Уроки православия. О Причастии. «Слово в Великий Четверток» святителя Игнатия читаем с протоиереем Артемием Владимировым. Урок 1

1 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сердце человека является центром его жизни – и физической, и душевной, и духовной. Но при грехопадении, пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), сердце человека страшно поколебалось и само собой уже не может остановиться, поскольку его непрестанно потрясают страсти. И на ближайших уроках мы с протоиереем Артемием Владимировым будем говорить о том, что может укрепить это поколебавшееся и ослабевшее сердце человека... 

 

- Что мы понимаем под сердцем? В физиологии под ним понимается мышечный орган человека, обеспечивающий ток крови по сосудам. А в православной антропологии и аскетике сердцем называют ту часть человеческой души, которая отвечает за чувства. И эти разные определения говорят о главном: сердце человека является центром его жизни, и физической, и душевной, и духовной. Но грехопадение обернулось для него катастрофой. Святитель Тихон Задонский пишет: «Сердце есть начало и корень всех наших деяний. Что мы ни делаем внутри или вне нас, добро или зло, мы делаем сердцем. Им мы веруем или не веруем, любим или ненавидим, смиряемся или гордимся, терпим или ропщем, прощаем или озлобляемся, примиряемся или враждуем, обращаемся к Богу или отвращаемся от Него». И если из такого подробного перечня движений сердца мы выберем те, которые наиболее свойственным нам, то обнаружим: наше сердце легко и часто склоняется на злое и с большим трудом и гораздо реже – на доброе. Потому что после грехопадения оно стало местом греховных наслаждений, жилищем страстей, и потеряло блаженство. Но для христиан открыта возможность возвращения Божественной благодати. Для этого нужно очищать, изменять свое сердце, а еще его необходимо укреплять. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Сердце человека страшно поколебалось при грехопадении, и само собой оно уже не может восстановиться. Его непрестанно потрясают страсти». На ближайших уроках протоиерей Артемий Владимиров будет говорить о том, что может укреплять сердце человека.

- Сегодня мы с Божией помощью начнем наше размышление о самом важном и самом заветном таинстве, участие в котором только и делает человека учеником Христовым. Как вы догадались, речь пойдет о Таинстве Причащения, то есть соединения верного Христу человека с заветной святыней - Пречистым Телом и Кровью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Осуществляется это спасительное и жизненно необходимое для христиан единение в Святой Евхаристии - слово это греческого происхождения и означает «благодарение». Когда мы собираемся вместе в Божий храм, то свершаем Евхаристию, то есть благодарим Господа нашего и с благодарностью к Нему приступаем к святой Чаше Жизни на службе, полное наименование которой Божественная литургия – общее дело, соединяющее и пастырей, и паству, и епископа, и священников, и дьяконов, и народ Божий вместе со священной иерархией, участвующей в Божественной литургии.

- Божественная литургия (греч. - общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристии (греч. - благодарение).

- Нередко священникам приходится встречать людей, которые отстаивают свое право именоваться христианами, но при этом – чудные люди! –всячески оправдывают собственное нехождение в Божий храм, показывая указательным пальцем на собственную душу: «У меня Бог вот там, в душе, и мне этого достаточно! Почему необходимо ходить в храм, если желаешь быть христианином. Разве это обязательно? Где это написано?». О невежество! О незнание Священного Писания, Предания, положительного учения Церкви! Невежество, прикрывающееся самоутверждением и гордостным высокоумием. И таким чудакам – верю в их добронастроенность и искренность – я советую раскрыть Новый Завет, раскрыть Евангелие Господа Иисуса Христа и прочитать у евангелистов о Тайной вечери, на которой и было учреждено Господом нашим спасительное Причащение его Пречистого Тела и Крови. Христос, взяв чашу и хлеб, произнес, взирая на своих учеников: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Пейте от этой чаши все, сия есть Кровь Моя, за вас изливаемая во оставление грехов». Под образом хлеба и вина в Святейшем Таинстве Евхаристии мы вкушаем истинную Плоть, пьем истинную Кровь Господа и Спасителя нашего, неразлучные с его Божеством. Настолько важно это таинство для нашего спасения, что в беседе с иудеями, запечатленной апостолом Иоанном Богословом, Господь настойчиво повторяет: «Кто не будет вкушать Плоти Сына Человеческого, кто не будет пить Крови Его, не будет иметь в себе жизни вечной». Напротив, кто с верой, покаянием, благодарением, обещанием Господу чистой совести и с глубокой верой в само Таинство будет вкушать и пить Плоть и Кровь Сына Человеческого, тот будет иметь в себе жизнь вечную. «Таковый, - говорит Христос Искупитель, - будет пребывать во Мне, и Я в нем. Причастник жить будет Мною, и Я воскрешу его в жизнь вечную в последний день».

- Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

- Примечательно, что эти вещие слова воплощенного Слова совершенно по-разному были восприняты тогда слышавшими их иудеями. Даже те, кто претендовали на звание учеников – не все, но некоторые – отошли от Христа и больше не следовали за ним, переговариваясь между собою: «Кто может слушать это слово?». А Спаситель - сама воплощенная, распятая и воскресшая Любовь - обратился тогда к двенадцати ближайшим, самым преданным и внимательным, сказав: «Не хотите ли и вы отойти?». Петр же выступив вперед, сказал от имени всех: «Господи, куда же нам идти? Ты имеешь глаголы живота вечного, Ты говоришь слова вечной жизни», и следовали за ним неотступно, куда бы Он ни вел их.

Итак, дорогие скептики, маловеры и невежды, редко раскрывающие Новый Завет, примем к сведению, что для того в храм и ходят, для того и стоит на Земле храм, чтобы все мы - епископы, священники, народ Божий – совершали Божественную литургию, это общее святое дело, заповеданное творить в воспоминание смерти Христовой и Его второго пришествия на Землю.

- И, взяв чашу и благодарив, сказал: «Приимите ее и разделите ее между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».

- Для того и собираемся мы вместе в воскресные и праздничные дни, чтобы не просто присутствовать, а участвовать в Святой Евхаристии – благодарении Отца светов, и созерцать очами веры, как через осенение десницей священнослужителя обыкновенные хлеб и вино становятся Пречистыми Телом и Кровью Спасителя нашего, единой частицы и капли которых достаточно для освещения всего мира. В Евхаристической чаше, которую в завершении службы выносит священник на амвон, возглашая: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешных спасти. Верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя», очами веры мы созерцаем видимую святыню, приступать к которой призваны и должны, если мы действительно христиане, а не отступники от Живого Бога, постоянно, в течение всей жизни, начиная с младенческих лет до того дня и часа, ведомого Богу, когда наступит исход и, временно разлучившись с телом, мы унесем за грань земного бытия в душе своей вечную жизнь - воскресшего Христа. А холодное тело, опущенное в гроб и затем в сырую могилу, тоже будет в себе таить Божественную силу благодати. Поэтому останки христиан именуются на церковнославянском языке мощами – святыней, которые по заповеди церковной, по обычаю нашей веры подобает не сжигать, как это принято у язычников на Востоке - в Индии или Непале, - а благоговейно препровождать в недры земные по слову Библии: «Земля еси и в землю отыдеши». И наше тело, освященное таинствами, распавшись на составные элементы, силой Божией будет собрано в час второго и страшного пришествия Господня.

Так что душа, которая покоилась в хранилище Божием, вновь соединится с воскрешенным телом, если речь идет об истинном христианине, который каялся, причащался, хранил себя от смертных грехов, был орудием воли Божией. Душа войдет в тело, как в нерукотворенный, светлый и прекрасный чертог, и сама, неся в себе свет Божественной энергии и благодати Божией. Душа возрадуется неизреченной радостью, потому что она – разумная, добрая и благочестивая – через причащение имеет в себе Христа, и Он, Вечный Судия, поставит Своего ученика одесную Себя на Страшном Суде, поместив среди словесных овец, покаявшихся грешников, причащенных неоднократно и осененных Божественной благодатью.

Итак, сам Господь, воплотившийся наш Спаситель, учредил Святое Причащение, и Своими руками под образом хлеба и вина напитал апостолов Пречистыми Телом и Кровью Своими во оставление их грехов, в исцеление души и тела и в вечную жизнь. Апостолы, рукоположив епископов, а те – священников, преподали новозаветным христианам заповедь свершать Тайную вечерю в воспоминание живоносной смерти Христовой и Его воскресения неотменно до тех пор, пока Господь наш не приидет судить мир, и этот Божественный дар и милость свершается в лоне Святой Соборной Апостольской Православной Церкви неотменно.

Святитель Феофан Затворник говорил: «Не спрашивай меня, спасутся ли инославные? Но скажу тебе твердо одно: вне Православия, вне и без Божественной литургии, свершаемой в лоне Православной Церкви, без причащения Святых Христовых Тайн, которые преподает священник верным христианам, мы не спасемся». А святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов), признанный Русской и Вселенской Церковью величайшим учителем духовной жизни, даже свидетельствует, что только в лоне Православия и свершается спасительная Божественная литургия, потому что только Православие сохраняет веру Христову чуждой всякого суемудрия, заблуждения, ереси, а значит, только в лоне Православия и дышит спасительная благодать Духа Святого.

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать