Уроки православия. О вере и неверии с Аркадием Малером. Урок 1

26 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Не часто у нас в гостях бывают христианские философы. Наш сегодняшний собеседник один из них - глава интеллектуального клуба «Катехон», главный редактор одноименного альманаха и портала Аркадий Маркович Малер. С ним мы будем говорить о христианстве и ученичестве, поскольку тема эта глубока, многогранна и всегда актуальна. 

– Не часто у нас в гостях бывают христианские философы. И надеемся, что те встречи, которые случались прежде на наших уроках, никого из зрителей не разочаровали. Владимир Николаевич Катасонов, Сергей Сергеевич Хоружий, диакон Павел Сержантов… Список невелик, но уроки с этими учеными были интересны, поскольку открывали возможность по-новому взглянуть на мир и место человека в нем. Наш сегодняшний собеседник Аркадий Малер - православный философ, исследователь и преподаватель истории христианской философии, глава интеллектуального клуба «Катехон» и главный редактор одноименного альманаха и портала Katehon.ru. Сегодня речь у нас пойдет о том, о чем мы говорим постоянно: о христианстве и ученичестве, поскольку тема эта глубока, многогранна и всегда актуальна.

– Это очень важная тема, поскольку она связана с одним из образов Церкви, которые существуют в православной традиции. Церковь – это больница, куда мы приходим для того, чтобы лечиться, поскольку все мы больны. Церковь – это армия со своей иерархической структурой. Церковь – школа, в которой мы учимся всегда, вплоть до самой смерти, где есть свой Учитель и Наставник – наш Господь Иисус Христос. Обучаясь в Церкви, мы должны по мере возможности максимально постичь содержание христианского вероучения, которое существует на сегодняшний день.

Христианское вероучение представляет собой объемное понятие, включающее в себя очень много информации, внутренне взаимосвязанной и имеющей определенную логику, которую должен в идеале освоить каждый христианин.

Собственно говоря, философия занимается тем, что выражает то же самое учение на понятийном языке. Потому очень плохо, когда христиане думают, что им достаточно просто, скажем так, верить условно в Бога и в лучшем случае посещать храм. Все христиане должны помимо этого еще и учиться! Для чего? По меньшей мере для того, чтобы не совершать серьезных вероучительных ошибок, которые подстерегают нас на каждом шагу. Ведь если христианство – это мировоззрение, то соответственно, мы должны знать ответы на все вопросы, касающиеся нашей жизни с точки зрения данного вероучения. К сожалению, очень многие люди считают, что это необязательно. Некоторые из них искренне полагают, что в одной сфере они могут быть христианами, а в другой – ими не являться. К примеру, у них может быть христианское отношение к семье, но их научная картина мира не будет иметь ничего общего с христианским миром, и наоборот. Это неправильно!

Естественно, что за свою небольшую жизнь человек не сможет осмыслить все, но в наших силах постичь такое серьезное, например, достижение Церкви, как христианский Катехизис, имеющий большое значение для сегодняшнего дня. Если человек в состоянии освоить Катехизис митрополита Филарета Московского, то он сможет очень многое узнать о христианском вероучении.

– Катехизисом (от греческого слова «поучение», «наставление») обычно называют руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. Известный Катехизис, составленный святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, часто так и называют «Филаретовский». Уже более двух веков его используют в Русской Православной Церкви, и зачастую именно он становится первым православным богословским справочником для многих людей, поскольку дает точные и емкие ответы на самые разные вопросы. Всего таких ответов в данном Катехизисе собрано более полутысячи. И чтобы у тех, кто не знаком с этой книгой, появилось хотя бы некоторое представление о ней, приведем из нее первый и последний вопросы: «Что такое православный Катехизис?»

Православный Катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души... Как следует поступать, если нам кажется, что мы исполнили какую-либо заповедь? Нужно настраивать свое сердце (то есть свои чувства и мысли), согласно словам Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Когда исполните все, что велено вам, говорите: сделали то, что должны были сделать!» Проверено опытом, что знакомство даже с таким справочником-вопросником дает человеку очень многое! Хотя на самом деле учебных и справочных пособий для тех, кто хотел бы изучить христианское вероучение, в Церкви немало, главнейшими из них являются Священное Писание и святоотеческие творения.

– Надо сказать, что, к сожалению, за последние сто лет, тем более пятьдесят лет, православное богословствование пытается развернуть христианство, православие той стороной, которая будет наиболее привлекательна для большинства окружающих людей: это там, где Церковь говорит о радости, добре, прощении, то, что нравится большей части нашего общества. Это неправильно! Когда человек ходит в Церковь только потому, что боится ада, то в нем нет христианских взглядов на жизнь. Ведь если мы только лишь боимся Бога, но не любим Его, то рано или поздно мы Его возненавидим, что зачастую происходит со многими людьми, уходящими из Церкви.

Христианство дает нам откровение о трагической стороне бытия, которое заключается в том, что мы живем в мире, находящемся в греховном, падшем состоянии. Нужно понять, что мы вообще никто и по своей падшей природе недостойны того, чтобы оказаться в раю. Только через крещение у нас появляется такая возможность. Мы живем в мире, где кроме Господа нашего Иисуса Христа действует и злая воля конкретной личности падшего ангела, у которого есть целая армия таких же падших духов. Они существуют в реальности: они смотрят на нас, окружают нас, провоцируют. Мы знаем, что после нашей смерти нам предстоит пройти через конкретный выбор – либо мы попадаем в ад, либо оказываемся в раю, причем это не мы сами за себя решаем: это решает Господь Иисус Христос, Которому вверен суд над нами.

Все такие серьезные темы, как грех, смерть, ад, сатана – это те темы, которые всегда открыто проповедовала Церковь, поскольку за этим стоит правда, потому что нельзя выбросить определенную часть вероучения только по той причине, что она кому-то не нравится. К сожалению, в наше время об этом мало говорят, а в итоге люди приходят в Церковь, думая, что этих «радостей» как бы и не существует. У меня есть знакомые, которые однажды пришли в храм, даже какое-то время работали в церковной лавке и при этом надеялись, что всей этой темной стороны не существует, что это только лишь метафора. А когда все выяснилось и обнаружилось, что это реальные вещи, то эти люди ушли из Церкви.

Возможно, многие проповедники полагают, что не стоит раскрывать истину Христову во всей ее полноте, потому что это может многих отпугнуть. Я считаю, что это неверно, поскольку тем самым мы оказываемся в положении лжецов, вводящих в заблуждение тех, кто приходит в Церковь. Да, я согласен, что есть определенная немалая группа людей, которые, узнав, к примеру, о том, что Тот Богочеловек, Который был распят на кресте, это Тот же Самый Бог, Который в Ветхом Завете направлял Иисуса Навина, после этого могут вообще отречься от христианства. Я это знаю, но должен ли я после этого делать вид, что подобного не было? Что Бог Ветхого и Нового Заветов Один и Тот же Бог, а не разные боги? Это Бог-Троица, и мир творится именно Троицей, а не одной из трех Личностей.

– Однако при этом сегодняшние искатели радости в православии и слышать ничего не хотят о той части духовной жизни, в которой есть место сокрушению сердца, самоукорению, пролитию покаянных слез. Кое-кто из них, когда слышит об этом, нисколько не сомневаясь, возражает, причем аргументация звучит, мягко говоря, странновато: «А вот я так думаю! Я так считаю!» Таким людям, оказывается, совсем неважно, что по этому поводу говорится у отцов Церкви или в вероучительных книгах: им гораздо важнее иметь собственную, хотя и ни на чем не основанную позицию.

– Обратите внимание, что когда люди заявляют: «Я так думаю, и поэтому это правильно!», то это говорится именно в религиозном аспекте. Они так не будут говорить, если, к примеру, речь пойдет о каких-нибудь законах физики или астрономии. К примеру, они не скажут, что Марс вращается вокруг Венеры, потому что «я так думаю», так как понимают, что это очевидная глупость, которую никто не станет слушать. Откуда же берется такое представление? Я постоянно говорю о том, что подобное мнение возникает от того, что с какого-то момента многие стали воспринимать религию как нечто относящееся к субъективной сфере, то есть религия – это то, что воспринимаю я и переживаю сам лично. И если, к примеру, заходя в какой-нибудь храм, я лично не чувствую там благодати, то, следовательно, ее там нет.

Таким образом, получается, что религия – это всего лишь сфера индивидуальных чувств. У этой традиции есть очень глубокие корни. Впервые об этом заявили враги религии, идеологи французского Просвещения, а затем первые в Европе консерваторы, которые пытались реабилитировать религию. Это были романтики, которые много сделали для нее, но они во многом восприняли эпоху Просвещения таким «пакетным» образом: они во многом приняли ту картину мира, но там, где люди Просвещения ставили знак «плюс», они поставили «минус». Романтики сказали: «Да, мы считаем, что религия – это сфера иррационального, и это очень хорошо! Именно такую систему мы и будем пропагандировать». Однако тем самым они выбросили из христианства и Писание, и Предание, и все Катехизисы, и всю схоластику. Романтики не занимались рационализацией религии, они старались раскрыть ее субъективные смыслы. В результате выросли поколения людей, которые считают, что религия – это сфера чувств, область субъективного и иррационального, а раз это так, то никто ничего не может навязывать.

Мне самому пришлось через это пройти. Это считается нормальным, потому что мы не живем в таком государстве, где людей с детства воспитывают православными. Однако рано или поздно перед любым человеком встает вопрос: «Либо ты играешь в православие, либо отдаешь себе отчет в том, что это определенное, очень конкретное вероучение, которое либо принимаешь целиком, либо не принимаешь вовсе. Православие нельзя принимать частично, и другого православия, кроме того, что мы знаем в истории, нет: нельзя придумать свое православие и своего Христа. Поэтому мы либо принимаем Евангелие со Христом, с Его Нагорной проповедью, притчами, Его историей и тем, что Христос выгонял с бичом в руках людей из храма, либо мы честно признаемся себе: «Нет, нам вот здесь Господь не нравится, а вот тут нравится!» А со временем начинаем писать свое собственное «евангелие», как это в свое время сделал граф Лев Толстой, и тогда оказывается, что для нас Бог – это мы с вами и мы решаем, что есть истина.

– Многие люди читали Новый Завет, но все ли из них поняли то, о чем прочли? Ответ на этот вопрос точно знают батюшки. В беседах с людьми они нередко обнаруживают, что кто-то из читавших Евангелие желал бы его переиначить, что-то упростить или «улучшить» его, сделав священные тексты более «понятными и приближенными» к человеческим нуждам. Многие пытались писать собственные «евангелия» и искать своего Христа, и примеров тому не счесть. Потому-то пастырям порой приходится долго и обстоятельно беседовать с такими людьми, объясняя им значение тех или иных евангельских слов, событий, но далеко не всегда получается достичь согласия и понимания. Почему? Потому что пастырь не может уговорить овечку? Или потому, что овечка на самом деле оказывается осликом, которого свернуть с дороги, когда он упрется, невозможно? А если так, то значит ли это, что тема спасения для подобных упрямцев и вольнодумцев закрыта навсегда?

– Мы должны отдавать отчет себе в том, что пока человек не умер, его окончательная посмертная участь совершенно неочевидна. Впрочем, и после смерти тоже. Кто знает, может быть, человек, который сейчас является выдающимся, всем известным академиком, богословом, архиереем, вдруг станет великим еретиком; и наоборот, тот, кто сейчас глубоко заблуждается и известен как маргинальная личность, через какое-то время окажется святым подвижником. И такое может быть! Поэтому нужно смотреть на конкретные факты и оценивать все с точки зрения определенных критериев, которыми для нас всегда является Священное Писание и Священное Предание. Существует методика вычленения христианской истины на основе этих книг, данная нам самой Церковью, которая является источником нашей веры. Церковь первична по отношению к своему собственному учению, и освоить все это возможно – было бы желание. Я утверждаю это как человек, много занимавшийся философией и прошедший через специфические увлечения юности. Действительно, есть определенная мода времени: сейчас модно ставить все под сомнение, над всем смеяться и искать в любом мировоззрении только радость и хорошее наставление лично для себя.

С христианским вероучением это не пройдет! Поэтому здесь все зависит от катехизаторов и миссионеров: или они будут рассказывать людям то, что есть на самом деле, или они будут говорить то, каким оно должно быть, по их мнению. А это не одно и то же и касается всех! Любой может оказаться в положении лжеца, человека, который сознательно что-то недоговаривает. Как, к примеру, часто некоторые люди полагают, что человеку, обреченному на смерть, не нужно знать о том, что он на нее обречен. Они говорят: «Не надо говорить ему, что он скоро умрет. Пусть последние дни своей жизни он поживет так, как будто бы у него все хорошо!» Это атеистический, секулярный подход, потому что нам известно: если верующий человек знает, что ему осталось немного времени, то он будет использовать его для покаяния, исправления своей жизни. Он сможет исповедаться и причаститься, примириться с Богом. Мы знаем, что Господь часто посылает такие ситуации именно для этого. А когда мы говорим: «Да пускай наш близкий думает, что у него все хорошо и лучше ему не знать, что он скоро умрет», то тем самым отправляем его в ад. В этом смысле действительно христианское мировоззрение кардинально отличается от секулярного.

В нашей жизни возникает масса вопросов, каких-то жизненных ситуаций, которые порой решаются совсем иным образом, зачастую прямо-таки противоположным, но мы просто не хотим об этом задумываться. И это бывает часто не потому, что люди боятся, а по причине обычной интеллектуальной лени: мне просто лень, неинтересно – вот и все!

– Да, к сожалению, бывает нередко и такое. С одной стороны, нельзя упрекать человека за то, что он чем-то не интересуется, а потому ленится узнать о том или другом что-то важное, полезное, необходимое. Поговорки «невольник – не богомольник» или «вольному – воля, спасенному – рай» говорят нам именно об этом: ничего человеку нельзя навязывать, и веру в том числе. Но с другой стороны, мы не имеем права соглашаться с тем, чтобы в рассуждениях о вере и спасении было допустимо употребление подобных слов – «неинтересно» или «лень», а в делах – соответствующие им проявления!

– Многие могут спросить: «Что же получается тогда? То есть для того, чтобы спастись, необходимо постоянно постигать Священное Писание и Предание, а все православные люди должны быть богословами?» Вовсе нет! Верующие не обязаны быть серьезными богословами, но если они не хотят сами рассуждать, заниматься богословием, то они должны доверять учению Церкви. Кроме того, они должны понимать, что в любой момент могут оказаться в той ситуации, при которой перед ними встанут вопросы такого уровня, когда они не смогут на них ответить, а от этого будет зависеть их существование. Мы не знаем, когда это произойдет, но в этом смысле философия и богословие как дисциплины, занимающиеся самыми предельными вопросами, вопросами жизни и смерти, помогают человеку жить, а не мешают ему. Они экономят огромное количество времени, которое люди могли бы потратить неизвестно на что: лучше один раз прочесть серьезную книгу, чем всю жизнь читать какую-то ерунду. Я это знаю лично по себе. Богословие и философия помимо экономии энергии и сил компенсируют также те душевные и материальные затраты, которые люди затрачивают в поисках решений. Так что лучше один раз подумать, чем сто раз сделать, не задумавшись.

Даже когда мы ставим самые примитивные вопросы, связанные, к примеру, с покупкой вещей, то видим, что за каждым из них стоят новые, более глубокие вопросы, которые нас постоянно преследуют. Думаю, что лучше сесть и начать заниматься и философией, и богословием, чтобы решить для себя самые главные вопросы. Особенно это касается молодых людей, которые, например, долго не могут выбрать для себя профессию, определиться с вузом. Выбрав учебное заведение, потом, мучаясь, учатся в нем. Не думая, выбирают себе мужа или жену, а затем страдают, живя с нелюбимым человеком. Нет чтобы заранее обговорить главные вещи: во что мы верим, как относимся к жизни после смерти, каким видим мир, чтобы потом не было неожиданностей. Но молодые считают, что это какие-то сложные вопросы и они касаются жизни других людей, а они как-нибудь переживут. Не переживут! Это рано или поздно встанет перед ними ребром.

И наконец, главный вопрос, который касается всех нас: «Почему мы всегда кому-то что-то должны?» Почему мы должны возвращать людям долги? Почему мы должны кого-то уважать? Почему, например, нельзя убивать людей? И я утверждаю, что в рамках атеистического секулярного мировоззрения ответить на эти вопросы нельзя. Невозможно, будучи атеистом, честно и последовательно ответить, почему мы не то что должны совершать хорошие поступки, а вообще почему мы кому-то что-то должны? Себе в том числе. Сама идея эта откуда берется? На эти вопросы отвечает только христианство, где нам Сам Бог говорит, что мы должны делать. Он говорит нам: «Не кради!» И это уже очень много. Личность, Которая создала весь мир из ничего, однажды сказала нам это. Понятно, что у древних евреев была книга, которая объясняла им, как нужно жить, чего не было у других народов. Тогда ведь даже близко ничего подобного не было, но это организовало жизнь целого народа.

В книге описывается, как возник мир, какова его история, что мы должны делать, и христиане, люди Нового Завета, тоже имеют ветхозаветное наследие, которое частично сохраняется, а частично в чем-то пересматривается, однако все это единое учение, которое берет свое начало из одного источника. В этом отношении у нас есть огромное преимущество: мы точно знаем, что мы должны, кому и почему. Имея такой фундамент, мы тем самым себе сильно облегчаем жизнь. Мы решаем с его помощью самые важные и главные вопросы. В этом отношении я бы рекомендовал нашему государству, которое думает о том, чтобы наше общество стремилось к самоограничению и самоорганизации, присмотреться к христианству, потому что именно оно этому способствует.

 

Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать