

Ведущая Ольга Валентиновна Баталова
Записала Ксения Гниденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 18 октября: 21:30
  • Четверг, 19 октября: 08:05
  • Четверг, 19 октября: 21:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы