Уроки православия. Поучения аввы Дорофея с прот. Алексием Яковлевым. Урок 13

23 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Поучения аввы Дорофея названы душеполезными не ради красного словца! Прежде, чем произнести их другим, преподобный сам, на собственном опыте познавал те или иные правила и законы духовной жизни, проверял их на себе и лишь потом делился своим опытом с другими. И в одном из поучений он обращает особое внимание на то, «что не должно полагаться на свой разум».

– Поучения аввы Дорофея названы душеполезными не ради красного словца! Ведь прежде чем произнести их другим, преподобный сам, на собственном опыте познавал те или иные правила и даже законы духовной жизни, проверял их на себе, усваивал, жил по ним… И лишь после этого решался поделиться своим опытом с другими – в первую очередь со своими учениками, насельниками монастыря. Его называли «авва», что означает «отец», и он по-отечески наставлял своих духовных чад по самым разным вопросам духовной жизни, говоря им об отвержении мира и смиренномудрии, о совести и страхе Божием. Именно так называются первые четыре поучения аввы Дорофея, о которых мы уже говорили на прошлых уроках с протоиереем Алексием Яковлевым. А всего таких поучений двадцать одно, и, собранные воедино в книгу, они были любимым чтением на Руси, особенно среди монашествующих. Известно, например, что преподобный Кирилл Белоезерский, несмотря на многочисленные обязанности игумена, собственноручно переписал поучения аввы Дорофея. Однако и многие миряне во все времена читали и продолжают читать эту книгу, поскольку в ней говорится о том, как надо на деле исполнять заповеди Христовы. И сегодня мы приступим к чтению пятого поучения. В нем авва Дорофей рассказывает о том, что полагаться на свой разум христианин не должен. Но кто-то, услышав такие слова, может и возмутиться по причине неготовности или нежелания слышать подобное!

Протоиерей Алексий Яковлев, настоятель Свято-Никольского храма на Синих Камнях, г. Екатеринбург:

– Скажут: «Как это так – не полагаться на свой разум? Вот оно где мракобесие началось! То есть авва Дорофей держался, держался и все-таки свою мракобесную сущность не смог не проявить. Как это – не полагаться на свой разум? А чем мы отличаемся от всех остальных существ? Тем, что мы разумные!» У многих людей название этой главы будет «греть» сердце и радовать тот самый разум. Понятно, что разумный человек на свой разум сильно полагаться не будет: мы же знаем, что он ограничен. Название этого поучения неискушенного человека может весьма раздражать.

Само поучение связано с предыдущим поучением о страхе Божием, в частности, в том, как страх Божий проявляется в отношениях с людьми. Мы читали о том, как авва Дорофей был в обители и что пришлось ему перенести от братии. Встает вопрос: как же он все это перенес? Авва Дорофей говорит, что каждый раз советовался: у него был человек, и даже не один (может быть, это был старший товарищ, наставник, авва, учитель), к которым он мог подойти. При этом, читая поучение о том, что не должно полагаться на свой разум, кто-то может сказать, что сама эта книга аввы Дорофея и есть проявление его разума, причем высокое проявление разума. Поэтому нужно разобраться, как именно не нужно полагаться на свой разум, как конкретно это делается.

– А мы, прежде чем приступить к такому разбору, давайте еще раз напомним себе, что полагаться на разум святых угодников Божиих мы не только можем, но и должны. Об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «О чтении святых отцов» и призывает нас усваивать себе их мысли и дух через чтение их писаний. И поскольку они достигли цели – спасения, то и мы сможем этого достичь по естественному ходу вещей, как единодушные и единомысленные с ними. «Все их писания составлены по внушению или под влиянием Святого Духа», – пишет святитель и восклицает: «Чудное в них согласие!» И мы можем убедиться в истинности этих слов, читая душеполезные поучения святого аввы Дорофея. Они также были написаны по внушению или под влиянием Святого Духа, и при этом преподобный сам меньше всего полагался на свой разум, а большей частью опирался в рассуждениях на Священное Писание, Священное Предание и живой опыт своих духоносных наставников.

– И начинает авва Дорофей поучение о том, что не нужно полагаться на свой разум, интересно, что он пишет: «Премудрый Соломон…» Раз премудрый, значит с разумом все нормально. «Премудрый Соломон говорит в Притчах:   имже несть управления, падают аки листвие; спасение же есть во мнозе совете». Это по– церковнославянски, здесь не нужно искать русского синодального перевода, потому что то, как толкует это место авва Дорофей, очень сильно не согласуется с переводом, ведь в Притчах речь идет о политико-общественных вещах, а авва Дорофей прилагает эти слова к духовному деланию человека.

Он поясняет: «Видите ли, братия, силу его изречения? Видите ли, чему учит нас Святое Писание? Оно увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Ибо что значит сказанное:   имже несть управления, падают аки листвие?» То есть те, у которых нет наставника, падают, как листочки с дерева. «Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и красив, потом постепенно засыхает, падает, и наконец им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, ко бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие это мало-помалу охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердие, подобно листу, нечувствительно иссыхает, падает и становится наконец подвластным и рабом врагов, и они делают с ним что хотят».

Важный момент: речь идет о том, что человеку действительно нужна помощь, и даже самый умный человек, но одинокий становится беспомощным.

Авва Дорофей сумел перенести эти монастырские испытания, потому что у него был помощник, и даже не один. А если человек в этой же ситуации оказался бы настолько одинок, что некому его не то что наставить, а просто утешить, понятно, что ничего бы не вышло. Тотальное одиночество охватывает многих людей, и не только в ситуациях, подобных тем, что были у аввы Дорофея, но более длительных и менее ярких. Просто живет человек, никаких особых происшествий с ним не происходит, он один и одинок (не в монашеском смысле, а просто ему не с кем поговорить): у него есть товарищи по играм, есть приятели по развлечениям, по каким-то плохим делам, а наставника или хотя бы друга, с которым можно было бы поговорить по-настоящему (даже больше, чем по душам), у него нет. Понятно, что человек одинокий не имеет помощника – это называется «вариться в собственном соку» – и рано или поздно будет спотыкаться и споткнется очень сильно.

«При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Притч. 11:14).

«О тех же, которые открывают свои помышления и поступки и делают все с советом, Писание говорит:   спасение... есть во мнозе совете. Не говорит: "в совете многих", то есть чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем, конечно, с тем, к кому имеем доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но все открывать и обо всем советоваться; такому и есть верное спасение  « во мнозе совете». Ибо если человек открывал не все, что до него касается, и особенно если он был обладаем худым навыком или был в худом сообществе, то диавол находит в нем одно (какое-либо) пожелание или одно самооправдание и сим низлагает его».

Опять авва Дорофей говорит о том, что нужен дельный человек (необязательно святой), с которым можно было бы советоваться. В этом нет ничего удивительного: так устроено в деле веры, что мы обыкновенно научаемся не непосредственно от Бога, а через людей. И это очень хорошо, что мы учимся через людей, потому что это и некоторая прививка от тщеславия и гордости (насколько возможно), и намек на будущее, что можно обращаться за помощью к людям: нужно находить такого человека, к которому можно было бы обратиться, это важно. Таких примеров мы знаем множество. Классический пример с апостолом Павлом, который встретил на своем пути Христа. Господь ему все объяснил, но послал его наставляться перед крещением к христианину по имени Анания, который, встретив будущего апостола Павла, даже несколько засомневался, стоит ли с ним вообще общаться. Но ему было видение: Господь велел ему трудиться и готовить Савла к крещению. И мы видим, что Савл не стал говорить Анании, что уже все знает и понимает, что ему Сам Господь явился. Они много беседовали, и это не были те две минимальных беседы, которые мы сейчас, честно говоря, с трудом пытаемся соблюдать перед крещением. Если учесть, что апостол Павел был человеком весьма образованным в плане понимания Священного Писания, эти три дня его подготовки к крещению были не просто рассказом о том, как нужно сложить пальцы, чтобы перекреститься.

Оглашение – это первоначальное ознакомление с христианским вероучением людей, желающих вступить в Церковь. Оглашение предшествует таинству Крещения.

Господь устроил так, что мы чаще всего учимся вере через людей – про это говорили и апостол Павел, и апостол Петр. А почему это нужно? Потому что у нашего разума (даже у великого разума) есть свойство замыкаться на себе, и мы получаемся в этом случае очень неустойчивыми. Как столик, стоящий на четырех ножках, трудно уронить, а если бы стоял на одной – легко бы упал. Далее в книге очень полезная заметка аввы Дорофея о методах действия злых сил: « Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди сотвори блуд, или пойди укради; ибо он знает, что мы этого не хотим…» Очень высоко отношение аввы Дорофея к человеку вообще, потому что он говорит, что на самом деле мы не хотим грешить. Подобное же отношение к человеку мы замечали, когда говорили о поучении про совесть: есть в человеке нечто неубиваемое, всякий человек способен к высокому деланию, к тому, чтобы была у него совесть и страх Божий. Мы не хотим греха, поэтому дьявол «…не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас, как я сказал, одно пожелание или одно самооправдание и тем под видом доброго вредит нам». То есть человек не говорит себе: «Это зло, и я сейчас его сделаю».

Конечно, когда у человека сформируется сильнейшая привычка, он начинает прямо делать зло, но пока всячески оправдывает свой грех и говорит, что делает это для того, чтобы было хорошо, или потому, что хочется, и хотя совесть говорит, что это нехорошо, он себе говорит (не кто-то другой, а он сам), что в данных конкретных обстоятельствах это уже не грех, это можно сделать. То есть: «Я очень хочу есть, а до обеда еще долго и я не взял с собой мелочь (есть, конечно, крупная денежка, которую я не хочу менять), поэтому лучше стащу эту булочку (адреналин прибавится, а убытка этим людям не будет) и съем ее». И человек оправдал таким образом сам себя.

«…одно пожелание или одно самооправдание… под видом доброго вредит нам. Поэтому опять сказано:  «лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным...»   Лукавый есть диавол, и тогда он злодействует,  «егда сочетавается с праведным», т. е. когда сочетается с самооправданием нашим, тогда он становится более крепким, тогда более вредит, тогда более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы уразуметь волю Божию или взыскать ее, если верим самим себе и держимся своей воли?»

Моя воля – такая, и никто не подскажет мне, какая воля у меня может быть и что она тоже может мне неправильно подсказывать, поэтому я делаю что хочу, но при этом я еще и молодец. Разум мне говорит: «Фарисеи, лицемеры и прочие могут тебя осуждать, но ты настоящий живой человек – должен все попробовать».

«Посему-то авва Пимен и говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом. Видите ли силу сего изречения? И еще присовокупил он: она есть как бы камень, противостоящий, сопротиводействующий воле Божией».

 

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать