Уроки православия. Школа покаяния. Урок 72. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 30 часть)

29 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Читая с протоиереем Андреем Каневым «Слово о смерти» свт. Игнатия (Брянчанинова), мы дошли до главы, которая называется «Смертный грех». И узнали, что некоторые нераскаянные грехи неизбежно приводят человека к погибели души. Святитель приводит целый список смертных грехов. А открывают его ересь и раскол. Такая первоочередность именно этих, а не каких-то других грехов, говорит о многом...

Люди, крестившиеся без оглашения, зачастую не имеют основных понятий о вере и христианской жизни. Они легко сочетают веру со множеством суеверий, предрассудков и даже оккультизмом, не могут точно сказать, в Кого веруют, как, не имеют ясных представлений о евангельских заповедях, а следовательно, не могут их исполнять… И, конечно же, о грехах у таких людей представление самое смутное. Что есть грех?  Каковы его последствия? Что ожидает  человека, не ведущего борьбы со страстями? Если ответов на эти вопросы у человека нет, то о каком спасении души можно вести речь?  Об этом мы и говорили на предыдущих уроках православия, когда читали с протоиереем Андреем Каневым «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова). Из главы под названием «Смертный грех» мы узнали, что открывают список смертных грехов ересь и раскол. Такая первоочередность именно этих, а не каких-то других грехов, как и в целом порядок их перечисления, может сказать нам о многом. 

- Да, Святитель Игнатий не случайно ересь и раскол ставит первыми в списке.  В статье «Понятие о ереси и расколе»  он раскрывает эти понятия: описывает состояние человека, который по несчастью убил другого, но чувствует, что совершил  грех, видит и понимает результаты. А с человеком, который впал в ересь, происходят совсем другие процессы. Да, убийца, блудник  страшно согрешил, но, человек, впавший в ересь,  принял ложное учение о Боге. Это делается вследствие гордости, которая  искажает его внутреннее состояние.   Убийца может покаяться: мы видим в Евангелии, как разбойник кается на кресте, но не видим кающихся  фарисеев и первосвященников.

В статье «Понятие о ереси и расколе» (которую всем рекомендую прочитать) святитель Игнатий описывает, насколько человеку трудно вернуться из ложного представления о Боге в истинное. Убийце легче покаяться, потому что он чувствует кровь на своих руках. А человеку, находящемуся в ереси, покаяться  не позволяет гордость, он считает, что он прав. И все остальные, кто пытаются ему доказать, что его представления – это ересь, для него не авторитет. Поэтому в Евангелии мы видим, как мытари, блудники и блудницы каются, а фарисеи  нет. А все потому, что у них такое гордостное состояние души и ума, что они не видят своей погибели.

Таково свойство гордости – человек, плененный этой страстью, всегда считает себя правым. Всегда и во всем. Он не желает никого слушать, не видит опасности своего положения. «Всякая немощь при усердии  исцеляется, – учит преподобный Ефрем Сирин, – но недуг гордыни – это с трудом врачуемое зло, потому что она отвергает целительное врачевство и вымышляет для себя смертельную отраву».  И это значит, что обратить  еретика к истине, переубедить его или что-то объяснить,  доказать  ему, крайне сложно. Скорее невозможно. А потому святые отцы, и в их числе святитель Игнатий, говорят, что гордецов может исправлять только Сам Бог.

– Да, в этой статье он как раз пишет, что это крайние, исключительные случаи особого Промысла Божия. Поэтому когда современные христиане говорят, что надо со всеми дружить, делиться истиной с разными христианскими деноминациями – это заблуждение, потому что такого не будет. Из таких обществ выходят единицы по какому-то особому Промыслу Божьему. Поэтому святитель и называет эти состояния греха как самые тяжкие. Человек верит не так, как верит Церковь, и это его убивает. Внешне он может быть отличным человеком: не блудит, никого не убивает, не ворует, пытается помогать другим, но у него произошел грех ума: он принял ложное представление о Боге. Вот насколько важно хранить истину в том состоянии, в котором мы приняли ее от святых отцов. Мы не имеем право ничего изменять, так как при малейшем изменении меняется  и искажается внутренний душевный состав человека, а это, как говорит святитель Игнатий, влияет и на тело.

Если блудник согрешает против своего тела, оскверняет его,  то еретик искажает всего себя, свой ум, что самое страшное. Раскол – это очень страшное явление, когда человек выходит, раздирает тело Христово, то есть Церковь.  Мы знаем в истории несколько таких расколов, это очень страшное явление. Церковь единая: единая, святая соборная, апостольская. Если человек создает какую-то другую параллельную структуру или разрывает с Церковью… В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Я лоза, а вы мои ветви», и если ветвь отрывается от лозы, то она высыхает, погибает ­– это страшное состояние раскола. В российской истории известен откол старообрядцев от Церкви. По символу веры они верят так же, как мы, но кроме символа веры есть еще Предание, нравственное учение  Церкви. Старообрядцы откололись от Церкви, сохраняя, казалось бы, символ веры в неизменном состоянии, но откололись и находятся в засохшем, мертвом состоянии. Это страшный грех, даже мученическая кровь не смывает греха раскола. Ересь и раскол – это страшные состояния, поэтому святитель Игнатий ставит их первыми.

Да, первыми в перечне смертных грехов у святителя Игнатия, как мы уже говорили, идут ересь и раскол. А далее за ними следуют… нет-нет, вовсе не «не убивал и не воровал». Хотя почему-то именно эти два злодеяния наш народ обычно и считает главными преступлениями против Бога. Однако святитель Игнатий продолжает свой список совсем другим смертным грехом – это богохульство.

Богохульство - оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни.

– Богохульство может быть разным, это не только какое-то ругательство, неправильная вера в Бога тоже может быть богохульством. Если человек хулит Бога, то о каком спасении может идти речь? Это тоже связано с верой и страстью гордости. Это такое состояние ума человека, его  души, когда он обвиняет в каких-то своих бедах, своей или общественной жизни  Бога, ему не нравится такой Бог, какой есть, как Он себя открывает в Евангелии.

Само слово «богохульство» в наши дни употребляется достаточно редко, да и то – в церковной среде. А потому прежде, чем говорить о поступках, которые  совершает человек, согрешающий этим смертным грехом, давайте уточним смысл слова «хула». Хула есть резкое осуждение или порочащие слова. И человек, высказывающийся так в отношении Бога, сам себе закрывает путь ко спасению. А хулящий Духа Святого, по сути упорно и сознательно отвергает спасительную Божью благодать.

– Это когда человек вроде бы думает, что верит в Бога, но не принимает духовного наследия Церкви, например учения о покаянии. Учит не так или понимает не так – это тоже хула на Духа Святаго, которая не прощается вовеки. Перечисления грехов связаны с верой. Если христианин отрекается от веры вследствие жизненных обстоятельств или каких-то скорбей, это тоже состояние смертного греха.

Вероотступничество не всегда бывает явным: когда тебе пистолет к виску приставили и говорят «за Христа или против Христа». Вероотступничество еще бывает бытовым, когда человек пришел к Христу, а потом не следует за Ним. Это тоже отступник. И людей, находящихся в таком состоянии, к сожалению, у нас очень много. Они крестились, приняли крещение, но будучи неоглашенными и непросвещенными, так же и ушли от Него. Это тоже форма отступничества. Человек получил благодать крещения и отступил.

Примеров отступления от Бога можно найти много и в истории, и в наши дни. Они могут быть яркими и почти незаметными, совершенными многими людьми или одним человеком. Но суть такого отступления всегда остается одной и той же: человек (или целый народ) отвращается от Бога и уклоняется от пути спасения. Один такой пример мы и вспомнили с отцом Андреем. Некоторое время назад немолодая женщина совершила убийство – не умышленно. Пытаясь удержать  злодея от преступления, она просто не рассчитала свои силы. Находясь в СИЗо, женщина ела лишь хлеб, пила воду и все молила Бога о прощении своего греха. Ее близкие решили (видимо, желая этим умилостивить Бога): если их любимую жену, маму и бабушку не посадят, то все они примут Крещение... И Господь дал этим людям шанс изменить жизнь, обратиться ко спасению. Но воспользоваться этим шансом у них почему-то не получилось. Женщину помиловали, но со временем она стала ходить в Церковь все реже и реже, а ее родные своего обещания так и не выполнили. Отступили они от Бога? Увы! Но зачем нам нужны такие, казалось бы, нетипичные, примеры? Отец Андрей уверен: нужны, чтобы за таким явным отступничеством мы могли бы увидеть те тонкие греховные наклонности, которые присущи всем нам. 

– Человек может подумать: это не про меня, я не отступник, я вроде креста не снимал с себя (хотя бывают и такие случаи). Просто термин веры гораздо глубже, чем можно понять с наскоку. Ведь что такое  вера? Это не только точное и ясное понятие о Боге,  переданное нам в символе веры. Вера – это жизнь. Христианство – это не нравственная теория, это жизнь. Если человек осознанно, оправдывая себя, уходит от образа христианской жизни, это и есть вероотступничество. То есть он отступил от веры, не живет по вере, к сожалению.

Хотя люди порой не хотят этого ни видеть, ни признавать. Они надеются спастись, не идя путем спасения. Ну, как Емеля, лежа на печи, делать ничего не хочет, но при этом желает иметь все! Но мы-то  живем не в сказке! И в нашей суровой действительности есть место жизни и смерти, верности и отступничеству, добродетели и греху, даже греху смертному! 

– Понятие смертного греха должно нас наталкивать на мысль: приводит ли это к спасению или нет? Мы пытались создать дневник со списком грехов, разделенных по тяжести их воздействия на душу. Лично мне кажется, что это была удачная попытка, но, к сожалению, она была плохо воспринята нашими собратьями. В том числе страсть уныния и есть такой грех, как не изучали православную веру. Казалось бы, никто не убит, никто не пострадал, но если человек не изучает веру, он не знает, во что верит, и верит ли вообще, и знает ли как жить. Это тоже одна из форм вероотступничества, когда человек должен жить по вере, как он обещал в крещении: «Соединяюсь со Христом», равносильна тому, как если военнослужащий принял присягу, а сам потом бросил оружие  и убежал. Их мы осуждаем, называем дезертирами, говорим о воинском и гражданском преступлении, а почему мы так же не воспринимаем христиан, которые крестились и потом не живут вместе с Церковью, они не знают понятий, не читали Евангелие, не знают что хорошо, что плохо с точки зрения Евангелия. Что с такими людьми делать? Можно конечно всех утешать, говорить: «Спите спокойно, все хорошо, мы все спасаемся, благодать Божья нас ведет», но это же самообман. Если мы посмотрим на качество жизни этих людей, разве это спасающиеся люди? Это беда.

Я могу привести яркий пример: русский человек, крещеный, отрекся от христианства, принял ислам, а его жена, неверующая, решила ему отомстить, за то что он ей мало уделял внимания. Она узнает, что беременна от этого человека, идет в церковь, принимает крещение (понятно, что без всякого оглашения), тут же изменяет мужу, а потом идет и делает аборт. Такой комплекс мероприятий по погублению души. Разве мы можем говорить об особом водительстве этой женщины Божьей благодатью? А сколько таких примеров? Если реально работать с народом, реально знать, чем люди живут, даже  становится страшно. Это не просто человек плохо про кого-то подумал, это реально человек пришел сразу и стал вероотступником. Что было дальше с этой женщиной, я не знаю, единственное,  что семья тут же развалилась, тут ярко виден сам факт отношения. К сожалению, можно привести много таких примеров, все это как раз формы вероотступничества.

А далее в списке смертных грехов святитель Игнатий ставит… Нет, опять не «убивал и воровал». Он указывает на то  беззаконие, которое, если оно присутствует в жизни человека, однозначно лишает его спасения.  А еще свидетельствует о неверии человека и его недоверии к своему Творцу. Святитель называет этот смертный грех по меркам современного мира совсем безобидно: волшебство!

– Если христианин занимается волшебством или различными формами оккультизма: гаданием, обращается к знахарям, бабкам, экстрасенсам, посещает тренинги личностного роста (таких лукавых форм очень много), то он обращается к бесовским силам. В Ветхом Завете сказано, что последствием обращения к колдунам и прочим волхвователям является смерть. Казалось бы, ничего плохого обществу не сделал, но такой человек – изменник Бога, потому что в духовном мире нет плюрализма и демократии,  там ты или с Богом, или остаешься без Него, с силами тьмы, падшими ангелами, бесами.

Как раз обращение к гадателям, экстрасенсам, колдунам, знахарям – это как раз обращение к бесовским силам. То есть ты из-за        желания узнать будущее или из простого            любопытства обращаешься с силам бесовским. Буквально на прошлой неделе  произошла такая история. В храм прибежали две девочки старшего школьного возраста, бледные, напуганные, спросили, куда свечку поставить. Батюшка спросил, что у них случилось.  Они говорят, что  в школе все гадают, и они тоже попробовали вызвать духов, занялись спиритизмом.  Как только они это начали делать, перед ними появилось некое существо, которое как-то представилось и сказало, что будет им помогать, но они должны делиться с ним своей жизненной энергией. Девчонки реально испугались, у них хватило ума все бросить и прибежать в церковь. Понятно, что прибежали, но не факт, что остались. Этот случай доказывает, что проявление бесовской силы действует явно и нагло. Это проявление бесовской силы как некое торжество бесовской силы над человеком есть. Поэтому святитель Игнатий пишет, что волшебство ставится в начале списка грехов потому, что это тоже погубление души. Если ты обратился к бесовским силам, то ты предал Бога, и результат этого – смерть души.

Расшифровка Ирина Черкашина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать