Уроки Православия. Школа покаяния. Урок 47. («Слово о смерти» свт.Игнатия Брянчанинова читаем с прот.Андреем Каневым 5 часть)

11 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Когда-то свт. Игнатия (Брянчанинова) отговаривали заниматься писательской деятельностью. Один старец так и говорил ему: «Не пиши!» И пояснял: «Не для кого!» Однако святитель совету не внял и писал свои творения до конца жизни. Как сам он об этом говорил, писал для пользы душ многих, а, следовательно, и для пользы души своей. И сегодня мы видим, что трудился он не напрасно - его творения есть кому читать и сегодня! И на ближайших уроках мы продолжим читать статью «Слово о смерти». 

- Святитель Игнатий жил не так давно. Почему он начал писать? Уже в середине XIX века распространились модернистские и протестантские течения, разлагавшие общество. Для того, чтобы восстановить целостность мировоззрения христиан, святитель Игнатий пишет о том, как волной надвигается неверие, происходит охлаждение благочестия. Люди XIX века нуждались в напоминании правильного учения Церкви о смерти. Ведь это область веры, и очень важно иметь об этом правильное понятие. Но, к сожалению, это понимание есть не у всех людей. Те, кто занимается просвещением на приходах, очень часто встречаются с этим явлением, распространенным в больших масштабах. Так, легко можно встретить христианина, который верит во Христа, но не верит в вечную жизнь или обладает совершенно не христианскими представлениями о душе. А ведь это основополагающие мировоззренческие христианские позиции. А если человек в них не верит, то и жизнь его будет другой. Ведь святитель Игнатий, как и многие другие святые отцы, утверждает, что правильная христианская жизнь рождается от правильной веры.

- Насколько правильно мы веруем, настолько правильно и живем. Ведь только правильное восприятие веры и христианских догматов научает человека правильной христианской жизни. Той, что приближает его к Богу. А если мы искаженно воспринимаем Бога, если «криво» в него веруем, то и все наши мысли и поступки будут искаженными и далекими от христианства.
 
- Каким будет врач, если он плохо учился? Если он не будет знать, что и где у человека находится, как действуют лекарства, то он будет убийцей, а не врачом. Так и христианин, не имеющий правильных понятий о вере, жизни, Боге, будет жить не так. Христианин, не верующий в вечную жизнь, не может верить и в воздаяние. Получается, что не нужно следить за собой, думать о грехах, каяться.
 
Очень важно знать и говорить о смерти, загробной жизни. Святитель Игнатий писал свое произведение, потому что уже видел, насколько путались христиане, насколько отрицательно это влияло на их жизнь. Оно остается особенно актуальным в наше время – время развлечений, удовольствий, сбитых ориентиров. Не нужно бояться этой темы: как нас коснулось рождение, так и смерть коснется нас.
 
- На прошлых уроках речь шла о посмертной участи души и тела. О том, что она есть казнь бессмертного человека за непослушание Богу, что она объясняется нам Словом Божиим и святыми отцами. «Тела большинства людей, - говорит святитель Игнатий, - продолжают существовать в тлении своем до следующего соединения с душой. И лишь тела избранных угодников остаются нетленными, будучи обильно проникнутыми благодатью Божией».
 
Что касается загробной участи души, то о ней святитель пишет следующее: «Души людей по разлучении их с телами присоединяются соответственно усвоенным им в земной жизни добрым или злым качествам: к Ангелам света или к падшим ангелам, поскольку души есть существа, по всему подобные ангелам. Будущее жилище души соответствует их естеству (их природе, состоянию)».

 
- Человек по своей свободе выбирает: любить или ненавидеть Христа. Ненавидеть Его означает ненавидеть Церковь, заповеди, христиан, жить противоположно тому, чему учит христианство. Господь также открывает, что значит любить Христа: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои исполнит».
 
- Пожалуй, слово «ненависть» слишком категорично. Оно выражает некий предел человеческих чувств, крайнюю враждебность. И многие, равнодушные к заповедям Христовым и их исполнению, не согласятся с тем, что проявляют при этом ненависть. «Ну и что, что не согласятся? - возражает отец Андрей, - независимо от этого, результат-то будет определенный. Потому что Спаситель говорит, что никто не может служить двум господам. Или одного будет ненавидеть, а другого любить, или об одном будет усердствовать, а о другом не радеть».
 
- Противоположность любви – ненависть. Любви на пятьдесят процентов не бывает. Речь не о тех христианах, которые находятся на пути ко Христу, трудятся в этом деле. А о тех, которые не пытаются себя изменить, довольны своей греховной жизнью, греховными понятиями. Они ничего не делают для спасения, хотя их внешняя жизнь может внешне казаться приличной. Это тоже признак ненависти ко Христу, ведь если любишь, то пытаешься хоть как-то интересоваться. По статистике около восьмидесяти процентов россиян – христиане. Представьте, что хотя бы половина из них начнет интересоваться Евангелием, тем, какой должна быть христианская жизнь. Россия будет другая!
 
- Другая – это отличная от сегодняшней. По статистике рождественские богослужения в почти полуторамиллионном Екатеринбурге посетили всего двадцать тысяч человек, что составляет не многим более одного процента.
 
- Посетили… А сколько причастились? Ведь признаком активности христианина является его участие в Таинствах. Ведь христианство – это не протестантизм. Православие предполагает активное приближение ко Христу. А это означает не только чтение высоких духовных произведений, но и наличие практики. Если ее нет, то ты ко Христу не идешь. А значит, эти слова мы должны применять не к каким-то иноверцам или убийцам, а к себе. Иду ли я ко Христу? Люблю я Его, как Он хочет, или пытаюсь изображать, как мне нравится?
 
Святитель Игнатий предупреждает, что если у христианина неправильные понятия о вере, неправильные чувствования, молитва, посты, то все это может привести к гибели его души. Таким образом, если человек пытается быть христианином, но не сравнивает свой опыт со святоотеческим, живет не с Церковью, то, внешне исполняя ритуалы, он может оказаться не там, куда хотел попасть. Приведу наглядный пример: целью является попасть из пункта А в пункт Б. Однако я не соблюдаю правила дорожного движения и в навигатор забил дорогу, которая мне кажется более интересной. Куда я уеду? Так же и гибель души происходит тогда, когда человек ориентируется лишь на свое мнение, доверяет неправильному опыту. Это то, что называется жизнью по самоволию. Для закрепления этой темы мы должны вспомнить притчу о мытаре и фарисее.
 
- В ней говорится о том, как два человека – мытарь и фарисей - пришли помолиться в храм. Фарисей встал впереди, чтобы все видели его молящимся. Он считал себя праведником, потому и не просил у Бога милости, а лишь благодарил Его: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя поотдаль, не смел даже поднять глаза на небо. Ударяя себя в грудь, он говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Фарисей возвысил себя, но унизил мытаря, а Господь оправдал молитву грешного мытаря и осудил мнимую праведность фарисея. Безо всякой радости фарисей пошел в дом прежним надутым ханжой, а в смиренной кающейся душе мытаря родилось живое чувство сокрушения о своих грехах и надежда на милосердие Божие. Эту притчу Господь заключил словами, что мытарь пошел в дом свой оправданный более, нежели фарисей.
 
- Религиозность фарисея не помогла улучшить душевное состояние, а, напротив, привела к гибели души. Он вышел из храма осужденным за то, что приписал себе дарованное ему Богом.
 
В народе преобладает ветхозаветное понимание греха: не пойман за убийство, за кражу – значит, все нормально. Христианское же понимание состоит в том, что смертным грехом является гордость.
 
- Говоря о родстве душ человеческих и ангелов, святитель Игнатий рассматривает свойства такие ангелов, как подчиненность времени и пространству, и говорит о взаимосвязи этих понятий. Человеку неподготовленному понимать сказанное святителем сложно. Но знать об этом христианам необходимо.
 
- Горько слышать о «врожденной духовности», «генах православия» русских людей, ведь многие не знают основ веры. И если не открыть их, то начинается работа лукавого по подкидыванию разных ложных представлений. По этому поводу можно писать фольклорные притчи, например: в одном из учреждений катехизатор с любовью рассказал о том, что Бог Всемогущий. Реакция людей была прямо противоположная: «Он что, знает, что мы делаем дома?». Они всерьез надеялись, что многоэтажки скрывают от Бога их проступки. Это означает неправильное мировоззрение.
Говоря о том, что ангелы имеют свое тело, святитель Игнатий предупреждает, что не нужно их обожествлять. Этим он ограничивает возможность по-язычески понимать духовный мир. Там царит порядок, а не хаос, и без Божией воли они не могут влиять на нас. Ангелы подчинены природе, а бестелесен только Господь. Он находится везде одновременно, тогда как ангелы в одно время находятся в одном месте. Это служебные духи.
 
- Ангел – это святой бесплотный дух, возвещающий и исполняющий волю Божию. В переводе с греческого означает «вестник». Они были сотворены прежде видимого мира, и их назначение заключается в служении Богу: борьбе с Его врагами, воздаянии Ему почестей, посредничестве с человеком, передаче людям Божественной воли. Но современные люди нередко черпают свои знания из самых разных источников, порой даже языческих. При такой неразборчивости путаницы не избежать.
 
- В язычестве падшие духи себя выставляют богами, и многотысячелетняя история человечества представляет собой поклонение бесам.
 
Святитель Игнатий говорит, что духи имеют эфирное тело. Это тоже материя, но невидимая и неосязаемая. Таким образом, спор святителя Игнатия со святителем Феофаном заключается в употреблении научного и богословского термина по отношению к одному и тому же предмету.

 

Автор программы: Ольга Баталова
Гость программы: протоиерей Андрей Канев
Расшифровка: Алина Бахтиева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать