Уроки православия. Школа покаяния. Урок 58. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 16 часть)

20 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В главе «Душевная смерть» свт. Игнатий (Брянчанинов) вводит понятие «смертный грех», поскольку грехи по своей тяжести и по своим последствиям могут существенно различаться. И особо тяжкие из них (те, что влекут за собою гибель души при отсутствии покаяния) принято называть смертными. Борьба с ними имеет свои особенности, и знать об этом необходимо… 

– Мы продолжаем изучать «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова. Читая на прошлом уроке главу «Душевная смерть», мы узнали о том как, когда и при каких обстоятельствах в мире появилась смерть: вследствие нарушений Адамом и Евой заповеди Божией, то есть через грехопадение. Господь их об этом предупреждал, но они не вняли, ослушались, согрешили, разлучились с Богом, и души их умерли. Таким образом, смерть есть последствие греха и потому эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако, говоря о душевной смерти, святитель Игнатий вводит и такое понятие, как смертный грех, приводя слова апостола Иоанна Богослова: «Есть грех к смерти, и есть грех не к смерти». О том, что это значит, отец Андрей убежден, говорить современным людям необходимо. Ведь грехи по своей тяжести и по своим последствиям могут существенно различаться, и потому особо тяжкие из них, те, что влекут за собой гибель души, при отсутствии покаяния принято называть смертными. Борьба с ними имеет свои особенности, и знать об этом так же необходимо, как необходимо знать о том, какие именно грехи являются смертными, а какие в этот разряд не попадают. Но, увы, в наши дни узнать об этом неоткуда. Грехи есть, люди их совершают, порой даже не догадываясь об этом, а вот подробного перечня таких смертельных болезней души нет. А когда предпринимаются попытки его составить (были подобные попытки на приходе у отца Андрея), то далеко не все восприняли появление подробного списка смертных грехов как благо, и духовные причины для такого противления, конечно же, имеются.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук.

– К сожалению, получается так, что у нас на сегодняшний момент нет четкого списка с перечнем смертных грехов. Мы пробовали применить его в нашей приходской работе, за что на нас посыпались шишки. И я понимаю почему! Потому что сатане не выгодно, чтобы обличались грехи. Ему выгодно, чтобы мы жили в каком-то болоте или тумане, что-то из себя изображали. А в реальности что получается? Когда христианин узнает: «Ах, оказывается, в юности я вот это делал, но сейчас не каюсь и не оплакиваю это», так значит, это и не излечилось! Как болезнь она протекает в человеке, а он не лечится. К чему это может привести? К смерти. Так же и духовная болезнь. Не надо думать, что если я, допустим, в двадцать лет был разбойником, но не покаялся, а потом пришел в храм и сейчас уже не разбойник, я изменился и стал лучше. Прежний ум, та зараза и болезни продолжают действовать, поэтому, если мы не хотим погибнуть, обязательно должны проверить себя на предмет смертных грехов. Их особенность в том, что они разные, очень разные. Мы привыкли, что убийство – это тяжкий грех, даже с точки зрения светского законодательства, и это так и есть: убийство – смертный грех. Есть страсти телесные, душевные и духовные. Что касается телесных, то они очень хорошо видны: я думаю, что никто не будет сомневаться, что запойный пьяница находится в состоянии смертного греха, так же как и наркоман. Но увидеть смертный грех в такой страсти, как печаль, когда человек отчаивается, это уже надо иметь определенное внимание. Или, например, человек, одержимый такой страстью, как гордость, находясь в Церкви, что-то не признает – действие всех этих грехов одно и то же: человек отрывается от Бога, у него так же, как и у Адама, меняется его внутреннее устройство. Смертный грех меняет человеку ум – вот одно из страшных действий смертного греха. Как когда-то Адам начинает прятаться от Бога, так же и человек в состоянии смертного греха начинает думать и чувствовать по-другому: он уже не чувствует покаяния, желания исправиться. К сожалению, он повторяет трагедию Адама. Нужны какие-то определенные Божии воздействия на человека, какие-то потрясения, чтобы он ожил. То есть мы, совершая смертный грех, действительно повторяем грех Адама и проходим все стадии его состояния.

Смертные грехи разные, но результат у них один. Мы часто общаемся на эти темы, и бывают, знаете, такие вопросы: «Ну что такого, что человек не признает какое-то там учение о Церкви, ну что это за смертный грех?» С точки зрения светского закона, это, конечно, не преступление: ты имеешь право свободно думать – верь во что хочешь. Но с точки зрения веры, если человек во Христа верит неправильно, пусть он даже внешне не блудник и не пьяница, не вор и не убийца, этот человек реально уже выпал из Церкви, потому что он верит не как Церковь. Имея какую-то ересь или ложное учение, он реально выпадает из Тела Церкви, вот ведь в чем дело.

Есть много примеров, когда наши соотечественники, простые люди приходят в храм и говорят: «А, все спасутся! Зачем мне все это надо – ваше покаяние, все эти грехи? Давай причащай меня!» И неважно, что он вчера блудил или еще что похуже. Понимаете, что происходит! Это так опасно! Правильное покаяние рождается от правильной веры, а греховная жизнь легко рождается даже от неправильно принятой мысли. А поскольку все мы находимся в состоянии духовной смерти, ничего реально оценить не можем, наш ум не является тем арбитром, который проверяет качество наших мыслей и чувств, почему и важно прибегать к покаянию, к святоотеческому опыту Церкви. В церковной беллетристике или художественной литературе можно «нацеплять» много неправильно растолкованного, неправильно понятого. Нам нужно держаться только святоотеческого учения. Не надо думать, что если мы не убийцы, не воры, значит, у нас нет смертных грехов. Очень часто бывает и косвенное соучастие в смертном грехе. Возьмем, к примеру, светский закон. Если ты сам не воровал, но стоял и караулил, ты тоже участник преступления. Так и в этом вопросе: человек сам, допустим, не грешит, но соглашается с чем-то, способствующим чьему-то греху. Поэтому нам надо быть очень внимательными.

– Но где современные христиане все же смогут пройти такую духовную диспансеризацию и проверить себя на наличие тяжелых духовных повреждений; убедиться, есть ли у нас смертные грехи? Кто поможет нам разобраться в этом вопросе?

– Во-первых, ответ на этот вопрос можно найти у святителя Игнатия. Он частично расписывает, что является смертным грехом. В Священном Писании можно обнаружить грехи, которые обличают апостолы: они тоже являются смертными грехами. Можно посмотреть литературу и творения отцов, которые пишут о том, за что и какие получались епитимьи. Сейчас, конечно, мы не применяем эти сроки, но хотя бы разобраться, за что человек получал какие-то сроки епитимьи, очень нужно. Так что проблему мы обозначили. Списка смертных грехов нет, пусть даже условного. А мне действительно непонятно такое ковыряние: вот это смертный грех, а это не смертный грех. Да какая разница! Это все равно онкология, не четвертой, так третьей стадии. Суть вопроса в чем? Мы должны увидеть тяжесть заболевания, раскаяться и всячески стараться не повторять грех. Вот это однозначно.

– Так, в главе «Душевная смерть» (ее мы продолжим читать сегодня), святитель Игнатий прямо называет некоторые из смертных грехов, когда вспоминает падение апостола Петра (его отречение от Христа) или пророка Давида (его прелюбодеяние и убийство).

– Отречение от Христа – что это такое? Попробуем рассмотреть этот вопрос глубже. Вот ходил человек в церковь, даже принял таинство крещения, а потом перестал ходить. Что это? А мы можем сказать – это отречение от Христа. Или, допустим, человек крестится по той причине, что ему надо к колдунам сходить, – это тоже отречение от Христа. Или воцерковленный вроде бы человек не живет по-христиански – тоже отречение от Христа. Для отречения не обязательно нужно, чтобы тебе приставили револьвер к виску и сказали: «Отрекайся от Христа!» Отречься можно делами. Или, допустим, человек ходит в храм, но он верит во Христа не так, как верит Церковь. Такое часто бывает. Вот у нас, на нашей страничке в Интернете какой-то человек под «эльфийским» именем упорно спорит с православным учением о двух природах Господа Иисуса Христа. Ему (или ей – непонятно, мне не нравится, когда пишут не под своим именем) очень не нравится, что Господь при воплощении очистил человеческую природу и принял ее уже очищенной от грехов. Этот человек пишет: «Как вы можете говорить о покаянии, если Господь Сам не боролся со страстями?» А что такое «боролся со страстями»? Значит, они у него были, так надо понимать? Вот так вкрадчиво, въедливо и проникают в жизнь современных христиан старомодные ереси. Легко, даже очень легко! Человек доверяет себе, он думает, что у него ведь есть диплом инженера, или врача, или учителя, но это не дает никакой гарантии безопасности. И это тоже отречение от Христа. Представляете, человек будет верить в то, что Господь Иисус Христос до креста боролся со страстями! Такое даже представить невозможно, а он это вовсю доказывает. И это не единичный случай.

– Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись и исповедав его, оставляет грех свой.

– Грехи бывают разные, и борьба с ними тоже бывает разная. Допустим, у человека грех ума (ну вот как у нашего уважаемого «эльфа»), но он хочет искренне разобраться. Он принял неправильное учение, потом пришел, разобрался, отрекся от ложного учения и принял правильное – тут даже епитимьи никакой не надо, потому что это малый грех: были неправильные правила дорожного движения в голове, он выучил правильные, а от неправильных отрекся. А есть грехи, которые связаны с действительно очень долгим процессом очищения. Такие грехи, как блуд, чревоугодие, грех убийства, они требуют очень долгого процесса выздоровления, в этом тоже надо разбираться. Как горько бывает слышать, когда люди жалуются: «Я смертно согрешил, пришел на исповедь, а священник говорит – иди причащайся». Сразу же, без епитимьи, без срока покаяния! Человек идет, причащается, и у него всё еще хуже становится. Вот недавно священник рассказывал: «Приходит на исповедь человек вот с такими синяками под глазами, ну реально побитый, и говорит, что в воскресенье (а это был четверг) причащался, его допустили, а домой пришел и там с братом подрался хорошенько, ладно, что живы остались». Что же происходит? Это признак того, что причастие было в осуждение этому человеку, и тема эта у нас заминается и заминается, как и тема покаяния: об этом говорить не надо, давайте все причащайтесь, всем это полезно. А это не автомат с бесплатной газировкой. Это Господь! Ты к Нему приходишь! А тот брат, оказывается, с обидами пошел причащаться, а обида или непрощение является смертным грехом: это даже в Евангелии написано, что если ты не простил, то и Бог тебя не простит, как бы ты там на исповеди ни изображал какое-то благодушие. А он с непрощенной обидой пошел, и результатом стало реальное беснование человека.

– Жене, уличенной в любодеянии, Господь сказал: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». Таким покаянием блудники, прелюбодеи, мытари, разбойники восхитили Царство Небесное. К такому покаянию, к воскресению смерти душевной призывает апостол Павел: «Встань, спящий, – восклицает он, – и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос!»

– Мы с вами должны понимать, что грех проходит несколько стадий развития в уме и сердце человека. Все начинается с мысли, с ее принятия, потом согласия с ней, рождением желания греха и, наконец, совершением греха. Поэтому, если мы будем думать, что грех – это только когда совершение его уже произошло, это неверно. Свобода человека где-то посередине уже согласилась с помыслом, вернее, начала его рассматривать. Тут я свою свободу уже направил на грех. Отвержение греха включает борьбу и с помыслами, и с чувствами, а это означает, что у человека должна быть уже совершенно другая, более внимательная жизнь. Если я хожу по спектаклям, театрам и рок-концертам, то внимательной жизни у меня не будет никогда. Приведу такой пример (наши прихожане слышали его много раз): если у меня сломанный позвоночник, я должен внимательно смотреть, сколько килограммов я беру и куда несу, по какой дороге иду, чтобы не оступиться, не поскользнуться и не навредить себе еще больше. А когда человек не знает о смертных грехах, для него исповедь – это пришел, сказал: «Грешен во всем!», или пришла, рассказала, какой у нее муж моральный урод – и все. Но в этом случае человек-то ведь не кается, он не излечивается, а живет, как будто он здоровый, смелый, молодой, ищущий жизни! Я искренне боюсь, когда начинаю слышать эти проповеди про радость и любовь. Это же неправда! Мы все лежим в реанимации, у нас разной степени повреждения внутренних органов, а мы лежим и говорим про поля с ромашками да ангелочками! Ну что это такое? Перепутались понятия, понимаете! Идет смена ориентиров. Мы не тому учим. А святые дают нам правильные понятия. Никто не говорит, что надо всегда только о смерти говорить и помнить (хотя это замечательно); у нас это и не получится даже, но мы должны иметь правильные понятия и в соответствии с ними пытаться выстроить жизнь. Никто не говорит, что у нас сразу все получится. Борьба с грехами – это длительный процесс (говорю для тех, кто часто отчаивается), ведь Господь порой оставляет нам грехи для того, чтобы мы потрудились дольше. Есть такой святоотеческий принцип: упал – вставай. А мы, получается, упали, руки опустили – и все: к покаянию не идем, сами не каемся, все плохо. Это признак того, что мы малодушные и немощные, это признак нашей духовной инвалидности. Споткнулся и лежишь, сам подняться не можешь.

– Зная о таком малодушии, святитель Игнатий вопрошает: «Кто внимает этому гласу, этой духовной трубе, призывающей к воскресению души, к воскресению, более необходимому для спасения, нежели то, которое оживит тела, но не оживит уже душу, умерщвленную грехом?» И сам святитель отвечает на этот вопрос так: «Все мы пребываем в умерщвлении, все. Почему? Потому что исполняем свои греховные пожелания, а они, когда удовлетворяются, умерщвляют нас. Именно потому Спаситель, говоря о смерти души, называет мертвецами тех людей, которые жили рядом с Ним, которые видели и слышали Его, но не обращали никакого внимания на Его учение, необходимое для спасения, учение, единое на потребу для истинной жизни человека».

– Адам уже такой. И все человечество таково после грехопадения Адама. Со временем, с развитием каинитской цивилизации, человек все больше и больше становится несвободен нравственно и морально. Он по своему нравственному состоянию такой раб, каким не был и раб в Риме, потому что те рабы могли бороться с грехами и спасаться, а мы сейчас все больше увлекаемся страстями.

– Далее святитель Игнатий приводит слова, сказанные Христом человеку, желавшему следовать за ним и одновременно желавшему на время отлучиться от Господа для погребения своего умершего родителя: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Мертвыми Господь называл тех людей, которые по плоти были живы, но которые были поистине мертвы, как умерщвленные душой. «Те из этих мертвецов, – пишет святитель, – которые остаются чуждыми Христа в течение всей земной жизни и в этом состоянии отходят в вечность, не познают воскресения во все пространство времени, данное для этого воскресения. А оно заключается между двумя пришествиями Христовыми: первым – совершившимся и вторым – имеющим совершиться».

– Нам не нужно бояться этого диагноза. Я уже говорил, что мы должны сравнивать духовную борьбу с лечением болезни. Лечиться начнет тот больной, который узнает, что он болен. Это начало борьбы, начало болезни. Диагноз такой: мы рождаемся уже мертвыми, духовно мертвыми. Нам нужно оживать, а для этого нужно совершать определенные действия. Поэтому не бояться надо, а, признав это, начать действовать. Но как? Если я считаю, что я живой и все, что я делаю, это прекрасно и благодатно, это одно направление жизни. А если, допустим, христианин признает, что он мертв, потому что в нем страсти проявляются (с очень большим трудом можно заставить себя что-то доброе сделать – настоящее евангельское доброе дело сделать – заповедь выполнить), то он понимает, насколько он мертв. Читая писания святых отцов, он понимает, что в нем самом нет того, о чем они пишут. Но это не повод все бросить и убежать, а наоборот, сосредоточиться и начать изучать веру, начать пытаться бороться с грехами, изучать их, искать: нет ли во мне смертного греха, и чем я прогневляю Бога сейчас. То есть этот диагноз как раз для того, чтобы оживать, а не для того, чтобы унывать, печалиться, убегать из Церкви и ничего с собой не делать.

 

Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать