Уроки православия. Поучения аввы Дорофея с прот. Алексием Яковлевым. Урок 8

19 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжая знакомиться с "Душеполезными поучениями аввы Дорофея", вспомним, что этот святой отец – учитель, проверенный веками, учитель для всех! Вот что пишет о нем неизвестный писатель (вероятно, его ученик): «Авва Дорофей был постоянно всем всё - мудрым и невеждам, старцам и юным, мирским и монахам, женам и мужам, скорбящим и радующимся, властям и подчиненным, рабам и свободным, богатым и нищим, чужим и своим – «и приобрел очень многих». Дай Бог и нам оказаться в числе этих приобретенных.

 

- На прошлом уроке мы узнали о том, что есть два вида страха: первоначальный и совершенный. Первый свойственен тем, кто начинает жить благочестиво, второй - тем, кто достиг совершенной любви. Совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет страх первоначальный. Для того, чтобы пояснить, как это происходит, авва Дорофей приводит наглядные и понятные примеры из собственной жизни и Священного Писания.

- В поучении «О страхе Божием» авва Дорофей ставит в пример поступок ветхозаветного праведника Авраама, который ради любви к Богу был готов принести в жертву своего сына, рождения которого он ждал много лет. Господь в ответ на его поступок сказал так: «Ныне Я узнал, что ты боишься Бога». И авва Дорофей недоумевает о том, сколько же всего уже сделал Авраам из послушания Богу: оставил все, переселился в другую землю, к народу, служившему идолам, где не было и следа богопочитания. И в конце концов он прошел такое страшное испытание — был готов принести сына в жертву. А Господь только на последнем испытании свидетельствовал о праведности Авраама и о том, что он боится Бога. Но и до этого Авраам совершал смелые поступки, близкие к безрассудству. Для этого нужно иметь смелость и великое дерзновение. Авраам поступает безрассудно, когда слушается и пытается принести в жертву своего сына. Авва Дорофей объясняет, что Авраам достиг совершенного страха, который рождается от любви к Богу, поэтому он был способен на такие действия. Люди делятся на две категории: на тех, которые говорят, что Авраам - это религиозный фанатик, и считают, что сама Библия показывает, кто мы такие; и на тех, которые видят в этом жертвоприношении нечто очень глубокое, свидетельствующее о том, до каких глубин и силы духа может дойти человек от любви к Богу. В самом дурном поступке - в убийстве - человек проявляет такую глубину, которой мы даже не могли себе представить. В этом есть нужное и прекрасное противоречие - нечто такое, что, наверное, многих людей в христианстве привлекает. Еще хочу пояснить, что дерзость от дерзновения отличается также, как благоговение и божественный страх отличается от того, когда человек просто трусит.

- Есть два страха: первоначальный и совершенный. Один свойственен начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх совершенных, достигших меры совершенной любви. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви изгоняет первоначальный страх.

- Совершенный страх проявляется, когда человек, любя Бога, боится сделать что-либо против Его воли. Когда любишь человека, то боишься его обидеть. Далее авва Дорофей цитирует царя Соломона, который говорит: «Начало премудрости — страх Господень». И еще одно из мест Священного Писания: «Страх Божий есть начало и конец». И далее поясняет: «Он сохраняет душу от всякого зла, как полировка сохраняет медь, ибо страхом Господним уклоняется всякий человек от зла». Человек получает вкус благого, начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет с ним разлучаться. Человека очень сложно оторвать от сладости пребывания в Боге, отсюда понятны известные слова апостола Павла: «Кто нас разлучит от любви Божией». Есть в житии одной святой такое повествование о том, как она, будучи в темнице, очень боялась всего предстоящего, по-женски волновалась и вздрагивала от малейшей опасности. Тюремщики смеялись над ней: «Ты сейчас вздрагиваешь, а выйдешь на арену со зверями и пытками, что там с тобой будет?». Она отвечала: «Тот, Кто во Мне, не боится, и я не буду бояться». И, действительно, сила и благодать Божия во время пыток укрепили ее, и она не отреклась от Христа, став мученицей.

«Совершенная любовь изгоняет страх». Такой человек достигает сыновнего достоинства, любит добро ради самого добра и боится, потому что любит. Авва Дорофей предлагает научиться различать один страх от другого, цитируя 33 псалом: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас».

- «Мы, когда хотим сказать что-то доброе, - говорит авва, - произносим: «Хотите ли мы побеседуем с вами несколько о страхе Божием или о другой какой-либо добродетели». Святой же пророк Давид не так кротко предлагает, но со дерзновением: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас».

- 33 псалом был для многих средством для молитвы и рассуждения. Псалом научает нас жить по-христиански. У царя Давида сказано: «Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти». Удерживать язык от зла — значит, не злословить, не раздражать окружающих. «Не глаголать льсти» - не обольщать ближнего. Вроде простые вещи, в которых нет чего-то глубоко-возвышенного или тайного, но надо признать, что часто самые простые на свете вещи приходится напоминать, иначе они забываются, поэтому святые советуют чаще перечитывать Евангелие и труды избранных святых отцов. А царь Давид добавляет: «Уклонися от зла и сотвори благо», - научает конкретным поступкам, которые требуют мужества и труда.

Авва Дорофей - это человек, повидавший многое и имеющий глубокую мудрость. Он знает, что есть люди, которые зла не делают, но и добра также не совершают. Человек не обижает, но и милосердия не оказывает, никого вроде не ненавидит, но никого и не любит. Авва Дорофей научает, что христианину так жить не должно, призывает творить добро и милость. Он показывает нам постепенность трех устроений: раба, наемника, сына. Дальше авва Дорофей показывает путь к совершенству словами псалма: «Взыщи мира и пожени и», что означает: «Ищи и найди мир». Мир как некая добродетель, символизирующая смирение и любовь. Человек должен усиленно искать этого устроения.

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать