Уроки православия. Памяти святителя Тихона. Уроки истории с д.и.н. В.М.Лавровым. Урок 1

15 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В 2015 году мы отмечаем 150-летие со дня рождение свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и 90-летие его кончины… Он прожил всего-то шесть десятилетий, но что это были за годы! Во времена революционной разрухи, гонений и расколов святитель Тихон смог сохранить Церковь в чистоте Православия. О том, как это происходило, расскажет д.и.н. профессор Николо-Угрешской духовной семинарии Владимир Михайлович Лавров. 

 

- В 2015 году мы отмечаем несколько знаменательных дат, связанных с именем Патриарха Тихона: он родился 150 лет назад, отошел ко Господу 90 лет назад, прожив всего шесть десятилетий, но что это были за годы! Вот как говорит о них и о святителе Тихоне ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерей Владимир Воробьев: «В трудные времена, когда нарушается обычный ход вещей, когда жизнь возмущается грандиозными событиями, опрокидывающими в бездну все и вся, когда кругом наступает гибель и отчаяние, Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы люди не разучились различать добро и зло и духовно не погибли».

Одним из таких духовных вождей нашего народа стал Святейший Патриарх Тихон. Он возглавил Церковь в невероятно трудное и трагическое время, когда люди в России вознамерились жить без Бога, без царя, без веры, и собрались строить новое общество, прежде разрушив до основания старый миропорядок. Патриарху Тихону пришлось дерзновенно отстаивать веру и благочестие Земли Русской. В годы разрухи, гонений, расколов, святитель сохранял Церковь в чистоте Православия. Он призывал паству уклониться от разрушительной политической деятельности и обратиться к деятельности созидательной: к искоренению греха, к восстановлению единства с Богом. О том, как это происходило, на ближайших уроках Православия нам расскажет доктор исторических наук Владимир Михайлович Лавров.

- Существует не одна точка зрения о революции 1917 года, о гражданской войне, в том числе среди православных. На кого же нам ориентироваться в первую очередь? В первую очередь – на Святого Патриарха Тихона, который был Патриархом именно во время революции и Гражданской войны. Поэтому предстоит обратиться к тому, что он писал, к тому, что он и говорил в эти революционные и военные годы.

Митрополит Тихон стал Патриархом в ноябре 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Незадолго до этого за считанные дни в Петрограде победила Октябрьская социалистическая революция. Как относиться к тому, что произошло в Петрограде? Православные ждали слово своего Патриарха, и он не мог его не сказать. В первый день 1918 года оно было сказано в Храме Христа Спасителя в Москве:

«Минувший год был годом строительства Российской державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства?» - с этого начал Патриарх.
«…И наши строители желают своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага привносится горькое разочарование».

- «Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих, нагих. Вместо еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую…» - писал смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

- Дальше Патриарх говорил собравшимся православным не только о большевиках, но и о социалистах, демократах того времени в целом:

«Вся эта разруха и недостатки от того, что без Бога строится ныне русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Всевышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши».

В заключение Патриарх Тихон сказал: «Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано».
Потрясающие слова, потрясающее предвидение. Внять бы этому 1-го января 1918 года, внять поистине пророческим словам Святого Патриарха - и не было бы ни Гражданской войны, ни коллективизации, ни раскулачивания, ни большого террора. Но, на деле было иначе.

- На деле же сбывалось то, о чем за полвека до этих трагических событий предсказывали и святитель Филарет (Дроздов), и Игнатий Брянчанинов. Например, святитель Игнатий так характеризовал состояние современного ему общества: «Стремление исключительно всех к одному вещественному, будто бы оно вечно, - забвение вечного, как бы несуществующего, - насмешки и ругательства над христианством, - утонченное и лютое гонение на Церковь, на ее жизнь, на Святого Духа, - замена Бога и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца».

Все это напоминало святителю Игнатию вавилонское столпотворение. Еще раньше ту же мысль высказывал в одной из бесед и святитель Филарет, митрополит Московский. Он говорил: «Кажется, мы живем в предместьях Вавилона, если не в нем самом».

Патриарху Тихону довелось нести свое служение уже в эпицентре строительства новой вавилонской башни.

- Следует отметить вот какую вещь - обращение к православному народу было сделано за 4 дня до открытия нашего первого полноценного парламента - Всероссийского Учредительного Собрания. Оно еще не состоялось, не разогнано большевиками, тем не менее Патриарх говорит, что парламент не даст результата. Почему? Здесь имело место глубокое душевное ощущение Патриарха, что ни советская власть, ни Советы, ни парламент того времени ни к чему хорошему не приведут, поскольку состояли они в основном из атеистов, людей, не признающих Бога. Когда парламент (Учредительное Собрание) будет распущен, разогнан, Патриарх не станет придавать этому значения Он обратит внимание на другое – на то, что разгон Учредительного Собрания сопровождался расстрелом большевиками мирных демонстраций, выступающих в поддержку этого Собрания. Безоружных рабочих, служащих, студентов расстреливать и убивать нельзя. На эти расстрелы (в Москве, Иркутске, Севастополе и других городах (самый страшный из которых был в Петрограде), на эти убийства Патриарх откликается такими словами:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское,…за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, извергов рода человеческого, безбожных властелинов тьмы века сего».
Таким образом, виновники расстрела, кровопролития, руководители большевистской партии и, прежде всего, вождь этой партии – Ленин, были анафематствованы.

- Анафема – есть свидетельство Церкви об отпадении от нее одного из ее членов. Она является крайним средством вразумления отступника. Святейший Патриарх Тихон дважды анафематствовал творящих беззаконие гонителей веры и Церкви Православной: в 1918 году - в связи с начавшимися гонениями, в 1922 году - в связи с изъятием из Церкви священных предметов под предлогом помощи голодающим.

- Одновременно Патриарх говорил о том, что большевики «не имеют права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной».

Об этом свидетельствовали и результаты выборов в Учредительное Собрание: они были свободными, демократическими: большевики еще не настолько укрепились, чтобы подтасовать эти выборы. На этих выборах, на пике своей популярности после ленинских декретов о мире, о земле, большевики набрали всего 22-24 % голосов избирателей. Остальные 76 % народа, подавляющее большинство, высказались против партии Ленина.
Это Послание Патриарха от 1 февраля 1918 года читалось во всех церквях России. Послание объявляло духовную брань захватившим власть, и Патриарх ожидал народный отклик. Всенародного отклика все-таки не последовало. Это побудило Патриарха заговорить о самом русском народе, о Промысле Божием. Для этой цели он избрал открытое письмо к сельскому священнику Томской епархии Николаю Троицкому. Он обратился к нему 12 февраля с посланием, в котором говорил: «Господь любовно наказует нас и призывает к покаянию, поэтому будем терпеливо переносить все, верить, что не без воли Божией совершается это с нами».

- А еще в этом письме Патриарх выражал надежду на то, что «как быстро и детски доверчиво было падение народа русского, развращаемого много лет несвойственной нашей христианской стране жизнью и учениями, так же пламенно и чисто будет раскаяние его».

- Следующее важное выступление Патриарха Тихона состоялось в связи с тем, что в марте 1918 года большевики заключили сепаратный (без участия союзников) мирный договор с кайзеровской Германией – Брестский мир. Патриарх осудил такой мир, говорил, что происходящее поразительно напоминает картину татарского ига - новое иго наступало в России. Он предупреждал о том, что этот Брестский мир на самом деле никакого мира не принесет:

«В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества. Церковь, помогавшая народу собирать и возвеличивать государство Русское, не благословит такой «мир, по которому даже искони Православная Украйна отделяется от братской России, и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской».

Кто в этом виноват? Патриарх идет глубже и объясняет, что такой мир вызван крайним падением обольщенного и несчастного народа. Он говорит уже не только о властителях, захвативших власть в октябре 1917 года, но и о самом, обольщенном ими, народе. Патриарх подчеркивает, что народ обольщен тлетворными человеческими учениями. Слова об этом содержатся в Послании к Константинопольскому Патриарху от 28 мая. Говоря о тлетворных учениях, подразумеваются учения о материализме, марксистской коммунистической идеологии.

Действительно, Брестский мир не принес мира. Он стал одной из причин кровавой Гражданской войны, к развязыванию которой открыто призывал Ленин, и в которой погибнет от 12 до 15 миллионов россиян. Для сравнения – в страшной и ужасной Первой Мировой войне погибло примерно около одного миллиона россиян. Патриарх не одобрил Брестский мирный договор, по которому от России отделялись Украина, Белоруссия, Прибалтика, а также наша страна обязывалась уничтожить Черноморский флот, уничтожить Российскую и Красную Армию. В советское время мир, за который выступал Ленин, одобрялся, но сейчас мы знаем о выступлении Президента России в Совете Федерации, в котором он говорил, что этот договор был национальным предательством, что Россия не оказалась среди победителей в Первой Мировой войне из-за этого сепаратного мира.

Чуть позже, 16 июня 1918 года, Патриарх выступил в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде. Было это в дни Светлой Пасхи. Обращаясь к богомольцам, он говорил о происходящем, о реформах, о том, как к этому относиться, и произнес такие слова:

«Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но, главное не в этом. Главное – это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего. Как Иов многострадальный потерял все, что имел, был терзаем, страдал, мучился, но не потерял веры в Бога, и вера эта спасла его и возвратила ему все потерянное и утраченное, так и нам Господь попустил переносить великое страдание, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только крепка вера православная, только бы ее не утратил Русский народ. Все возвратится ему, все будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше». Вот такие удивительно откровенные, духовно прозорливые и простые слова русского православного Патриарха.

Да, социалистическая революция народна и неслучайна, точнее - псевдонародна и на горе неслучайна, а псевдонародность и неслучайность порождены крайним духовным оскудением самого русского народа. Можно сказать, что народна не революция, а народна правда, высказанная народу и захватившим власть в России.

Слова о преобразованиях и реформах, оторванных от православного возрождения, имеют большое значение для историков, для осмысления отечественной истории. В этих словах духовный ключ к пониманию того, почему эпоха великих реформ императора Александра II Освободителя, завершилась великим крахом в 1917 году и возвратом того же крепостничества в псевдонародной форме колхозов и совхозов. Какими бы ни были замечательными преобразования и реформы, если они не сопровождаются духовным возрождением, возвращением народа в лоно Православной Церкви, сами по себе они не приведут к благодатному результату, а могут закончиться даже вот таким крахом, о котором говорил Патриарх.

Все это предчувствовал, осознавал, предвидел святой Патриарх. Тут бы и остановиться: если не 1-го января 1918 года, то хотя бы весной, и прекратить советское социалистическое строительство. Патриарх совершенно правильно сравнивал строительство социализма и коммунизма с вавилонской башней: невозможно достроить, можно строить, строить и строить, а потом все обязательно рухнет. Патриарх понимал это - Ленин не понимал, не понимали и многие простые люди. Патриарх говорил об этом народу прямо, но услышан в полной мере не был. Но говорить это было необходимо. Необходимо, чтобы кто-то в стране произносил слово правды, и это делал именно русский православный Патриарх.

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать