Уроки Православия. Школа покаяния. Урок 48. («Слово о смерти» свт.Игнатия Брянчанинова читаем с прот.Андреем Каневым 6 часть)

12 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

— Мы продолжаем знакомиться с наследием святителя Игнатия Брянчанинова. Творения этого выдающегося писателя, проповедника, духовника, очень образованного богослова и строгого аскета на протяжении почти 150 лет наставляют тех, кто ищет спасения. Среди них: монахи, миряне, люди воцерковленные и новообращенные, мудрые и простые. Всех этих людей объединяет поиск истины. Найти ее непросто, но святитель Игнатий подсказывает, как это можно сделать.

«В первую очередь, мы должны признать ограниченность наших познаний, — пишет святитель Игнатий. — Уж если она обнаруживается нами при исследовании мира материального, то при познании мира духовного, мы обязаны помнить о ней». В сочинении «Слово о смерти» он пишет: «При исследовании любого материального предмета мы пользуемся различными вспомогательными средствами: иногда телескопом, иногда микроскопом, иногда чем-то иным, и занимаем для исследования подходящую позицию.
Так же надо действовать при исследовании духовных предметов. Если мы увидим и осознаем ничтожность наших средств к приобретению познаний и ничтожность самих познаний, то мы обязательно почувствуем настоятельную нужду в Божественном откровении. Ибо без него мы ничего не можем рассмотреть в духовной жизни».

Почему нам важно об этом помнить?

— Святитель Игнатий говорит здесь о правильном настроении христианина по изучению таких тем. Действие Божие на человека можно узнать: чудеса происходят с тобой или с близкими. Один мой родственник перебегал улицу и вдруг почувствовал толчок в грудь, а вокруг не было ни одного человека. Он резко останавливается — и мимо него быстро проезжает машина. С точки зрения науки, это никак не объяснить. Это было в день памяти святого Георгия Победоносца, и этого человека тоже звали Георгий. Понятно, что это было вмешательство: не время ему было попасть под эту машину. И он как бы проснулся -пошел в Церковь.

Что касается невидимого и загробного мира, того, как он устроен, скажу, что Господь в Священном Писании нам открывает, что знаем мы ровно столько, сколько полезно для спасения нашей души. О чем говорят нам эти слова? О том, что мы сами не можем познать этого. Какой-то видимый предмет мы можем увидеть, потрогать, обойти, но это все физический мир.

— Если показать древние цилиндрические печати человеку несведущему, то он не поймет, что это и зачем. Глядя на каменный цилиндр, на боку которого резьба, и не поймешь, что это печать. Они использовались как удостоверения личности автора документа или в качестве подписи. Секрет печати был в том, что прокатывая цилиндр по глине, получалось выпуклое изображение, а рисунки и орнаменты на печати были вдавленными. Современный человек вряд ли разберется, как использовать эту вещь или как ее изготовили. И в материальном мире нам не все понятно — в духовных вещах, загробном мире мы понимаем намного меньше.

— Мы должны усвоить себе то, что ничего не знаем об этом. Мы очень грубы, слепы, Господь оберегает нас от разнообразия знаний о подобных вещах, открывая о невидимом мире столько, сколько мы можем понять. И тут надо смириться и не искать большего.
Иначе можно уйти в ложное учение. Или ты принимаешь то, что уже открылось, или сразу отпадаешь. И чтобы не было никаких фантазий и мифов — должно быть целомудрие ума. Есть христианские темы, которые понятны и «невооруженным глазом», например, грехи. Мы их понимаем, знаем о них: ты сегодня поел много или поругался, или осудил кого — тут все понятно. А вещи невидимого мира — здесь должно быть согласие с тем, что мы знаем, чему должны научиться.

— В такой серьезной теме, как разговор о смерти, загробной жизни и посмертной участи души, не нужно уклоняться в фантазии и мифы. У нас есть два верных источника познания: Священное Писание и святоотеческие труды, в которые входят и творения святителя Игнатия Брянчанинова. В его «Слове о смерти» можно узнать, куда попадают души людей после смерти — о рае и аде.

— Если брать практически, то это больная тема. Святитель Игнатий неслучайно пишет перед главой «Ад и рай», что мы должны по-особому смотреть на эту тему — с точки зрения христианской веры. Потому что об этих вещах говорит сам Господь. В XIX веке уже была идея нигилизма, когда все ставилось под сомнение. Если ты можешь увидеть, потрогать, значит, это существует, а если нельзя прикоснуться, значит, этого нет. Эти идеи начали очень сильно развращать народ. Если ада и рая нет, то к чему тогда стремиться человеку. Поэтому было заблуждение, которое очень вредит человеку. Человек в Бога верит, а в слова Божии о рае и аде — нет. В Христа верят, а в Евангелие — нет. Хотя оно — само слово Божие, где все открыто, можно найти и проверить истину.

— Для христианина Священное Писание не древний литературный памятник, не сборник мудрости, не историческая книга. Наше отношение к Писанию — это наше отношение ко Христу. Мы верим, что Он есть Бог, Который стал человеком, родился для спасения людей от греха. Было время, когда христианство существовало без Священного Писания, но без Христа нет христианства. Поэтому цель жизни в Церкви — соединение со Христом. А Священные тексты помогают нам узнавать о Нем, хотя лукавый говорит незнающим, что основание веры может быть выбрано произвольно, самостоятельно.

— Такой человек может верить во Христа, но в этом случае Христос для него не Бог. Тогда под сомнение ставится все, в том числе и загробная жизнь человека. Приведу пример. Приходишь к человеку, задаешь вопрос: «В Бога веришь?» — «Верю». «А в загробную жизнь?» Отвечает: «Не верю». Для такого человека рассуждения об аде и рае — чуждые. Что это? Неверие? Нежелание человека разобраться в вопросе? Чтобы развеивать мифы, у нас есть откровения. Если взять главу святителя Игнатия «О рае и аде», можно увидеть много ссылок: на Священное писание, Старый и Новый Завет и так далее, чтобы нам было ясно — это не чьи-то сказки. Мы опираемся на учение, которое нам дают Церковь и святые отцы.

В последнее время идет «оптимистическая волна», где люди верят только в рай — ада нет. Тогда зачем посты, молитвы, если все хорошо? Проживи своим пониманием добра. Мы понимаем, что такое понимание добра кривое, не евангельское, языческое: мне хорошо — значит доброе, нехорошо — значит не добро. Такой человек при наступлении скорбей начинает роптать и прочее. Мы должны понимать, что наша мирская жизнь — это просто подготовка к вечной жизни, некая ссылка, колония строгого режима. Вся настоящая жизнь будет там. Здесь — только тренировка, подготовка. Смерть — это переход или к одному берегу — прощению, или к другому — к осуждению. Все зависит от нашей земной жизни. У Господа порядок: по своей кончине душа не попадает туда, куда хочет, не бродит где-то по земле, а попадает в определенные места.

— Об этом у святителя Игнатия написано в разделе «Рай и небеса». Начинается он рассказом, описанном в Библии Боговидцем Моисеем. Господь насадил на Востоке рай сладости, поместил туда первых людей, начальников человеческого племени Адама и Еву, чтобы они возделывали рай и хранили его. Господь засвидетельствовал, что Царствие Небесное было уготовано для человеков от начала мира.

— Рай — это место жительства людей. Для чего созданы люди? Для жизни в раю. Ясно, что не хватит слов, чтобы это описать: это превыше земного опыта. Но вернемся к Адаму, и тогда станет ясно, для чего пришел на землю Христос. Господь сотворил Адама в раю, где не было скорбей, нужды, смерти. По сути, Адам должен был приближаться к Богу, но преступив заповедь, все изменилось…

— «Праотцы преступили заповедь Божию, — пишет святитель, — и после преступления они внезапно изменились душой и телом, сделались неспособными пребывать в святом рае». А святитель Григорий Богослов поясняет: «Адам потерял рай не только тогда, когда он был изгнан из Эдема, но когда через грехопадение потерял благодать».

— Мы часто понимаем благодать по-мирскому, как купоны — когда можно прийти в магазин, закупиться и быть довольным. Благодать — это не просто дары, но дары ответственные: ты несешь ответственность за то, что получил. Если ты к этому подошел недостойно, то возможно и наказание. Рай — это особое место, пропитанное Божией благодатью. Грешник, который не кается, там находится не может. Адам был изгнан на землю, хотя земля в то время тоже была раем. Грешник в раю опаляется, только кающийся может очиститься от своего мусора. Поэтому повторюсь, благодать — это не автомат с газировкой. Это — ответственность, для того чтобы мы духовно трудились над собой. Поэтому Адам и Ева в поврежденном состоянии не могли находиться в раю. Это тоже был акт милосердия Божиего.

 

Расшифровка: Алексей Мельников

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать