Уроки православия. О Причастии. «Слово в Великий Четверток» святителя Игнатия читаем с протоиереем Артемием Владимировым. Урок 4

9 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю - последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Свт. Игнатий в своей проповеди в это день говорит о том, какое действие оказывают на человека Святые Христовы Тайны, и как он должен духовно приуготовлять себя к этой встрече со Христом. А наш собеседник – о. Артемий Владимиров – нередко сталкивается с тем, что многих людей волнуют вполне практические вопросы, связанные с подготовкой к Причастию. И на них отвечать тоже необходимо…

 

- Сегодня мы продолжим разговор о Таинстве Евхаристии с протоиереем Артемием Владимировым. Напомним, что основанием для этой духовной беседы стала проповедь святителя Игнатия Брянчанинова, произнесенная им на Литургии в Великий Четверг Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю, последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Именно тогда Спаситель и установил главное Таинство Церкви - Таинство Святого Причащения. И святитель Игнатий в своей проповеди говорит о том, какое действие оказывают на человека Святые Христовые Тайны и как человек должен приуготовлять себя к этой встрече со Христом. На прошлом уроке, когда речь шла о подготовке христианина ко Святому Причащению, о. Артемий много внимания уделял молитвам ко Святому Причащению, поскольку главная их цель - привести душу человека в особое устроение, чтобы в ней появилось сокрушение, чтобы она прониклась духовной нищетой, человек, перед тем как встретиться в этом Таинстве со Христом, захотел бы прежде примириться и с ближними, и с Богом. Однако по опыту батюшка знает, что людей порой волнуют вполне конкретные практические вопросы, связанные с подготовкой ко Причастию, и отвечать на них тоже необходимо, чтобы, устранив все внешние препятствия и недоумения, все свои усилия мы прилагали к внутренней, духовной подготовке перед принятием Святых Христовых Тайн.

- Вы знаете, что по практике Русской Православной Церкви Святых Христовых Таин приобщаются строго натощак. После 24-00 говеющим рекомендуется ничего не вкушать и не пить, если это дозволяет организм. Есть и исключения, например, больной диабетом обязательно должен принять лекарство и немного вкусить, и он не будет при этом отстранен от Святой Чаши. Бывают и другие случаи, ведь жизнь в учебник не упакуешь. Но мы сейчас говорим об общем узаконении. Иногда прихожане задают нам вопросы не столько недоуменные, сколько смешные: «А можно ли чистить зубы утром перед причащением Святых Тайн?» Я могу тоже ответить шутливо: «Если есть что чистить, нужно чистить обязательно, потому что мы должны быть чисты и душой, и телом, и никто же вас не заставляет проглатывать мыльную воду».

«Страшно приступать к причащению Крови и Тела Христовой не очистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями. И то, и другое – страшно». (Святитель Тихон Задонский).

- Самое главное, чтобы, ожидая своего часа и медленно двигаясь в общем потоке (на Руси причастников немало), скрестив на груди руки, мы действительно были уже овечками, а не козлищами: не толкались, не брыкались, не шипели, не сопели, смотрели бы приветливо на окружающих людей, чувствуя себя недостойными избранниками Божьими, счастливцами, которые чают такой радости, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Это радость общения со Христом, самое спасение. Вот почему не жалко и подождать, и пропустить всех вперед: детей, пожилых людей, кому не терпится, (ведь в храме всегда есть такие, кому во что бы то ни стало нужно быть впереди планеты всей). А у нас с вами другая философия - последние будут первыми. Будем внимательны и, подходя к Святой Чаше, называя по русскому обычаю свое полное имя, принимая в уста золотую ложечку со святыней - Пречистой Кровью и Телом Спасителя, - вкусив, по необходимости раздробив зубами содержимое и проглотив, не будем делать резких движений. По обычаю мы лобызаем основание Чаши после того, как священно- или церковнослужитель отер нам красным платом уста. Делать это нужно осторожно, с верою, что прикасаешься к самому ребру Спасителя, но без резких движений - не дай Господь, качнется Чаша, не дай Господь, прольется Святая Кровь - грех-то какой на нас будет! Итак, отходя в сторону, поищем, где в храме или летом за его пределами, на крылечке, нас уже ждет часть просфоры и теплота - вино с водой, которое мы употребляем, чтобы омыть уста и случайно не извергнуть, поперхнувшись, хотя бы и самую малейшую драгоценнейшую часть Тела Господня.

Вернувшись в храм, мы будем ждать окончания службы, чтобы приложиться ко кресту, который выносит из алтаря батюшка. Руку священника не спешим целовать в день причащения, но решительно сказать, что, выходя из храма, мы не должны прикасаться к иконам (как любит русский православный уралец) нельзя. Ведь дома и к ложке, и к вилке прикоснемся, хотя это не столь сакральные предметы, как икона Спасителя и Богородицы.

Обратим внимание на существо дела: Таинство Причащения изменяет верных, кающихся, молящихся Христу чудным изменением. Кто не верит, пусть проверит, почитает статью святителя Игнатия (Брянчанинова) Кавказского «О Причащении Святых Христовых Тайн» и на собственном опыте узнает, какую необыкновенную легкость, светлость мыслей, простор души, радование сердца ощущает искренний причастник. «И верится, и плачется, и так легко, легко», - приходят иногда на память замечательные слова русского поэта. Бог со мной, и я в Нем. Весь Христос благодатью Духа Святого во мне, так что Его Душа растворяется с моей душою, Его живоносное Тело - с моим бренным телом, и Самое Божество вечное, пресветлое, пречистое осиявает меня с головы до ног. Так что причастник, если посмотреть на него духовным взором, похож на младенца в утробе матери. Бог и вовне, и внутри нас, а мы от корней волос до стоп пронизаны лучами Божественной благодати, познаваемой нами как сила, вспомоществующая нам в нашем подвиге любви. И нет такой задачи, нет такого дела, с которым не справился бы причастник, потому что все ему по плечу. Бог обновляет в нас способность любить бескорыстно, жертвенно, чисто, смотреть на ближних глазами ребенка: без похоти, корысти, злобы.

Причастнику легче молиться, чем дышать, потому что наш дух, воспламененный Божеством, словно языками пламени, сам устремляется в горний мир, если мы не будем слишком многословить, празднословить и, не дай Бог, осуждать, но будем прислушиваться к своему сердцу после причащения. Встань тихонько у столпа или возле любимой иконы, прикрой глаза, если тебя отвлекает суета, войди умом в чертог своей души, и Слово Божие Само будет вещать тебе, конечно, при условии твоей простоты и незлобия. Ты будешь похож на младенца, который, прильнув к груди матери или находясь в объятиях отчих, воркует, безмятежен и счастлив, ибо родители согревают его своим дыханием. Можно об этом говорить бесконечно, но что бы мы ни говорили, никогда не исчерпаем непостижимой тайны Богопознания и Богообщения, которым причастен человек, вкусивший с покаянием, верой и любовью Святых Христовых Таин.

На любимый вопрос современных телеприхожан: «Батюшка, а как вести себя по выходе из храма в день Причащения?», я бы так ответил: «Веди себя как ангел! Светить всегда, светить везде - вот лозунг твой и солнца!» Мне кажется, что мы с вами для того участвуем в Божественной литургии, чтобы по окончании ее и по выходе из храма продолжать служить ее. Причастник ведь и внешним образом отличается от сынов века сего, которые толкутся в развлекательных центрах или ищут другие способы времяпрепровождения. Глаза верны, уста помазаны силой Божией, в причастнике нет ни суетности, ни поспешности, он как будто бы несет в руках драгоценную амфору, наполненную благоуханным миром. Причастник - весь любезность и услужливость, ему совершенно не тягостно, не неприятно послужить ближнему, он деликатен и предупредителен с домашними; скромная, но светлая улыбка одушевляет его лицо и делает человека прекрасным. Причастник не чурается людей, но в нем нет ни дерзости, ни наглости. Будучи душой общества, он не рубаха-парень, но готов всегда отойти в сторону и стушеваться, если на его место пришли люди более заметные и талантливые. А главное, причастник чувствует внутреннюю потребность собеседовать со Христом Спасителем, и поэтому стремится выбрать любую возможность на дню, чтобы раскрыть Евангелие и напитать душу Словом Божиим, которое для него, причастника, драгоценнее, чем камни-самоцветы, и слаще, чем мед.

«Ясно ощущается в Причащении Святых Таин прикосновение души святой к душе причащающегося, соединение Души Христовой с душой причащающегося. Навеваются эти ощущения, насаждаются в душу из Души Христа, как сказал Он: “научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим”». (Святитель Игнатий Брянчанинов).

- Причастник стремится еще в тайне сердца своего помолиться Господу Богу, и поэтому ему очень отрадно хоть на пять минут очутиться в уединении, на природе, или в собственном доме, устремив взор на любимые иконы. Впрочем, не все зависит от нас, потому что обстоятельства дня складываются так, как знает Бог. Самое главное, чтобы нам не согрешить невоздержанием, ну хоть элементарным обжорством. Нужно всем уметь пользоваться во славу Божию, для здоровья, а не для отягощения. Не участвовать в сплетнях, осуждениях, и не дай Бог умом не попасть, не провалиться в общественный туалет интернета, не упасть туда, в смрадную лужу дурных сайтов, откуда уже зачастую выплыть невозможно. Вот почему пусть у причастника хотя бы в день его причащения все будет чисто, честно, благородно, а он, как малое солнышко, как солнечный зайчик, как искра Божия, идет, плывет или летит по жизни, повторяя про себя: «А ведь счастье действительно и близко, и возможно. Жизнь - это подлинное блаженство. Господи, благодарю Тебя за счастье мыслить и страдать! За счастье служить ближним во славу Имени Твоего Святого! Аминь!»

- Причастие есть благодатное приобщение человека к Творцу и вечной жизни с Ним, и человеку важно подходить к этому таинству максимально готовыми отходить от него таким,подготовленным к духовной борьбе. На это святитель Игнатий также обращает внимание в своем «Слове в Великий Четверток». Он пишет, что достойно приступает к Причащению только тот христианин, который оставил греховную жизнь, решительно раскаялся во всех грехах, запечатлел свое раскаяние исповедью и постоянно проводит благочестивую жизнь.

Далее святитель поясняет, что надо понимать под благочестием жизни. Это значит, что христианин должен постоянно, а не только перед причастием, внимательно рассматривать и исследовать себя, очищать от согрешений, искоренять их исповедью, покаянием, исправлять уклонение от путей заповедей Христовых, и в этих духовных трудах не должно быть перерывов или остановок. Они должны выполняться нами непрестанно, и ошибочно было бы думать, что после принятия Святых Христовых Тайн для нас наступает время благоденствия, духовного покоя, умиротворения и безделья.

- Кто-то, слушая, какие дивные песни поет священник во время Божественной литургии, видя, как светла участь благоговейного причастника, может спросить: «А как же быть с чувством своей всегреховности, недостоинства и нечистоты? Только что мы плакали о том, что мы разбойники весьма неблагочестивые, и ползали, не скажу где, вместе со свиньями, а после причастия мы, значит, мотыльки? Как со всем этим разобраться?» Святая Церковь нам свидетельствует, что солнце свои лучи посылает везде и всюду, и они могут осветить и болота, и водоем с застоявшейся водой, и бурелом в чащобе леса. Чем больше солнечного света, тем лучше видны норы, овраги, рытвины, перегной. Вот и причастник, имея в себе Христа, это мысленное Солнце Правды, трепещет от осознания, что Бог милует его, отверзает ему двери Своего Царства Небесного, и в то же время не перестает ощущать себя самым грешным человеком на свете, потому что свет Божественной благодати в безмерном избытке осенивший нас в Таинстве Причащения, высвечивает все наши язвы, все наши тайные падения и все еще не вскрытые страсти. Мы чувствуем себя примерно так, как человек после многочасовой операции. Врач ему сообщает: «Вы родились в рубашке, все болезнетворные опухоли удалены, вы будете жить». Но при этом насколько слаб и немощен такой больной, как много крови он потерял. Итак, отчаяние или печаль сменились надеждой или даже радостью о выздоровлении, но вместе с тем посмотришь на себя: швы, компрессы, еще, может быть, нога на привязи, и понимаешь, кто ты такой: немочь ходячая, если не ползучая. Так вот и причастник знает, что он грешник, и грешник великий, но не подавляется терниями беззаконий. Он верует, что Бог Всемогущий и Всемилостивый вытянет его к свету Божиему, даст ему способность не только ходить, но и летать. Причастник говорит: «Кто свят? Никто, кроме Бога одного! Свят еси Господи Боже Наш! Тебе подобает хвала, мне же - смиряться бесконечно пред Тобою и припадать к стопам Твоим!» Причастник гораздо дальше от самосвятства и прелести, чем тот, кто под предлогом своей всегреховности не причащается годами, потому что в сердце своем мы чувствуем и храним память Божиего свидетельства: «Из всех грешников первый есмь аз, но, Господи, ради таких Ты пришел в этот дольний мир, и таким-то последним Ты и преподаешь свою животворящую святыню».

 

Автор и ведущая программы: Ольга Валентиновна Баталова

Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать