Уроки православия. Уроки православия профессора А.Б. Ефимова. Урок 4

14 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На прошлых уроках профессор А. Б. Ефимов вспоминал о своих духовных наставниках – о людях святой жизни. А сегодня перед нами откроются удивительные страницы биографии самого Андрея Борисовича, и мы узнаем, почему у него было так много встреч с христианскими подвижниками…

 

- С Уральскими миссионерами нас связывает давняя дружба, и потому нередко гости Миссионерского института становятся участниками и наших Уроков Православия. С одним из них, в канун его 75-летия, мы хотим познакомить телезрителей поближе. Вот что говорит о нем ректор института, доктор филологических наук Наталья Александровна Ячкова: «Он относится к числу людей, которых называют настоящей русской церковной интеллигенцией. Будучи крупным ученым, доктором физико-математических наук, он является горячо верующим православным христианином. Его жизнь, научные труды, преподавательско-организаторская деятельность во славу нашей Церкви полностью опровергают миф о том, что наука и вера - две вещи несовместные. Умный, добрый, скромный, веселый, отзывчивый, легкий на подъем - такой он в общении с людьми, но в вопросах исповедания веры и оценках мнений и суждений, чуждых православному вероучению, он строгий, ответственный, бескомпромиссный. Большая часть жизни этого человека пришлась на советские безбожные годы, но это не помешало ему укрепиться в вере, более того, именно эти обстоятельства способствовали его встречам с теми, кого за веру гнали и кто по заповеди Христовой любил врагов, благословлял проклинающих, благотворил ненавидящим и молился за обижающих».

Мы попросили его рассказать о себе, о своей жизни и услышали в ответ: «Да нечего рассказывать». Зато о своих учителях и наставниках Андрей Борисович готов говорить сколько угодно. На наших уроках мы уже слышали его рассказы о протоиерее Всеволоде Шпиллере, старце Павле Троицком, архимандрите Павле (Груздеве). И мы напомнили нашему собеседнику случаи из лагерной жизни о. Павла (Груздева), чтобы хоть как-то разговорить его. Обе эти истории были связаны с грибами. Как-то отцу Павлу в урожайный год удалось засолить грибы прямо в лесу, в глиняной яме, и зимой подкармливать ими других заключенных. Позже батюшка продолжал подкармливать своих пасомых уже духовной пищей: советами, наставлениями. А однажды Господь самого отца Павла подкрепил посреди зимы грибами, когда уголовники лишили его обеда, и он, голодный, пошел в зимний лес, чтобы найти хотя бы рябины, но нашел удивительную поляну, посреди которой была ель, а под ней рядами стояли белые грибы. Отец Павел развел костер, пожарил грибы и наелся досыта.

Вот и нашему гостю подобные грибные поляны, только духовные, попадались не раз. Мы спросили у Андрея Борисовича, как ему доводилось встречаться с таким множеством людей праведной и даже святой жизни? Оказалось, что основанием для этих встреч была благочестивая жизнь его родителей и близких.

- Нас было шестеро человек, и отец один содержал семью. Также в нашем доме жили две монахини на его иждивении. Если бы об этом узнали во время войны, то тут же всех расстреляли бы. Фронт находился в 30-ти километрах. Семья жила верой. Когда темнело, эти монахини обходили вокруг дома с образом преподобного Серафима, и это, конечно, своё действие оказывало. Кроме монахинь в этом же доме в 1941 году во время Великого поста жил вернувшийся из ссылки священник Константин Ровинский из прихода о. Алексея Мечёва. Весь Великий пост и Пасху он служил и жил в этом домике. Когда началась война, его пришлось вывозить оттуда, потому что троих человек держать в доме без прописки было невозможно. Так вот и жили. Бабушки и дедушки тоже были настоящие верующие. Бабушка окончила Высшие женские курсы до революции, дедушка был юристом, профессором Московского университета в советское время. Видимо, они передали что-то и нам. У семьи была также связь со схиигуменьей Фамарью, а это совершенно святой человек.

- Судьба схиигуменьи Фамарь удивительна: она происходила из богатой грузинской семьи, получила очень хорошее воспитание, образование, но оставила мир и последовала за Христом, став исповедницей Русской Православной Церкви. Матушка состояла в духовной дружбе с великими святыми начала 20-го века: святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобномученицей Елизаветой Феодоровной, старцем Алексием Зосимовским. Мы можем увидеть ее на картине Павла Корина «Русь уходящая», где художник запечатлел христиан в период гонений на Церковь. Мы видим, как уходят в прошлое молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки, нищие, просто миряне. Уходят из новой безбожной жизни с непреклонной верой, что уход этот временный. Они надеются на возвращение и твердо убеждены в правоте и святости своего дела. Верила в это и матушка Фамарь. В 30-е годы прошлого века она, будучи уже тяжелобольной, обосновалась под Москвой, в маленьком домике с несколькими монахинями. Там с ней и увиделась впервые мама нашего собеседника, будучи еще молоденькой девушкой. «И у них сразу установился духовный крепкий сердечный контакт», - вспоминает Андрей Борисович. А потом, вслед за этой девушкой, к матушке Фамарь стал приезжать молодой инженер Борис Ефимов. Он хотел жениться на той девушке, но она категорически отказывалась, а матушка его поддержала, обнадёжила, благословила. После ее смерти эти молодые люди решили создать крепкую православную семью и тайно обвенчались где-то под Москвой.

- А в 1959 году, после закрытия монастыря в Днепропетровске, к нам приехал Владыка Стефан. Когда он болел, он жил в соседнем домике, где были наши друзья, тоже верующие. И они понемножку пытались его выходить - совершенно святые люди были. Владыка Стефан, конечно, с первой же встречи разъяснил, что цель жизни христианской - это стяжание благодати Божией, Духа Святого. А потом были другие люди: отец Всеволод Шпиллер, отец Павел Троицкий и так далее. Я помню, как в этом же домике в 50-е годы жил один человек, который потом стал священником в Петербурге. Два года жил будущий отец Глеб Каледа с семьей, и с ним была очень тесная связь. То есть очень много было нам дано. Другое дело, что всё это надо было воспринять.

- Много было дано... За этими словами стоят встречи с удивительными людьми, людьми святой жизни, как любит повторять Андрей Борисович. Поначалу с ними встречались его родители, а после уже и он сам имел возможность видеть, слышать их, задавать вопросы тем, кого сегодня мы называем подвижниками XX века. Искал ли наш гость специально этих людей или такие встречи происходили по воле Божией?

- Конечно, отчасти я искал, потому что каждый человек в разное время жизни проходит через этап, когда необходима встреча. Эта встреча может быть прямо с Богом, а чаще она бывает через человека. И когда это действительно нужно, тогда Господь что-то дает. Но если уже есть эта встреча, то лишнего не нужно. Рядышком был Владыка Афанасий (Сахаров), канонизированный сейчас, можно было с ним встретиться, а меня не тянуло. Есть епископ Стефан или кто-то еще - и хватит. Много таких святых людей было и есть, и бывает так, что иногда начинаешь коллекционировать знакомства с ними - так вот лишнего не нужно, по-моему. Может быть, я не прав.

- Наш собеседник получил техническое образование. Он является выпускником механико-математического факультета МГУ, профессором, доктором физико-математических наук, выпустил сам уже несколько докторов и кандидатов по разным специальностям. Однако уже много лет он преподает в Свято-Тихоновском университете, участвует в научных и богословских конференциях, пишет книги по истории и практике русского миссионерства. И мы спросили у Андрея Борисовича, как удалось ему в советские годы пройти по всем ступеням научной карьеры и при этом не выйти из церковной ограды?

- Всё это было по благословению Владыки Стефана, отчасти о. Глеба, о. Всеволода и о. Павла Троицкого. Конечно, это давалось очень непросто, но за всё слава Богу. Мне приходилось работать в разных областях науки: я выпускал докторов наук по механике, математике и геофизике. А сейчас я выпускаю кандидатов наук уже по истории миссионерства и другим направлениям. Получается несколько разных сфер, достаточно далеких друг от друга.

- В настоящее время Андрей Борисович заведует кафедрой истории миссии и является заместителем декана миссионерского факультета ПСТГУ, и полушутя, полусерьезно мы спросили его: «А докторов богословия, случайно, вы не готовите?» Ответ был поучительным во всех отношениях.

- Я же никто, я сам не богослов. Как я могу готовить докторов богословия? По истории миссионерства один из моих учеников уже доктор наук, он сам дальше шел, а вначале был при мне. Просто сейчас не престижно заниматься наукой. Очень мало людей, готовых действительно самоотверженно служить и заниматься миссионерской наукой, потому что это очень непросто.

- Век нынешний накладывает отпечаток на все стороны нашей жизни, и на многих людей, но не на всех. В одном из интервью наш собеседник, размышляя о том, что есть наука, образование и каким должно быть отношение к нему православного человека, обращал внимание на то, что сегодняшнее потребительское отношение к науке, учебе, миру приводит и будет приводить к катастрофам и кризисам и, прежде всего, к кризису личности. Его показателем может стать вектор устремлений современных студентов, то, что их волнует, каких встреч и с кем ищут будущие миссионеры, к каким целям они движутся.

- Все-таки большинство тех, кто к нам поступает, понятия не имеют о том, что такое миссионерство. А это служение, и очень непростое, а они к нему просто не готовы. Потом девушки выходят замуж, ребята уходят на престижную работу. А где мы им дадим престижную работу? Мы были в поездках на Камчатке, на Сахалине, путешествовали к корякам и по самым разным селам Архангельской области. Сейчас у нас есть экспедиции на берег Ледовитого океана к оленеводам, которые уже в значительной мере заражены адвентистами или другой какой-нибудь сектой. И если ребята съездят в такие поездки несколько раз, они становятся способными расти дальше, но для этого нужен настрой на служение. Самое трудное воспитание сегодня - это воспитание служения, когда я готов служить Богу, людям, Церкви. А без этого ничего действительно крупного, серьезного и глубокого не будет.

У меня был один вечерний студент: учился, писал дипломную работу, потом поступил в аспирантуру, очень хорошо работал, издал книгу, защитил кандидатскую диссертацию и исчез. Куда, что, как? Никто ничего не знает. Через два года он появился. Оказалось, он монах в горах Кавказа, потом стал иеромонахом, и дальше я с ним встречался уже на Афоне. Иеромонах Николай. Вот так, очень приятное впечатление. Я, честно говоря, даже и не думал, что у него так хорошо получится.

С одной стороны, наш институт и факультет требуют условий, денег; нужно, чтобы были компьютеры, столы, более-менее прилично всё было устроено, а с другой стороны, конечно, боишься, что, чем больше будет лакированной мебели, тем дальше всё это будет от миссионерства. И тут трудно что-то сказать. Более того, вот как-то мне пришлось быть оппонентом по докторской диссертации у одного знакомого из Питера, с которым я мало был знаком. Он сейчас профессор Петербургского университета, из ближайших духовных чад о. Кирилла (Павлова) - чудный совершенно человек. Слава Богу, есть и такие люди. Так что слава Богу за всё!

 

Автор передачи: Ольга Валентиновна Баталова

Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать