Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Имя преподобного аввы Дорофея мы слышим часто. На него ссылаются, когда речь идет о жизни христианина: как хранить совесть или переносить искушения, как разумно проходить путь спасения и обретать добродетели. На эти и многие другие вопросы христианской жизни преподобный авва Дорофей ответил еще 15 веков назад. Сам же он приобретал свои знания от общения с великими старцами, которыми тогда славился Восток, а опыт - в ходе нелегкого послушания в монастыре. Ему было назначено принимать странников, а служить людям, не служа Богу, невозможно. Так, в трудах и общении накапливался духовный опыт аввы Дорофея.
- Тема о страхе Божием вызывает много нареканий, потому что одним из постоянных обвинений и недоумений относительно христианства является то, что христианин заявляет о себе, как о человеке трепещущем, боящемся, как о рабе, в отличие от остальных людей - дерзких, свободных, господ жизни, которые «схватили судьбу за хвост». Эта тема для христиан одна из самых центральных. Авва Дорофей следует здесь учению Василия Великого, который говорит о том, что трояким образом можем мы угодить Богу: находясь в состоянии раба, когда боимся муки; в состоянии наемника, когда ожидаем получить некую награду; в состоянии сына. Наименования «раб», «наемник», «боящийся», «ужасающийся», «трепещущий» нас обижают. Мы считаем себя не рабами, но сынами Божиими. Даже христиане часто не очень любят, когда их уличают в страхе, в том числе страхе Божием. Где страх, там трусость и прочие неприятные вещи.
- Кого мы обычно называем трусом? Человека, который легко поддается чувству страха. А под страхом мы понимаем состояние беспокойства, тревоги или волнения. И связано оно не всегда с реальной опасностей. Иногда бывает достаточно придумать что-то, чтобы начать бояться по-настоящему. Но об этих ли человеческих переживаниях будет говорить в своем поучении авва Дорофей? Нет, совсем не о них. Он призывает нас иметь сердце твердое и великодушное, а такие качества никак не совместимы со страхом или трусостью. Но оказывается, что твердость нрава и великодушие вполне совместимы со страхом Божиим. О причинах такой взаимосвязи и многом другом, связанном с этим спасительным страхом, авва Дорофей пишет просто, доступно и в то же время глубоко.
- Мне больше всего запомнилось, как он описывает случаи из своей жизни: «Я помню, как за мной шел брат и поносил меня всю дорогу, а я ему ничего не отвечал»; «Я помню, как какой-то брат, возымев на меня вражду, каждую ночь выливал свою «воду» на меня», «…на мою постель братья вытряхивали свои постели, после чего на ней оставалось большое количество клопов и жучков. Я сильно уставал и не мог заснуть, засыпал только от сильного утомления и просыпался, весь изъязвленный этими укусами». Становится понятно, что авва Дорофей писал о страхе Божием, находясь вовсе не в приятных, комфортных условиях жизни. Его опыт запредельный, и среди нас не так много найдется людей, которые вставали бы перед проблемой, когда тебя так преследуют и издеваются. Он подчеркивает, что никому не мстил, сдачи не давал не потому, что трусил. При этом великодушие в нем сохранилось. Он показывает, как человеку остаться христианином, не мстить, даже когда тебя преследуют. Если именно эти три ярких случая авва Дорофей приводит в поучении «О страхе Божием», то, скорее всего, возможность сохранить человеческое лицо в лучшем значении этого слова он связывает с тем, что человек страшится Бога. Проблема унижения, неоцененности, преследований в наше время особенно часто встречается. Мы видим, что общество делится на преследуемых и преследующих, на правозащитников и правонарушителей.
- Поучение «О страхе Божием» авва Дорофей начинает с двух библейских цитат, как бы сталкивая их между собой. С одной стороны, апостол Иоанн Богослов говорит, что «совершенная любовь изгоняет страх», а с другой стороны, у пророка Давида в 33 псалме написано: «Бойтесь Господа, святые Его». И преподобный авва Дорофей вопрошает: «Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же тогда совершенная любовь может изгонять страх? А после добавляет, что подобных изречений в Священном Писании можно найти немало. И мы с отцом Алексием постараемся разобраться в этих противоречиях.
- Мы часто говорим про страх - это одна из главных тем. Если святые, настолько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: «Совершенная любовь изгоняет страх». Мы привыкли, что если боишься, то, значит, не любишь. Святой хочет показать, что есть два страха: один - первоначальный, другой - совершенный. Один свойственен тем, кто только начинает жить благочестиво, а другой - тем, кто достиг великой меры. Он двигается по пути, которому учит и святитель Василий Великий, например: «Кто-нибудь исполняет волю Божию по страху мук, как новоначальный». Да, мы так и исполняем волю Божию — по страху мук. Например, человек боится воровать в магазине, потому что его могут поймать; человек не собирается брать взятки, так как будут нехорошие последствия. Другой человек исполняет волю Божию для того, чтобы получить некую награду.
Совершенный человек, как пишет авва Дорофей, имеет истинную любовь, и эта любовь приводит его в совершенный страх. Такой боится Бога и исполняет волю Божию не по страху наказания и мучений, но вкусив самой сладости пребывания с Богом, когда Господь его утешает, и боится этой сладости лишиться. Это совершеннейший страх, который рождается от любви и изгоняет страх первоначальный. Такого человека многие проблемы совершенно не трогают: ни то, что у него мебель дома старая, ни то, что доллар пошел вверх или вниз. В этот момент он весь охвачен страхом потерять любовь Божию. Я думаю, что многие это ощущали, когда вдруг внезапно некий страшный и одновременно прекрасный ужас охватывает существо человека: тело, душу, ум, разум. Тяжело в таком состоянии пребывать, но потом человек вспоминает это, как одно из самых сильных впечатлений и жизненных переживаний.
- Страх Господень - кормчий души. Страх Господень — источник жизни. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание. Страх Господень ослабляет страсти. Страх Божий — вершина познаний. Где нет его, там не найдешь ничего истинно доброго.
- Поэтому для христианина этот опыта трепета, ужаса полезен. Не очень удобно рассуждать про совершенную любовь, которая изгоняет страх, потому что понимается это только теоретически.
Далее авва Дорофей рассказывает: «Когда я был в общежитии, нашла на меня великая, нестерпимая скорбь. Я был в таком страдании и стеснении, что готов был предать свою душу Богу. Скорбь была от коварства демонского, который наводит на человека всякий страх. Был я в таком искушении и тесноте. Один день я стоял на дворе монастырском, изнемогая и моля Бога. Внезапно взглянул я внутрь церкви и увидел некоего человека. Вошедши, он долго стоял с воздетыми руками, стоял и я сзади него, молясь в страхе. Как я его увидел, напал на меня страх и ужас. По окончании молитвы он обратился и пошел ко мне. По мере того, как он приближался, я ощущал, что скорбь и ужас удалялись от меня. Потом, встав предо мной, он простер руку свою, прикоснулся к груди, и ударяя в нее перстами сказал: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и поставе на камене нози мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему». Все это произнес он трижды, ударяя в грудь мою, и вышел. После этого водворились в моем сердце свет, радость и великое утешение, я стал уже не тем, кем был прежде. Он вышел, я поспешил вслед за ним, желая его найти, но не нашел, ибо он сделался невидимым».
Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Наталья Маслова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!