Уроки православия. Школа покаяния. Урок 46. («Слово о смерти» свт.Игнатия Брянчанинова читаем с прот.Андреем Каневым 4 часть)

5 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

 

- Мы продолжаем знакомиться со «Словом о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова). На прошлых уроках мы говорили о том, что смерть непостижима человеку и открывается ему Богом, об участи тела по смерти.

В Церкви существует определенное отношение к смерти, погребению усопших, их поминовению. Умерших напутствуют молитвами, над ними совершается чин отпевания, их погребают в особо освященном месте - на кладбище.

Усопшие христиане остаются членами Церкви. Она возносит свои молитвы о них  как о живых своих членах. Поминовение совершается на Божественных литургиях и панихидах, на которых молитвенно поминаются усопшие в уповании на милосердие Божие, испрашивается прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.

 Церковный год знает особые дни, в которые совершается нарочитое поминовение усопших: Радоница, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота и иные.
Из самой церковной жизни мы узнаем о посмертной участи тела, когда видим как усопшие, согласно церковной традиции, провожаются в путь сея земли.

Человек - это духовно-телесное существо, и важно понять, что происходит с его душой после того, как тело погребено. Свт. Игнатии (Брянчанинов) отвечает на этот вопрос в одном из разделов «Слова о смерти». На сегодняшнем уроке мы подробно познакомимся с ним, чтобы достоверно узнать об участи души по смерти.

Напомним: на прошлом уроке мы узнали о том, что души людей подобны ангелам. Святитель Игнатий пишет: «Они по естеству своему составляют один разряд существ. Души тех христиан, что жили благочестиво и очистили себя от грехов покаянием,  наследуют вечное блаженство вместе со светлыми ангелами, а не верующие во Христа и нераскаявшиеся грешники наследуют вечные мучения вместе с падшими ангелами». И, подтвердив это многочисленными ссылками на Священное Писание и Святых отцов, святитель Игнатий делает вывод: «Поскольку для душ человеческих  предназначено одно место жительства, одинаковое наслаждение или одинаковая казнь с ангелами - это служит указанием на то, что души есть существа посему подобные ангелам».

 

- Почему святитель Игнатий очень много говорит о том, как выглядит душа? В наше время эта тема не потеряла актуальности, потому что много людей приходит в Церковь, имея оккультный опыт за спиной. Оккультизм, магия и разные формы язычества дают много информации о невидимом мире, в отличие от христианства, которое очень целомудренно относится к этой теме: что Господь открыл в Священном Писании и в опыте святоотеческом, одобренном Церковью, то мы и знаем.

Оккультизм – это форма сатанизма, практикующая взаимодействие с падшими духами, которые якобы открывают какие-то тайны именно для того, чтобы человек погиб духовно, увлекаясь этой псевдонаукой и псевдорелигией, псевдопоиском.
На оглашении задается такой несложный вопрос: «Как выглядит душа человека?». Христинину ответить очень просто: «Душа выглядит так же, как человек». Человек с полуязыческим, полуоккультным мировоззрением начинает фантазировать, берет знания из мутных источников: душа - это некий квадратик, светящийся кружочек.
В христианстве то,  как мы выглядим, и есть душа. Мы настолько материальны, что воспринимаем себя как наше тело, а нам нужно воспринимать себя как душу. Наша память чувства, эмоции - это наша душа.

 

- «Жизнь тела, - учит святитель Игнатий, - происходит от присутствия в теле души, а жизнь души - от присутствия в ней Святого Духа».

- Смерть человека совершается неслучайно, не по велению магов и звезд, а по воле Божией. При разлучении души с телом  человек продолжает себя ощущать таким, какой он есть, понимает, что с ним происходит, но чувствует гораздо больше, чем при жизни.

В Священном Писании намек на то, что когда Адам с Евой согрешили, духовно умерли,  Господь сшил им кожаные ризы. Кожаные ризы, по святителю Игнатию, это неспособность чувствовать и видеть духовный мир. После грехопадения человек стал похож на бесов, и поэтому мы находимся сейчас в стадии наказания, изгнания. Если бы человек увидел  реальность, в которой он находится, то наступила бы смерть от страха. Человека окружает падший духовный мир, и, чтобы люди не умерли от страха, Господь дал некий барьер. Освобождение человека от телесного барьера приводит к тому, что он начинает видеть духовный мир: падших духов, ангелов, Господа, ад и рай. Притча о богаче и Лазаре - подтверждение этому.

 

- Кожаные ризы - это то состояние тленности, в которое облеклись тела и души первых людей после их грехопадения. В «Слове о чувственном видение духа» святитель Игнатий пишет: «До падения человека тело его было бессмертным, чуждым недугов, греховных и плотских ощущений, свойственных ему ныне. Чувства были несравненно тоньше, действия несравненно обширнее. Человек был способен к чувственному видению духов. Падением изменились душа и тело человеческие. Падение было смертью, чувства человека уже не способны были к общению с духами».

Каждый желающий узнать, как именно выглядит душа, может прочитать раздел «Участь души по смерти», где святитель Игнатий приводит цитаты из Нового Завета, из творений преподобных Макария Великого, Григория Синоита, Антония Великого, Иоанна Дамаскина. На основании их слов открывается, что души, как и ангелы бесплотны, что они имеют и вид, и образ и многое другое. Появляется сомнение: а так ли важно всё это знать?

 

- В статье святитель Игнатий касается темы, казалось бы далекой от нашей практической жизни. Необходимы эти знания, чтобы не было ложного интереса. Нам открывается истина, чтобы не попасть к бесам. Говоря о грешности, мы часто забываем о том, насколько много Господь дал человеку. Нас создали святыми, высокими и светлыми, приближенными к Богу, помещенными в рай, но человек падает, пользуясь своей свободой. Люди не созданы для грехопадения, для жизни в страстях, страданиях».

Иконопись часто изображает ангелов в виде светлых юношей, в образе человека. Святитель Игнатий раскрывает тему сродности внутренних качеств человека с ангелами: они разумны, свободны. У ангелов нет тела, они не подвержены изменениям, как люди: голоду, болезням, старости. Они либо в постоянном служении Богу, либо в постоянном зле, если они это выбрали. По Преданию Церкви известно, откуда появились злые духи: они, будучи разумными и свободными, сами выбрали вражду с Богом.

 

- Все ангелы были сотворенными добрыми, чтобы  любить Бога и друг друга, и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Бог не принуждал ангелов любить - Он предоставил им свободный выбор. Самый высший ангел, по имени Денница, возгордившись своим могуществом и силой, не захотел любить Бога и исполнять Божию волю. Он захотел сам стать как Бог. Денница начал клеветать на Бога, всему противиться, все отрицать -  и стал темным, злым духом, дьяволом.
Слово «дьявол» означает «клеветник», а «сатана» - «противник Богу». Злой дух соблазнил и увлек с собой много других ангелов, которые стали злыми духами, а ныне называются бесами.

- Родство человека со злыми и добрыми ангелами зависит от того, к чему он себя приучает. Неправильно думать, что живя как животное, возможно попасть к светлым ангелам. Родство с ангелами важно, потому что к чему приучимся, с тем рядом и будем.

 

- Святитель Игнатий отмечает, что как светлые ангелы, так и падшие подчинены времени и пространству. Понятие о подчинении пространству связано с понятием о подчинении форме. Ангелы ограничены по отношению к пространству, имеют форму.

- К чему себя человек приготовил, то состояние он и наследует. Святитель Игнатий пишет, что чужды истинной духовности падшие духи и люди в состоянии грехопадения. Современная жизнь - это картинки, клипы, мультики, отсутствие длительного мыслительного процесса. В вере одно положение неминуемо связанно со спасением.

Современный разговорный русский язык слово «век» понимает как «ограниченное количество времени». Господь говорит: «Будете мучиться век». Современному человеку кажется, что после мучений будет рай. В церковнославянском языке слово «век» аналогично слову «вечность». Словосочетание «во веки веков» обозначало «бесконечность».

 

- Святитель Игнатий говорит: «Когда мы хотим обозреть предмет видимого мира, избираем удобное место, с которого предмет будет лучше видим. Делаем так не потому, что в этом нуждается сам предмет, а потому, что мы нуждаемся помочь собственной ограниченности. Для рассмотрения вопроса о смерти необходимо избрать приличное место, которое можно найти только при осознании своей ничтожности среди громадного мироздания».

Люди дерзают черпать знания из непроверенных источников, заняв неправильные места для рассмотрения того или иного предмета. Полученные при этом знания не только не имеют ничего общего с учениями Церкви, с наследием святых отцов,  но и уводят нас от спасения,  подводя  к гибели.

- По словам святителя Игнатия, падшие духи не имеют в себе истинной духовности. Все о Боге открыто две тысячи лет назад, и современному человеку нужно только это принять и себя перестроить под то, что он узнал о Боге. Нужно познавать так, как говорит Церковь. Ни сны, ни оккультный опыт не дадут правильной информации. Учение падших духов - это ложный путь.

 

Ведущая: Ольга Валентиновна Баталова

Гость программы: протоиерей Андрей Канев

Расшифровка: Алина Каримова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать