Уроки Православия. Поучения аввы Дорофея с прот. Алексием Яковлевым. Урок 7

18 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Далеко не всегда христианам удается самостоятельно и с пользой для души читать святоотеческие творения. Чтобы избежать ошибок и недоумений мы на уроках православия читаем «Душеполезные поучения аввы Дорофея» вместе с протоиереем Алексием Яковлевым и размышляем над прочитанным – как понимать слова преподобного, как руководствоваться ими в жизни. И на ближайших уроках мы будем разбирать 4 поучение, которое называется «О страхе Божием».

 

- Имя преподобного аввы Дорофея мы слышим часто. На него ссылаются, когда речь идет о жизни христианина: как хранить совесть или переносить искушения, как разумно проходить путь спасения и обретать добродетели. На эти и многие другие вопросы христианской жизни преподобный авва Дорофей ответил еще 15 веков назад. Сам же он приобретал свои знания от общения с великими старцами, которыми тогда славился Восток, а опыт - в ходе нелегкого послушания в монастыре. Ему было назначено принимать странников, а служить людям, не служа Богу, невозможно. Так, в трудах и общении накапливался духовный опыт аввы Дорофея.

- Тема о страхе Божием вызывает много нареканий, потому что одним из постоянных обвинений и недоумений относительно христианства является то, что христианин заявляет о себе, как о человеке трепещущем, боящемся, как о рабе, в отличие от остальных людей - дерзких, свободных, господ жизни, которые «схватили судьбу за хвост». Эта тема для христиан одна из самых центральных. Авва Дорофей следует здесь учению Василия Великого, который говорит о том, что трояким образом можем мы угодить Богу: находясь в состоянии раба, когда боимся муки; в состоянии наемника, когда ожидаем получить некую награду; в состоянии сына. Наименования «раб», «наемник», «боящийся», «ужасающийся», «трепещущий» нас обижают. Мы считаем себя не рабами, но сынами Божиими. Даже христиане часто не очень любят, когда их уличают в страхе, в том числе страхе Божием. Где страх, там трусость и прочие неприятные вещи.

- Кого мы обычно называем трусом? Человека, который легко поддается чувству страха. А под страхом мы понимаем состояние беспокойства, тревоги или волнения. И связано оно не всегда с реальной опасностей. Иногда бывает достаточно придумать что-то, чтобы начать бояться по-настоящему. Но об этих ли человеческих переживаниях будет говорить в своем поучении авва Дорофей? Нет, совсем не о них. Он призывает нас иметь сердце твердое и великодушное, а такие качества никак не совместимы со страхом или трусостью. Но оказывается, что твердость нрава и великодушие вполне совместимы со страхом Божиим. О причинах такой взаимосвязи и многом другом, связанном с этим спасительным страхом, авва Дорофей пишет просто, доступно и в то же время глубоко.

- Мне больше всего запомнилось, как он описывает случаи из своей жизни: «Я помню, как за мной шел брат и поносил меня всю дорогу, а я ему ничего не отвечал»; «Я помню, как какой-то брат, возымев на меня вражду, каждую ночь выливал свою «воду» на меня», «…на мою постель братья вытряхивали свои постели, после чего на ней оставалось большое количество клопов и жучков. Я сильно уставал и не мог заснуть, засыпал только от сильного утомления и просыпался, весь изъязвленный этими укусами». Становится понятно, что авва Дорофей писал о страхе Божием, находясь вовсе не в приятных, комфортных условиях жизни. Его опыт запредельный, и среди нас не так много найдется людей, которые вставали бы перед проблемой, когда тебя так преследуют и издеваются. Он подчеркивает, что никому не мстил, сдачи не давал не потому, что трусил. При этом великодушие в нем сохранилось. Он показывает, как человеку остаться христианином, не мстить, даже когда тебя преследуют. Если именно эти три ярких случая авва Дорофей приводит в поучении «О страхе Божием», то, скорее всего, возможность сохранить человеческое лицо в лучшем значении этого слова он связывает с тем, что человек страшится Бога. Проблема унижения, неоцененности, преследований в наше время особенно часто встречается. Мы видим, что общество делится на преследуемых и преследующих, на правозащитников и правонарушителей.

- Поучение «О страхе Божием» авва Дорофей начинает с двух библейских цитат, как бы сталкивая их между собой. С одной стороны, апостол Иоанн Богослов говорит, что «совершенная любовь изгоняет страх», а с другой стороны, у пророка Давида в 33 псалме написано: «Бойтесь Господа, святые Его». И преподобный авва Дорофей вопрошает: «Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же тогда совершенная любовь может изгонять страх? А после добавляет, что подобных изречений в Священном Писании можно найти немало. И мы с отцом Алексием постараемся разобраться в этих противоречиях.

- Мы часто говорим про страх - это одна из главных тем. Если святые, настолько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: «Совершенная любовь изгоняет страх». Мы привыкли, что если боишься, то, значит, не любишь. Святой хочет показать, что есть два страха: один - первоначальный, другой - совершенный. Один свойственен тем, кто только начинает жить благочестиво, а другой - тем, кто достиг великой меры. Он двигается по пути, которому учит и святитель Василий Великий, например: «Кто-нибудь исполняет волю Божию по страху мук, как новоначальный». Да, мы так и исполняем волю Божию — по страху мук. Например, человек боится воровать в магазине, потому что его могут поймать; человек не собирается брать взятки, так как будут нехорошие последствия. Другой человек исполняет волю Божию для того, чтобы получить некую награду.

Совершенный человек, как пишет авва Дорофей, имеет истинную любовь, и эта любовь приводит его в совершенный страх. Такой боится Бога и исполняет волю Божию не по страху наказания и мучений, но вкусив самой сладости пребывания с Богом, когда Господь его утешает, и боится этой сладости лишиться. Это совершеннейший страх, который рождается от любви и изгоняет страх первоначальный. Такого человека многие проблемы совершенно не трогают: ни то, что у него мебель дома старая, ни то, что доллар пошел вверх или вниз. В этот момент он весь охвачен страхом потерять любовь Божию. Я думаю, что многие это ощущали, когда вдруг внезапно некий страшный и одновременно прекрасный ужас охватывает существо человека: тело, душу, ум, разум. Тяжело в таком состоянии пребывать, но потом человек вспоминает это, как одно из самых сильных впечатлений и жизненных переживаний.

- Страх Господень - кормчий души. Страх Господень — источник жизни. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание. Страх Господень ослабляет страсти. Страх Божий — вершина познаний. Где нет его, там не найдешь ничего истинно доброго.

- Поэтому для христианина этот опыта трепета, ужаса полезен. Не очень удобно рассуждать про совершенную любовь, которая изгоняет страх, потому что понимается это только теоретически.

Далее авва Дорофей рассказывает: «Когда я был в общежитии, нашла на меня великая, нестерпимая скорбь. Я был в таком страдании и стеснении, что готов был предать свою душу Богу. Скорбь была от коварства демонского, который наводит на человека всякий страх. Был я в таком искушении и тесноте. Один день я стоял на дворе монастырском, изнемогая и моля Бога. Внезапно взглянул я внутрь церкви и увидел некоего человека. Вошедши, он долго стоял с воздетыми руками, стоял и я сзади него, молясь в страхе. Как я его увидел, напал на меня страх и ужас. По окончании молитвы он обратился и пошел ко мне. По мере того, как он приближался, я ощущал, что скорбь и ужас удалялись от меня. Потом, встав предо мной, он простер руку свою, прикоснулся к груди, и ударяя в нее перстами сказал: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и поставе на камене нози мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему». Все это произнес он трижды, ударяя в грудь мою, и вышел. После этого водворились в моем сердце свет, радость и великое утешение, я стал уже не тем, кем был прежде. Он вышел, я поспешил вслед за ним, желая его найти, но не нашел, ибо он сделался невидимым».

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать