Уроки православия. Школа покаяния. Урок 54. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 12 часть)

18 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

В «Слове о смерти» свт. Игнатий приводит множество цитат из священных и житийных текстов, как бы извлекая из них некие картинки и иллюстрируя ими свои мысли. Святитель замечает, что такая «живопись» дает нам возможность увидеть изумительное духовное совершенство подвижников христианства. Увидеть то, как они жили и действовали, чтобы мы, обращаясь к этому зрелищу, уразумевали, как жить и действовать нам. 

– На уроках православия с протоиереем Андреем Каневым мы изучаем фундаментальный богословский труд святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти». В нем святитель исследовал Священное Писание, богослужебные тексты, жития святых, писания святых отцов и собрал богатейший материал, ранее несистематизированный. «Слово о смерти» – это обширный свод выписок из вышеназванных источников, или собрание цитат, но читать их легко, интересно, а главное, душеполезно. На прошлом уроке мы закончили читать главу «Разлучение души с телом», а сегодня приступим к чтению главы «Смерть праведников и грешников». В ней святитель Игнатий приводит многочисленные цитаты из священных и житийных текстов, как бы извлекая из них некие картинки и иллюстрируя ими свои мысли. Для чего он это делает? В другом своем тексте, «Отечнике», он отвечает на этот вопрос так: «Эта ,, живопись” дает нам возможность увидеть изумительное духовное совершенство подвижников христианства. Увидеть то, как они жили и действовали, чтобы мы, обращаясь к этому зрелищу, уразумевали, как жить и действовать нам».

На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать подобные картины и из современной жизни, и из «Слова о смерти», чтобы получить правильное представление о том, какой бывает кончина грешников, а какой – праведников, и не только в глазах людей, но и в очах Божиих.

В начале своего творения святитель Игнатий приводит слова псалмопевца Давида: «Смерть грешников люта» (Пс. 33:22) и добавляет, что для людей благочестивых и святых смерть есть переход от сомнений житейских к нерушимому спокойствию, от непрерывных страданий к непрерывному и нескончаемому блаженству, переход земли на небо и соединение с бесчисленным сонмом святых ангелов и святых человек. Мы имеем возможность видеть, как совершается этот переход, как человек к нему готовится. Мы можем с трепетом наблюдать чудесную картину, как действует покаяние на грешника, как умирающий примиряется с ближними, с Богом. И лютая смерть, которая недавно казалась законной и заслуженной, вдруг отступает, и Господь дарует человеку кончину мирную, непостыдную, христианскую. Таких памятных случаев в приходской практике отца Андрея было немало.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга, кандидат философских наук:

– Мне запомнилась история человека, которого я знал на протяжении десяти лет с самой негативной стороны. Правда, лично с ним я был не знаком, но знал его жену, которую он периодически бил и даже выгонял из дома. Он пил запоем и был просто несчастным горемыкой. Жена его терпела. Она была прихожанкой нашего храма, регулярно причащалась, исповедовалась и умерла христианской смертью. Перед смертью я ее соборовал. Получилось так, что она умерла сразу же после соборования и причастия, а мужчина остался вместе с их дочерью, тоже христианкой. Дочь заботилась об отце, в том числе и о его духовном самочувствии: то его покропит, то воды святой куда-нибудь ему нальет. Он, бедный человек, от всего этого просто бесновался, бунтовал, гонял ее. Но время шло, он старел, силы его убывали. И знаете, что произошло? В последний год своей жизни он попросил, чтобы к нему привели священника. Это был не я, потому что я был занят какими-то делами. Один из наших священников поговорил с ним об исповеди, о грехах, потом этот человек исповедался. Потом он подготовился к причастию, соборовался, представляете? Он уже не бесновался, но сокрушался искренне о своих грехах и с каждым разом становился тише и спокойнее.

И вот однажды у меня на сотовом телефоне высветился неизвестный номер. Оказалось, что звонил тот самый мужчина. Он попросил меня приехать к нему. Я знал, что наш священник причащал его накануне, и спросил: «Вас причастить?» Он ответил: «Нет, просто приезжайте». Я удивился, потому что мы с ним не были хорошо знакомы, но на всякий случай взял причастие. Когда я его увидел, даже не узнал его! Передо мной лежал светлый человек, со светлым лицом, со светлыми, какими-то неземными глазами, и он сказал: «Я пригласил Вас попрощаться!» Представляете, пьяница, дебошир, бесноватый человек, жену по подъездам гонял! Он совершенно изменился! Мы с ним немного поговорили и, можно сказать, примирились, хотя мы, в общем-то, и не ссорились. Для меня этот опыт был очень важен.

На следующий день он мирно и тихо скончался. Такое чудо, оказывается, возможно! И таких историй, которые происходят в храме, очень много. Этот человек умер непостыдно и мирно. Он не стал прихожанином храма в классическом смысле слова. Он причащался, но уже дома, будучи больным, не был на литургии, не участвовал в наших концертах или других приходских мероприятиях, но он все равно был нашим прихожанином! Мы внесли его в список наших прихожан, за которых мы молимся. Как милостив Господь, но и от человека многое зависит. Отрадно, что этот человек смог услышать, обратиться и примириться с Господом и людьми!

– В главе «Смерть праведников и грешников» святитель Игнатий также приводит примеры кончины разных людей. И, знакомясь с ними, мы убеждаемся, что далеко не всегда в жизни все бывает так очевидно, как в предыдущей истории. Оказывается, не всегда мы, люди грешные, можем уверенно говорить, что стали свидетелями кончины человека благочестивого или, напротив, ухода в мир иной противника Божия.

Святитель начинает эту главу словами о том, что повести о смерти праведников для нас всегда утешительны и поучительны, что сказания о том, с каким сокрушением и смирением сердца праведники приготовлялись к смерти, с каким святым страхом они встречали ее, душеспасительны. Далее святитель Игнатий приводит повесть, в которой говорится о некоем старце. Ему Господь за чистоту жизни не отказывал ни в каком прошении. Тот старец пожелал увидеть, как происходит разлучение с телом души грешника и души праведника, и Господь привел его в некий город, где в это время умирал знаменитый затворник. Жители города с великой скорбью ожидали его кончины. Они был уверены, что именно ради него Бог подавал им хлеб и воду, спасал их от разных напастей и что без затворника они погибнут. Но старец узрел иное: во время исхода души затворника он увидел адского приставника, вонзившего в сердце якобы праведника огненный трезубец, промучившего его так несколько часов и лишь потом извлекшего его душу. И старец слышал голос Божий, говоривший, что эта душа никогда не успокаивала Его, потому Бог и повелел приставнику исторгнуть ее без милосердия.

Затем старец пришел в другой город, где прямо на улице умирал больной странник, и за его душой пришли Архангелы Михаил и Гавриил. Они упрашивали эту душу выйти из тела, говорили, что Господь велел взять ее без болезни, но душа странника не выходила. Тогда Господь послал за ней псалмопевца Давида с псалтирью и певцов Божиих Иерусалима Небесного, чтобы она, услышав псалмопение, вышла. Только тогда душа смиренного странника вышла на руки к Архангелу Михаилу и была принята на небесах с радостью!

– Кончина человека так или иначе отражает его жизнь. Но говорить о том, что, как человек умер, так он и жил, конечно, нельзя. Иногда мы видим, что кончина человека является ярким символом его жизни или вспышкой, которая всю ее освещает в последний момент. Мы знаем выражение царя Давида: «Смерть грешников люта». И все же здесь нужна рассудительность. Мы не можем к тайне смерти подходить с готовой схемой. Мне часто задают такой вопрос: а правда ли, что если человек умер на Пасху, то он попадет прямиком на небо? Как будто некий суперлифт сразу поднимет его душу в райские обители! Я в этом очень сильно сомневаюсь. Разве может время кончины автоматически сделать нас достойными райской обители? У меня в практике был случай, когда мне пришлось отпевать человека, который на Пасху умер от передозировки. Я не берусь судить, но очевидно, что время кончины и нравственное состояние этого человека в этот момент не совпали по содержанию. Я своим совопросникам в таком случае отвечаю, что для человека, который не живет христианской жизнью, Пасхи не существует. Умрет ли он на Пасху или нет, не имеет никакого значения.

Святитель Игнатий показывает нам две истории кончины: смерть затворника, который пользовался почетом и уважением в христианской среде, и смерть никому не известного странника, который умирал в подворотне. Этот рассказ очень похож на евангельскую историю о богаче и Лазаре. Внешне богач умирает красиво: гроб, богатые венки, плакальщицы, много сочувствующих. Совсем другое дело нищий, которого все прогоняли от своего двора. И какова загробная участь того и другого!

Святитель Игнатий предлагает нам посмотреть на внутреннюю подготовку человека, а не на внешние обстоятельства, которые сопровождают его кончину. Судить о кончине человека по внешним факторам очень просто: затворник обязательно попадет в рай, а нищий – в ад! «Вовсе нет!» – говорит нам святитель Игнатий. Все зависит от внутреннего состояния человека, от того, как он к кончине готовился. Затворник умирает в муках и страданиях. Нищий тоже умирает в муках, потому что смерть неестественна для человека, но эти страдания утешительны. За ним приходят Архангелы, и царь Давид пытается уговорить душу покинуть это несчастное тело. Все дело в том, что у этих людей было разное нравственное состояние. В первом случае человек, хотя и жил в затворе, был, давайте скажем без дипломатии, врагом Христа. А странник был Христовым другом.

Как же можно стать другом Господа? Затворник надел монашеские одежды, всю жизнь прожил в монастыре, пользовался славой святого человека, может быть, был священнослужителем. Сделало ли все это его близким к Богу? Вовсе нет! А что для этого сделал странник? Трудно сказать, ведь нам не открыто ни его имя, ни его состояние. Мы ничего не знаем о нем, кроме того, что он был странником, то есть не был привязан ни к кому и ни к чему, кроме Христа.

– Но заканчивается повесть о затворнике и страннике неожиданно. Святитель Игнатий говорит: «К несчастию, к величайшему несчастию, мы с ожесточением отталкиваем все милости Божии и с безумным ослеплением становимся в ряды слуг и поклонников врага Божия и врага нашего».

– Я думаю, что приведенная выше цитата может показаться нелогичной. Все же закончилось хорошо, особенно для странника. Дело в том, что эти слова относятся не к этим двум историям, а к внутреннему взгляду на эти события. Святитель Игнатий говорит о том, что мы очень часто заботимся только о внешней стороне кончины, но забываем о внутренней подготовке к этому переходу. Люди просто боятся думать о смерти.

Наше время не сильно отличается от времени святителя Игнатия, но есть и свои особенности. Сегодня, когда очень интенсивно развиваются биотехнологии, фармакология, хирургия, в том числе и пластическая, изменилось философское понимание природы человека. Сейчас популярны идеи о постчеловечестве, которое не имеет ничего общего с христианством. Идеология постчеловечества породила культуру потребления, которая накрыла нас волной, как цунами. Нам внушают, что нужно думать не о смерти, а о том, как радостно, весело и вкусно прожить эту жизнь, а для тех, кто на это способен, еще и продлить ее.

Недавно в новостях показали историю одного из самых богатых людей в мире, который в пятый раз сделал операцию на сердце. И это не просто какой-то странный старичок. Ему принадлежит полмира. И он говорит о том, что собирается прожить до 200 лет. Это не шутка, потому что его финансовые возможности позволяют ему продлевать существование его физической оболочки на столько, на сколько нужно. Это сложная тема и, может быть, нам не стоит сейчас в нее глубоко погружаться. Важно подчеркнуть, что современные люди не хотят думать о смерти.

Как часто мы можем наблюдать в рекламе такую картину: юная девушка выдает себя за пятидесятилетнюю женщину, которая намазалась каким-то чудодейственным кремом. Ах, я стала моложе! Морщины исчезли за 3 секунды! Люди не хотят и не умеют стареть, и тем более не хотят думать о смерти. Они хотят жить развлекаясь, сладко, радостно и вечно!

Мне иногда говорят: «Нам радостно хочется жить, а Вы тут толкуете о покаянии, о смерти. Ад, Рай…Зачем нам все это нужно?» Подобная реакция, как показывает практическая приходская деятельность, увы, очень распространена в народе.

Люди не ищут в Церкви глубины, им не нужна, скажем так, методика подготовки к вечности. Они полагают, что христианство должно обслуживать их потребности. Священника они воспринимают как официанта, который должен принести им какое-то новое блюдо. Христианство для них – это то, что обеспечивает население радостью. Христиане им говорят: «Ребята, стоп! Какие, извините, радости! Мы должны говорить о Христе, о страстях, о смерти как о финале, после которого уже ничего не исправишь!» Но даже в христианской среде эти слова порой не встречают понимания! Святитель Игнатий в приведенной цитате говорит вовсе не об атеистах. Он обращается к нам, христианам, чтобы мы отрезвились и осознали, куда мы можем попасть в конце концов, если забудем о смерти.

Вот я спрашиваю человека: «Что такое для тебя радость? О какой радости ты говоришь?» И человек отвечает: «Поесть хорошо». «Это радостно?» «Да». Но имеет ли эта радость отношение к христианству, к Благой Вести, которую принес Христос? Ничуть, потому что это радость плоти. Есть, конечно, и душевные радости, например, когда у детей все хорошо, но есть и радости духовные. И Христос напоминает нам именно о них, говоря: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6: 25-26).

В Евангелии часто встречается рассказ о том, как господин уходит, оставляет слуг и обещает вернуться, но не сообщает, когда именно. Ваша передача начинается со слов, имеющих непосредственное отношение к этому сюжету: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща». Святитель Игнатий говорит и своим современникам, и нам о том, что мы живем в опасном мире, в котором очень легко спутать понятия и биологическую жизнь признать жизнью христианской!

Никто не говорит о том, что пообедать с друзьями – это плохо. Это не плохо, но это не христианская добродетель, а радость душевного общения с хорошими людьми, которая к делу спасения не имеет никакого отношения. А мы, к сожалению, хотим именно мирской душевной радости и придаем ей статус духовного веселья. Да, в Евангелии, действительно, сказано: «Радуйтеся и веселитеся». Но эти слова являются частью Нагорной проповеди. Когда нужно радоваться? После того, как нас будут гнать за Христа! С точки зрения современного мира, гонения – это сомнительное удовольствие. Вот о чем говорил святитель Игнатий, сокрушаясь о том, что мы становимся врагами Христовыми, когда начинаем искать в жизни не того, чего Он хочет от нас. Господь ревнив! Он не будет нас делить с ложными понятиями! Ему нужно отдать все, отдать свое сердце целиком (ведь нельзя вырвать из груди половинку сердца), поэтому Господь так часто говорит в Евангелии: «Следуй за мной!» А суетные радости не приводят к Богу.

Продолжение следует...

Автор программы: Ольга Баталова
Расшифровка: Екатерина Иванова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать