Уроки православия. Прот. Артемий Владимиров. Как сохранить себя от мира. Урок 1

12 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Свщмч. Григорий (Лебедев) говорил, что одним из самых больших бедствий нашей жизни является отсутствие в ней охраны, подразумевая при этом не материальную, а духовную сторону. И на ближайших уроках прот. Артемией Владимиров будет говорить именно о такой охране - о том, как защищать свою душу от соблазнов мира, и какую ограду в ней возводить.

Конец прошлого и начало нынешнего столетия – время особое. Оно привнесло в нашу жизнь совершенно новые черты, одна их которых – страх. Опасение за свою жизнь и жизнь близких, тревога быть ограбленным или обманутым – эти и многие другие страхи побуждают нас ставить решетки на окнах, сейф-двери в квартирах, домофоны в подъездах, и потому попасть в квартиры своих друзей и знакомых бывает проблематично.

Наш сегодняшний гость, протоиерей Артемий Владимиров, говорит, что, приезжая порой к своим прихожанам и выходя из лифта, не сразу может понять, куда он попал: в тюрьму или в городскую многоэтажку? Повсюду замки, решетки, бронированные двери, глазки, видеокамеры…

Да, люди охраняют свои жилища, пекутся о своей безопасности, но об этом ли нужно тревожиться прежде всего? Вот как на этот вопрос отвечал почти сто лет священномученик Григорий (Лебедев): «Одним из самых больших бедствий нашей жизни является отсутствие в ней сторожбы, охраны. Но речь идет не о материальной стороне жизни – здесь люди осмотрительны, осторожны, заботливы. Центром нашей жизни является душа, а вот о ней мы заботимся, как о прошлогоднем снеге, – пишет владыка. – Потому что забыли об этом, а забыли, потому что сами и прогнали из души Того, Кто напоминал нам о ее охране, чтобы не беспокоил нас. Когда-то в винограднике наших душ стояла сторожевая башня, была ограда, был сторож – об этом позаботился Сам Отец Небесный! Но башня разрушена, а сторож уволен, – восклицает священномученик Григорий, – нет больше охраны, нет сторожбы, а душа стала как проходной двор…»

И на ближайших уроках отец Артемий будет говорить о том, как нужно защищаться от соблазнов мира и какую ограду для души возводить.

– Сегодня, дорогие друзья, мы с вами поразмышляем о том, что самым неохраняемым объектом в результате всех тревожных кнопок, сигнализаций и электронных замков оказалась наша собственная душа, которой весь мир недостоин, столь она – по замыслу Божию – прекрасная, бессмертная, разумная, свободная в выборе лучшего, различающая добро и зло.

В связи с нашей темой возникает вопрос: как правильно разуметь евангельские слова «Кто захочет сберечь душу свою в мире сем, погубит ее. А кто погубит свою душу, обретет ее в жизнь вечную, если погубит ее ради Христа и Евангелия»?

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35).

Здесь необходимо сделать маленькое замечание: слово Иисуса Христа приточное, и поэтому необходимо точно разуметь каждое слово в окружающем его контексте. Иначе можно прийти к совершенно противоположным выводам и обмануться в своем восприятии глаголов вечной жизни.

«Кто захочет сберечь душу свою в мире сем», – говорит Господь, разумея под душой в данном месте пороки, страсти, худые желания, недобрые, греховные помыслы – все то, что в дореволюционном издании Нового Завета именуется мiром, через «i» десятеричное. Соответственно, «сберечь душу свою в мире сем» – это значит сродниться с пороком, бесконечно потрафлять своим дурным желаниям, потакать страстям, которые кажутся нам ближе, чем наша собственная душам, становятся второй натурой испорченного человека. Идя этим широким путем, скатываясь незаметно, но верно по наклонной плоскости, мы действительно в опасности: мы можем лишиться самого спасения, которое состоит в единении со Христом, в очищении нашего сердца от страстей.

Но вот тот, кто захочет погубить свою душу ради Христа и Евангелия, обретет ее. Если ты мужественно вступаешь в противоборство с лукавыми страстями, которые кроются где-то в глубинах твоей души, как змеи прячутся в своих норах, и если вступаешь в эту священную брань ради Господа, призывающего тебя к совершенствованию – уподоблению Ему, стяжанию Святого Духа, то на этих путях суровой борьбы, самоотречения, жертвенного служения Богу в молитве и людям в любви мы вновь обретаем самих себя, личина грешника изменяется в лицо, а лицо становится ликом. Личностное начало в человеке обретает только тот, кто дает место Христу в глубинах собственной души. А наша душа – это чистое полотно, tabula rasa, на которой должен отпечатлеться нерукотворный лик нашего Спасителя.

Итак, мы затронули сегодня очень важную, для многих небезболезненную тему: спасение христианина во Христе, в лоне Матери-Церкви есть всегда противостояние миру, о котором слово Божие говорит: не любите того, что в мире, не любите мира с его похотями и страстями, ибо проходит образ мир сего. Кто любит мир, тот не может быть другом Богу, но лишь исполняющий волю Отца на этой земле пребывает вовек.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин.2, 17).

И давайте опять договоримся у берега, чтобы не оказаться дезориентированными, что Священное Писание называет словом «мiр», которое пишется через «i» десятеричное. Конечно, это не мир предметный, не твои родители, не природа с ее лугами, полями, чистым небом, но это совокупность человеческих страстей, которые, к сожалению, привходят в наш внутренний мир и живут в нас, калеча нас, причиняя нам страдания. Сегодня все эти страсти каждый мало-мальски просвещенный телеприхожанин – тот, кто посредством телеканала «Союз» старается усвоить фундаментальные истины веры и хочет быть искусным в науке борьбы со страстями, – может перечислить по пальцам: гордость, тщеславие, гнев и сребролюбие, блуд и чревоугодие, уныние и печаль – вот оно темное царство страстей, в которое не проникает ни единый луч Божественного света. И это царство, увы, как и Царство Божие, прячется внутри нас.

И сегодня мы должны выяснить: как с Божьей помощью изгнать эту тьму кромешную из собственного сердца? Как приготовить свою душу в обитель Отцу и Сыну и Святому Духу? Как начать взращивать в глубинах души противоположные перечисленным мною порокам добродетели смирения, чистоты, кротости, мира, терпения, благодарения, радости, любви?

Ведь не секрет, что мало одержать победу. Она даруется всякий раз, когда мы у креста и Евангелия, осуждая себя и не ссылаясь на оправдывающие нас обстоятельства, каемся, прося пастыря походатайствовать за нас пред Богом и обещая трудиться изо всех сил, только бы не возвращаться к осознанным и оплаканным нами грехами, когда получаем разрешительную молитву Церкви, у которой само сердце удостоверяет нас в прощении, отпущении Господом наших грехов. Однако мало взять штурмом крепость, нужно еще отстоять ее от набегов кочевников, врагов, которые обязательно пожелают наведаться в город, где воцарились покой, тишь, гладь и Божья благодать.

Священное Писание предупреждает нас: если мы не будем стоять на стороже собственной души, если ее окна и двери будут настежь распахнуты, то посрамленный нами демон, скитаясь где-то там, в местах пустынных и безводных, приведет с собой семь злейших товарищей. А те ночью, крадучись, как это свойственно ворам, подойдут к дремлющей, спящей душе и увидят, что она выметена, вычищена, но не защищена. Не будет привратника у дверей ее, и тогда войдут эти разбойники, разграбят сокровища духовные, накопленные нами в покаянии, молитве, доброделании, причащении Святых Христовых Таин, – и падение будет великое. А человеку, вновь поработившему себя страстям, возвратившемуся, по слову Священного Писания, на блевотину свою, последнее будет хуже, нежели первое, то есть чем то время, когда он еще пребывал за оградой Церкви и вовсе не думал о брачных светлозрачных одеждах чистоты и целомудрия.

Мы с вами сегодня наметили очень пространную и жизненно важную тему для духовного размышления. Во-первых, мы выяснили, что противостояние христианина миру – это сражение не с плотью и кровью, не с предметами видимого мира, но именно брань духовная: против духов злобы, которые скрывают свое присутствие за порочными желаниями, страстями. А страсти, в свою очередь, паразитируют на естественных потребностях человека.

И каждый из нас, если не хочет пасть на поле брани и потерпеть поражение в этой схватке, исход которой либо вечная погибель души, поражение, посрамление и вечная мука, либо победа, победный венец и соцарствование со Христом, должен превратиться в многоочитого херувима, который смотрит не только вперед, но и по сторонам, имеет очи не только со спины, но и внутреннее око. То есть христианин бдительным умом должен смотреть внутрь самого себя, созерцать пространство своей души и зорко высматривать, не подкрадывается ли враг, который всегда делает это незаметно.

Если опустишь щит и меч посреди сражения, если повернешься к врагу тылом, выйдешь навстречу противнику безоружным, то погубишь себя, умрешь бесславной смертью, опозоришь имя христианина, станешь соблазном для сродников и друзей, а самое страшное – имя твое будет вычеркнуто, стерто из книги жизни.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (Откр. 3, 5).

Потому что Господь Иисус Христос, победивший в брани с врагом нашего спасения, хочет видеть в нас воинов. Его ученики призваны ходить во всеоружии, как убеждает нас апостол Павел, имея в правой руке меч молитвы, слова Божьего и грудь, защищенную броней правды и любви. Мы должны быть опоясаны ремнем воздержания, и глава наша пусть будет защищена шлемом надежды на спасение. Один в поле воин, если по-русски скроен, говорили в старину добрые люди. Это значит, что мы, крещеные, православные христиане, получили все необходимое и достаточное для победы над страстями. Нам дано неодолимое оружие благодати Духа Святого, которое как искра, как нерукотворная лампада сияет, мерцает в глубинах наших душ. А соответственно, если мы бдим над самими собой, если всегда находимся в состоянии боевой готовности номер один, и, чуть только лукавый высунет свои рожки, чуть только восстанет на нас та или иная страсть: гнев, начинающийся с простой раздражительности, нервичности, или блудная похоть, научающая венчанного супруга с вожделением смотреть на запрещенный предмет – чужую жену, христианин всегда сумеет, спохватившись, высветив врага, тотчас противостать ему. Как учит нас апостол: противостаньте дьяволу – и убежит от вас.

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7)

Дело в том, что в этом подвиге мы не одни, но таинственно за нас и с нами споборает Господь Иисус Христос Своей Божественной энергией, благодатью Святого Духа, невидимо нам соприсутствующей. Вот почему от христианина требуется простой набор боевых качеств, так сказать, азбука невидимой брани. Первое – это неуверенность в собственных силах, недоверие к себе самому, сознание своей малости, незначительности и слабости: кто ты пред лицом бесовских полчищ, если полагаешься лишь на свою сноровку и искусство, если приписываешь себе успех априори? Колосс на глиняных ногах!

Итак, если смирение у тебя будет сочетано со зрячей и горячей верой, а к вере ты еще прибавишь терпение и мужество, которое выражается в детской молитве «Господи Иисусе Христе, защити, помоги, укрепи меня» – успех и победа будут тебе обеспечены.

Мы с вами, дорогие друзья, ненадолго прощаемся, а в следующей нашей передаче уже подробно разберем, как именно и какими способами дьявол ведет войну с нами. Что значит распознавать его лукавые козни? Что значит не любить мiр и то, что в нем?

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать