Уроки православия. О еп. Стефане (Никитине) вспоминает проф.А.Б.Ефимов. Урок 2

7 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В цикле уроков, который мы назвали «Поминайте наставников ваших», о своем общении с людьми святой жизни нам рассказывали многие известные проповедники. Ведь вспоминая о духовных наставниках, мы не просто формально выполняем призыв апостола Павла, мы учимся подражать их вере - твердой, живой, непорочной, действующей в подвигах, чтобы унаследовать их достояние и самим стать последователями Христовыми. И сегодня профессор Андрей Борисович Ефимов продолжит рассказ о своем наставнике – еп. Стефане (Никитине). 

 

- Уроки Православия бывают разными. На них мы обращаемся и к истории Церкви, и к основам христианского вероучения, и к святоотеческим творениям. Но есть среди них такие, к которым у всех нас отношение особо трепетное, – это рассказы наших современников об их встречах с христианскими подвижниками. В цикле уроков, названных нами «Поминайте наставников ваших», о своем общении с людьми святой жизни нам рассказывали владыка Пантелеимон, архимандрит Филарет, игуменья Варвара, протоиерей Александр Ильяшенко, протоиерей Артемий Владимиров, и каждое из таких воспоминаний становилось уже нашей личной встречей со старцами - отцами Павлом (Троицким), Иоанном (Крестьянкиным), Павлом (Груздевым), Таврионом (Батозским). Вспоминая духовных наставников, мы тем самым не только выполняем призыв апостола Павла, мы еще учимся у них вере – твердой, живой, непорочной, действующей в подвигах, чтобы унаследовать их достояние и самим стать последователями Христа.

На сегодняшнем уроке профессор Андрей Борисович Ефимов продолжит рассказ о своем наставнике - владыке Стефане (Никитине). Он стал епископом в конце жизни, а вначале был врачом-невропатологом, но встреча с оптинским старцем Нектарием выправила его путь. Сергей Алексеевич Никитин пришел в храм святителя Николая в Клённиках к отцу Сергию Мечёву, оттуда отправился в лагеря, после освобождения был тайно рукоположен святителем Афанасием (Сахаровым) в иереи и на открытое служение вышел уже в 50-е годы прошлого века. Вскоре он был пострижен в монашество с именем Стефан в честь преподобного Стефана Махрищского.

- Днепропетровский женский монастырь, 200 сестер: трудно, но все, слава Богу, держатся. Начинаются хрущевские гонения. Довольно быстро разворачивается программа закрытия храмов и монастырей. Однажды во время всенощной подъезжает несколько грузовиков с солдатами; оцепляют монастырь, грузят монашек вместе с их тюками на грузовики и вывозят – либо в город, либо в поле. Сергей Алексеевич Никитин – духовник монастыря, и вся эта ситуация разгрома обители тяжелейшим образом отражается на его сердце.

Он приезжает в Москву. Проходит некоторое время, и его представляют Патриарху Алексию I как кандидата в епископы. В то тяжелое время Патриарх Алексий I в шутку говорил, что все кандидаты в епископы делятся на проходимцев и непроходимцев. Проходимцы – это те, кто проходит все светские инстанции, Совет по делам религий и получают одобрение. Непроходимцы – это те, кого инстанции не пропускают. Настолько крепким было благословение Божие, что кандидатуру Сергея Никитина одобрили; он стал епископом в праздник Благовещения в 1960 году. Будучи викарным епископом, живёт в Москве при храме Ризоположения на Донской улице. У него чудный помощник - отец Николай Голубцов. Епископ Стефан (Никитин) помогает митрополиту Николаю (Ярушевичу) в управлении храмами Московской области, ездит по храмам, и к нему непрерывным потоком идут люди. В то время храмы закрывали, ставили в них неверующих лиц старостами, чтобы они имели доступ к деньгам, кружке церковной.

Через некоторое время у него случается инсульт и остается парализованной правая сторона. Он, как врач, наблюдает за своим состоянием и ждет, что у него отнимется язык, потому что, когда парализуется правая сторона, в 90 % случаев речь человека теряется. Но Господь оставляет ему речь. Находясь между жизнью и смертью, живя в маленькой комнатке при храме, он ожидает, что будет: Господь его примет или он возвратится к жизни. За это время происходит много событий, одним из которых является то, что он видит (ему показывается) огромную груду каких-то скляночек, черепов и слышит, что это его добрые дела. Он как врач и как священник всю жизнь только добрые дела и делал: не только лечил самых разных людей, не только помогал людям в лагере, но и собирал и отправлял посылки ссыльным, помогал тем людям, у которых кормилец семьи был отправлен в лагерь, и так далее. И вот ему говорится, что все его добрые дела испорчены: одно - тщеславием, другое – осуждением, третье – еще чем-то. И он делает очень четкий и простой вывод для себя: «Нет у меня добрых дел, есть только бесконечное милосердие Божие».

Бывали такие трудные времена, когда к нему открыто и нагло приступали бесы, а он лежал беспомощный и у него не было сил молиться. Господь сохранил его от этих нападок. Он делает простой вывод: молиться надо учиться, пока есть силы; пока есть возможность, надо трудиться молитвенно. Надо молитву так ставить, как у святых людей и настоящих подвижников: «Я сплю, а сердце мое бдит».

В 1961 году состоялся Архиерейский Собор. На нём архиереям было предложено принять новый Устав Церкви, который по существу отстранял от жизни прихода священников, власть передавалась «двадцатке» членов и старосте, а священник оказывался наемником. Такое решение принимают епископы. С этого Собора, проходившего в Троице-Сергиевой лавре, к епископу Стефану, совершенно больному, приезжает его друг - епископ, с которым они очень близко общались в Средней Азии, и его духовный сын – очень известный священник. Они рассказали ему, как хорошо теперь будет, когда священники освободятся от материальных забот и смогут заниматься только духовной жизнью в приходе. Он послушал их и сказал: «Архиереи так не поступают. Если бы я там был, я не смог бы молчать и непременно выступил. Как же можно отдавать власть в Церкви атеистической власти, светским атеистам?»

Действительно, так дальше и произошло: священники отстранялись от управления приходом, а властями назначались и присылались старосты, которые закрывали храмы. На Украине в некоторых епархиях из 300 храмов оставалось только 20-30. В Русской Православной Церкви было закрыто больше половины храмов, 4/5 всех монастырей. Через некоторое время Хрущев ушел из истории, а его гонения продолжались по существу до конца советской власти.

Затем епископа Стефана (Никитина), едва живого, назначают правящим архиереем в Калугу; видимо, в Москве надо было освободить место для кого-то еще. Он приезжает в Калугу и понимает, что там очень запущена и расстроена вся организация жизни епархии, вплоть до того, что у неё огромной долг перед Патриархией. Его секретарем был настоятель собора отец Сергий. Епископа Стефана предупредили верные люди, что этот секретарь служит и властям, и Церкви. Через некоторое время он удостоверился, что это так, и прямо высказал своему секретарю, что он ему не доверяет. С тех пор он, едва живой, начинает полностью проверять все дела епархии, вплоть до копеечки, в епархиальных отчетах. Господь в Калуге дает ему несколько утешений: он ездит на могилку оптинских старцев. Оптина пустынь была закрыта, все в ней было разорено, но могилки сохранились. Калужская земля проняла его сердце: это была мягкая, добрая земля, и даже названия у деревень были ласковыми, например Натальинка. Еще Господь его утешил тем, что уполномоченный Совета по делам религий Калужской епархии проникся к нему уважением и разрешил ему открыть два храма, в то время как вокруг все закрывали. Епископ Стефан назначает в них двоих священников, и это была великая радость для него.

В Калуге он был недолго, чуть более полугода. Вскоре как он, совсем больной, уехал из Москвы, при нем жила старушка, татарочка из монастыря, которая ему помогала, готовила, стирала. Звали ее тётя Катя. Он говорит ей: «Тетя Катя, ты сегодня пойди подальше спать, не рядышком в соседней комнате, а на кухню». Тетя Катя отвечает: «Я же не услышу, если Вы позовете». - «Вот и хорошо. Иногда так больно, что надо мне покричать, а я не хочу тебя будить ночью».

За время, когда он уехал в Калугу, скончался владыка Афанасий. Он очень хотел перед своим отъездом заехать к нему, повидаться в последний раз, но не довелось. На Пасху, на Неделе жен-мироносиц, епископ Стефан собирается служить. В Калуге чудный двухэтажный собор с высокой лестницей. На эту лестницу он не может подняться и служит в нижнем храме на первом этаже. Собираясь на службу в день жен-мироносиц, он просит тетю Катю дать ему лекарства, потом ещё, и ещё. Тетя Катя говорит ему: «Слишком много лекарства пить нельзя, Вы же умрёте». «Дай Бог, чтобы по твоим словам было», - отвечает он. «Владыка, может, Вам не служить?» - «Нет, сегодня полгода со дня кончины владыки Афанасия, я не могу не служить». Он отслужил и после службы выходит на проповедь. У него были удивительные проповеди – очень четкие, очень простые, и слушавшие их люди - и образованные, и очень простые, бабушки, почему-то начинали плакать. И на этой проповеди он начинает говорить о том, какие чудные были жены-мироносицы, как они служили Богу, Господу Иисусу Христу, как они о Нем заботились. «Так и вы - ходите в храм, молитесь, заботьтесь», - сказал владыка. Затем остановился и начал оседать. И здесь же скончался. Это было 28 апреля 1963 года.

Его, не вынося из храма, положили в гроб. Отпевание произошло в Калуге, затем его привезли в храм в село Акулово под Москвой. При храме служил духовно близкий ему человек – отец Сергий Орлов: при жизни они исповедовались друг у друга. Там он и был похоронен. Сейчас многие люди обращаются к епископу Стефану (Никитину) за помощью. Стоит вопрос о его канонизации. Вот он один из тех, кто многим помог.

Когда общаешься со святым человеком, ты всегда знаешь, что он святой, и более того, иногда он дает тебе это почувствовать – иногда даже светится. В юности и ранней молодости очень важно увидеть живого святого. Многие говорят так: «До тех пор, пока ты не увидишь сияние славы Божией, сияние святости в живом конкретном человеке, очень трудно, почти невозможно встать и цельно идти за Христом, принять все, что есть в Евангелии». Если есть святой человек, значит, все, что написано в Евангелии, это подлинная правда и истина. Другого пути у нас нет.

Если кто хочет послужить Богу, людям, Церкви, прежде всего, надо знать богослужение, которое содержит все – и вероучение, и путь жизни, и все трудности, которые есть на духовном жизненном пути. Во-вторых, нужно знать историю Русской Церкви, которая должна быть известна, прежде всего, как история святых. В-третьих, надо очень хорошо знать русскую литературу, потому что в ней раскрыта русская душа: все её тайники, все извилины, взлеты и падения. Епископ Стефан (Никитин) очень хорошо знал русскую литературу и очень ее любил, а вся его жизнь была связана с богослужением.

Господь все дает. Самое трудное - это когда ты видишь святого и чувствуешь, знаешь, что получить от него ты ничего не сможешь: ты не готов от него получать, смирения нет.

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать