Уроки православия. О Причастии. «Слово в Великий Четверток» святителя Игнатия читаем с протоиереем Артемием Владимировым. Урок 3

8 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня мы продолжим говорить о Таинстве Евхаристии с протоиереем Артемием Владимировым. Основанием для этой духовной беседы стала проповедь свт. Игнатия (Брянчанинова), произнесенная в Великий Четверг Страстной Седмицы. В ней святитель говорит, что при причащении Святых Тайн ясно ощущается прикосновение души Христовой к душе причащающегося. Однако появляются эти дивные ощущения лишь у тех, кто приуготовлен к встрече со Христом. А как часто такие встречи могут происходить? 

 

- На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить о Таинстве Причащения и о том, как христианину должно к нему готовиться. Протоиерей Артемий Владимиров предлагает нам подходить к решению этого вопроса царским путем: без ненужной строгости, и одновременно избегая бездумных послаблений. Руководствоваться мы должны не своими представлениями, а учениями святых отцов: и тех, что жили в древности, и тех, которые подвязались сравнительно недавно. Среди таковых батюшка называл и Оптинских старцев, и святителя Феофана Затворника, и святителя Игнатия Брянчанинова, статья которого о Святых Христовых Тайнах и легла в основу наших уроков.

На прошлом уроке отец Артемий обращал особое внимание на то, что Таинство Евхаристии должно непременно быть предваряемо покаянием. Как пишет святитель Игнатий: «Покаяние врачует греховные раны христианина и предуготовляет его к восприятию в сердце свое Христа Бога в Таинстве Причастия». А еще святитель говорит, что при причащении Святых Тайн ясно ощущается прикосновение души Христовой к душе причащающегося. Это дивное прикосновение человек ощущает в себе без слов. Оно переживается в успокоении, кротости, смирении, любви ко всем, холодности ко всему земному и сочувствии будущему веку. Но проявляются эти удивительные ощущения в душе христианина только в том случае, если он предуготовлен к встрече с Христом. Как часто  могут происходить такие встречи? С ответа на этот вопрос мы и начнем сегодняшний урок.

- Мы продолжаем нашу беседу о причащении Святых Христовых Тайн. Может быть, кто-то из участников этой беседы помнит, как прекрасно святой Иоанн Златоуст говорил, что самое важное в причащении – это причащаться чистой совестью. Редко или часто ты приступаешь, но приступать должен с верой, надеждой и любовью, не распиная в себе вновь Сына Божиего, когда дерзаешь приступать без веры или в нераскаянном состоянии. Все-таки за 2000 лет своего исторического бытия Мать Церковь выработала определенные правила, как будто проложив русло для всех сословий православных христиан и запечатлев в Соборных определениях практику причащения Святых Христовых Тайн. По этим определениям христианин должен непременно стараться приобщаться раз в месяц. Ибо, если кто без уважительной причины - гласит это правило - три воскресенья подряд не приступал к Святой Чаше, этим дает повод думать, что он отсечен невидимым судом Божией правды от тела Церкви, как имеющий какой-либо нераскаянный грех. Это правило подтвердил преподобный Серафим, заповедовав верным людям непременно раз в месяц приобщаться Святых Тайн. Это минимум. Однако по желанию и потребности, по согласованию с духовником приобщаться можно и чаще. А насколько часто?

Найдем сами древнее соборное определение о том, что христиане первых столетий, имея великую любовь к Христу - такую, что готовы были за Него и гонения претерпеть, и кровь пролить - в Светлые пасхальные дни призывались каноническим соборным правилом приобщаться каждый день. Наслаждайтесь приобщением Святых Христовых Таин в течение всей Светлой седмицы, когда Церковь радуется о Ввоскресшем Женихе своем, призывая сыновей чертога брачного откликаться на слова Божественной Литургии: «Приимите, вкусите, пейте от сей Чаши», которые перед ее выносом и доныне поет хор в пасхальные дни: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Сами отверстые Царские врата являются лучшим свидетельством того, что источник живой воды бьет от Божиего престола. «Жаждущий да приходит и берет воду жизни даром» - слова Господа и Спасителя нашего Иисус Христа.

- Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Жаждущему дам даром от источника воды живой.

- Конечно, знакомясь с этими древними правилами, не будем воспринимать их механически и бездумно. Потому что всякий грамотный христиан помнит притчу о званых на вечерю: как наполнился дворец гостеприимного Владыки хромыми, босыми, сухими вместо тех, кто отказался прийти на брак Агнца. Однако Тот, увидев человека в небрачной одежде, спросил его: «Как ты пришел сюда без праздничной одежды?», но он молчал, и Владыка повелел связать его по рукам и ногам и выбросить вон, во тьму кромешную. Другая притча гласит, что скажут тогда на Страшном Суде: «Господи, вот мы ели и пили пред Тобою», а Он ответит им: «Отойдите от меня, делатели неправды! Не знаю вас!», из чего следует, что мало причащаться по видимости, но важно, чтобы сердце наше льнуло к Христу, чтобы мы, причастивших Святых Тайн, не забывали две минуты спустя, что за Небесный Гость вошел в горницу нашей души, но чтобы мы, причастники, в течение всего дня благодарили Господа, уподобляясь той невесте, которая, войдя внутрь чертога брачного, беседует с любезным ее сердцу Женихом и безотрывно взирает на Него, и льнет к Нему, как и бессмертная человеческая душа призвана прилепляться к Христу Воскресшему.

Святые церковные правила не накладывают на верного христианина длительных постов, но требуют от него соблюдения среды и пятницы почти в течение всего года. Эти дни, напоминая нам о Христовых страданиях, предательстве Иудой и распятии Господа, предписывают воздерживаться от молочной и мясной пищи. Собственно евхаристический пост предполагает воздержание от скоромной пищи непосредственно накануне Святого Причастия. «И бысть вечер, и бысть утро, день един». Но это относится только к тем, кто часто приобщается Святых Христовых Тайн. По своему усмотрению священник может предложить говеющему (то есть готовящемуся приступить к Святой Чаше) попоститься и побольше, если он жил до этого нерадиво, годами не был в храме Божием, никогда не соблюдал пост, никогда не читал Правила ко Святому Причащению, и поэтому должен известное время повоздержаться, если это сообразно с его телесной немощью. А в общем порядке христиане не постятся долго перед причащением. Я сейчас не говорю о больших постах – Рождественском, Великом, Успенском, Апостольском, когда мы все постимся неделями, будучи послушными Матери Церкви.

Правило церковное и практика предписывают в известное время воздержание в отношении супружеского ложа, и хотя брак – честен, а ложе венчанных супругов – непорочно, но все-таки не следует смешивать супружеский долг с подготовкой к Таинству Причастия. Равно как и в сам день причастия по древнему обычаю муж и жена, вместе причастившись, стараются сохранить себя от жизни по плоти, проводя весь день в молитвах и благодарении, может быть, общаясь с друзьями, единомышленниками, а уже на следующий день по своему собственному желанию возобновляют жизнь семейную.

- Как христиане должны приступать к причащению Тела и Крови Христовых? Апостол говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего, и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Многие читают много молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитву от неисправного и неочищенного сердца не приемлет Бог. Страшно приступать не очистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями: и то, и другое страшно.

- Если мы сегодня беседуем о том, как лучше подготовиться к Таинству Причащения, то обобщим сказанное в прежних передачах замечательно кратким словом-рекомендацией святителя Феофана Затворника: «Покаялся в грехах, вот ты и готов к Таинству Причащения», то есть суть всего – в раскрытии совести, в освобождении от того плена, в котором вольно или невольно пребывал человек, споткнувшийся и потерявший дерзновение и чистоту совести в молитве. Но для того, чтобы наше приобщение было осмысленным, чтобы мы понимали, к Кому приступаем, какой святыне приобщаемся, Мать Церковь вкладывает в наши уста молитвенное правило, которое можно выполнять не сразу за час-полтора, а распределить на несколько дней – так советуют некоторые батюшки, зная немощь и загруженность современного человека. Поэтому не ошибаются те, кто уже загодя знает, что в воскресный день они, чисто омывшись, в праздничной одежде (как было принято на Руси) всей семьей придут в Божий храм, как на праздник, чтобы причаститься Святых Тайн. Может быть, поисповедуются заранее - в субботу вечером, как это принято во многих церквях ныне -  и распределят на неделе дни, когда вместе помолятся. Всем, наверное, хорошо известны эти молитвенные последования: канон Спасителю - покаянный, канон Богородице - молебный, канон Ангелу-хранителю и канон к Святому Причастию с присовокупленными к нему молитвами ко Святому Причащению.

Если тебе не удалось все вычитать, значит ли, что о Святых Тайнах и думать нельзя? На мой взгляд, не нужно так остро ставить вопрос ребром. Может быть, найдутся священники, которые скажут иначе. Но неплохо иметь все-таки духовника, рекомендации которого для тебя будут магистральной линией, иначе – запутаешься. Тем паче, что этот вопрос подлежит обсуждению. Дело в том, что молитвы и каноны – это не контрольно-пропускной пункт и не таможенный досмотр. Есть документ – проходи, нет визы – нет въезда. Мы все-таки не старообрядцы, не формалисты, не педанты. Батюшки – это не люди в футлярах и мундирах. Потому что цель перечисленных мною последований – возбудить в душе жажду общения с Господом, увидеть свое недостоинство и немощь, возболезновать душой о том, что вольно или невольно мы оскорбили святыню Господню, уклонившись во многие греховные пожелания. Молитвы к Святому Причащению – а их больше десятка, где есть короткие, а есть длинные – составлены великими святыми, излились они из сердец преподобного Симеона Нового Богослова, Симеона Метафраста, составителя Византийских житий, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина – этих «ласточек пустыни», как их Церковь именует, гимнографов.

Прочитайте хотя бы несколько молитв, запомните их общее содержание и вы получите то, что нужно: «Господи, я недостоин! Господи, из всех грешных людей я – первый! Господи, согрешил больше блудницы, паче разбойника! Господи, уста мои нечисты, сердце мое осквернено! Господи, ни капли слез не имею от жестокосердия! Но не отрини! Не отторгни меня от святыни! Прими меня, как Отец Небесный принял блудного сына в его покаянии! Согрешил я, Отче, пред Тобою! Господи, заключи меня нечистого в объятия Свои! Господи, сделай так, чтобы, причастившись Святых Христовых Таин, я имел ясность ума и мирное сердце! Господи, если Тебе угодно, даруй здравие немоществующему моему телу! Господи, причисли меня к покаявшемуся мытарю, к уцеломудренной блуднице, к благочестивому разбойнику, услышавшему сладкое обетование из Твоих уст: «Днесь будешь со Мною в раю!» Господи, сделай так, чтобы я, причастившись, стал весь светом, миром и любовью! Да убоится меня по причащении Святых Таин Христовых лукавейший сатана, да бежит вон от меня, защищенного силою Креста, обновленного действием Божественной благодати! Господи, сделай так, чтобы по причащении Святых Таин я был Твоим орудием, исполнял Твою волю, угодную, благую, святую, чтобы служил ближним жертвенной любовью и уже не впадал ни в гордость, ни в самодовольство, ни в уныние, ни в печаль, ни в объедение, ни в нечистоты, но прославлял Тебя чистой и светлой жизнью, как Ангелы на небесах!»

Вот мы сейчас с вами поговорили об этом, и кто-то может спросить: «А Вы наизусть помните все эти молитвы к Причащению?» Ни одной наизусть не помню! Кроме двух главных: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос» и «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». «А как это Вы пересказали упомянутые Вами молитвословия Симеона Нового Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого?» А я не пересказал! Я не помню их дословно, но прекрасно помню их общее содержание. Поэтому, даже не раскрыв молитвослов, если вы мне дадите пять-десять минут, я могу воскресить в памяти (все-таки уже 25 лет как священник) содержание этих молитв и приложить их к себе.

«А если я потеряю молитвослов? А если у меня его украдет какой-нибудь благочестивый разбойник? А если в храме будет так тесно, что я не смогу даже его раскрыть? Что же мне нельзя будет причащаться? Я очень-очень хочу, чтобы Боженька меня простил, обновил и очистил и дал мне силы для несения моего креста». Конечно, можно причащаться, если я имею самосознание кающегося блудного сына, но взираю с надеждой на отверстые мне Отчии объятия и в сознании своего недостоинства и неподготовленности иду ко Христу. Именно так, как преподобный Серафим нас наставлял в позапрошлой передаче: «Я, Господи, недостоин, но Ты Своею благодатью соделай меня достойным». Значит, цель чтения молитвенных правил заключается в особом устроении души, чтобы мы изобиловали сокрушением духа, чтобы были примирены со всеми: и любящими, и ненавидящими нас, чтобы имели твердую надежду и упование: «Господи, я твердо и несомненно верую, что Ты меня по причащении очистишь, помилуешь и спасешь», чтобы в сердце у нас были радостные предчувствия. «Вкусите и видите, яко благ Господь. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». Аминь.


Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать