Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- На прошлом уроке мы узнали о том, что есть два вида страха: первоначальный и совершенный. Первый свойственен тем, кто начинает жить благочестиво, второй - тем, кто достиг совершенной любви. Совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет страх первоначальный. Для того, чтобы пояснить, как это происходит, авва Дорофей приводит наглядные и понятные примеры из собственной жизни и Священного Писания.
- В поучении «О страхе Божием» авва Дорофей ставит в пример поступок ветхозаветного праведника Авраама, который ради любви к Богу был готов принести в жертву своего сына, рождения которого он ждал много лет. Господь в ответ на его поступок сказал так: «Ныне Я узнал, что ты боишься Бога». И авва Дорофей недоумевает о том, сколько же всего уже сделал Авраам из послушания Богу: оставил все, переселился в другую землю, к народу, служившему идолам, где не было и следа богопочитания. И в конце концов он прошел такое страшное испытание — был готов принести сына в жертву. А Господь только на последнем испытании свидетельствовал о праведности Авраама и о том, что он боится Бога. Но и до этого Авраам совершал смелые поступки, близкие к безрассудству. Для этого нужно иметь смелость и великое дерзновение. Авраам поступает безрассудно, когда слушается и пытается принести в жертву своего сына. Авва Дорофей объясняет, что Авраам достиг совершенного страха, который рождается от любви к Богу, поэтому он был способен на такие действия. Люди делятся на две категории: на тех, которые говорят, что Авраам - это религиозный фанатик, и считают, что сама Библия показывает, кто мы такие; и на тех, которые видят в этом жертвоприношении нечто очень глубокое, свидетельствующее о том, до каких глубин и силы духа может дойти человек от любви к Богу. В самом дурном поступке - в убийстве - человек проявляет такую глубину, которой мы даже не могли себе представить. В этом есть нужное и прекрасное противоречие - нечто такое, что, наверное, многих людей в христианстве привлекает. Еще хочу пояснить, что дерзость от дерзновения отличается также, как благоговение и божественный страх отличается от того, когда человек просто трусит.
- Есть два страха: первоначальный и совершенный. Один свойственен начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх совершенных, достигших меры совершенной любви. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви изгоняет первоначальный страх.
- Совершенный страх проявляется, когда человек, любя Бога, боится сделать что-либо против Его воли. Когда любишь человека, то боишься его обидеть. Далее авва Дорофей цитирует царя Соломона, который говорит: «Начало премудрости — страх Господень». И еще одно из мест Священного Писания: «Страх Божий есть начало и конец». И далее поясняет: «Он сохраняет душу от всякого зла, как полировка сохраняет медь, ибо страхом Господним уклоняется всякий человек от зла». Человек получает вкус благого, начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет с ним разлучаться. Человека очень сложно оторвать от сладости пребывания в Боге, отсюда понятны известные слова апостола Павла: «Кто нас разлучит от любви Божией». Есть в житии одной святой такое повествование о том, как она, будучи в темнице, очень боялась всего предстоящего, по-женски волновалась и вздрагивала от малейшей опасности. Тюремщики смеялись над ней: «Ты сейчас вздрагиваешь, а выйдешь на арену со зверями и пытками, что там с тобой будет?». Она отвечала: «Тот, Кто во Мне, не боится, и я не буду бояться». И, действительно, сила и благодать Божия во время пыток укрепили ее, и она не отреклась от Христа, став мученицей.
«Совершенная любовь изгоняет страх». Такой человек достигает сыновнего достоинства, любит добро ради самого добра и боится, потому что любит. Авва Дорофей предлагает научиться различать один страх от другого, цитируя 33 псалом: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас».
- «Мы, когда хотим сказать что-то доброе, - говорит авва, - произносим: «Хотите ли мы побеседуем с вами несколько о страхе Божием или о другой какой-либо добродетели». Святой же пророк Давид не так кротко предлагает, но со дерзновением: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас».
- 33 псалом был для многих средством для молитвы и рассуждения. Псалом научает нас жить по-христиански. У царя Давида сказано: «Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти». Удерживать язык от зла — значит, не злословить, не раздражать окружающих. «Не глаголать льсти» - не обольщать ближнего. Вроде простые вещи, в которых нет чего-то глубоко-возвышенного или тайного, но надо признать, что часто самые простые на свете вещи приходится напоминать, иначе они забываются, поэтому святые советуют чаще перечитывать Евангелие и труды избранных святых отцов. А царь Давид добавляет: «Уклонися от зла и сотвори благо», - научает конкретным поступкам, которые требуют мужества и труда.
Авва Дорофей - это человек, повидавший многое и имеющий глубокую мудрость. Он знает, что есть люди, которые зла не делают, но и добра также не совершают. Человек не обижает, но и милосердия не оказывает, никого вроде не ненавидит, но никого и не любит. Авва Дорофей научает, что христианину так жить не должно, призывает творить добро и милость. Он показывает нам постепенность трех устроений: раба, наемника, сына. Дальше авва Дорофей показывает путь к совершенству словами псалма: «Взыщи мира и пожени и», что означает: «Ищи и найди мир». Мир как некая добродетель, символизирующая смирение и любовь. Человек должен усиленно искать этого устроения.
Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Наталья Маслова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!