Уроки православия. Прот. Артемий Владимиров. Как сохранить себя от мира. Урок 3

19 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». На сегодняшнем уроке протоиерей Артемий Владимиров будет говорить о том, как можно исполнить эту заповедь Господню и какие препятствия подстерегают нас на этом пути…

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Такие «глаголы резкие и неумытные» (то есть слова неподкупные и правдивые) говорит Господь Своим ученикам, и слова эти, учит святитель Николай Сербский, являются тем пламенем, которое попалит ветхого человека до самого корня и вместе с корнем! Что это значит? Святитель поясняет: Господь пришел в этот мир не для того, чтобы его лишь слегка поправить. Он пришел, чтобы мир наш, во зле лежащий, переродить! Ибо Бог не ремонтник, а Сотворитель: Он не латает старые дыры, а ткет новую ткань! И отменять духовные законы или заповеди, установленные Богом, человек не может – как бы он этого порой и ни хотел. На сегодняшнем уроке протоиерей Артемий Владимиров будет говорить о том, как можно исполнить эту заповедь Господню о сохранении души и о том, какие препятствия подстерегают нас на этом пути.

– Вновь, дорогие друзья, мы с вами говорим о противостоянии христианина царству страстей, порока и соблазна. В эту постную пору, когда так хорошо размышлять о предметах духовных, мы изучили стратегию и тактику борьбы – основные приемы боевого противостояния мечтательности, дурным мыслям, нехорошим ощущениям, поднимающимся в душе, и разобрались, что победу обеспечивают суворовская стремительность, всегдашнее самонаблюдение, умение при первой опасности воззвать к Богу и, противостав греху, сокрыться под покровом Божьей благодати, которая осеняет нас, едва лишь мы произнесем внимательным умом и трепетным сердцем: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», «Пресвятая Богородица, спаси мя», «Вси святии, молите Бога о нас».

Получая письма и отвечая на незаданные вопросы, хочу сказать, что наши передачи получили большой отклик. Люди стали, можно сказать, с детской доверчивостью делиться с нами своими искренними недоумениями и вопросами. Воспроизведу некоторые из них: «Грех или нет смотреть чемпионат мира по футболу? В 2018 году у нас будет построен стадион – и как не пойти посмотреть на отборочный матч?» Или: «Батюшка, я очень люблю балет и склоняю главу пред памятью Майи Плисецкой. Неужели “Танец умирающего лебедя” под музыку Сен-Санса – это нехорошо?», «Мысль моя наполняется печалью, что мне нельзя будет больше читать роман в стихах “Евгений Онегин”». Если вы помните, в первой главе этого произведения, которое названо «энциклопедией русской жизни», содержится гениальное описание петербургского театра, ножек балерины, порхающей перед изумленной публикой, и прочее, и прочее.

Священник, наверное, растерялся бы перед градом этих вопросов, настолько они многообразны. И как нельзя вычерпать море, так у нас нет возможности ответить на все эти частности-несчастности. Однако хочется успокоить современных людей, живущих в большом и шумном городе, и тех, кто приедет на весенние каникулы в Москву, где уже отреставрирован Большой театр, или захочет посетить Третьяковскую галерею и будет слать эсэмэс-сообщения: «А можно ли мне посмотреть на статую Давида Микеланджело, а то я, батюшка, слышала Ваш рассказ о том, как пятилетняя девочка пришла с мамой в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, стала напротив Давида, высившегося над ней словно Гулливер, и сказала: “Мама, а почему этот дяденька забыл надеть штанишки?”»

 Давайте, дорогие друзья, поговорим на эту одновременно и аскетическую, и культурную тему, чтобы не впадать в крайности и найти царский путь – золотой путь спасения в современном мире. Как, живя на этой грешной земле, будучи активным членом современного общества, гражданином, родителем, которому должно воспитывать и образовывать детей, прививать им в том числе художественный, эстетический вкус, как избежать раздвоения мысли и сохранить живой собственную душу, не впустить в нее мир, страсти: тщеславие, амбиции, гордость, похоть, ревность и вместе с тем не превратиться в премудрого пескаря, в человека в футляре, который проповедует эскапизм – уход от многообразия жизни в какое-то сумеречное потустороннее существование.

Скажем нечто на эту тему. При этом я не претендую на абсолютность своих высказываний – думается, что у каждого священника бывает свой подход, – но постараюсь здесь обобщить пастырские наставления, известные мне, а главное, не отклониться от святоотеческой стези размышления.

Мы с вами уже выяснили, друзья, что мир – это сгусток человеческих страстей, с которыми вовсе могут не соотноситься шедевры мирового искусства. Например, архитектура – застывшая музыка. Вот вы приезжаете в испанский город Барселону и видите завершающееся строительство самого удивительного и, наверное, причудливого с точки зрения архитектурных форм храма Святого Семейства (de la Sagrada Família), произведения гениального, как считают многие, испанского архитектора Антонио Гауди, завещавшего потомкам на народные трудовые средства завершить этот мировой шедевр.

 Вот вы гуляете, как это недавно сделал я, по Третьяковской галерее и пытаетесь понять, каким духом руководствовался, жил и дышал русский художник Ге. Находившийся под влиянием толстовства и самого графа Толстого, послушником которого он себя осознавал, он привнес в область религиозной живописи такое новаторство, которое не оценили ни его современники, ни мы, потомки. Российский государь Александр III очень строго высказался о попытках Ге представить образ Христа как униженного, сломленного человека. Ге сделал примерно такое же преступление, как Михаил Булгаков, исказивший образ Спасителя в своем известном романе «Мастер и Маргарита».

Будучи в Третьяковской галерее, я слушал рассказ православного экскурсовода, который раскрыл предо мной жизненную драму этого художника, и мне стало понятно, откуда такое искривление его художественного стиля, откуда такое уплощение классического искусства. И я очень рад, что мне, взрослому человеку, священнику, теперь дано поделиться этими мыслями с вами или со школьниками и таким образом помочь в оценке тех или иных художественных произведений, а главное – помочь оценить их в свете вечных божественных евангельских истин, что очень интересно и говорящему, и слушающему. Потому что вся совокупность человеческой культуры является материализацией мыслей, чувствований, намерений творческих людей, соотносится с той или иной эпохой, безвозвратно ушедшей или нарождающейся, а значит, помогает нам, людям мыслящим, анализирующим, вдумывающимся в разнообразные явления культуры, утвердиться в вере евангельской нравственности хотя бы на чужих ошибках и исканиях, воплощенных в произведениях искусства.

Итак, мы с вами утверждаем, что христианин – сын Света, сын Царствия, живущий с Господом и молящийся Небесному Отцу в течение дня, – может и должен подражать апостолу Павлу, для которого крест Христов был защитой и ограждением от мира, лежащего во зле. Вы помните, апостол Павел ходил по Афинам, смотрел на величественные здания, статуи и использовал предмет своего созерцания для знаменитой речи в ареопаге, где сказал гордым старейшинам: «Созерцая ваши святыни, то, что вы почитаете для себя драгоценностью, я увидел, что вы как бы особенно набожны, и нашел среди ваших чтилищ одно, на котором было начертано “Неведомому Богу”. Этого-то Бога я вам сегодня и проповедую».

Оставаясь неоскверненным от мира, мудрый христианин должен уподобиться пчеле, летающей над Божьим летним лугом, которая умеет брать с каждого цветка свойственный этому растению нектар, для того чтобы потом принести его в улей и обогатить добытым сокровищем своих собратьев. Так и мы, современные люди, живущие в России в XXI столетии, учась у Матери-Церкви в свете Божественной правды и любви анализировать политические, общественные события, явления культуры, призваны выносить, хотя бы для самих себя, нравственное суждение, разбираясь, что такое хорошо и что такое плохо, используя наш опыт, для того чтобы в общении с людьми указывать тем, кто желает нас послушать, об опасностях, соблазнах, утверждать их в вере, воспитывать в доброй нравственности молодежь, используя для того и литературу, и искусство. Одним словом, мы живем в миру, но не по-мирски. Мы пользуемся во славу Божью всеми благами окружающего нас мира, но при этом не становимся пленниками ни одного из них. Все мне можно, говорит апостол, но не все полезно. Все мне можно, но ничто не должно обладать мною.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).

Поэтому пусть каждый сам для себя ответит на вопрос, идти ему на футбольный матч или нет. Если твой маленький сын записан в футбольную секцию, ты возишь его на тренировки и считаешь, что ему неплохо посмотреть на техничную игру бразильцев. В футболе есть свое высокое искусство: это командный вид спорта, в котором многое определяется слаженностью, отработанностью ходов, системой пасов, взаимосвязью полузащиты, нападающих, защитников.

Вы догадываетесь, друзья, что я всю юность играл в футбол? И между прочим, я благодарен этому виду спорта за то, что он сохранил меня от пороков, распространенных тогда в среде моих друзей. О спорт, ты мир! Зная, что полузащитнику (а я проявлял себя именно в этом секторе) необходимо скоростным маневром вернуться к родным воротам или прорваться через оборону противника, я никогда не курил, никогда, милостью Божьей, не вступал в короткое общение с лицами женского пола, от которого юноши становятся просто мешковатыми бурдюками, Емельками, что не могут даже с печи подняться (не буду сейчас развивать эту тему). И сегодня, оглядываясь назад, я вижу, что Господь, так сказать, приноравливался к моим интересам, и увлеченность спортом позволила мне сохранить здоровье, которое я сейчас активно расточаю и использую для служения людям.

У нас с вами сегодня методологическая передача: мы говорим о том, что каждый должен быть кузнецом собственного счастья. Если ты ставишь перед собой созидательные задачи, если хочешь обрести опыт и разнообразить свои впечатления, тебе ничто не помешает (как не помешало мне, отцу Артемию) посетить Музей изобразительных искусств, выставку Рафаэля. Я был просто поражен высотой его мастерства.

«Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать» (Свт. Тихон (Задонский).

Так мыслили наши учителя. Вспомним в связи с этим красноречивый эпизод, относящийся к VI столетию. Святитель Нонн из Александрии, прославившийся обращением ко Христу многих язычников-арабов, стоя среди учеников, молодых иноков, вдруг увидел женщину легкого поведения, то есть представительницу «тяжелой профессии», которая является абсолютным грехом и для нее, и для жертв ее ars amandi, искусства любви плотской, нечистой. Святитель смотрел, как, сидя на повозке, горделиво выставляя то, что надо скрывать, и сверкая драгоценностями на полупрозрачной одежде, она проезжает мимо преподобных отцов. И украшенный сединами Нонн не потупил взор, как совершенно правильно сделали для своего устроения другие благонамеренные иноки: они хотели сберечь свою душу от стрел Купидона – блудного греха. Но, раскрыв глаза, как ребенок, он смотрел на блудницу и плакал чистыми слезами. Когда та скрылась из виду, недоумение учеников не знало границ: «Почему ты провожал взором эту падшую женщину?»

А святитель Нонн кротко сказал: «Братья, поверьте, ни один блудный помысл не уязвил мою душу, потому что я смотрел на нее как на Божье изваяние и дивился премудрости Творца, столь соразмерно и пропорционально расположившего все члены человеческого тела. А главное, что смотрел я не на тело, но думал про себя: она тратит столько усилий, чтобы украсить тленные члены своего тела, и достигла в этом определенного успеха – весь город следует за ней. Она заботится о теле, которое завтра будет изъедено червями, но если бы мы хотя бы в одну треть от ее трудов бдели над своей собственной душой и украшали ее не этими нечестно добытыми украшениями, а добродетелями смирения, кротости и любви! Я понял, что совесть укорила меня, потому что я не столь усерден, как она. И я пла́чу сейчас этими слезами, моля Господа помиловать эту душу, обратить ее к покаянию, поскольку я получил от нее такое назидание».

Для чистого всё чисто. Но следует ли из этого, что можно располагать в современных галереях и экспозициях фотографии полуобнаженных девочек, провоцируя педофилов и прочих извращенцев распространять свою активность в юридическом поле России? О нет, и нет, и нет! Поэтому, дорогие друзья, будем бежать порока, чураться соблазна, но при этом сохраним по отношению к людям дух жалости и сострадания, которые являются «визитной карточкой» христианина, дабы нашим боевым девизом стали такие простые и понятные даже школьнику слова: с молитвой к Богу и любовью к людям!

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать