Уроки Православия. Школа покаяния. Урок 44. («Слово о смерти» свт.Игнатия Брянчанинова читаем с прот.Андреем Каневым 2 часть)

26 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Во все времена и перед каждым человеком жизнь самой своей конечностью ставила ребром два основных вопроса: о смысле человеческого бытия и о смерти… И святые отцы, отвечая на эти вопросы, всегда говорили о том, как надо человеку выстраивать свои отношения с Богом и овладевать искусством спасения, и что это искусство напрямую связано с памятью о смерти. О приуготовлении христианина к этому переходу из жизни земной в жизнь вечную мы и будем говорить на ближайших уроках, разбирая творение свт. Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти». 

 

- Недавно мне довелось столкнуться с критикой в адрес уроков православия, когда человек заявил, что так, как мы это делаем, учиться не обязательно. Фарисеи тоже учились, всё знали, но что из этого вышло? «С Богом надо по-другому, - продолжал критик, - просто радостно открыться ему навстречу, и тогда Он Сам будет действовать в нас. И вообще, надо больше говорить о радости!».

Я поинтересовалась: «А как же быть с «Блаженны плачущие»? И что делать таким радующимся в начале духовного пути, который начинается с покаяния, борьбы со страстями. Ведь именно этому и учат святые отцы». И услышала в ответ, что святые тоже были людьми, и они могли ошибаться, а свои слова они обращали не к нам, а к другим людям и в других обстоятельствах. «И главное, - заявил критик, - в те времена, когда жили святые, таких проблем, как сегодня, не было, а потому их ответы к нашим реалиям применять нельзя». Мудрый Екклесиаст говорит другое: «Что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем».

Во все времена и перед каждым человеком жизнь самой своей конечностью ставила острые вопросы о смысле бытия и смерти. Святые отцы, отвечая на них, говорили, как человеку необходимо выстраивать свои отношения с Богом, и как овладевать искусством спасения, чтобы избежать смерти. А вот тема радости в этих поучениях поднималась далеко не в первую очередь. И мы на ближайших уроках православия будем говорить не о радости, а о смерти, разбирая одноименное творение святителя Игнатия Брянчанинова.

В «Слове о смерти» святитель Игнатий исследовал многочисленные христианские источники: Священное Писание, богослужебные тексты, жития святых, писания святых отцов, - собрал богатейший материал, никем прежде не собиравшийся, и никем прежде не приведенный в систему. И хотя, по большому счету, эта книга представляет собой обширный свод выписок из вышеназванных источников, читать ее легко и интересно, поскольку в ней мы находим ответы на вопросы, которые не могут не волновать православного человека.

Смерть непостижима человеку и открывается ему Богом. Под Божественным откровением мы понимаем то, как Бог проявляет Себя в мире, как Сам Он открывает Себя людям. Откровение может быть естественным, то есть через видимый мир, историю человечества или совесть, а может быть сверхъестественным, когда Бог открывает о Себе Сам – через пришествие на землю Спасителя, или через праведных людей: пророков, апостолов, святых отцов Церкви.

Смерть, как часть жизни, дарованной Богом, также открывается нам двумя способами: естественно - когда мы видим, как она приходит к другим людям, что потом с ними происходит, и сверхъестественно – когда мы верим, что смерть есть разлучение души с телом. Именно с этих слов и начинается следующая глава в творении святителя Игнатия о смерти, которая называется «Участь тела по смерти». Подробно остановимся на тех определениях, которые дает святитель Игнатий этому таинственному явлению.
«Смерть есть разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею вновь разделяемых».

- Обычно людей очень сильно беспокоит следующее: почему человек умер сейчас, а не когда он стал подвижником благочестия? почему умер молодым? почему умер стариком? почему умер в таком состоянии? Эти вопросы люди задают очень часто. Мы, опираясь на нашу веру, должны понимать, что рождение и смерть – это не случайные явления. Только современные безумцы думают, что есть планирование семьи, а на самом деле всё происходит по воле Божией: и рождение, и умирание. Это не действия колдунов, как в народе любят говорить: он умер, потому что кто-то на него «наговорил». Человек умирает тогда, когда Бог велит. Этот срок не написан где-то - он зависит от нравственного состояния человека, от обстоятельств, от многих факторов, которые Господь знает. Мы знаем из Священного Писания пример, когда Господь предсказал иудейскому царю Езекии смерть, царь начал каяться, и Господь продлил ему жизнь. Количество лет жизни человека - это не предписание. Очень многое зависит от самого человека, но происходит всё по воле Божией. Потому вопросы о том, почему именно так происходит, а не иначе, у нас не должны возникать. Все происходит по воле Бога.

- Святитель Игнатий пишет: «Смерть есть разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально было создано Творцом. Смерть - казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога».

- В том наказании, которое Господь определил для Адама и Евы - «из земли взят, в землю уйдешь» - говорится именно о смерти; о том, что человек стал конечен. Смерть действительно является казнью для нас. Но эта казнь является для нас и благом: иначе человек, будучи носителем зла, может натворить что угодно.

- «Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, отдельно существует тело его».

- В храме священнику очень часто приходится видеть горестное отношение людей к смерти. В народе бытует представление, что погребение тела – это главное. Надо только правильно соблюсти обряд погребения, провести поминки. Когда мы будем относиться к смерти с позиции веры, то поймем, что важно не то, что сделано для тела, к примеру, какой гроб купили. Усопшему это не нужно, ему важна духовная помощь. Регулярно священники говорят на отпевании: важно не тело, которое лежит в гробу, а душа усопшего, которая чувствует, видит, слышит, понимает, осознает. Именно душе усопшего нужна помощь.

Приведу в пример такую историю: прихожанка копила деньги на смерть, сумма была большая - около трехсот тысяч рублей, но однажды эти деньги изъяли мошенники. Приходится в таких случаях вспоминать Евангелие и говорить о том, что сокровища нужно собирать на небесах, а не на земле. Лучше было бы пожертвовать накопленные сбережения на храм. Получается некое противоречие у христианина: милостыню человек творит не ради спасения своей души, а ради того, чтобы его тело хорошо погребли. Вот произошло болезненное разделение души с телом, а где главное - человек понять не может. Конечно, нужно отдать телу должное, но душа важнее. Человек – это душа, одетая в тело.

- Обозначив это разделение души и тела после смерти человека, святитель Игнатий предлагает нам внимательно рассмотреть дальнейшую участь тела. Он пишет: «Тело продолжает существовать, хотя мы видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой было взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем, оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душою, после которого оно соделается уже неприкосновенным для этой видимой смерти».

- Мы знаем, что во время второго пришествия Господь придет уже не в образе нищего странника, не в образе Бога, ставшего Человеком и пошедшего на Крест, а как грозный Судия придет Господь. Он нам открывает в Священном Писании, что все люди воскреснут, воссоединятся со своими телами, снова станут человеками. Смерть разделяет человека на мертвое тело и душу - человек перестает быть человеком полностью. Душа оживотворяет тело, ведь оно не имеет жизни само по себе - оно имеет жизнь только тогда, когда душа находится в теле. Душа - источник жизни для тела. Господь дает жизнь душе, а душа дает жизнь телу.

Когда Господь забирает душу, остается одна плоть. Мы должны понимать, что никаким образом не влияет на душу состояние тела после смерти. Не должно быть таких не правильных представлений, что если тело не обретено (например, было сожжено, или человек пропал без вести), то душа мучается. На душу не влияет то состояние тления, в котором находится тело человека, когда оно действительно превращается в землю.

В моей жизни был такой опыт: когда я учился на археолога, мы изучали памятник (могилу жителя) второго тысячелетия до н.э. Мы увидели, что от человека остается только зубная эмаль и тоненькая прослойка земли коричневого цвета: вот каково состояние тления. Но Бог всемогущ и Он из этой земли воскресит наши тела во время Своего второго пришествия. Вот об этом пишет святитель Игнатий: тело продолжает существовать, находиться в виде земли, чтобы потом воскреснуть таким, каким оно было.

- Христианское учение о воскресении мертвых основано прежде всего на воскресении Самого Христа Спасителя, на Его словах о всеобщем воскресении, на апостольской проповеди. В Ветхом Завете присутствуют многочисленные пророчества о воскресении мертвых, в Евангелии об этом упоминается несколько раз. Апостол Павел был первым христианским богословом, который придал учению о воскресении мертвых вид системы. Все последующее развитие христианского учения о воскресении покоится на тех основаниях, которые были заложены апостолом Павлом.

О посмертной участи тех подвижников, которые немало потрудились ради своего спасения, святитель Игнатий пишет: «Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, поскольку они обильно проникнуты благодатью Божиею, и в самой сени смертной они являют начала своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо того, чтобы разливать вокруг смертоносную заразу, они разливают исцеление от недугов, разливают жизнь. Такие тела одновременно и мертвы и живы - мертвы по естеству человеческому, живы по присутствию в них Святого Духа. Они свидетельствуют о том, в каком величии и святости создан Богом человек, и что это величие, эта святость возвращены нам искуплением».

Однако, обращаясь к недавней истории нашего Отечества, мы видим, что даже такие свидетельства, как нетленные мощи, богоборцами и богоотступниками во внимание не принимались, потому что эти люди не имели веры.

- Большевикам, разоряющим мощи святых, это не помогло обрести веру. Мощи святых – это истинные свидетельства той правды, которую Бог открывает нам. Не случайно святитель Игнатий говорит о том, что после искупления возможны такие плоды. Даже здесь, на земле, несмотря на то, что мы находимся в страстях, в состоянии падения, есть люди, которые приближались к Богу, шли к Нему, каялись и исправлялись. Для научения нас, для свидетельства нам происходят такие удивительные события, когда тела усопших праведников не подвергаются тлению - в этом особый Промысл Божий. Бывают случаи, когда от тела праведника ничего не остается: было много мучеников, новомучеников, мощи которых не обретены, и в этом тоже Промысл Божий. Мы, к сожалению, ограниченные люди, которым недостаточно слов вероучения, требуется подтверждение. Интересное высказывание: «Они, будучи мертвыми, живут». Люди сомневающиеся могут это проверить: съездить в паломничество, помолиться, с верою прикоснуться к мощам праведников.

- Рассмотрев вопрос об участи тела после смерти, святитель Игнатий переходит к рассмотрению посмертной участи души. Этот раздел он начинает с вопроса: «В то время, как тело уснуло сном смертным, что совершается с душою? Слово Божие открывает нам, что наши души по разлучении их с телами присоединяются соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам - к Ангелам света или к ангелам падшим».

- В Священном Писании нам открывается, что происходит с душою. В житиях святых и подвижников благочестия можно найти описание того опыта, который они переживали: когда человек освобождается от тела, душа выглядит также - имеет тот же вид человека, рост, волосы, глаза. Именно душе свойственны свойства памяти, чувств. Чувства души при жизни проявляются через тело. Со смертью тела способность чувствовать и помнить не умирает, а, наоборот, даже обостряется. Освобождаясь от тела, человек все помнит, потому и возможен Страшный Суд.

- Святые отцы учат, что существует некая память тела, запечатлевающая всю нашу жизнь: и внутреннюю, и внешнюю. На Страшном Суде эта книга, написанная в глубинах нашей души, раскроется. Тогда мы увидим, какие мы есть на самом деле, а не какими нас рисовала наша гордость.

- Способности чувствовать, помнить, мыслить, осознавать себя остаются с душою, а не с телом. Святитель Игнатий пишет, что после кончины душа присоединяется либо к ангелам, либо к бесам. По свойствам наша душа похожа на природу ангельскую. Господь так сотворил человека, что в нем есть материальное тело и духовная составляющая – душа, по природе похожая на ангелов. В Раю Адам мог с ангелами беседовать и, наверняка, видеть. После грехопадения нас окружает духовный мир падших ангелов. Когда человек живет, взращивая свои страсти и выполняя волю бесов, то после смерти он присоединяется к ним - подобное влечет подобное. Если человек пытался бороться со страстями, каяться, вести благочестивую христианскую жизнь - он присоединяется к ангелам.

 

Автор программы: Ольга Баталова
Гость программы: протоиерей Андрей Канев
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать