Уроки Православия. Школа покаяния. Урок 50. («Слово о смерти» свт.Игнатия Брянчанинова читаем с прот.Андреем Каневым. 8 Часть)

19 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил, что в его статье «Слово о смерти» дано подробное учение Церкви о том, какое значение имеет для нас смерть и как приготовить себя к вечности. По сути, статья представляет собой обширный свод тематических выписок из Священного Писания, богослужебных текстов, житий святых и творений святых отцов, но, кроме того, она  является еще увлекательным и душеполезным чтением. 

 

- Святитель Игнатий Брянчанинов в произведении «Слово о смерти» дал подробное учение о том, какое значение имеет для нас смерть и как приготовить себя к вечности. Читая эту статью, не перестаешь удивляться тому, как все в ней подчинено строгому внутреннему порядку. Мы уже говорили, что, по сути, она представляет собой обширный свод тематических выписок из Священного Писания, богослужебных текстов, житий святых и творений святых отцов. Всего в списке источников около 300 наименований. И заметим, вся эта работа делалась святителем без компьютера, он складывал весь этот материал, что называется, вручную. Хотя зная о базовом образовании святителя Игнатия - он окончил Главное инженерное училище и ему прочили блестящую карьеру военного инженера - становится понятной причина такой стройности, прочности и основательности его духовных произведений. К их созданию он подходил так же, как к строительству технических сооружений, и это лишь укрепляет наше доверие к его словам, которые выверены многократно и с разных сторон. Когда мы приступаем к главе, в которой описываются райские обители, то отчетливо видим эту основательность. Ни слова святитель не говорит от себя: ни когда описывает местоположение рая, ни когда повествует о его исключительной красоте. Кстати, тема красоты особо выделяется в свидетельствах очевидцев, которые сподобились побывать в райских обителях. Интересно почему?

- Мы очень плотские существа, и о рае нам говорить трудно, а о грехах легко. Грех нам понятен: мы живем в этой грязи, в этой помойке. О помойке легко рассказывать. А о рае рассказывать очень трудно, потому что у нас нет такого жизненного опыта. Но почему нам говорится о красоте? Потому что даже в помойке мы можем увидеть красивые места природы, пейзажи. Как раз эта красота и является неким свидетельством, что там-то лучше. Если здесь, в месте страданий бывает красивая природа, цветы, то что нас ждет там? Я знал одного замечательного митрофорного протоиерея (он уже скончался), который называл цветы предвестниками рая. Мне сначала было непонятно, а потом я понял, что это действительно кусочки нашей природы, которые свидетельствуют о том, что где-то есть еще более красивые места. Святитель Игнатий об этом и говорит: «Если вы, будучи чувственными, плотскими людьми, видите красоту, то там гораздо лучше». Скажи нам «вечное блаженство». Что это? У нас нет такого опыта. Нам, грубым людям, на нашем грубом языке пытаются с помощью явно ощутимых образов показать, что это такое - рай. Поэтому и говорится о красоте этого места.

- И потому святитель Игнатий несколько раз повторяет, что природа земная служит только слабым образом рая, красоты которого нетленны, несказанно изящны, преисполнены священного мира и благодати. Земля же после согрешения праотцев наших проклята Создателем и непрестанно выражает это проклятие в своих смятениях и в своем нестроении.

В другом месте святитель пишет: «Если же земля, проклятая Богом, земля изгнания нашего, страна бедствий, обольщений, злодеяний, смерти, обреченная Богом на сожжение, имеет красоты, нас восхищающие, то каков должен быть рай, уготованный Богом для возлюбленных Его в вечное жилище и наслаждение?»

После этих размышлений оставшуюся часть главы святитель Игнатий целиком посвящает вид'ению блаженного Андрея, Христа ради юродивого, который был восхищен не просто в рай, но, подобно апостолу Павлу, до третьего неба. И он не только приводит рассказ блаженного Андрея, но и комментирует его, пишет, что это видение, как и все подобные видения других угодников Божиих, служит доказательством и объяснением того, что ангелы и души имеют свой вид и образ. Завершая эту тему, святитель Игнатий замечает, что плотской, пригвожденный к земле человек, не обновленный и не воспитанный Святым Духом, не способен проникнуть в тайны будущего века. Какой вывод мы можем сделать из этого рассказа о рае?

- Мы знаем, что рай есть и что просто так в него не попадешь. Нужно верить во Христа, быть крещеным в Православной Церкви, жить соответствующе тому, как учит Церковь, и тогда дается такой шанс - туда попасть. Просто так: захотел — попал, не получится.

- Если для того, чтобы попасть в райские обители, человеку нужно потрудиться, то для попадания в противоположный мир можно не прилагать никаких усилий. Об этом мире наши современники не прочь пошутить, и одна из таких шуток довольно точно характеризует то место, о котором у нас пойдет речь: «Есть только одно место, где тебя всегда ждут и примут таким, какой ты есть. Это дом? Нет — это ад».

Хотя в учении Церкви, об этом говорится, разумеется по-другому. Ад — это посмертное состояние нераскаявшейся человеческой души после частного суда, а также состояние нераскаявшегося человека и падших духов после грядущего Страшного Суда. Святитель Игнатий начинает раздел по данной теме сразу с определения местоположения ада: «Ад помещается во внутренности земли». Бог, произнося определение на Адама при его изгнания из рая, сперва исчислял земные казни для преступника райской заповеди, потом возвещает, что этим казням Адам будет подвергаться, доколе не возвратится в землю, из которой он взят: «Земля еси, и в землю отыдеши».

- Если рай еще как-то воспринимается современными людьми, то об аде и слушать не хотят. Более того, у меня был опыт, когда знакомые катехизаторы пригласили в один из храмов готовящихся ко крещению и поставили вопрос так: «А нужно ли вообще говорить оглашаемым об аде?» И я сначала ответил: «А что такого-то? Мы же говорим о жизни, мы говорим: Адам согрешил. Почему не говорить-то?». Потому, что это может оттолкнуть новопришедших христиан. Получается интересная версия оглашения: когда мы не говорим об аде, тогда и о грехе не надо говорить, и о страданиях, в том числе о страданиях Христовых. Получается лощеное, гламурное христианство. Мы должны человеку говорить правду. Тем более, оглашаться приходят не младенцы, а взрослые люди с печальным жизненным опытом, которые этот ад, может быть, почувствовали уже. А мы боимся их огорчить. Мы Евангелия стесняемся? Один в нашей братской дискуссии сказал: «Мы веры стесняемся?» Нам не надо стесняться говорить об аде, потому что Церковь не ставит целью грозить всем адом и пугать. Но это правда жизни. Это то же, как если мы встретим человека, который бьет в набат и говорит: «У вас дом уже загорелся, не надо морщить носик и говорить “фу, ты нам не даешь любимую телепередачу досмотреть”. Погибнете!» Он кричит, врывается к нам в дом, хватает и пытается выносить, призывать и обращать внимание на беду, которая происходит. Церковь пытается призвать нас к трезвости учением о загробной жизни, аде, потому что это правда жизни. Ад законно гарантирован всем, если нас не помилует Христос. То есть это то, что точно будет. И он точно есть. Святитель Игнатий говорит, что ад находится в недрах земли, и это вызывает огромный юмор у либерально настроенной публики, хотя мы в недрах земли не были, и не дай Бог туда попасть. Мы говорим о духовном состоянии, душа туда уходит после смерти. Как рай не видно, так и ад не видно. Меня лично этот факт никак не смущает, а больше смущает вопрос: не попасть бы туда и не проверить своей шкурой, где это находится. А эти все юродства, что святитель Игнатий — средневековый мыслитель и не понимал, о чем пишет, ни к чему. Наоборот, в плане символическом это очень верно. Например, иконопись — это богословие в красках - у многих вещей, даже сложных и духовных, могут быть символы. Если символическирай находится наверху, на востоке, то понятно, что ад должен находиться не рядом, в соседней комнате, а в противоположном месте, как зло противоположно добру. Это разные состояния. Поэтому, куда его определить, Господь открывает в Священном Писании и образами, и прямыми словами. Там многократно говорится, что ад находится в недрах земли, где огромная температура, и по физике я в школе это учил. Поэтому мне кажется, не то, что сомневаться не стоит, но отсутствует даже предмет для сомнений.

- Для тех, кто сомневается или проявляет законный интерес, святитель Игнатий дает описание ада. Причем делает это не от себя, а приводит соответствующие места из Священного Писания, цитирует ветхозаветных пророков, которые единогласно признавали земные недра местом ада. И спорить с ними по этому поводу, ссылаясь на современные исследования нефтяником или геологов, — бессмысленно.

- Не надо естественнонаучно подходить к духовному вопросу. Это другая область, другое измерение, если говорить физическим языком. Оно находится тут же, но мы его не ощущаем. Нам остается только верить, доверять Священному Писанию.

- Святитель Игнатий пишет: «То же место для ада, в недрах земли, определяет и Священное Писание Нового Завета». Далее он приводит слова Спасителя, апостола Петра, апостола Павла и святых отцов, и все они подтверждают данную мысль. Кроме того, святитель указывает еще два источника, из которых можно почерпнуть сведения о месте вечных мучений — это богослужебные тексты и творения святых отцов.

- Я бы тоже хотел об этом поговорить: поскольку ад нам ближе, мы слышим о нем очень много легенд и смешных образов, дискредитирующих это место. Я помню, первое впечатление об аде у меня, советского ребенка, было из журнала «Крокодил», где черти на сковородке жарят чиновника, коррупционера, куда его поместил «страшный суд» в виде ОБХСС. Не так надо понимать. Когда Господь говорит, что там скрежет зубов и вечная мука, этого описания достаточно. У смеха есть эффект, когда святые вещи теряют святость и серьезные вещи перестают быть серьезными. Я не люблю наши комические передачи, когда начинают говорить про русских, что они такие-сякие, про тещу, про семью, про жену. Опасность в том, что святые вещи перестают быть святыми, важными, теряешь ответственность перед ними. Была поговорка, что в раю скучно, а в аду веселая компания, шалуны. В Евангелии открыто, как там один из «шалунов» себя чувствовал. Богач из притчи находился в огне, страдании, которое будет длиться вечно, - вот, что страшно. И ад дается не для того чтобы мы просто боялись, но чтобы боялись и действовали, чтобы в нас рождался страх Божий. Потому что мы знаем, что без страха Божия ничего не возможно. Сколько людей бросили привычки, потому что им врач говорил: «Иначе ты умрешь». Страх смерти давал силы меняться и менять свою жизнь. Страх попасть в ад - благотворный, а не животный, как когда собаки напали, и ты не знаешь куда бежать. Это страх благодатный, который дает силы, почему нам сразу, а не когда-то потом говорится об аде.

- Именно поэтому святитель Игнатий приводит так много цитат из богослужебных текстов. Обращает на себя внимание и то, что большинство этих служб великопостные или пасхальные. Святитель пишет: «Мнение о нахождении ада внутри земли усматривается на всем пространстве богослужения Православной Церкви. Она повсюду говорит об этом предмете, как общепринятом и общеизвестном». И заключает такими словами: «Учение, что ад находится внутри земли есть учение Православной Церкви. Оно встречается во многих сочинениях святых отцов, и ни один из них не отвергает его». Почему же святителю Игнатию так важно было защитить и доказать это учение?

- Люди говорят: «Бурили - и ничего не нашли. Шахта была - и ничего не нашли». Это глупое доказательство вовсе не доказательство. Это все равно что: человека изрезали на кусочки, а душу не нашли. Но немощные люди могут от этого соблазниться. Видимо, начинали соблазняться еще в те времена. Потому мы с вами и говорим, что речь идет о разных вещах. Мозги есть, а ума не видно, но ведь он там есть. Ум же не материален. Так же и ад нематериален, его не видно. Сколько не бури, ты буришь материю, ведь не можешь ты дух пробурить и сделать его анализ. Не надо этим смущаться, это не доказательство.

- Человеку неверующему, ослепленному своей гордостью, никакие доказательства не помогут поверить в то, что ад существует и что это самое страшное в мире. Ад ждет человека с распахнутыми вратами и примет его таким, как он есть.

- Мы все гордые и соблазняемся этой гордостью. Она - источник всех других страстей в нас. Но бывает некритичное отношение к себе и доверие своему развращенному уму. Такому человеку ад не страшен, потому что он стал очень похож на лукавого. Лукавый дух - источник гордости и зла, он в аду находится, и ему хоть бы что. А ведь он знает перспективу, знает что придет Христос и будет Страшный Суд, но это прибавляет ему еще больше озлобления. Мы же не случайно говорили, что становимся похожими на тех духов по своим качествам. Поэтому есть люди, которым ад не страшен реально. И они опыта этого не имеют и не хотят иметь. Чтобы они прозрели, нужно очень серьезное Божие вмешательство, потрясение.

- В завершение сегодняшнего урока отец Андрей вновь повторил ту истину, которую повторял уже не раз - нам открыто только то, что знать полезно и спасительно, и не дано домысливать и дорисовывать в своих фантазиях не открытое.

- Мы начали урок с цитаты святителя Игнатия о том, что опыт о рае и аде мы берем из опыта Церкви, из Священного Писания. Поэтому это, действительно, те области, которые проверить нельзя, и не нужно этого делать. Нам открыто лишь то, что нам полезно, ровно столько, сколько должно бы нас стимулировать, давать силы, для того чтобы жить церковной жизнью, жить так, чтобы не попасть в преисподнюю земли и не понять, что это все была правда. Не надо к этому относиться, как к легендам, мифам и сказкам. Нам открыта правда, и от нас зависит, как мы этой правдой будем жить. Будем ли мы ее разбирать по частичкам, или вооружимся ей и начнем что-то с собой делать, тем более, для этого у нас, слава Богу, есть время. Нам нужно не оттягивать, а именно - когда мы узнали, осознали, что это нам важно -сразу начинать менять жизнь. Для этого и писал святитель Игнатий свои произведения. Когда нам хочется узнать больше, чем нам открыто, это говорит о гордости и о том, что мы себя ведем очень неправильно по отношению к Господу. Если не открыто, значит, не полезно. Если детям не полезно в определенном возрасте знать, как живут взрослые люди, а дети рвутся узнать раньше времени, ничего доброго из этого не получается. Бог нас любит, и Он по любви дает то, что нам полезно. Если бы нам было полезно иметь фотографии райских обителей, они бы у нас были 2000 лет тому назад. Если было бы полезно иметь фильм про ад, он уже был. Но поскольку это не полезно, этого и нет. Не надо относиться к Церкви так, что она манипулирует людьми с помощью этих недознаний. Для веры этого хватит. Чтобы верить в Господа Иисуса Христа, необязательно за Его ризу подержаться. Вот чем вера отличается от знания. Мы верим, поэтому знаем. А бывает другое: знаем, поэтому верим, - и это другой опыт. Как тот самый богач: попал в ад, узнал и поверил, но было уже поздно.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать