Уроки православия. Миссионерский институт. Обращение к абитуриенту. Урок 4

9 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Мнение о якобы необязательности духовного образования имеет своих сторонников. Мол, многие христиане, будучи необразованными, становились даже святыми! Но они были научены в Священном Писании и через христианскую жизнь, через покаяние имели знания, необходимые для спасения души. Если же человек таких знаний не получит, он неизбежно свернет с пути спасения. И сегодня мы продолжим разговор о христианстве и ученичестве на примере Миссионерского института.

– На прошлых уроках, посвященных Миссионерскому институту, мы не только узнали много нового и полезного об этом необычном вузе, но и нашли ответы на многие вопросы. Например: каждый ли способен проповедовать учение Христа? Что должен знать христианин, чтобы донести евангельские истины до других? Всегда ли учение необходимо или можно обойтись и без него: не всем же университеты да академии кончать? И как здесь не вспомнить митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова). На вопрос о полученном им образовании он отвечал так: «В академии мне однажды довелось лекции из-за портьеры послушать, пока мой архиерей с ректором чай пили. А в университете я только на лестнице постоял, да и то швейцар меня оттуда прогнал». Хотя Владыку Иосифа называют одним из самых одухотворенных архиереев последнего времени и почитают как подвижника и исповедника веры. Да, мнение о якобы необязательности образования имеет своих сторонников и в церковной среде. Корнями оно уходит в историю, в те времена, когда образование было доступно не всем. Однако многие, казалось бы, необразованные христиане становились святыми, потому что были научены в Священном Писании и через христианскую жизнь, через покаяние имели знания, необходимые для спасения. Покаяние, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, возможно только при точном, хотя и простом знании христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия. Но если человек такие знания не получит, он неизбежно свернет с пути спасения. И сегодня мы продолжим разговор о христианстве и ученичестве.

Внешним поводом для этого разговора стала горячая пора, наступившая в Миссионерском институте: его двери открыты в эти летние месяцы для абитуриентов. Приемная комиссия ждет православных людей, желающих получить высшее богословское образование, причем бесплатно. И за внешней стороной этой кампании многие из нас найдут возможность разобраться и в некоторых очень важных для христиан вопросах. Вот один из них: надо ли специально учить на миссионера? С этим вопросом мы обратились к православным ученым и преподавателям.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук,доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва:

– Я думаю, что на миссионера нужно учиться специально, потому что уверен, что из неуча будет плохой миссионер. Я имею в виду человека, который игнорирует церковную традицию, не хочет из нее черпать, не хочет с ней осваиваться, потому что это долго и трудно. Такой человек обречен на то, чтобы выдумывать самому то, что уже давно бытует в церковной традиции, вряд ли такой человек будет хорошим миссионером.

Аркадий Маркович Малер, православный философ, глава интеллектуального клуба «Катехон»:

Да, конечно, миссионерство предполагает очень широкий спектр знаний и умений, поэтому более чем желательно специально учить миссионера, причем это обучение может продолжаться всю жизнь: человек может совершенствоваться не только в христианстве, но и в миссионерстве. Поэтому обучение миссионерству требует особой внимательности, особого профессионализма, вполне можно говорить о существовании профессиональных миссионеров, то есть людей, посвятивших миссионерству всю жизнь, такими миссионерами были, например, апостолы.

Андрей Барисович Ефимов, доктор физ.-мат. наук, профессор, зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, г. Москва:

Миссионерству учить и надо и не надо. Дело в том, что слова потеряли силу, слишком много их идет к нам из различных средств массовой информации, со всех сторон. Слова уже не несут того духовного заряда, который должны нести, не несут того духовного смысла, то есть духовной потенции. Поэтому главное – это пример. Сегодня миссионер прежде всего должен быть примером. Как говорят некоторые современные подвижники: «Главное – увидеть в своем современнике сияние света Божиего, сияние Духа Святого в живом человеке, и тогда многое в жизни меняется: всё становится на свои места, ясным становится и путь, и то, ради чего надо трудиться». Итак, главное – это пример. Но для того чтобы быть примером, для того чтобы можно было пойти и общаться с людьми науки, культуры, творческими людьми, людьми из сферы образования, медицины и т. д., нужно быть достаточно образованным, уметь дать ответ о своей вере и своем уповании так, чтобы эти люди поняли, а это требует большого образования и внутреннего труда.

Игумен Серапион (Митько), зам. председателя Синодального миссионерского отдела, доктор богословия, кандидат философских наук:

Миссионерство — это учение Христа. Настоящий миссионер не учит от себя – он учит, указывая на Христа. Мы часто сталкиваемся с тем, что появляются люди, стремящиеся учить чему-то духовному, но при этом желающие стать учителями, наставниками, обрести почитание и славу от своих учеников. В конечном итоге такие люди, сколь бы интересно они не проповедовали, приводят человека к самому себе, а не ко Христу. Миссионер должен всегда помнить, что он всего лишь ученик, быть может, более успешный, который помогает своему однокласснику решить домашнее задание, но никак не учитель, который стоит над церковным народом или разделен с ним какой-то невидимой чертой. Для того чтобы быть миссионером, необходим дар свыше. Но есть искушение — перепутать этот дар свыше с некой особой вдохновленностью, ощущением счастья и восторга от собственной деятельности. И иногда такие люди, которым кажется, что они служат Богу, подменяют христианское, евангельское свидетельство своим часто ложным пониманием христианства либо неверным пониманием христианского богословия. Но чаще всего эти люди говорят правильные вещи, однако их слово не есть слово любви, но несет в себе разделение, ненависть, нестроение Церкви. Такие люди встречаются в разных возрастных группах, они встречаются и среди образованных проповедников, и среди людей из народа. Миссионер должен проповедовать учение Церкви, а для этого он должен это учение знать. Поэтому по благословению Святейшего Патриарха, Священного Синода были разработаны особые программы подготовки миссионеров, утвержден церковно-образовательный стандарт. Люди, которые желают нести миссионерское служение в приходах Русской Православной Церкви, должны получить о Церкви право на такую деятельность. Это право дается в рамках каждой епархии посредством особой процедуры, важнейшим элементом которой является подтверждение своей миссионерской квалификации. Люди, которые успешно прошли подготовку по церковно-образовательному стандарту миссионерского служения, автоматически получают право проповедовать слово Божие от имени Церкви.

– Лектор Миссионерского института Наталья Александрова Дьячкова много лет наблюдает за своими абитуриентами и студентами, и для нее ответ на вопрос, какие качества необходимы современному миссионеру для успешной работы, очевиден. Он основан на многообразном опыте институтской жизни. Наталья Александровна уверена, что миссионер прежде всего должен быть человеком верующим, знать догматические основы православной веры, вести духовную жизнь, иметь расположение к людям, быть отзывчивым, добрым, приветливым и радостным. Унылый миссионер не только никого не вдохновит, но даже не заинтересует. Миссионеру необходимо иметь и такое качество, как тактичность. Нельзя агрессивно вторгаться в личное пространство людей, навязывая им свою проповедь, нельзя обличать людей, обижать, говоря им беспощадную правду. Эти качества «хороши» лишь для того, чтобы отпугнуть от христианства и отогнать от Церкви. Миссионеру важно говорить о вере тем, кто хочет об этом слышать, и проповедовать тем, кто готов. Современный миссионер должен уметь говорить красиво и правильно и вообще быть культурным человеком. Казалось бы, яркий и точный портрет миссионера написан. Можно ли к нему добавить еще что-то? И штрихи к этому портрету добавят те преподаватели, которые давно и с любовью готовят миссионеров. В копилке их опыта припасено немало наблюдений.

Диакон Павел Сержантов:

Я думаю, современному миссионеру необходимо быть воцерковленным человеком, укорененным в православной традиции. Также очень важно быть открытым к общению с другими людьми. Эти два качества необходимы в первую очередь.

Аркадий Маркович Малер:

Если говорить о качествах миссионера, то я думаю, что есть качество номер «ноль»: миссионер прежде всего должен быть христианином. Если его можно заподозрить в том, что он не живет христианской жизнью, он плохой миссионер. Специальное качество для миссионера ­– умение разговаривать с людьми. Он должен быть коммуникабельным, открытым человеком, который может проповедовать слово Божие в разных социальных средах.

Второе качество, необходимое миссионеру – уметь доказывать правоту христианского учения. Для этого он должен владеть логикой и материалом, это особый дар, который дается далеко не каждому человеку. И в-третьих, миссионер должен быть адекватен той аудитории, перед которой он выступает. Из этого не следует, что он должен ей подражать, если она ведет греховный образ жизни, чтобы миссионерствовать среди злодеев, необязательно нужно быть злодеем. Но он должен понимать то общество, в котором находится, и быть адекватным современной культуре и той обстановке, в которой он миссионерствует.

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма в честь Всех Святых в Красном Селе (г. Москва):

Кое о чем мы уже сказали, именно о незазорной, чистой жизни, которая была бы боголюбезна, не вызывала бы нареканий у людей, а, напротив, располагала бы их к доверию, но это еще не все. Миссионер по необходимости должен владеть искусством пастырского применения или психологизма (говоря ученым языком), попросту выражаясь, необходимо знать человеческую жизнь, понимать людей, а самое основное – сочувствовать и сопереживать им, как этому учил великий поэт: «На то рожден я, чтобы мыслить и страдать» – сострадать, добавили бы мы. «И чувства добрые словесной лирой пробуждать». Итак, если миссионер замкнут на самом себе, если он погружен во внутренний мир своей души, отгорожен от ближних мнением о себе или об их недостоинстве, наше слово будет совершенно бессильно при всей внешней грамотности и наукообразии выражения.

Миссионер должен обладать теплой и деятельной душой, как у сказочной героини Герды, вы помните, что ей удалось расколдовать «подмороженного» братца от чар Снежной Королевы, благодаря молитве «Отче наш» и пламенной душе. Когда Герда убедилась, что брат не внемлет ее словам, от бессилия она горючими слезами заплакала над этим «сталагмитом» – и последствия были удивительны: к Каю возвратилась полнота бытия. Вот с такими-то современниками и приходится сталкиваться миссионеру. Люди как будто устали жить, они утомлены, разочарованы, в них много недоверия, зато много самоуверенности. Иные почитают себя самодостаточными, призванными самим учить, но не учиться. Вот и попробуйте пообщаться с такой городской аудиторией, передать что-то светлое, высокое современным избалованным митрофанушкам, студентам, полагающим, что мир вращается вокруг них. С наскоку ничего не возьмешь, с корабля на бал лучше и не приступать к современным слушателям. Надо учиться «прогревать» сердца: беседовать с людьми в исповедальной манере, не засушивать материал, не превращать беседу в поток назидания, дидактики, морализирования, а оставаться человеком живым, интересным, иметь некую тайную веселость, говорить от избытка сердца, ничего не хотеть от людей, не иметь никакой даже духовной корысти, не порабощать их свободу. Надо быть ненавязчивым: не в тягость, а в радость, деликатным, как трепетная лань, и вместе с тем уметь служить всем: быть с иудеем как иудей, с язычником как язычник, оставаясь в сердце верным Христу. Вот идеал, вот портрет совершенного миссионера, который по маленьким черточкам мы должны создавать в собственном сердце. И чем меньше преуспеваем в том, тем больше надеемся на Божию помощь.

Андрей Борисович Ефимов:

Каждый христианин, и, прежде всего, миссионер должен трудиться и раскрывать себя все дальше и дальше, выше и выше – раскрывать в себе образ Божий. А образ Божий есть в каждом из нас — это наша свобода, любовь и творческое служение Богу, людям, миру Божиему. Если это есть в человеке, то Господь помогает и дает ему быть добрым служителем миссии, добрым миссионером, потому что в конце концов преображает, воскрешает и направляет жизнь каждой души не миссионер, а Господь Бог, миссионер же Ему только помощник, сотрудник.

– Хорошо, когда вуз имеет свое лицо. Так бывает, что один вуз славится своей научной школой, другой своим студенческим театром или тем, что дал миру большое количество поэтов, бардов, третий может гордиться спортивными достижением своих выпускников или тем, что его питомцы неизменно становятся видными политиками. У Миссионерского института тоже есть свои отличия, и связаны они, по мнению диакона Павла Сержантова, не столько с внешней, сколько с внутренней жизнью человека.

Диакон Павел Сержантов:

Что касается каких-то отличительных черт, характерных для Миссионерского института, то, как я сказал, в программе этого института есть такой предмет как аскетика. И мне кажется, это заметная, отличительная черта и свидетельство того, насколько гибкими могут быть учебные программы в Миссионерском институте. Не все могут согласиться, что можно взять и смело ввести этот предмет, между тем он открывает человеку те основы, которые мы можем знать о духовно богатой аскетической традиции Православной Церкви, которой не одна 1000 лет, и эти основы нам нужно узнавать не полуслучайным образом, а систематически, методически, опираясь на уже существующие исследования, минуя то, что мы себе напридумывали об аскетике и подвигах. То, что этот предмет присутствует в расписании занятий Миссионерского института, как мне кажется, и есть серьезная отличительная черта. Существуют и другие учебные заведения, где изучают этот предмет, но пока, к сожалению, такие учебные заведения находятся в меньшинстве. И в данном случае Миссионерский институт идет в первых рядах в том, что касается такого важного предмета, как аскетика, то есть церковная дисциплина о духовных упражнениях христианина.

Идет приемная кампания. Лето — это такая пора, когда юноше, обдумывающему житие свое, предстоит сделать свой правильный выбор. И многие молодые люди этот выбор уже сделали, а многие еще обдумывают, сомневаются. Но абитуриентом может стать не только юноша или девушка, но и вполне зрелый человек. И от этого выбора, будь то выпускника школы или человека взрослого, решившего сесть за парту, может зависеть вся его дальнейшая жизнь и даже его судьба в вечности.

Я бы хотела обратиться к православной молодежи с такими словами: «Дорогие братья и сестры, не упускайте уникальную возможность получить бесплатно высшее богословское образование в очень хорошем Миссионерском институте Екатеринбургской епархии. Прием документов мы начинаем 19 июля, и продлится он до 30 июля. В эти сроки вы можете принести свои документы. Я сейчас не буду подробно перечислять какие документы и экзамены, а просто отсылаю вас к сайту Миссионерского института, где вы найдете полную информацию. Вы можете позвонить и задать вопросы по телефону: 8 (343) 269-30-36. Звоните и мы ответим на все ваши вопросы».

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать