Уроки православия. Школа покаяния. Урок 60. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 18 часть)

27 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На прошлом уроке мы говорили о смерти душевной, а сегодня будем говорить о смерти вечной. Темы, мягко скажем, невеселые, и у кого-то из зрителей может появиться вопрос: «Ну для чего нам нужно так подробно разбираться в этом? Мы – люди живые, и потому больше должны думать и говорить о жизни, а не о смерти! Действительно, зачем надо так глубоко погружаться в эту тему?»

– На прошлом уроке, читая «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова, мы говорили о смерти душевной, о том, где, когда, почему в мире появилась смерть, что есть смерть души и смерть тела и можно ли их избежать. Также речь шла о том, что войти в жизнь вечную можно через воскресение души. Первое такое воскресение есть Крещение и Покаяние, а второе – всеобщее воскресение. А еще святитель Игнатий говорит о первой и второй смерти. Одна поразила человечество после грехопадения Адама и Евы, другая ожидает кого-то из нас в будущем. Она есть окончательное осуждение на вечные адские муки, и ею умрут отверженные Богом грешники, лишившие себя первого воскресения. И далее от рассмотрения понятия душевная смерть святитель переходит к понятию смерть вечная, причем делает он это так подробно и обстоятельно, что у кого-то может появиться вопрос: «Ну для чего нам нужно так разбираться в вещах, которые, мягко скажем, приятными не назовешь? И вообще, всему свое время и место! Мы живем, и потому больше должны думать и говорить о жизни, а нам предлагается размышлять о смерти, да еще и о смерти вечной. Таким образом на подобные темы могут реагировать даже некоторые христиане. И действительно, зачем нам надо столь глубоко погружаться в эту тему и за такими разговорами о смерти как бы бежать от жизни?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук.

– Мы с вами должны правильно понимать, что изучаем учебник. Если бы мы взялись изучать математику, то ведь не удивились бы, что нам какие-то формулы предлагаются, какие-то задачи, решая которые мы приобретаем навыки, которые потом применяем в жизни. Если мы изучаем историю, то в этом учебнике не встретим математики, поэтому, когда мы изучаем такой очень важный «документ», целое исследование святителя Игнатия о смерти, не должно возникать вопроса о том, почему здесь не написано про дискотеку или про радости жизни. Это не та тема, верно? Часто приходится встречаться с людьми и общаться на тему покаяния, кончины, смерти и становится понятно, что в нашем современном мире эта тема не очень популярна даже среди христиан. Это потому, что мы приходим в Церковь уже зараженные унынием и пытаемся найти там удовлетворение своему унынию. Что такое жизнь для современного человека? Я расскажу одну немножко смешную историю. Когда мы служили в пансионате для престарелых инвалидов (у нас там десять лет храм находился), мы ежедневно видели жизнь стариков, уже уходящих в вечность, и жизнь инвалидов. Кроме трагических случаев были еще и комические, которые очень оттеняли это трагическое. Была там девочка-инвалид, у которой было послушание (или работа) мыть коридор, а ей очень хотелось пойти погулять, порадоваться чему-нибудь, чем-то заняться, может, и не всегда хорошим. И вот она моет полы и вслух говорит (а мы то ли литургию уже закончили, то ли служба только начиналась, но девочку было хорошо слышно): «Нет, жизнь – это не отдых!» – и продолжает так со вздохом мыть эти самые полы. Прихожане тоже слышали ее и поняли, что мудрость в этом есть! Это же правда: жизнь – это не отдых, не праздник. А мы хотим найти праздник везде: «праздник каждый день, праздник в каждый дом». И, войдя в церковную жизнь, мы там тоже хотим везде найти праздник, тем более что у нас каждый день говорят: «С праздником! С праздником!» Часто под праздником начинают понимать праздность – такое состояние души, когда тебе не надо ни о чем заботиться. Святитель Игнатий как раз и создает это очень глубокое богословское произведение, очень интересно выстроенное, для того чтобы у нас было правильное мировоззрение. Если мы будем думать, что жизнь – это праздник и наша задача праздновать (чем веселее, шумнее, тем интересней), то в этом случае мы неправильно называем себя христианами. Христианин должен знать, что его ждет в перспективе, что там дальше. Так или иначе, эта тема интересна всем. Когда приходится проводить первые огласительные беседы или просто какие-то встречи священника с людьми, например в больнице – в больничных храмах, молитвенных комнатах, то люди пожилого возраста задают вопросы не о вере и покаянии, а как правильно похоронить, какие обряды соблюсти и так далее. То есть, так или иначе, эта тема все равно интересна, но не с точки зрения: а что будет со мной, а что – с другими? Что там, за завесой неизвестности, тайны, что там такого интересного? У нас не должно быть суеверных, ложных, оккультных представлений, которые незаметно вкрадываются в христианскую жизнь и мировоззрение некоторых людей, когда христиане вдруг начинают рассуждать о том, что муки конечны (этим очень сильно увлеклись католики со своими ересями, да и некоторые наши современные богословы). Правильная мысль рождает правильное действие и наоборот: если христианин верит неправильно, то у него и жизнь будет идти неправильно. Если, допустим, христианин верит, что Господь – это «бесплатный аппарат сладкой газировки», то он так и жить будет соответственно. А если христианин будет изучать Евангелие, читать о Страшном Суде, о котором «несердитый» святитель Игнатий написал: «Не мы с вами придумали, что-то тут из себя изображая, а Господь Сам в Евангелии сказал, что будет разделение на овец и козлищ».

– Вот как передает нам эти слова Спасителя евангелист Матфей: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

– Расскажу интересный случай. У нас мальчишка на приходе, подросток еще, готовился к крещению, где-то с год готовился, надо сказать, очень вдумчиво: рассуждал, беседовал со взрослыми и в этом году принял крещение. Получилось так, что крестил его не я. Мы вместе с детьми, и он в том числе, пошли в поход к нашему другу, знакомому священнику. А подросток наш созрел для крещения, и священник тот (а он же не знает, как парень готовился) спрашивает его: «Зачем ты крестишься?» Он и говорит: «Чтобы стать овцой». Представляете ответ подростка современности! Священник не понял: «Как стать овцой, это что такое?» А тот ему начинает цитировать Священное Писание, евангельскую историю о Страшном Суде, что Господь разделит человечество на овец и козлищ, и потом говорит: «Я хочу с той стороны попасть». Священник сразу понял, что молодой человек все, уже готов, и покрестил его. Сейчас у нас такой вдумчивый христианин появился, хотя, конечно, по жизни и шалун, но будем надеяться, что дальше эти семена возрастут правильно. А если ориентировать человека неверно, тогда он и жить будет неверно. Поэтому такие рассуждения о смерти, а тем более о вечной смерти, о загробной жизни, о Суде – это не беготня от жизни, а, наоборот, ее правильное выстраивание. Это элементарные вещи, но почему-то они забываются. А забываются они, еще раз скажу, потому что мы приходим к вере уже поврежденными. Человечество повреждено, и мы, современные люди, испорченные гордостью, ложными мыслями, страстями, приходим и хотим переделать ту среду, куда попали, а так делать нельзя! И чтобы этого не было, мы и изучаем в рамках нашей передачи это произведение.

– И сегодня мы приступим к чтению главы, которая называется «Вечная смерть». Но прежде нам важно разобраться в таких понятиях, как вечный и временный, чтобы за выражением временная жизнь или вечная смерть рассмотреть мир духовный и свое место в нем, нынешнее и грядущее.

– Нам надо понять, о чем тут говорится, чтобы от трудов святителя Игнатия не оставалось впечатления, что мы открыли книжку и ничего не понимаем, потом закрыли ее и навсегда оставили. Нет, давайте попробуем понять, о чем идет речь, тем более что святитель Игнатий в этой главе говорит очень важные и действительно актуальные вещи. В чем же дело? А дело в том, что мы созданы Богом и живем в обстоятельствах текучести времени. Время – это не постоянная единица; оно течет – секунды, минуты, часы, сутки, месяцы, годы, столетия, тысячелетия… Но Господь не живет в этом самом времени. Он находится вне его. Это надо принять, это основа нашей веры. Если мы примем, что Господь живет во времени, значит, Он тоже меняется, как и мы (стареем, становимся хуже, лучше). Это к Богу неприменимо. Он – Дух, вечно Существующий. И человек, когда уходит из этой жизни, попадает в то состояние, когда времени уже нет, то есть в вечность, где нет текучести, чисел, цифр, а есть другое состояние времени. Святитель Игнатий как раз об этом и говорит, применяя математические примеры чисел и бесконечности. Он приводит эти примеры для нашего вразумления, пытается поставить нас в такую ситуацию, когда мы начинаем задумываться: действительно, ведь время течет, а там, дальше, времени-то уже не будет, и с чем ты уйдешь, с тем и останешься. Вот одна из главных идей этой главы. Дальше можно и не разбираться, то есть мы должны четко понять главное: что есть время, что – бесконечность. Переход для нас – это кончина человека. Но какова бесконечность? У нас еще остается время до Страшного Суда, и Господь определяет временную еще пока участь каждого человека или в преддверии райских блаженств, как нам говорится в Предании Церкви, или в преддверии адских мучений. А после Страшного Суда будет окончательное определение. Как Господь в Евангелии и говорит, что воскреснут все, кто делал добро (под добром имеется в виду исполнение заповедей), в воскресение жизни, а кто делал зло (то есть грешил и не каялся), будет воскрешен в осуждение, в суд. То состояние, после Страшного Суда, и называется вечной смертью, потому что оно уже связано с бесконечностью.

– Этот разговор о вечной участи грешников святитель Игнатий начинает с цитаты святого Григория Паламы, который учит: «В будущем пакибытии, то есть в новой вечной жизни, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними и тела беззаконников и грешников, но воскреснут они лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти – вечной муке, неусыпающему червю, скрежету зубов, кромешной и непроницаемой тьме, мрачной и неугасимой геенне огненной». Вот такую картину рисует нам святитель Григорий Палама, а в это время многие из живущих ныне людей и слышать не желают об окончании земного бытия, о приготовлении к смерти, памяти о ней. Но святые отцы не только говорят о вечной участи подробно и детально, они еще красочно живописуют загробный мир и как бы предлагают нашему вниманию просто картинки из фильмов ужасов.

– На самом деле мы ко многим ужасам уже приучены современным телевидением, и они нас не трогают. В новостях ты видишь, как полицейский у тебя на глазах убивает человека, кто-то падает и разбивается, а тебя ничего не трогает. По себе могу сказать, что меня это не трогает. Я боюсь этого чувства: у меня на глазах реально умирает человек, а меня это не трогает! Это какая же степень повреждения уже? Люди, современники Господа, услышав про скрежет зубов, не говорили: «Что за унылые, неинтересные истории Вы рассказываете, они портят нам жизнь». Они были потрясены, потому что это было действительно откровением: Господь открывает нам, что будет там, дальше. А для нас это просто пустые слова, которые как бы без вкуса. Наш ум потерял уже вкус этих слов, наша душа изранена и не воспринимает так глубоко. Но эти слова, еще раз подчеркну, говорит Сам Господь в Евангелии: и про скрежет зубов, и про червя, и про огонь, и про тьму и муку – все это говорится в Евангелии, взято оттуда! Это не какие-то нежизнелюбивые люди придумали, чтобы пугать христиан, – это открыто нам в Евангелии! Это все равно, что игнорировать табличку с надписью: «Если будешь ехать неосторожно, ты можешь упасть в пропасть» – и вот ты летишь в эту пропасть без дна, и лететь тебе долго, пока не расшибешься. То есть это предупреждение, чтобы мы правильно выбрали жизнь, потому что представление о жизни с точки зрения наших страстей (к которым мы привыкли, любим их) – это одно, а представление о жизни по Евангелию – совсем другое. Вот почему Господь говорит о том, что тот, кто хочет душу свою спасти, должен погубить ее ради Него и Евангелия. Погубить же не самоубийством, не о членовредительстве или нанесении себе какого-нибудь телесного вреда идет речь! Господь знает, насколько страсти въелись в человека, составляют основу и цель его жизни. Мы стремимся к сребролюбию, чревоугодию, гордости, тщеславию, удовлетворению всех страстей, плотских и душевных. Это и составляет жизнь для человека в падшем состоянии. Господь говорит нам, что мы вот эту жизнь должны убить, то есть убить пристрастие к этой паразитической форме жизни, и обрести другую жизнь с Ним: «Возьми крест свой и следуй за Мною» – это следующие слова в Евангелии. Поэтому здесь всего лишь предупреждение, а не попытка ввергнуть нас в уныние, чтобы мы опустили руки, перестали бороться, молиться. Если мы так делаем, то, еще раз повторюсь, мы неправильно верим в Бога, и веру нашу надо проверить.

– А святитель Игнатий по обыкновению подтверждает слова святого Григория Паламы Священным Писанием: приводит цитату из книги пророка Исайи, что всех отступников и грешников ждет погибель, и оставившие Господа истребятся, и поясняет, что в этом и заключается вторая смерть, о которой говорит нам апостол Иоанн в своем Откровении. Предлагает святитель прислушаться и к словам апостола Павла, говорящего, что «если будем жить по плоти, то умрем; а если духом умертвим дела плотские, то живы будем».

– Мы с вами должны здесь увидеть, что апостол раскрывает нам духовный закон: если человек живет по плоти и для плоти, то дух убивается. Невозможно совместить жизнь плоти, плотские страсти и удовольствия, и духовную жизнь. Изображать можно, а в реальности не получится. Дух убивается. Интересно проследить, как в других произведениях святителя Игнатия, в которых он также пишет о внимательной молитве, покаянии, смерти (например, в другой его статье – «Аскетические опыты»), начинается все с одного и того же: вот святитель говорит об умеренности в пище; он не говорит сразу о вечном посте, но говорит об умеренности. Святитель Игнатий объясняет, что если христианин начинает питаться умеренно, просто, без изысков и роскоши, соблюдая определенный режим и правила, как это положено разумному человеку (ведь мы же не скоты, которые увидели травку – пожевали, или увидели объект своего вожделения – съели), то тогда возникают духовно правильные ощущения. Если ты не соблюдаешь этот первый принцип, то сразу начинается поглощение плотскими впечатлениями ощущений духовных – это закон. Если рассмотреть не только простые для нас с вами, живущих в миру людей, аскетические опыты, а взять шире, то, по словам апостола, под делами плоти имеются в виду вообще все грехи и страсти. Не только блуд или чревоугодие, гнев или сребролюбие, а все-все страсти, которые тесно связаны друг с другом, подпитывают одна другую и взаимосвязаны между собой. Если человек живет ради этих страстей, то дух, конечно, погашается. И наоборот, когда человек начинает бороться со страстями или хотя бы пытаться это делать, то у него плоть занимает свое должное место, а дух возрождается, освобождается от гнета впечатлений плоти. Одновременное совмещение не получится, как не бывает в одной чаше чего-то съедобного и ядовитого: получится яд. Так и у нас тоже. Поэтому апостол и говорит, чтобы мы не фантазировали, правильно выстраивали свое отношение ко всему и для начала начали выстраивать хотя бы правильные понятия.

– Святитель Игнатий, приводя эти слова апостола Павла, поясняет, что здесь апостол говорит о жизни и смерти будущего века: эта жизнь – в наслаждении в вечном царстве; а смерть – предание вечной муке. И далее святитель вновь напоминает нам, что есть смерть и что является ее причиной. Он пишет: «Преступление заповеди Божией – вот причина всякой смерти, душевной и телесной, и той, которой мы подвергнемся в будущем веке. Собственно, смерть состоит в разлучении души с Божественной благодатью и в совокуплении с грехом. Для имеющих разум это смерть, которой должно убегать; это смерть истинная и страшная, и для людей благомыслящих она ужасней геенны огненной. Будем избегать ее со всевозможным усилием! Все отвергнем, все оставим, отречемся от усвоений, деяний, хотений, от всего, что тянет нас ко греху и разлучает нас с Богом и производит такую смерть», – призывает святитель Игнатий. Очевидно, что, говоря так, он хочет произвести на читателя особое впечатление, чтобы тот испытал потрясение, пробудился, обеспокоился бы своей вечной участью. Но потрясают ли нас эти слова, бесчувственных, окаменевших сердцами? Увы, нет. И, зная об этом, святитель продолжает свои увещевания, говоря: «Кто убоится этой душевной смерти и сохранится от нее, тот не убоится приближения плотской смерти; ибо такой человек имеет в себе истинную жизнь, которую плотская смерть не отнимет».

– Святитель Игнатий опять пытается пробиться к нашему сердцу и дать нам новое, правильное понятие смерти. Это не то, что мы привыкли видеть: печальный процесс умирания, похороны, плач над телом, кладбище… Святитель говорит, что смерть – это всего лишь переход в иной мир, а настоящая смерть в том, что мы грешим, выбираем грех. Когда мы живем по страстям, не каемся, ни о чем не задумываемся, не боремся со страстями, не пытаемся, упав, вставать снова, то вот тут мы и умираем. И это страшнее, чем физическая смерть. Святитель Игнатий пишет, что физическая смерть – это просто факт перехода в иной мир, но страшен, конечно, не сам факт смерти: благость перехода не в «хорошей» или «плохой» смерти, как считается в народе, не в ее форме, а в том, с какой душой человек перешел на тот свет, на Суд Божий. Поэтому святитель Игнатий и говорит о благомыслии. Он жил в такое время (совсем недавнее), когда общество было уже неспособно воспринимать слова о благомыслии как истинные: было уже очень много ложных идей, неверия; уже вовсю распространились нигилизм, атеизм (не только в мыслящих кругах, но и среди правителей). Слово благомыслящий очень правильное, оно призывает нас сейчас подумать: «А я-то как мыслю? Могу ли я сейчас определить, среди овец я или козлищ? В строю благомыслящих или неблагомыслящих?» Мы должны попытаться увидеть себя, проверить, а мы просто живем мечтой, что если покрестились, иногда ходим в храм, то уже спасены. Это очень наивно! Никто не может гарантировать свое собственное спасение! Иной скажет: «Сидят тут на передаче, щеки надувают, всех осуждают, на вечную смерть посылают», но мы тоже не можем гарантировать свое спасение, это не от нас зависит, мы можем только попытаться… Может быть, Господь, наоборот, осудит нас за такие слова, которые мы говорим, а в жизни так не делаем, это вполне возможно. Но, по крайней мере, начать-то мы должны! Святитель Игнатий, апостол Павел, святые отцы и Сам Господь не говорят нам о том, что мы должны прийти ко Христу уже исправившимися. Этот неправильный, ложный ориентир лукавый часто дает людям и повергает их в уныние, когда они слышат о покаянии. Нам Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», вы только идите к нему, пытайтесь, начинайте, а человек от лукавого слышит: «Ты не такой, ты недостоин, тебя там не ждут». И человек начинает унывать, опускать руки, перестает бороться, а на самом деле он всего лишь находится в страсти уныния и печали.

Так вот, для чего нам все это дается? Для того чтобы мы с вами попытались для начала хотя бы встать в разряд благомыслящих, уж не говорю благоделающих. Различные ереси, как очень старые, так и современные, к сожалению, очень похожи и действуют разрушительно. Вот святитель Игнатий говорит, допустим, о вечности, какова она, каков Страшный Суд. Сколько по этому поводу рождается идей, очень даже радующих некоторых людей (мне приходилось общаться с такими), которые говорят: «Какая классная идея, что все спасутся!» И это говорит христианин! Или другой пример: «Какая классная идея, что муки невечные! Зачем тогда каяться, зачем все эти мучения, посты и прочее? Ну, помучился маленько там, ну лет сто, и все!» Так у них век понимается ограниченно, как сто лет, а не как бесконечность, которая не длится. У этих людей бесконечность длится. И в данном случае это уже не благомыслие, потому что дает основу для неправильной жизни. Мне кажется, что слово благомыслие употреблено святителем Игнатием с сожалением, потому что таковы должны быть все мы.

 

Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать