Уроки Православия. Школа покаяния. Урок 52. («Слово о смерти» свт.Игнатия Брянчанинова читаем с прот.Андреем Каневым 10 часть)

26 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В одном из писем свт. Игнатий Брянчанинов вспоминал, что некий насельник Сергиевой пустыни перед своей кончиной постоянно читал «Слово о смерти» и не раз говорил святителю: «Это не Вы писали: это Бог дал Вам написать». И свт. Игнатий соглашался: «Да, видно Богу было угодно, чтобы это произведение было написано и опубликовано, потому что в нем говорится о главном – о том, как мы должны жить здесь, на земле, чтобы наследовать жизнь вечную». 

 

- В «Слове о смерти» святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом знании христианской православной веры, чуждом всякой ереси и зломудрия». В одном из писем святитель вспоминал, что «Слово о смерти» было написано им по просьбе некоторых знакомых. И после публикации они выразили искреннюю благодарность за изложение учения Святой Церкви, в котором так нуждались. Тем более, что учение это предмету, который существенно важен для каждого человека. И даже критик святителя Игнатия священник Матвиевский сознавался, что еще ни одна часть богословия не входила прежде в такое подробное решение этих вопросов, которое было сделано в «Слове о смерти».

Один из насельников Сергиевой пустыни, иеромонах Стефан, перед своей кончиной постоянно читал эту статью и не раз говорил святителю: «Это не Вы писали - это Бог Вам дал написать». Преосвященный Игнатий соглашался: «Да, видно Богу было угодно, чтобы это произведение было написано и опубликовано, потому что в нем говорится о главном – о том, как мы должны жить здесь, на земле, чтобы наследовать жизнь вечную».

А в другом письме владыка Игнатий говорит: «Только постоянное бдение над собой делает возможным христианину умереть для греха и более не оживать для него, но постепенно восходить от силы в силу на поприще делания евангельских добродетелей. Но беда, если человек не успеет или не захочет умереть для греха. Участь такого грешника в вечности будет прискорбной. И начнутся эти скорби уже в сам момент разлучения души с телом, во время перехода от жизни земной к вечной».

Рассказывая об этом, святитель многократно восклицает: «Увы!», - передавая тем самым то горестное сожаление, которое будет испытывать душа, когда поведут ее демоны в темную и мрачную страну. Там слышится непрестанное «увы». «Где похвалы этого мира? Где тщеславие, где наслаждение, где пресыщение, где благородие, где мужество плоти, где красота женская обманчивая, губительная, где дерзость бесстыдная, где украшение пышными одеждами, где сладость греха нечистая и гнусная, где мягкие одеяния и мягкие постели, где высокие здания и широкие врата, где мудрость мудрых, благоязычие риторов, суетная ученость? Увы!». Далее святитель перечисляет те многочисленные обманки, за которые мы привыкли крепко держаться, считая их ценными, и показывает, что в вечности они не только не пригодятся, но именно они определят глубину нашего падения.

«Все сметутся, поколеблются как изумленные, поглотится вся мудрость их. О, братия! Помыслите, каким подобает быть нам, имеющим дать отчет в каждом поступке нашем: и великом, и малом. Даже за каждое праздное слово мы дадим ответ Судии». Святитель Игнатий показывает те направления земной жизни, двигаясь по которым, человек никогда не дойдет до райских обителей, поскольку ведут они в бездны ада. Он предлагает нам отказаться от ложных сокровищ и, разоблачая их, дает возможность увидеть, что ценно, а что никчемно в глазах Божиих.

- Цель многих произведений святителя Игнатия в том, чтобы показать правду. За это его не любят даже некоторые христиане. Правда ведь колет, мешает жить, не дает радоваться. Во многих произведениях святителя, в том числе и в «Слове о смерти», обостренно показана истина. Она дается не для того, чтобы нас напугать, а как призыв к покаянию и исправлению, пока мы еще живы, и нам дано для этого время. Об этом надо размышлять, чтобы отрезвиться, переоценить свою жизнь, отношение к вере, близким, своим поступкам, церковной жизни, учению о покаянии святых отцов. Нужно услышать этот призыв святителя, не отмахиваясь от него, погружаясь в фальшивую жизнь каинитской цивилизации, после которой у нас ничего не останется, кроме «увы».

- «Никому не миновать той участи, которая ожидает человека по окончании земного пути. Все мы лишь странники в этом мире», - пишет святитель Игнатий в статье «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». А как ведет себя странник? Он идет к цели и не прилепляется ни к чему во время своего путешествия. Когда, например, останавливается в гостинице, то ни на там что не обращает особого внимания. Зачем, если он приютился здесь на кратчайшее время? «Странник, или путешественник, - пишет святитель, - постоянно думает о конечной цели своего пути». Но если в прежние времена путешественники передвигались большей частью пешком или на каких-то повозках, то современного странника нам удобнее сравнивать с пассажиром. Ведь в наши дни любой путь мы чаще всего преодолеваем с помощью транспорта. А как мы им пользуемся? Допустим, в самолет без билета проскочить невозможно по причине многоступенчатого контроля в аэропортах. Зато на других видах транспорта некоторые пассажиры идут на всяческие ухищрения, чтобы сделать свое путешествие менее затратным, например, проехать без билета, если речь идет об общественном транспорте, или проскочить под знак, если это личный автомобиль. Кто-то прыгает через турникеты, кто-то подделывает проездной, кто-то убегает от контролера. Да, в этом мире мы, странники, можем ловчить, хитрить, выворачиваться, но в вечности эти навыки нам не пригодятся. Там земные уловки не сработают.

- В Евангелии от Луки есть интересная история. Господь рассказывает притчу о наемнике, который до того проворовался, что господин решил его уволить. И он, ради своего спасения, придумал хитростью исправить свое положение. Господь похвалил его находчивость, предлагая и нам быть находчивыми в деле спасения души. Там есть интересная фраза: «Сыны века сего ловчее и хитрее, чем те, кто стремится к вечности» (Лк. 16:8). Почему? Потому что они наглее. Если здесь можно обхитрить, обмануть, лицемерить, то Бога не обманешь. Там вся эта наглость закончится. В «Слове о смерти» святителя Игнатия описываются истории обращения падших людей, разбойников к покаянию. У самого закоренелого грешника есть совесть, и пусть она закрыта грехами и спрятана в дальний угол, но она есть.

Недавно слышал от одного катехизатора неправильную трактовку понятия «сожженная совесть». В его представлении человек с сожженной совестью постоянно видит себя виноватым, у него болезненное состояние, которое настолько преобладает над всем, что даже мелкие грехи он воспринимает, как нечто большое и непреодолимое. Он не принимает их со смирением и покаянием, а, наоборот, уходит в печаль. Это неверное представление. На самом деле, сожженная совесть бывает у человека, который сделал такое огромное количество грехов, что перестает их видеть, находясь в духовной слепоте. Совесть его молчит, но где-то внутри она есть. Когда человек освобождается от тела, все вскрывается. Богу не надо доказывать, не нужен следственный эксперимент - Он видит все сразу. Все наши наглости, хитрости, лицемерия – все вскрывается. В этом заключается правда этого процесса.

- Далее в главе «Разлучение души с телом» святитель Игнатий приводит повествование блаженной Феодоры, ученицы великого угодника Божия Василия Нового. Святая очень подробно и обстоятельно поведала о своей кончине и о воздушных мытарствах - тех посмертных истязаниях, которым душа подвергается падшими духами. Они обвиняют ее в содеянных грехах, препятствуют вхождению в горнее Отечество, преграждают путь в Царствие Небесное. Мытарства – это образное символическое представление частного суда, осознание итогов земной жизни при участии падших духов, которым Бог попускает быть орудием Своего Правосудия. В свидетельствах преподобной Феодоры подробно говорится о том, как происходит похищение души, какой путь она проходит, с чем сталкивается. Можно сказать, что блаженная описывает сам процесс перехода души из одного мира в другой. В этом повествовании каждый кающийся христианин может найти для себя огромную пользу: задуматься о том, что ждет его после упокоения, трезво переоценить свою жизнь, слова, поступки, мысли, исповедовать грехи. Святитель Игнатий приводит такие повествования для того, чтобы человек извлек для себя духовную пользу. Но прежде чем говорить о мытарствах блаженной Феодоры, отец Андрей ответил на вопрос, который периодически обсуждается в церковных кругах: является ли этот рассказ учением Церкви? Ведь порой приходится слышать и критические отзывы об этом произведении.

- Некоторые церковные ученые считают, что это недостаточный источник, мытарств никаких нет, и все будет по-другому. Мы живем в интересное время – либерализм, гласность, каждый может говорить все, что хочет. Выскажу свое мнение по этому вопросу. Я доверяю святителю Игнатию, его духовному опыту. А ко многим современным исследователям, которые критикуют святого, у меня доверия нет. Рассказу о мытарствах святой Феодоры я доверяю по следующим причинам: во-первых, его признают уважаемые мной люди; во-вторых, в Литургическом Предании Церкви о мытарствах очень много говорится: в молитвах, богослужениях, прошениях к святым помолиться, чтобы пройти мытарства.

Мытарства говорят о том, что над душой совершится суд. Блаженная Феодора передает свой личный опыт. Если евангельскому богачу не дано было засвидетельствовать свой загробный опыт, то блаженной Феодоре это было дано для того, чтобы передать его другим. У нас нет такого опыта. Мы живем и думаем, что у нас в жизни все хорошо, не задумываясь о грехах, страстях, о том, как мы их подпитываем. Из приходского опыта я знаю людей, которые, прочитав это произведение, приходили в храм с покаянием в своих грехах, о которых раньше они даже не подозревали. «Мытарства блаженной Феодоры» являются пособием для покаяния, читая которое, люди приходят в глубокое сокрушение.  Для них открывается правда о том, что ожидает нас за гробом. Человек начинает задумываться, вспоминать, совесть ему подсказывает, рождает вопросы и приводит к покаянию.

- «К критике надо относиться спокойно», - убежден отец Андрей. Она обязана присутствовать в богословской полемике, поскольку именно в такой полемике и происходит поиск решения той или иной задачи. Но если критика подменяется голословным отрицанием или личным неприятием, то подобные высказывания внимания не заслуживают. Все свои произведения святитель Игнатий ставил на прочное непоколебимое никакой критикой основание – Священное Писание и святоотеческое наследие. Если современным критикам не нравятся «Мытарства блаженной Феодоры», то это характеризует, прежде всего, самих критиков.

- Это мытарства твоей совести. Если человек их отрицает, значит, ему противна сама идея покаяния, поэтому он критикует и святителя Игнатия, и «Мытарства блаженной Феодоры».

- Предвидя подобную критику, святитель Игнатий, после повествования о блаженной Феодоре, пишет следующее: «В самом Святом Евангелии мы видим указание на то, что обстоятельства, сопровождающие кончину человека, те же самые, какими они представлены в вышеприведенных сказаниях. Так, Господь засвидетельствовал, что ангелы отнесли душу нищего Лазаря на лоно Авраамово (Лк.16:22). Скупому богачу, мечтавшему о долговременной земной жизни, о построении более пространных житниц, о плотских наслаждениях, Бог говорит: «Безумный, сию ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил» (Лк.12:20)».

Казалось бы, два глагола, означающих разлучение души с телом, но какая между ними пропасть! В одном случае ангелы «отнесут» душу человека, а в другом – «возьмут» ее, или, как говорится на церковнославянском языке, «стяжут». Евангелие говорит нам о том, что разлучение души с телом – это не какой-то хаотический процесс, а вполне определенное событие, сопровождаемое теми участниками, которые подходят именно для этой души и соответствуют тем или иным ее качествам. Душа сама по себе не покидает тело и не отправляется в некое странствие - ее забирают ангелы. Правда, ангелы разные и забирают по-разному. В Евангелии Господь показывает нам, как это происходит. Итак, ситуация первая: Ангелы «относят» душу нищего Лазаря на лоно Авраама.

- Лазарь был нищим, лежал в струпьях у забора богача, и единственной милостью для него стали собаки, которые лизали его раны. Он получал милость не от людей, а от животных. Лазарь не спорит с таким положением и со смирением принимает свои страдания, находясь у стен богача, который проводит жизнь в роскоши и постоянных развлечениях. Смерть Лазаря Господь описывает краткими словами: «Ангелы отнесли». Как ребенка, которого берут нежно на руки и относят на лоно Авраама – в то место, где нет мучений. Это не рай, поскольку Господь еще не пострадал на Кресте, но там нет мучений.

Другая притча о богаче, у которого уродился большой урожай. Ему давался шанс оказать милостыню и спастись. Но человек захотел оставить все у себя, наметил план своей жизни на много лет вперед: ешь, пей, веселись, живи в свое удовольствие. А Господь ему говорит: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут у тебя» (Лк.12:20). «Истяжут» - это не отнесут нежно, как новорожденного младенца, а отберут, потому что ты не хочешь ее отдавать. Твоя душа стала плотской, привязанной к богатствам, страстям, удовольствиям этой жизни. На современном русской языке «истяжут» звучит как «истязать». А истязание – это мучение. У святителя Игнатия описываются примеры, как умирают праведники и как умирают грешники. Ангелов, которые придут и отберут душу, называют мытарями. Поэтому загробный суд над душой назван «мытарствами». Обе притчи подтверждают идею о том, что как человек живет, так он и умирает.

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать