Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Мы продолжаем изучать «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова. Читая на прошлом уроке главу «Душевная смерть», мы узнали о том как, когда и при каких обстоятельствах в мире появилась смерть: вследствие нарушений Адамом и Евой заповеди Божией, то есть через грехопадение. Господь их об этом предупреждал, но они не вняли, ослушались, согрешили, разлучились с Богом, и души их умерли. Таким образом, смерть есть последствие греха и потому эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако, говоря о душевной смерти, святитель Игнатий вводит и такое понятие, как смертный грех, приводя слова апостола Иоанна Богослова: «Есть грех к смерти, и есть грех не к смерти». О том, что это значит, отец Андрей убежден, говорить современным людям необходимо. Ведь грехи по своей тяжести и по своим последствиям могут существенно различаться, и потому особо тяжкие из них, те, что влекут за собой гибель души, при отсутствии покаяния принято называть смертными. Борьба с ними имеет свои особенности, и знать об этом так же необходимо, как необходимо знать о том, какие именно грехи являются смертными, а какие в этот разряд не попадают. Но, увы, в наши дни узнать об этом неоткуда. Грехи есть, люди их совершают, порой даже не догадываясь об этом, а вот подробного перечня таких смертельных болезней души нет. А когда предпринимаются попытки его составить (были подобные попытки на приходе у отца Андрея), то далеко не все восприняли появление подробного списка смертных грехов как благо, и духовные причины для такого противления, конечно же, имеются.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук.
– К сожалению, получается так, что у нас на сегодняшний момент нет четкого списка с перечнем смертных грехов. Мы пробовали применить его в нашей приходской работе, за что на нас посыпались шишки. И я понимаю почему! Потому что сатане не выгодно, чтобы обличались грехи. Ему выгодно, чтобы мы жили в каком-то болоте или тумане, что-то из себя изображали. А в реальности что получается? Когда христианин узнает: «Ах, оказывается, в юности я вот это делал, но сейчас не каюсь и не оплакиваю это», так значит, это и не излечилось! Как болезнь она протекает в человеке, а он не лечится. К чему это может привести? К смерти. Так же и духовная болезнь. Не надо думать, что если я, допустим, в двадцать лет был разбойником, но не покаялся, а потом пришел в храм и сейчас уже не разбойник, я изменился и стал лучше. Прежний ум, та зараза и болезни продолжают действовать, поэтому, если мы не хотим погибнуть, обязательно должны проверить себя на предмет смертных грехов. Их особенность в том, что они разные, очень разные. Мы привыкли, что убийство – это тяжкий грех, даже с точки зрения светского законодательства, и это так и есть: убийство – смертный грех. Есть страсти телесные, душевные и духовные. Что касается телесных, то они очень хорошо видны: я думаю, что никто не будет сомневаться, что запойный пьяница находится в состоянии смертного греха, так же как и наркоман. Но увидеть смертный грех в такой страсти, как печаль, когда человек отчаивается, это уже надо иметь определенное внимание. Или, например, человек, одержимый такой страстью, как гордость, находясь в Церкви, что-то не признает – действие всех этих грехов одно и то же: человек отрывается от Бога, у него так же, как и у Адама, меняется его внутреннее устройство. Смертный грех меняет человеку ум – вот одно из страшных действий смертного греха. Как когда-то Адам начинает прятаться от Бога, так же и человек в состоянии смертного греха начинает думать и чувствовать по-другому: он уже не чувствует покаяния, желания исправиться. К сожалению, он повторяет трагедию Адама. Нужны какие-то определенные Божии воздействия на человека, какие-то потрясения, чтобы он ожил. То есть мы, совершая смертный грех, действительно повторяем грех Адама и проходим все стадии его состояния.
Смертные грехи разные, но результат у них один. Мы часто общаемся на эти темы, и бывают, знаете, такие вопросы: «Ну что такого, что человек не признает какое-то там учение о Церкви, ну что это за смертный грех?» С точки зрения светского закона, это, конечно, не преступление: ты имеешь право свободно думать – верь во что хочешь. Но с точки зрения веры, если человек во Христа верит неправильно, пусть он даже внешне не блудник и не пьяница, не вор и не убийца, этот человек реально уже выпал из Церкви, потому что он верит не как Церковь. Имея какую-то ересь или ложное учение, он реально выпадает из Тела Церкви, вот ведь в чем дело.
Есть много примеров, когда наши соотечественники, простые люди приходят в храм и говорят: «А, все спасутся! Зачем мне все это надо – ваше покаяние, все эти грехи? Давай причащай меня!» И неважно, что он вчера блудил или еще что похуже. Понимаете, что происходит! Это так опасно! Правильное покаяние рождается от правильной веры, а греховная жизнь легко рождается даже от неправильно принятой мысли. А поскольку все мы находимся в состоянии духовной смерти, ничего реально оценить не можем, наш ум не является тем арбитром, который проверяет качество наших мыслей и чувств, почему и важно прибегать к покаянию, к святоотеческому опыту Церкви. В церковной беллетристике или художественной литературе можно «нацеплять» много неправильно растолкованного, неправильно понятого. Нам нужно держаться только святоотеческого учения. Не надо думать, что если мы не убийцы, не воры, значит, у нас нет смертных грехов. Очень часто бывает и косвенное соучастие в смертном грехе. Возьмем, к примеру, светский закон. Если ты сам не воровал, но стоял и караулил, ты тоже участник преступления. Так и в этом вопросе: человек сам, допустим, не грешит, но соглашается с чем-то, способствующим чьему-то греху. Поэтому нам надо быть очень внимательными.
– Но где современные христиане все же смогут пройти такую духовную диспансеризацию и проверить себя на наличие тяжелых духовных повреждений; убедиться, есть ли у нас смертные грехи? Кто поможет нам разобраться в этом вопросе?
– Во-первых, ответ на этот вопрос можно найти у святителя Игнатия. Он частично расписывает, что является смертным грехом. В Священном Писании можно обнаружить грехи, которые обличают апостолы: они тоже являются смертными грехами. Можно посмотреть литературу и творения отцов, которые пишут о том, за что и какие получались епитимьи. Сейчас, конечно, мы не применяем эти сроки, но хотя бы разобраться, за что человек получал какие-то сроки епитимьи, очень нужно. Так что проблему мы обозначили. Списка смертных грехов нет, пусть даже условного. А мне действительно непонятно такое ковыряние: вот это смертный грех, а это не смертный грех. Да какая разница! Это все равно онкология, не четвертой, так третьей стадии. Суть вопроса в чем? Мы должны увидеть тяжесть заболевания, раскаяться и всячески стараться не повторять грех. Вот это однозначно.
– Так, в главе «Душевная смерть» (ее мы продолжим читать сегодня), святитель Игнатий прямо называет некоторые из смертных грехов, когда вспоминает падение апостола Петра (его отречение от Христа) или пророка Давида (его прелюбодеяние и убийство).
– Отречение от Христа – что это такое? Попробуем рассмотреть этот вопрос глубже. Вот ходил человек в церковь, даже принял таинство крещения, а потом перестал ходить. Что это? А мы можем сказать – это отречение от Христа. Или, допустим, человек крестится по той причине, что ему надо к колдунам сходить, – это тоже отречение от Христа. Или воцерковленный вроде бы человек не живет по-христиански – тоже отречение от Христа. Для отречения не обязательно нужно, чтобы тебе приставили револьвер к виску и сказали: «Отрекайся от Христа!» Отречься можно делами. Или, допустим, человек ходит в храм, но он верит во Христа не так, как верит Церковь. Такое часто бывает. Вот у нас, на нашей страничке в Интернете какой-то человек под «эльфийским» именем упорно спорит с православным учением о двух природах Господа Иисуса Христа. Ему (или ей – непонятно, мне не нравится, когда пишут не под своим именем) очень не нравится, что Господь при воплощении очистил человеческую природу и принял ее уже очищенной от грехов. Этот человек пишет: «Как вы можете говорить о покаянии, если Господь Сам не боролся со страстями?» А что такое «боролся со страстями»? Значит, они у него были, так надо понимать? Вот так вкрадчиво, въедливо и проникают в жизнь современных христиан старомодные ереси. Легко, даже очень легко! Человек доверяет себе, он думает, что у него ведь есть диплом инженера, или врача, или учителя, но это не дает никакой гарантии безопасности. И это тоже отречение от Христа. Представляете, человек будет верить в то, что Господь Иисус Христос до креста боролся со страстями! Такое даже представить невозможно, а он это вовсю доказывает. И это не единичный случай.
– Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись и исповедав его, оставляет грех свой.
– Грехи бывают разные, и борьба с ними тоже бывает разная. Допустим, у человека грех ума (ну вот как у нашего уважаемого «эльфа»), но он хочет искренне разобраться. Он принял неправильное учение, потом пришел, разобрался, отрекся от ложного учения и принял правильное – тут даже епитимьи никакой не надо, потому что это малый грех: были неправильные правила дорожного движения в голове, он выучил правильные, а от неправильных отрекся. А есть грехи, которые связаны с действительно очень долгим процессом очищения. Такие грехи, как блуд, чревоугодие, грех убийства, они требуют очень долгого процесса выздоровления, в этом тоже надо разбираться. Как горько бывает слышать, когда люди жалуются: «Я смертно согрешил, пришел на исповедь, а священник говорит – иди причащайся». Сразу же, без епитимьи, без срока покаяния! Человек идет, причащается, и у него всё еще хуже становится. Вот недавно священник рассказывал: «Приходит на исповедь человек вот с такими синяками под глазами, ну реально побитый, и говорит, что в воскресенье (а это был четверг) причащался, его допустили, а домой пришел и там с братом подрался хорошенько, ладно, что живы остались». Что же происходит? Это признак того, что причастие было в осуждение этому человеку, и тема эта у нас заминается и заминается, как и тема покаяния: об этом говорить не надо, давайте все причащайтесь, всем это полезно. А это не автомат с бесплатной газировкой. Это Господь! Ты к Нему приходишь! А тот брат, оказывается, с обидами пошел причащаться, а обида или непрощение является смертным грехом: это даже в Евангелии написано, что если ты не простил, то и Бог тебя не простит, как бы ты там на исповеди ни изображал какое-то благодушие. А он с непрощенной обидой пошел, и результатом стало реальное беснование человека.
– Жене, уличенной в любодеянии, Господь сказал: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». Таким покаянием блудники, прелюбодеи, мытари, разбойники восхитили Царство Небесное. К такому покаянию, к воскресению смерти душевной призывает апостол Павел: «Встань, спящий, – восклицает он, – и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос!»
– Мы с вами должны понимать, что грех проходит несколько стадий развития в уме и сердце человека. Все начинается с мысли, с ее принятия, потом согласия с ней, рождением желания греха и, наконец, совершением греха. Поэтому, если мы будем думать, что грех – это только когда совершение его уже произошло, это неверно. Свобода человека где-то посередине уже согласилась с помыслом, вернее, начала его рассматривать. Тут я свою свободу уже направил на грех. Отвержение греха включает борьбу и с помыслами, и с чувствами, а это означает, что у человека должна быть уже совершенно другая, более внимательная жизнь. Если я хожу по спектаклям, театрам и рок-концертам, то внимательной жизни у меня не будет никогда. Приведу такой пример (наши прихожане слышали его много раз): если у меня сломанный позвоночник, я должен внимательно смотреть, сколько килограммов я беру и куда несу, по какой дороге иду, чтобы не оступиться, не поскользнуться и не навредить себе еще больше. А когда человек не знает о смертных грехах, для него исповедь – это пришел, сказал: «Грешен во всем!», или пришла, рассказала, какой у нее муж моральный урод – и все. Но в этом случае человек-то ведь не кается, он не излечивается, а живет, как будто он здоровый, смелый, молодой, ищущий жизни! Я искренне боюсь, когда начинаю слышать эти проповеди про радость и любовь. Это же неправда! Мы все лежим в реанимации, у нас разной степени повреждения внутренних органов, а мы лежим и говорим про поля с ромашками да ангелочками! Ну что это такое? Перепутались понятия, понимаете! Идет смена ориентиров. Мы не тому учим. А святые дают нам правильные понятия. Никто не говорит, что надо всегда только о смерти говорить и помнить (хотя это замечательно); у нас это и не получится даже, но мы должны иметь правильные понятия и в соответствии с ними пытаться выстроить жизнь. Никто не говорит, что у нас сразу все получится. Борьба с грехами – это длительный процесс (говорю для тех, кто часто отчаивается), ведь Господь порой оставляет нам грехи для того, чтобы мы потрудились дольше. Есть такой святоотеческий принцип: упал – вставай. А мы, получается, упали, руки опустили – и все: к покаянию не идем, сами не каемся, все плохо. Это признак того, что мы малодушные и немощные, это признак нашей духовной инвалидности. Споткнулся и лежишь, сам подняться не можешь.
– Зная о таком малодушии, святитель Игнатий вопрошает: «Кто внимает этому гласу, этой духовной трубе, призывающей к воскресению души, к воскресению, более необходимому для спасения, нежели то, которое оживит тела, но не оживит уже душу, умерщвленную грехом?» И сам святитель отвечает на этот вопрос так: «Все мы пребываем в умерщвлении, все. Почему? Потому что исполняем свои греховные пожелания, а они, когда удовлетворяются, умерщвляют нас. Именно потому Спаситель, говоря о смерти души, называет мертвецами тех людей, которые жили рядом с Ним, которые видели и слышали Его, но не обращали никакого внимания на Его учение, необходимое для спасения, учение, единое на потребу для истинной жизни человека».
– Адам уже такой. И все человечество таково после грехопадения Адама. Со временем, с развитием каинитской цивилизации, человек все больше и больше становится несвободен нравственно и морально. Он по своему нравственному состоянию такой раб, каким не был и раб в Риме, потому что те рабы могли бороться с грехами и спасаться, а мы сейчас все больше увлекаемся страстями.
– Далее святитель Игнатий приводит слова, сказанные Христом человеку, желавшему следовать за ним и одновременно желавшему на время отлучиться от Господа для погребения своего умершего родителя: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Мертвыми Господь называл тех людей, которые по плоти были живы, но которые были поистине мертвы, как умерщвленные душой. «Те из этих мертвецов, – пишет святитель, – которые остаются чуждыми Христа в течение всей земной жизни и в этом состоянии отходят в вечность, не познают воскресения во все пространство времени, данное для этого воскресения. А оно заключается между двумя пришествиями Христовыми: первым – совершившимся и вторым – имеющим совершиться».
– Нам не нужно бояться этого диагноза. Я уже говорил, что мы должны сравнивать духовную борьбу с лечением болезни. Лечиться начнет тот больной, который узнает, что он болен. Это начало борьбы, начало болезни. Диагноз такой: мы рождаемся уже мертвыми, духовно мертвыми. Нам нужно оживать, а для этого нужно совершать определенные действия. Поэтому не бояться надо, а, признав это, начать действовать. Но как? Если я считаю, что я живой и все, что я делаю, это прекрасно и благодатно, это одно направление жизни. А если, допустим, христианин признает, что он мертв, потому что в нем страсти проявляются (с очень большим трудом можно заставить себя что-то доброе сделать – настоящее евангельское доброе дело сделать – заповедь выполнить), то он понимает, насколько он мертв. Читая писания святых отцов, он понимает, что в нем самом нет того, о чем они пишут. Но это не повод все бросить и убежать, а наоборот, сосредоточиться и начать изучать веру, начать пытаться бороться с грехами, изучать их, искать: нет ли во мне смертного греха, и чем я прогневляю Бога сейчас. То есть этот диагноз как раз для того, чтобы оживать, а не для того, чтобы унывать, печалиться, убегать из Церкви и ничего с собой не делать.
Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!