Уроки православия. Поучения аввы Дорофея с прот. Алексием Яковлевым. Урок 12

6 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» - эти слова Спасителя удобно применить к духовному наследию преподобного Дорофея Палестинского! Плоды, некогда принесенные аввой Дорофеем, не просто убеждают нас в том, что само дерево было добрым. Они и поныне питают души людей, идущих узким путем веры, терпящих искушения. А все потому, что «сам, быв искушен, может и искушаемым помочь». 

«Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые»! Как удобно применить эти слова Спасителя к духовному наследию преподобного Дорофея Палестинского! Говоря в Нагорной проповеди о том, как отличать учителей лживых от истинных, Господь использует именно такой понятный образ с деревом и его плодами. Крепкое, красиво цветущее, имеющее буйную листву дерево может оказаться для человека совершенно бесполезным или даже опасным, если его плоды окажутся кислыми, горькими или ядовитыми. Тому, кто голоден, не до красоты – ему важнее, чтобы плоды были съедобными и могли бы напитать, укрепить. И алчущий про такое дерево скажет, что оно – доброе. Так и человек узнается не по словам и не по внешнему виду, а по делам. Потому Спаситель и говорит: «По плодам их узнаете их!»  И в этом смысле плоды, некогда принесенные аввой Дорофеем, свидетельствуют о том, что и само дерево было добрым… А его плоды и поныне питают души многих и многих людей, идущих узким путем веры и терпящих на нем искушения. А все потому, что «сам, быв искушен, может и искушаемым помочь». Так в поучении «О страхе Божием» авва Дорофей рассказывает, как сам терпел от братии в обители всяческие искушения, и поясняет, что давало ему силы не просто переносить обиды и поношения и прочие, как сказали бы сегодня, «подставы», но и через это стяжать добродетели. На одном из таких эпизодов мы и закончили прошлый урок. Напомним, авва Дорофей рассказывал о том, как однажды он шел от больницы, где нес послушание, к церкви, а вслед за ним шел один брат и всячески поносил его. Однако преподобный не оборачивался и не говорил в ответ ни слова… 

Протоиерей Алексий Яковлев, настоятель Свято-Никольского храма на Синих Камнях, г. Екатеринбург:

«Когда же авва узнал это, – причем авва Дорофей подчеркивает, что это не он нажаловался, – и хотел наказать брата, я пошел и пал ему в ноги, говоря: "Ради Господа, не наказывай его, я согрешил, брат нисколько не виноват"». Дальше показывается, как авве Дорофею жилось в обители, то есть пряниками, как мы видим, его особо не кормили; в сыре и масле он не катался. «Другой также немалое время каждую ночь пускал свою воду над моей головой, так что и самая постель моя бывала омочена ею. Также и некоторые другие из братии приходили ежедневно и вытрясали свои подстилки перед моей кельей, и я видел, что множество клопов набиралось в моей келье, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жара. Потом же, когда я ложился спать, все они собирались на меня, и я засыпал только от сильного утомления; когда же вставал ото сна, находил, что все тело мое было изъедено, однако же я никогда не сказал кому-нибудь из них: «не делай этого» или «зачем ты это делаешь?» И я не помню, чтобы я когда-либо произнес слово, могущее смутить или оскорбить брата. Научитесь и вы друг друга тяготы носити, научитесь благоговеть друг пред другом; и если кто из вас услышит от кого-нибудь неприятное слово или если потерпит что сверх ожидания, то он не должен тотчас малодушествовать или тотчас возмущаться гневом, чтобы во время подвига и пользы не оказался он имеющим сердце расслабленное, беззаботное, нетвердое, не могущее выдержать никакого искушения, как бывает с дыней, если хотя малый сучок коснется ее, тотчас делает в ней повреждение – и она гниет».

Мы понимаем, что многие вещи, которые нам в одно время казались тяжело переносимыми, потом, спустя какое-то время, вспоминаются уже с некоторой, может быть, даже радостью, потому что мы их перенесли – и, слава Богу, вроде без вреда для своей души или с малым вредом, а может быть, и с пользой. Авва Дорофей говорит, что не надо тотчас гневаться, дерзить, смущаться и все прочее, чтобы потом, когда действительно будут какие-то испытания, не оказалось, что ты уже гнилой внутри. «Напротив, имейте сердце твердое. – И к этому твердому сердцу авва Дорофей добавляет еще одно очень важное свойство, про которое мы часто забываем: – Имейте великодушие: пусть ваша любовь друг к другу побеждает все случающееся». Вот чего так сильно не хватает! Люди часто начинают «учитывать» друг друга во всяких разных мелочах и выглядят при этом смешно, гадко и мерзко; а если бы они имели хотя бы немного великодушия, было бы лучше всем. Великодушный человек не стал бы слушать, например, советов обязательно пойти в суд и «стребовать» моральный ущерб; великодушие человека, как говорит авва Дорофей, очень сильно связано со страхом Божиим. Это и понятно: если я что-то хочу получить от Бога, например прощение грехов, то у меня возникает такая же необходимость прощать человека, а как прощать, если не иметь великодушия? Свысока прощать невозможно.

«И если кто-нибудь из вас имеет послушание или какое-либо дело… у кого-нибудь из служащих с вами, то да постараются и тот, кто поручает дело, и тот, кто исполняет его, прежде всего сохранять свое собственное устроение, и пусть они никогда не позволяют себе уклониться от заповеди Божией или в смущение, или в упорство, или в пристрастие, или в какое-либо своеволие и самооправдание; но каково бы то ни было дело, малое или великое, не должно пренебрегать им и не радеть о нем, ибо пренебрежение вредно; но не должно также и предпочитать исполнение дела своему устроению…»

Может случиться, что человек будет искать доброго устроения, а в это время дело его будет в пренебрежении, а может случиться и так, что дело «съест» человека практически без остатка, вместе с его устроением (когда он дело делает, но при этом все от него шарахаются, как кегли в кегельбане падают). Понятно, что ни то, ни другое не хорошо, но вполне возможно. «При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, – говорит авва, – не хочу, чтобы вы делали что-либо со спорами или смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, велико ли оно или мало, есть восьмая часть искомого; а сохранить свое устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть три восьмых с половиною» (дальше идет сноска, где говорится, что это подобно разнице между серебряным рублем и рублем ассигнациями, составляющей примерно двадцать копеек серебром).

Это очень важное место. Авва Дорофей не призывает к тому, чтобы важно сидеть и говорить: «Вот я сейчас сохраню свое устроение, не надо меня выводить из себя». Речь идет не о том, чтобы дела не делать, а о том, чтобы делать их «без споров и смущений». Потому что обидно будет, если дело будет сделано, а человек – один раз, затем второй, а потом вот так раз за разом все свое доброе устроение растеряет, потеряет сам себя, и если забегать вперед, потом он вообще никаких дел не сможет делать, прогорит весь. «Видите ли, какое различие? – пишет авва Дорофей. – Если вы делаете какое-либо дело и хотите совершенно и всецело исполнить его, то постарайтесь исполнить самое дело – это есть восьмая часть искомого, и вместе сохранить свое устроение неповрежденным, то есть и то, и другое было бы хорошо постараться сделать, что составляет три восьмых с половиною. Если же для того, чтобы исполнить дело вашего служения, нужно будет отступить от заповеди, то не следует терять три восьмых с половиною для того, чтобы сохранить одну восьмую». Такая вот позиция. Мы понимаем, что эта позиция для многих людей неприемлема: а как же, нужно и обмануть, и сподличать, но сделать!

«Посему, если вы узнаете, что кто-нибудь так поступает, то знайте, что такой неразумно исполняет свое служение, но или из тщеславия, или из человекоугодия спорит и томит и себя, и ближнего, чтобы после услышать, что никто не мог его победить».

Здесь на первый план выходит не польза для человека, а просто его тщеславие или человекоугодие – очень сильные страсти; они заставляют человека делать дело в ущерб всему остальному. Не помню, чье это выражение – «специалист подобен флюсу»… И действительно, бывают такие специалисты, которые дело свое хорошо знают, но временами рождается такое ощущение, что лучше бы он был как-то менее образован, хуже бы не стало, а может, и лучше бы было. Нынешнее современное человечество нацелено на успех, нам постоянно говорят, что человек, если он неуспешный, он лузер и тому подобное. Поскольку люди не очень умеют жить здесь и сейчас, понятно, что успех является главной целью их жизни, а не спасение или стяжание страха Божия, допустим. Достигать успеха можно, но какой ценой? Человек не может бросить какое-нибудь дело только потому, что тщеславие ему говорит: «Не бросай!» То есть он трусит; может быть, он даже понимает, что нехорошо поступает, но трусит и говорит: «Нет, я не буду бросать, потому что все скажут, что я никакой, никчемный». Человеку требуется большое разумение в этом устроении, чтобы не бросить дело раньше, чем это нужно, в том смысле, что он ведь может и просто залениться, а оправдывать себя теми же человекоугодническими или тщеславными помыслами. А может и из тщеславия не бросать, то есть схватил, тяжело тащит, у него «пупок развязывается», но он не бросает! Нет, ни в коем случае, как же это можно бросить, нельзя, надо дотащить! А потом дотаскивает, и все вокруг него должны плясать, потому что он, бедняга, заболел или еще что-то с ним случилось и все вокруг должны его утешать. Но он сделал, молодец. А другой, наоборот, заленился. Тут как раз и требуется (авва Дорофей это подчеркивает) это доброе устроение сохранять: не ленясь и не впадая в тщеславие и человекоугодие.

«О! удивительно, какое великое мужество! Это не победа, братия, это потеря, это погибель, если кто спорит и соблазняет брата своего для того, чтобы исполнить дело своего служения. Это значит, из-за восьмой части потерять три восьмых с половиною. Если останется неисполненным дело служения, потеря невелика; спорить же и соблазнять брата… и отступить от заповеди Божией – это великий вред: вот что значит восьмая часть и три восьмых с половиною».

Здесь авва Дорофей очень умело сочетает вроде бы такое очень нравственное размышление с размышлением несколько «арифметически-финансовым» – восьмая, три восьмых… сравнивает их. Нас часто смущает, что мы, с одной стороны, видим евангельский путь, видим духовное делание человека как, несомненно, духовное и вдруг сталкиваемся в том же самом Священном Писании с весьма специфическими финансово-математическими притчами. Эти «недуховные примеры», которые приводит Господь и которые, конечно, надо принимать, немного нас ошарашивают. А у аввы Дорофея, как и у многих других святых отцов, такое прекрасное сочетание присутствует.

«Поэтому говорю вам, если и я пошлю кого-нибудь из вас по какой-либо надобности и он увидит, что возникает смущение или другой какой вред, оставьте дело и никогда не вредите себе самим или друг другу; но пусть дело это останется и не будет исполнено, только не смущайте друг друга»…

Здесь имеется в виду не просто смущение, а смущение, связанное с неисполнением, нарушением, презрением заповеди Божией; то есть авва Дорофей и предупреждает об опасности потерять даже начатки страха Божьего, не говоря уже обо всем остальном, если человек успехи ставит выше, чем Бога. Но «говорю вам не для того, чтобы вы тотчас предавались малодушию и оставляли дело или пренебрегали им и легко бросали его и попирали совесть свою, желая избежать скорби, и не для того, чтобы ослушивались и чтобы каждый из вас говорил: «Я не могу этого сделать, мне это вредит, это меня расстраивает». То есть предупреждение, конечно, тоже требуется, потому что так очень легко будет – чуть что, чуть какая-то борьба началась внутри и нужно как-то поднапрячься, а тут: «Ах, это все как-то не очень духовно, надо мне это дело бросить, тем более что авва Дорофей рекомендует…» «Нет! Таким образом, – говорит авва Дорофей, – вы никогда не исполните никакого служения и тем более не возможете сохранить заповеди Божией». Понятно, что если человек ничего не делает, сразу все бросает, то, конечно, он никакого служения не исполнит, в том числе и заповеди Божии исполнить не сможет. Было бы очень легко: ничего не делай – и спасешься, хорошо было бы так! «Но старайтесь всеми силами вашими, – а имеются в виду не только силы физические, но и силы сопротивления всяким смущениям, смятениям, злобе и тому подобному, – с любовью исполнять всякое служение ваше». Человек понимает, что для того, чтобы исполнить дело, он может нарушить заповедь Божью, а может ведь и не нарушать. Нарушит он заповедь – дело будет легче сделано, быстрее, все скажут: «Ну какой он молодец! Как четко все схватил!»; не нарушит заповеди – тогда будет сложнее. Другими словами, есть варианты, есть выбор.

«Но старайтесь всеми силами вашими с любовью исполнять всякое служение ваше, со смиренномудрием, преклоняясь друг перед другом, почитая и прося друг друга, ибо нет ничего сильнее смиренномудрия. Однако если когда кто увидит, что сам он или ближний его скорбит, то оставьте дело, которое производит соблазн, уступайте друг другу, не настаивайте на своем до того, чтобы последовал вред. Пусть дело не исполнится так, как вы хотите, но будет так, как случится и как требует того нужда, нежели чтобы от усилия вашего или самооправдания, хотя бы они и были благовидны, вы смущали или оскорбляли друг друга и чрез то теряли многое ради малого».

Вот такой получается вывод. Мы не можем ничего не делать, но нечестно будет и делать все хитро и подло; нужно делать так, как нужно. И человек оставляет свое дело не ради лености и самооправдания какого-то, но потому, что видит, что так действительно делать нельзя, так нехорошо, пусть это будет самая прекрасная цель, самая великая, но нет, так делать нельзя. «Случается же часто, что иной теряет и то, и другое и совершенно ничего не исполнит, ибо таково свойство любящих спорить». То есть бывает еще и хуже: человек ничего не сделал и всех еще в споры ввел – и такое бывает довольно часто. А бывает, что, при сравнении с этим, мы часто даже более сердечно и приветливо относимся к людям, которые делают свое дело, хотя и нарушают при этом заповеди Божии. Потому что знаем огромное количество примеров, когда человек вообще ничего не сделал, нарушил еще и заповеди, деньги получил при этом, да еще и всех в раздор и раздрай ввел! Мы это часто наблюдаем, когда множество людей ничего не делают, ссорятся между собой, и никакой пользы нет, даже самой малой, кроме вреда. Авва Дорофей об этом и предупреждает. Понятно, что если с таким сравнивать, то тот, кто хоть что-нибудь полезное сделал, хоть и нарушив все при этом, может быть лучше, хотя… в общем, разбираться в сортах дурного, конечно, мы умеем!

«С самого начала все дела, которые мы делаем, делаем для того, чтобы получить от них пользу. Какая же польза, если мы не смиряемся друг перед другом, но, напротив, смущаем и оскорбляем друг друга! Разве вы не знаете, что сказано в Отечнике: "От ближнего – жизнь и смерть". Поучайтесь всегда в этом, братия, следуйте словам святых старцев, старайтесь с любовью и страхом Божиим искать пользы своей и братий ваших: таким образом можете от всего случающегося с вами получать пользу и преуспевать с помощью Божиею».

Это очень важные слова. С помощью Божией вы можете и преуспевать, и получать пользу от всего, что с вами происходит. Одно дело, если бы это говорил человек, который пошел на службу в какой-то полуофициальный иностранный легион, где над всеми сотрудниками всячески издеваются на предмет их психологической и физической устойчивости, но здесь человек, который, наверное, все-таки не мог ожидать, что братья будут так «своеобразно» поступать. Немного найдется людей даже в многоквартирном доме, которые будут приносить соседям под дверь какие-нибудь хитромудрые приспособления и выпускать мышей, но такое все же можно представить. А в монастыре, в обители – это очень странно! Мы даже в мирской жизни не так часто встречаем ситуацию, которую описывает авва Дорофей, когда «один брат выливал свою воду на постель» аввы Дорофея. Что имеется в виду под «своей водой», это еще большой вопрос, но вроде бы нам понятно, что это такое, и это, мягко говоря, не очень приятно. А авва Дорофей говорит: «Можете от всего с вами случающегося получать пользу и преуспевать с помощью Божиею! Сам Бог наш как Человеколюбец да дарует нам страх Свой, ибо сказано: “Бога бойся и заповеди Его храни”, потому что это требуется от каждого человека». И как всякое поучение аввы Дорофея, и это заканчивается славословием Богу, Которому «да будет слава и держава вовеки. Аминь».

 

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать