Уроки православия. Школа покаяния. Урок 53. («Слово о смерти» свт. Игнатия Брянчанинова читаем с прот. Андреем Каневым 11 часть)

17 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Свт. Игнатий (Брянчанинов) часто повторял, что жизнь земную мы должны проводить в приготовлении к вечности. О том, каким должно быть это приготовление, мы говорим на наших уроках с протоиереем Андреем Каневым. Разбирая «Слово о смерти», батюшка уточняет, что подготовка к жизни вечной и земная жизнь христианина - это один и тот же путь, один и тот же процесс… 

– Творения святителя Игнатия Брянчанинова называют духовной сокровищницей. Ее епископ Кавказский собирал долгие годы с одной целью: подробно и точно описать и объяснить тот духовный подвиг, который должен совершать христианин ради своего спасения. «Только тот, кто усвоил себе правильный взгляд на земную и вечную жизнь, – писал он – сможет стать истинным христианином, наследником вечных благ». А еще святитель Игнатий часто повторял, что жизнь земную мы должны проводить в приготовлении к вечности, и о том, каким может быть это приготовление, мы говорим на наших уроках с протоиереем Андреем Каневым. Читая «Слово о смерти» святителя Игнатия и разбирая его «Разлучение души с телом», мы обратили внимание на то, как порой люди ответственно готовятся к некоторым важнейшим событиям в своей жизни. Взять, например, события, связанные с рождением: будь то рождение ребенка или рождение семьи, то есть свадьба. Какая мощная там идет подготовка! А разве рождение человека в вечность заслуживает меньшего внимания? Однако в этом случае большинство людей никакой особой подготовкой не занимаются, если не считать внешнюю: составить завещание, собрать пакет с одеждой. Потому отец Андрей уточняет: готовиться мы обязаны, но не к смерти, а к вечной жизни, и важно понимать, что подготовка к ней и земная жизнь христианина, та, в которой есть место покаянию, участию в таинствах Церкви, – это один и тот же путь, один и тот же процесс.

Святитель Игнатий также обращает внимание на эту взаимосвязь. Он пишет, что все святые понимали значение такого перехода для человека и приготовляли себя к роковому смертному часу страхом и плачем. И далее святитель приводит пример того, как воспринимали свою готовность к переходу в вечность великие подвижники. Так, во время кончины преподобный авва Агафон не был уверен, угодил ли он Богу, хотя в жизни он старался всеми силами исполнять заповеди Божии. Он говорил братьям, стоявшим рядом: "Не могу уповать на жительство свое, потому что один суд человеческий, а другой – суд Божий". «Преподобный Агафон скончался с радостью, – пишет святитель Игнатий. – В жизни он строго и постоянно следил за собой и часто повторял, что без тщательнейшего наблюдения за собой человеку невозможно достичь преуспеяния. Таков путь ко спасению. Святые угодники Божии непрестанно рассматривали себя, находили новые недостатки и все более и более погружались в покаяние, которое очищало и усовершенствовало их для Неба. И напротив, лютая рассеянность и многопопечительность всегда соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно и гордо собой».

Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: "Многие обольщают себя суетным упованием. Они думают, что получат Царство Небесное, высоко мечтая о себе в сердце своем. Много званых, потому что Бог призывает многих и даже всех, но мало избранных, мало спасаемых, мало достойных избрания. Призвание – дело Божие, а избрание или неизбрание зависит от нас".

– Очень интересная мысль, что званых много, а избранных мало. В народе часто рождается такая мысль: «Это не для меня». «Не для меня пришла весна» – есть такая песня. В отличие от протестантов, кальвинистов мы не верим, что человек обязательно создан для ада, такого в православии нет. Призваны для спасения все люди без исключения, но поскольку мы свободны, у нас есть возможность выбора жизни, борьбы или неборьбы с грехами, то избранность зависит от самого человека. Какая это замечательная мысль! Она противоположна мысли: «Я грешник, им и буду». Порой, слушая такие вещи, думаешь: понимает ли человек, о чем говорит (хотя вроде говорит сознательно, не бредит). Истина Божия состоит в том, что призван каждый, но, будет ли избран, зависит от него самого.

– Именно об этом говорит Господь в притче о брачном пире. С ним сравнивает Спаситель Царствие Небесное. Этот пир царь устроил для своего сына, и туда было приглашено много гостей. Но они пренебрегли приглашением, так как были заняты своими, как им казалось, очень важными делами. А кто-то и вовсе убил рабов, пришедших позвать их на пир. Тогда царь сказал рабам: «Брачный пир готов, а званые не были достойны. Пойдите на распутье (так в те времена называли города и села язычников) и зовите на пир всех, кого найдете». Рабы выполнили приказ царя, и пир наполнился гостями, и злыми, и добрыми. Войдя посмотреть на них, царь обнаружил человека, одетого не в брачную одежду, и спросил у него, как тот вошел в таком неподобающем виде? Человек молчал, тогда царь приказал слугам связать его и бросить во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, но мало избранных.

– Часто возникает вопрос по этой притче: царь набрал нищих, откуда у них могла быть белая одежда? Оказывается, тогда была традиция подготовки к свадьбе: для каждого приглашенного шилась белая одежда. И для этого человека одежда тоже была приготовлена, но он сам ее не надел. Не потому, что ее не было, а потому что, приходя в этот дом, он должен был омыть ноги, лицо и надеть приготовленную одежду. Он проигнорировал правила и за это был изгнан с пира, в муку вечную и скрежет зубов.

– Святые угодники знали: призвание – это дело Божье, а вот избрание или неизбрание брачного пира зависит от нас. Как от нас зависит и то, в каких одеждах мы окажемся на этом пиру, насколько внутренне мы к нему подготовимся, увидим ли свои недостатки, омоемся ли слезами покаяния, очистим ли свою душу и усовершенствуем ли ее для Неба. И далее святитель Игнатий приводит в пример преподобного Арсения Великого. Он, занимаясь рукоделием, всегда клал на колени платок, потому что постоянно предавался покаянию и из глаз его лились слезы. А когда он почил, то авва Пимен, имевший особый дар духовного рассуждения, сказал: "Блажен Арсений, ты оплакал себя в земной жизни. А тот, кто не оплакивает себя здесь, будет плакать вечно, ибо плача избежать невозможно, просто здесь он произвольный, а там – в муках, невольный". А Патриарх Александрийский, услышав о кончине преподобного, добавил: "Блажен авва Арсений, ты непрестанно помнил час смертный". Но сколько же противников таких слов и такой реакции мы встретим в наши дни даже среди христиан! Нередко люди, пребывающие в Церкви, искренне возмущаются темой плача, слез, покаяния, которая, по их мнению, не должна быть главенствующей. Эти люди уверены, что постоянное покаяние, сокрушение сердца и памятование о своей греховности лишают нормального человека даже не радости жизни, а самой жизни. Потому сегодня споры радующихся и плачущих становятся все громче. И порой в них слышатся такие слова: "А когда жить, если надо все время только каяться, плакать, готовиться к вечности?"

– Когда жить? Мы должны понимать, что покаяние – это не та пародия, которую нам рисует лукавый. Он представляет его как некий мрачный процесс, какое-то постоянное уныние, плоское, неинтересное, скучное занятие. Процесс покаяния — это, в первую очередь, дар Божий, который всеми перечисленными характеристиками не обладает. И святые отцы тоже пишут, что, когда человек начинает каяться, к нему приходит умиротворение, примирение с ближними, с Богом. Это очень глубокий, внутренне обогащающий процесс. От земных радостей – поел вкусно, но через время снова голоден, выпил с друзьями – наутро голова болит, пофлиртовал – разве получаешь особое удовлетворение? Страсти снова требуют насыщения. А противоположность, борьба с грехами, конечно, очень мучительна и трудна. Этот труд можно понимать как образ: ребенку трудно начинать ходить, гораздо удобней висеть у папы на руках. А отец говорит: нет, надо учиться самому. Ребенок встает, делает шаги, падает, ему больно, но папины руки всегда рядом: он всегда подхватит, где-то пожалеет, где-то пожурит, проявит строгость. То есть когда человек начинает каяться, то происходит борьба, это проливание крови и пота, но она не такова, что человек выжатый как лимон, ведь он получает от Бога дары. И то, что давало временное наслаждение, потом его не привлекает. Чем больше человек кается, тем больше обогащается внутри, начинает чувствовать не эмоции, а примирение с Богом. И когда он это чувствует, то пьянки, гулянки, спектакли, театры, кино, поездки, походы и яхты, газеты, банки и так далее идут прахом, потому что это все пустота.

Нередко бывает, что человек не понимает слова любовь так, как его понимает Евангелие. Недавно вспоминали с прихожанами слова Господа о любви к Нему. Разве человек должен наслаждаться, радоваться? Он должен исполнить заповеди. Вот так Господь выстраивает наши чувства по отношению к Нему. Мы не понимаем смысл слова радость, потому что уже заражены этой развратной цивилизацией. И плач мы понимаем не так, как есть на самом деле. Вид обиженного человека, его злые слезы воспринимаются человеком как плач. Откуда у нас идут слезы? Они же неблагодатные. Когда человек плачет в обычной жизни, значит, ему плохо. А плач, о котором пишут святые отцы, другой, он не связан с мрачным лицом, плохим настроением, озлоблением на близких. Это внутреннее глубокое состояние, когда человек, видя свое несовершенство, проявление грехов, начинает плакать перед Богом. Внешне он может быть обычным христианином, человек невнимательный даже не увидит ничего. Этот плач и есть покаянное внимание к себе. Когда человек видит свои грехи, то тут же раскаивается, просит у Бога помощи, милости и снова примиряется с Ним. Этот процесс называется плач о грехах. А мы пытаемся изобразить карикатуры и потом с ними бороться, не имея опыта покаяния. Поэтому тот плач, который нам предписан, – это покаяние, плач о грехах. И мы должны выбрать: или мы здесь плачем о своих грехах, несовершенствах, страстях или там. Есть такое предупреждение Божие: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете» (Лк. 6:25). Опять же, смех бывает разный. Если человек умиляется от того, что ребеночек сделал несколько шагов, это не смех. Здесь имеется в виду пустое, развратное состояние, когда человек перепутал радость с наслаждениями греховными.

– Итак, мы закончили чтение главы "Разлучение души с телом" и из нее узнали, как будет совершаться такое разлучение. Напомним, это произведение святитель Игнатий писал в середине XIX века, и тогда уклад жизни наших соотечественников был мало похож на современный. И в нем было место для кончины ближнего, причем было оно совсем рядом. Ведь в те времена люди умирали большей частью в своих домах, в своих постелях, в окружении родных, близких, которые могли видеть, как происходит приготовление человека к смерти, как совершается исход души. И тогда, и в более отдаленные века смерть понималась как конец земной, плотской жизни, как разлучение души с телом и переход в жизнь вечную, духовную, а потому люди смерти не боялись, относились к ней по-христиански, с верой, с упованием на Бога, спокойно, мудро. Все это нашло отражение в русских пословицах, поговорках. Но используют ли их сегодня наши современники? Взять хотя бы, например, такую: "В семье и смерть красна". Многие ли из нас сегодня согласятся с этой проверенной веками мудростью? Наверное, нет, и кто-то решит, что в больнице умирать краше, потому в наши дни личный опыт прощания с умирающим – явление редкое. А ведь именно в этом опыте можно обнаружить, что человек страшится своей кончины и от этого мучается или что он соглашается с волей Божией и умиротворенно принимает свой исход. Потеря такого опыта делает нашу духовную жизнь беднее, ущербнее.

– Святитель Игнатий долгие годы жил в монастыре рядом с Петербургом. Большой город дает определенное отношение к жизни, к благам, к природе. У нас же сейчас в большинстве своем городское население. И понятно, что в традиционной деревенской среде отношение к смерти было другое. Во-первых, это воспринималось как нечто естественное: была высокая детская смертность, а средняя продолжительность жизни, наоборот, небольшая. По нашим представлениям, умирали молодые и достаточно здоровые люди. И этих примеров перед глазами человека было очень много, но отношение к жизни было другое, а вот сейчас оно какое-то более стерильное. Есть деньги – можно купить лекарства, оплатить врачей, продукты. Дети часто думают, что молоко в пакетиках рождается, потому что не видят процесса зарождения жизни и умирания. Мы можем рассуждать о том, что нельзя убивать животных, но с аппетитом кушаем котлетки и пельмени. Но кто-то же этих животных убивает! А у человека традиционной культуры это все было на глазах: как рождался цыпленочек, как он рос, превращался в петушка, а петушок потом шел в суп. Осознавался процесс жизни и смерти, в том числе и жизнь самого человека. Рождался человек – его встречали, он рос вместе со всеми, воспитывался, мог видеть, как умирали его дедушка и бабушка. И тогда ведь умирающих не сдавали в хосписы и дома престарелых; сильных обезболивающих, как у нас, не было. А сейчас часто бывает так, что родители думают, повезти ли ребенка на похороны бабушки или дедушки. И в противоположность наши церковные дети, которые каждый день на приходе, не удивляются, когда гроб занесли или вынесли, не обращают даже внимания, как это и было в традиционной среде. Отношение спокойное, без истерик и экзальтаций. Смерть – это часть жизни. А тем петербуржцам, которые окружали святителя Игнатия, уже нужно было напоминать об этом.

Традиционная среда давала возможность увидеть, как умирает человек: его мучения или, наоборот, праведную кончину. На каждом богослужении мы молимся о "непостыдной мирной кончине". Это должно нами пониматься не как кончина в мирное время и при мирных обстоятельствах, а как примирение с Богом. И непостыдная – это не значит, что человека растерзали волки на арене Колизея, а в плане Христовом, чтобы человек умер не в грехах, а в покаянии. Опыт, когда человек видел, как с молитвой умирает его родственник, очень важен. Что такое опыт? Это нечто, что можно перенять у другого человека, как правильно на это реагировать. А у нас получается выщелкивание из жизни. Ведь в деревенской среде человек находился в гробу в доме три дня перед погребением, а сейчас усопшего везут в морг, его там приукрасят, и он будет выглядеть еще лучше, чем при жизни.

– Потому, даже встречаясь с таким уродливым, нехристианским отношением к смерти, нам важно не сбиваться с того курса, который дает святитель Игнатий. Великое дело – помнить смерть и понимать ее значение. От этого понимания и памятования жизнь человека может совершенно измениться и даже сделаться богоугодной. Подтверждение тому мы находим в последних главах романа И. Шмелева "Лето Господне". Там мы видим, как переживает мальчик Ваня болезнь и смерть отца. Поначалу ему трудно смиряться с происходящим, он ропщет, спорит с Богом, но, благодаря добрым советам и подсказкам старшего друга и наставника Горкина, Ваня преодолевает этот духовный кризис. А помогает ему пережить и принять эту трагедию традиционный уклад православной жизни, в котором есть свое законное место и праздникам, и скорбям. Вот мальчик видит, как старшие зовут отцу священника, как его соборуют, исповедуют, причащают перед смертью. А вот сам он вместе с другими детьми прощается с папенькой, принимает от него последнее благословение. В наши дни и взрослые, и дети в большинстве своем лишены этого, и потому отношение и к жизни, и к смерти в обществе деформировано. Но у кого-то еще есть правильные понятия или хотя бы их начатки. За примерами отцу Андрею далеко ходить не надо: их он в свое время в определенном месте повидал немало.

– У меня было служение в пансионате для престарелых, и у его директора было правильное понимание смерти. Он старался, чтобы те котомки, с которыми пришли бабушки и дедушки, не трогали. Что в них было? Смертная одежда, приготовленная для погребения. То есть люди задумывались о смерти задолго до нее, и совсем другое настроение у человека при этом. Есть аскетический прием: «Помни задняя твоя», то есть помни смерть и не согрешишь. Представьте: человек засуетился, начал перебирать одежду и увидел котомочку, где лежит его одежда для погребения. Наверное, у него рождаются другие мысли, не такие, как у нас, живущих в суете.

 

Автор программы: Баталова Ольга
Расшифровка: Козловская Светлана

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать