Уроки Православия. Памяти отца Иоанна Крестьянкина. Урок 1

4 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и ... подражайте вере их» – говорит апостол Павел, и истинность этих слов проверена веками. По-другому учиться вере невозможно. Именно на преемственности духовного опыта от учителя к ученику, от одного поколения верующих к другому и зиждется верное устроение нашей церковной жизни – жизни во Христе. Об одном из таких наставников – об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) мы и будем вспоминать на ближайших уроках православия. 

— Когда-то Варсонофий Великий наставлял приходивших к нему людей такими словами: «Дети мои, спасайте свои бессмертные души». И наверняка, преподобный пояснял, как совершается дело — спасение; как нужно оберегать душу от искушений, грехов, взращивать не добродетели. Именно так передается и усваивается вера: от слушания, от видения; ученики, смотря на жизнь своих учителей и наставников, внимают их словам, советам, подражают им. И тогда Евангелие становится для них не только книгой, а жизнью. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали слово Божие и подражайте вере их», — говорит апостол Павел. Истинность этих слов проверена веками, по-другому учиться вере невозможно. Именно на преемственности духовного опыта от учителя к ученику, от одного поколения верующих к другому и зиждиться верное устроение нашей церковной жизни во Христе.

Когда в XX веке церковь была гонима, пастыри Христовы продолжали принимать людей, учить их вере, наставлять на духовном пути, и во многом благодаря этому православие в нашей стране возродилось. Ученики взялись за восстановление монастырей, монашеской жизни, стали принимать паломников и сами стали наставниками, чтобы уже нас учить вере и проповедовать слово Божие. Об одном из таких наставников, об архимандрите Иоанне Крестьянкине, мы будем вспоминать на ближайших уроках православия.

Отца Иоанна часто называли старцем, но не только за почтенный возраст (прожил батюшка 95 лет), а прежде всего за его духовную мудрость, благодатную силу помогать молитвой, советом тем, кто к нему приходил, а людей приходило множество. Почти сорок лет он был насельником Свято-Успенского Псково — Печерского монастыря и большую часть этого времени нес старческое служение всем страждущим деятельной любовью. В его келью приходили не только насельники обители, но и миряне, их было очень много и все такие разные: кто-то хотел поплакаться, попросить у батюшки молитвенное слово, совета, а кто-то имел иные цели. Из истории церкви мы знаем, что к старцам люди ходили не только за помощью, кому-то например, было просто интересно поглазеть на знаменитость. Именно за этим приходил к преподобному Серафиму Саровскому один генерал, правда, вышел он потом от угодника Божия весь в слезах, забыв про любопытство. А кто-то просто хотел поболтать со старцем, за этим когда-то приходили к святому праведному Иоанну Кронштадскому молодые люди, но и они получили в итоге совсем другое. А бывало еще и так: едет человек к старцу, чтобы задать волнующий его вопрос, а ответ получает до того, как успевает спросить. Случалось подобное с теми, кто приезжал к отцу Иоанну. Каждый получал по вере своей. Об этом и не только нам расскажет архимандрит Филарет Кольцов, долгие годы бывший келейником батюшки.

— Вот, приходили к о. Иоанну люди и у них было много вопросов. Отец Иоанн войдет, все начиналось с молитвы на диванчике. Если много народу, батюшка всех усадит на диванчик, а сам на креслице, на стульчик и завязывалась беседа. Иоанн был отец духоносный, у него был особый дар молитвы, дар любви и рассуждений, память была феноменальная, он очень хорошо знал Священное Писание. Основа у батюшки было: Священное Писание, Святое Евангелие, Учение Церкви, Учение Святых Отцов и богатый жизненный опыт. И в этой беседе вопросы сами разрешались, хотели люди спросить, вот они уже получили ответ, и без лишних вопросов уезжали к себе домой. Каждый получал по вере своей.

В житие Иоанна Кронштадского есть такой момент: одни студенты пошли к нему домой, просто так поболтать с ним, что есть такой известный священник. Они пришли, а отец тоже был прозорливый человек, все это он предвидел, знал. Когда они пришли, то отец Иоанн дал матушки чаю с ложкой, пусть «поболтают». Кто с какой целью идет. Каждый получает свое…
Раньше, в советское время поезда регулярно, точно ходили и прибывали к братскому молебну. Люди приезжали, и все начиналось вольно или невольно, с молитвы.

— Многие из приходящих к отцу Иоанну нуждались в духовном руководстве, в том наставнике, который помог бы разобраться в причинах жизненных нестроений и подсказал бы, как победить грех и терпеть скорбь, как правильно пройти путь спасения. Поиск духовника — задача не из легких. Кому-то разрешить не удается долгие годы и не только, потому, что человек капризен, чересчур разборчив или просто пассивен. Он может искренне недоумевать по поводу того, где, как, по какому принципу искать себе духовного руководителя. А вот нашему собеседнику удалось каким-то образом найти себе такого удивительного наставника. Интересно: как он его нашел?

— Если говорить, то я ничего не искал. Я был юным, ветер был в голове, но, если посмотреть, невидимая рука Божия водит меня и по сей день. У нас есть воля и поэтому, сам человек выбирает, по какому пути идти. Я сам до конца не понимал, не осознавал и вот каким-то удивительным образом меня Господь привел в эту святую обитель через одну рабу Божию Марию с моей родины. Она направила меня в этот монастырь. Когда я приехал, я знал там отца Савву, потому что он был известен и это единственное, что я знал. Это был 1975 год, шел Великий пост, я приехал на воскресную службу, и эта женщина раздавала по всему приходу записки о новопреставленном архимандрите Алипии. Весь храм молился за отца Алипия. Он был наместником нашей святой обители.
Тогда была целая плеяда старцев. Единственное, я не застал Валаамских старцев, а так много было: отец Агапий, отец Ироним, отец Серафим, потом о. Досифей приехал с Афона, позже, года через два, когда поступил в монастырь, тогда тесно стали общаться с отцом Иоанном. Вот таким образом Господь меня с ним свел. Я очень переживал при постриге, кому меня будут вручать, потому что было несколько духовников, которым вручали. Я очень хотел поступить к отцу Иоанну. У нас был очень строгий наместник. Сейчас это архиепископ Гавриил, тогда архимандрит Гавриил (Стеблюченко). И когда нас подвели к отцу Иоанну, это была великая милость Божия и великое счастье.

Я был тогда, как в басне Крылова «Стрекоза и муравей». Стрекоза всю жизнь проплясала, вот я и есть стрекоза. Сегодня возвращаясь в прошлое, вспоминая, что я был с отцом Иоанном, становится немножко страшновато, потому что за это придется отвечать перед Богом. Он великий светильник, великий старец, и на моих глазах был живой пример, как нужно жить. И когда предстанем перед Богом: вот ты видел, жил ли ты так, как он учил? А он учил по Евангелию, и за это придется отвечать очень строго.

И сегодня есть наставники. Старец может быть не только в годах, а по внутренней духовной жизни, конечно. Сегодня много храмов и монастырей открылось. Нужно просто начинать молиться и обращаться к Богу: Господи укажи, наставь, подскажи. Если человек живет по Евангелию, то нужно обращаться к этому священнику и начинать нужно со своего прихода. Если ты приходишь с верою, с молитвою, то Господь через этого священника откроет тебе, что нужно делать, а когда бегаешь от священника к священнику, то вообще в духовной жизни все будет неправильно. Священник учит не от себя, а от Евангелия, ведь основа жизни — это Евангелие. У православного русского человека было три настольных книги: Евангелие, Псалтырь и Житие святых. Таких, как отец Иоанн, едва ли сейчас можно где-то сыскать. Помню фрагмент фильма про покойного Святейшего патриарха Алексея второго, который давал интервью и приводил в пример троих старцев: отца Кирилла — Лаврского архимандрита, отца протоиерея Николая Гурьянова и отца Иоанна Крестьянкина. Правда, сейчас в нашей обители есть отец Адриан, он уже в летах, ему тяжело, но к нему приезжает народ, которого он утешает. И когда ты приходишь к священнику, то он подскажет, как следует поступить, но некоторые не слышат и все равно делают по-своему. Отец Иоанн всегда говорил: «Причина в тебе самом». И нужно принимать себя со смирением, кротостью, любовью, а Господь дальше уже поможет.

Благодарю Бога день и ночь, что я был рядом с отцом Иоанном, но в то же время мне придется отвечать перед Богом за то, что я был рядом, но живу не так, как отец Иоанн. Дай Бог, чтобы к концу жизни как-то осознать и исправиться, изменить себя. Всё, что не делал о. Иоанн было полезно, спасительно. Конечно, нам с ним и ровняться не нужно. Я его называю «избранный сосуд благодати Божией», которая на нас изливалась. Слава Богу, что сегодня изданы его биографические книги: «Память его сердца», «Божий инок», «Школа молитв». Вся жизнь — это пример, как нужно жить, во всем он полагался на промысел Божий. У о. Иоанна был особенный дар — любить всех без исключения, дар молитвы и рассуждения. Люди приходили к нему, и все батюшка раскладывал по полочкам. Богатейший жизненный опыт, потому что о. Иоанн все прошел и про свое поколение он говорил: «Мы Николаевские». Отец Иоанн родился в дореволюционной России, ему было семь лет в это время. Я никогда не слышал от батюшки сомнения в выборе его жизненного пути — он во всем видел волю Божию.

Воля Божия, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью, желанием следовали воле Божией — единственной, спасительной, и наполняющей жизнь истинным содержанием.
Отец Иоанн был очень благодарным. Когда его со службы приведут, то он меня раз тридцать целовал: «Ты меня спас». Последние годы я водил его из храма в храм. Люди окружали его, и каждый хотел спросить его, а отец Иоанн был безотказный, и поэтому каждый раз приходя в келью, он благодарил меня.

Службу он служил с таким благоговением, как отец Иоанн Кронштадский. Он любил высокие эпитеты, молился. Батюшка перенимал опыт из книг Иоанна Кронштадского. Помню, когда просматривал старые альбомы, фотографии, многих он знал с того поколения, и с таким благоговением целовал эти фотографии, а сниматься очень не любил.

У него был богатейший опыт проповедничества, письменные проповеди сохранились, слава Богу, благодаря тому, что раньше, в советское время, когда он служил на Рязанщине священнослужителем, то там, чтобы произнести проповедь, сначала надо было написать ее в письменном виде, отдать в сельсовет, а сельсовет уполномочит, чтобы утвердили, что можно произносить данную проповедь. И последнее время отец Иоанн по ним не устно говорил, а письменно читал. У него были тетради, он сидел и повторял эти проповеди, готовился к службе.

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Собеседник: архимандрит Филарет Кольцов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать