Уроки православия. Школа покаяния. Урок 49. («Слово о смерти» свт.Игнатия Брянчанинова читаем с прот.Андреем Каневым 7 Часть)

18 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В эпистолярном наследии русских старцев письма свт. Игнатия (Брянчанинова) - духовного писателя и аскета - занимают особое место. В них автор постоянно преподает духовное назидание тем, с кем ведет переписку. И в одном из писем свт. Игнатий говорит, что в «Слове о смерти» подробно объясняется таинство смертное и то, как нужно жить христианину, чтобы благополучно умереть. Знать о получении такого блага полезно и нам! 

 

- В эпистолярном наследии русских старцев письма святителя Игнатия (Брянчанинова) - духовного писателя и аскета - занимают особое место. Уже первое знакомство с ними показывает, что их автор даже в кратких корреспонденциях сохраняет высокий стиль своих больших произведений. Он постоянно преподает духовное назидание тем, с кем ведет переписку, а писал владыка Игнатий много: и монашествующим, и светским особам. В его письмах всегда звучал призыв к духовной жизни, всегда изъяснялись основы этой жизни и шаги по их усвоению. Из переписки святителя мы можем многое узнать о том фундаментальном богословском труде, который изучаем на наших «Уроках православия». Так в одном из писем святитель Игнатий говорит, что в «Слове о смерти» подробно объясняется смертное таинство и то, как нужно жить христианину, чтобы благополучно умереть. Знать о получении такого блага полезно и нам. Читая эту статью, мы уже узнали о посмертной участи души и тела, о родстве ангелов и душ человеческих, о том, что после смерти души людей присоединяются либо к ангелам света, либо к падшим ангелам, то есть попадают в рай или ад.

Сегодня мы будем говорить о рае, этот раздел святитель начинает с воспоминания об изгнании Адама и Евы из Эдемского сада. Наверное, тогда люди и познали ту горькую правду, о которой мы сегодня говорим словами пословицы: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем».

- В пятницу Первой недели Великого поста на богослужении вспоминаются замечательнейшие стихиры о грехопадении Адама. Передается плач о рае, который еще не исчез из вида Адама и является для него напоминанием о совершенном грехе, призывом к покаянию. Здесь звучат умилительные слова, когда Адам просит траву рая. Он не замечал ее, ходил по ней, срывал плоды райских деревьев. И вот он траву Эдема умоляет обратиться к Творцу. Конечно, это образно, мы знаем, что трава ничего не говорит, но как смиренно и поэтично показано. В словах этого богослужения показывается уровень покаяния Адама. Он видел рай и мог сожалеть о том, что потерял. Потомки, конечно, отошли от этого места и занялись другими, уже грешными делами. Поэтому тема эта очень важна для понимания, зачем Господь пришел на землю. Так или иначе, но это место скрылось от глаз людей, потому что чем более человек становится грешным, тем он менее чувствует духовное - это закон, и его надо принять.

Вот история последних дней: один мой знакомый начал рассуждать, можно ли священнослужителю сидеть в ресторане и выпивать? Канонично это или нет? Другой мой знакомый говорит ему, что каноны здесь не нарушаются. Мы потеряли ощущение, что дело не в канонах. Есть закон и благодать, буква закона и дух, содержание этого закона. Хоть в каноне и есть запрет священнику посещать корчму, но это уже другая история, а люди каноны не читают, но ловко оперируют ими. Ощущение греха пропало, ведь не священническое это дело - сидеть в ресторане и заниматься выпивками, потому что в этом случае он вредит себе, а еще больше вредит другим людям, являясь соблазном. Чем более грешными мы становимся, тем меньше мы чувствуем тонкости греха и результаты своих поступков. Если нам сейчас показать рай, то ничего не будет, потому что наш уровень - оправдание греха, к сожалению.

- «После грехопадения в душе человека открылся другой, иллюзорный рай, - пишет архимандрит Рафаил (Карелин), - который на самом деле – преддверие ада. Эти чувства, выродившиеся в страсти, наполнили душу человека, как искры, вылетевшие из преисподней. Адам потерял радость в Боге; и человек ищет наслаждения в удовлетворении своих страстей. Адам видел в запретном плоде талисман, благодаря которому он получит Божественную силу; он хотел стать богом через владение внешним предметом. Теперь человек ищет счастья во внешнем. Адам потерял благодать; человек находится в поле собственных страстей. Адам потерял мир в Боге; человек живет в вечном беспокойстве, в постоянной тревоге».

- Чем дальше человечество развивается, тем меньше становится продолжительность жизни. Мы знаем, что Адам прожил 900 с лишним лет, а следующие поколения все меньше и меньше. Почему так происходит? Мы уже неоднократно касались этого вопроса и еще раз повторим: потому что нам нельзя долго жить - мы превратимся в такое исчадие ада, что потом нас только туда и отправлять. Нас не за что будет миловать, потому что покаяния у нас не будет. Поэтому ощутимый рай, в котором жил Адам, сейчас не виден, но это не означает, что его нет. Мы много, чего в жизни не видим, но знаем, что оно есть.

- «О том, что рай есть и поныне, мы узнаем из свидетельств многих угодников Божиих новозаветной Церкви, - пишет свидетель Игнатий, - они видели его таким же, каким он был изображен боговидцем Моисеем: изящнейшим и обширнейшим садом. Таков он и на самом деле. Однако вещество и природа его тонки - соответствуют естеству его жителей (духов), а потому недоступны для наших огрубевших и притупившихся от падения чувств». «Когда Адам изгнан был из рая, - продолжает святитель, - тогда обязанность райского стража была возложена на Херувима».

- Мы считаем, что так просто в это место не попадешь. Также необходимо понимать, что это место не географическое. Не надо думать, что он находится где-то там, в аравийской пустыне между Ираком и Ираном. Кроме американских войск и каких-нибудь нефтяных вышек мы там ничего и не найдем, наверное. Это место находится где-то в духовном мире, но мы его не видим и, купив билет, туда не попадем.

- «Душа разбойника, исповедавшего на кресте Господа, - говорит святитель Игнатий, - помещена в рай. Туда же помещены души многих христиан, удостоившихся спасения: этим объясняется свойство райской природы». А это значит, что рай для людей все же открыт.

- Он открыт после того, как Господь умер на кресте и воскрес. Не Адам открывает, не какой-то хороший человек, не Херувим решил всех запустить, а Сам Господь открывает это место, при этом не кому попало, а разбойнику. Это тоже очень интересная тема, но отдельная и очень глубокая. Это не просто: О, Господи, я с Тобой! Это сейчас не по теме, но можно отдельно разговаривать, что за разбойник, чем он отличался от соседнего разбойника, который, возможно, его подельник. Спасенного человека отличают очень многие нравственные качества. Это покаявшийся человек, которому Господь сказал напрямую: «Сегодня будешь со Мной в раю».

- Чтобы подтвердить и объяснить эту избирательную открытость рая, святитель Игнатий приводит в пример свидетельства многих святых, которые видели или приобрели это небесное богатство. Он цитирует Макария Великого, Григория Синаита, Симеона Дивногорца, преподобную Феодору, Ефросинью Суздальскую. И далее святитель указывает, что «место рая определяется Священным Писанием на востоце». Почему же нам так важно знать о рае, об этом месте, уготованном для избранников Божиих, ведь большинство из нас себя к таковым причислить не могут?

- К сожалению, довольно часто встречаются такие люди, которые говорят: «Ну, куда уж мне в рай? Детям бы или еще кому-нибудь». Это такая форма болезненного самолюбия, наверное. Человек говорит: «Не хочу туда». А когда его спрашиваешь: «А в ад-то хочешь?» - он отвечает: «Ну, а что я больше заработал…». Понятно, что у нас нет опыта адской жизни, но если представить, что там можно бесконечно страдать, то захочешь ли ты туда? И человек встрепенулся – не хочет. А почему тогда ты не хочешь стремиться попасть в то место, куда тебя приглашают? И человек вроде бы начал задумываться. А если ему это противопоставление не ставить, то он вполне этой поговоркой удовлетворен. Цель – это попасть к Господу на Его бесконечный Царский пир, как говорится в Евангелии. Вместо того, чтобы что-то духовное в дальней перспективе сделать, человек отговаривается: «Ну мне-то зачем, пусть кто-то другой». Как будто если ты сам живешь так, что в рай тебя не возьмут, а дети у тебя будут лучше - с чего? Яблоко от яблони недалеко падает. Ты должен пример показать, должен стремиться.

- Ах, как успешно мы умеем прикрываться своей греховностью, оправдывая тем самым свое нерадение и нежелание бороться за то, чтобы и перед нами открылись врата рая. Отсюда и поговорка: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». А если спросить себя: «А сам-то ты свои грехи желаешь отпустить? Да еще и прогнать их от себя подальше?». Или тебе не очень-то и хочется с ними расставаться? Но тогда ТВ сам себя и не пускаешь в рай.

- Гарантии того, что мы попадем в рай, не дает ни крещение, ни священный сан, наши дела нам не дают гарантии. Евангельское чтение на Неделе о Страшном Суде (3 неделя подготовки к Великому посту) говорит о том, какие наши дела, как мы относимся к себе и близким, почему Суд «Страшный». Потому что никакими человеческими делами человек не может искупить свои грехи. Поэтому эта тема очень интересна: мы не гарантируем попадание человека в рай, но необходимо стремиться. Как ты будешь стремиться к добру, если ты добра не знаешь? Как ты будешь стремиться ко Христу, если ты даже не знаешь о Нем, к чему Он призывает, какие образы райской жизни Он дает в Евангелии? Человек живет на помойке, а он: «Ну и буду жить на помойке». Ему предлагают перейти через улицу – там дом хороший для него сделан. «Ну что я туда пойду, ведь я грязный». Если грязный - помойся. Грешный - кайся и надейся! Вера без надежды тоже мертва.

- Возвращаясь к "Слову о смерти", повторим: у нас есть свидетели, которые побывали в раю и видели там все своими глазами.

- Свидетели есть, но надо этим свидетелям еще и верить. У нас же так: если я читаю святых отцов, и там что-то не по-моему, то я говорю: «Это средневековье, античное время, они это еще не понимали, у них не было гаджетов, и ни в чем они не разбираются». Перед тем, как подходить к этой теме, у нас должно быть доверие к Преданию Церкви. А то очень горько читать критику на то или иное произведение, лежащее в основе работ великих людей, в том числе святителя Игнатия. Можно встретить критику прохождения мытарств блаженной Феодоры или других произведений святых отцов. Надо верить этому. Люди писали не потому, что им нужно было написать «горячие» новости, а потому, что этот опыт проверен духовной жизнью.

- Святитель Игнатий в своих трудах также многократно обращается к таким авторитетным источникам. Так, в "Слове о смерти", размышляя о посмертной участи людей, он приводит слова апостола Павла, который некогда был восхищен в рай до третьего неба. И об этом событии сам апостол говорит, что не знает, в теле или не в теле было это восхищение. Но слышал он там неизреченные слова, которые человеку пересказать невозможно.

- Мне достаточно понять, что небес много, и не разбираться в этом вопросе. Как Господь говорит, что обителей много приготовлено, также и апостол Павел - попал по воле Божией на третье небо, как он это называет. Это же все человеческое обозначение - мы не понимаем этого, не видели, и он свой опыт передать не может. Но мы должны понимать: уровни святости разные, поэтому этих обителей много - и для великих людей, и для нас, простых грешников. Всех нас помилуй Господь! Местонахождение разное, и это нужно принять за основу, как и по отношению к аду - страдания тоже не у всех одинаковые. Люди грешат по-разному, и наказаны будут по-разному, и одарены Божией милостью будут по-разному. В Евангелии приводится такой пример: если много возлюбил, много и получил. Мне кажется, не надо считать эти уровни, не надо увлекаться глубиной этой темы нам, простым людям. Часто бывает, что человек увлекается, а сам своих грехов не видит, заповеди не изучал, но зато хорошо знает расположение небес. Нам достаточно знать, что это есть.

- "Слово о смерти" - это большая исследовательская работа, в которой святитель Игнатий не просто говорит о том, что есть в духовном мире. Свои слова он подтверждает ссылками на Священное Писание, богослужебные тексты, жития святых, творения святых отцов. В этом произведении святитель собрал богатейший материал, прежде никем не собиравшийся и не приводившийся в систему. "Слово о смерти" - это обширный свод систематизированных выписок, взятых из вышеназванных источников. При этом данная статья является одновременно и душеполезнейшим чтением для христиан, желающих разобраться в том, что ждет душу человека по окончанию земного пути. На ее страницах читатель встретит множество свидетельств о загробном мире тех людей, которые там побывали и передали увиденное нам в назидание. И этим свидетельствам, например преподобной Феодоры или блаженного Андрея, мы верим без оглядки и опаски. Но ведь и в наши дни и среди наших современников такие свидетели тоже встречаются, а можем ли мы им доверять?

- Эта тема очень интересна, и этих свидетелей достаточно много. Когда мы с вами начинаем читать Игнатия Брянчанинова, и видим эти ссылки, то можем поинтересоваться, ведь никто не запрещает. Но недавно моя знакомая прислала ссылку на видео (времени не было посмотреть, но примерно представляю, что там - много таких ходит в Интернете), где человек получил такой опыт. Сразу скажу, такому я бы не доверял, потому что в этих фильмах, как правило, отсутствует духовная оценка. Если интересно, я бы порекомендовал обратиться к проверенному источнику. Думаю, что лукавый должен устраивать такие духовные диверсии. В том числе и здесь: невоцерковленный человек, который ничего не знает о Христе, но показывает свой некий опыт. Что он там видел, кого видит и насколько это справедливо - это большой-большой вопрос.


Ведущая: Ольга Валентиновна Баталова
Гость программы: протоиерей Андрей Канаев
Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать