Уроки православия. Миссионерский институт. Обращение к абитуриенту. Урок 2

25 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

В Церкви есть немало учебных заведений, в которых люди могут узнавать о главном – о смысле жизни, предназначении человека, вере в Бога… Ведь сама вера предполагает и одновременно обязывает человека непрестанно учиться, и потому два этих понятия – христианство и ученичество – неразрывно связаны! И сегодня об этой связи нам расскажут преподаватели Миссионерского института.

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

– Многие наверняка помнят не только строки этого стихотворения, но и свои семнадцать лет и то, как совершался этот судьбоносный выбор будущей профессии и учебного заведения. Мне, например, по сей день памятны те раздумья и сомнения, которые этот выбор сопровождали. Но, несмотря на раздумья, я тогда ошиблась. Время показало, что и поступила я не туда, куда нужно, и стала не тем, кем хотела. А года все «росли», и ближе к сорока я сделала еще одну попытку. Но новые знания и новая профессия удовлетворения опять не принесли. Дело в том, что мне хотелось не только решить проблему, где работать и чем заниматься, но и найти ответы на мировоззренческие вопросы. Но сделать это в светском учебном заведении было невозможно. Лишь оказавшись в Церкви, я стала обретать то, что так долго искала. Вскоре я обнаружила, что и в пространстве Церкви есть немало учебных заведений. В них люди могут узнать о главном: о смысле жизни, предназначении человека, вере в Бога. А еще оказалось, что сама вера обязывает человека непрестанно учиться, что христианство и ученичество неразрывно связаны. Когда мы становимся учениками Христовыми, то совершаем правильный выбор. Но научиться вере самостоятельно непросто, поэтому Церковь и предлагает своим чадам учиться в особых школах, на курсах и даже в институтах и университетах. Об одном таком учебном заведении, выпускники которого никогда не скажут, что они ошиблись, мы и будем говорить сегодня.

Мы расскажем о добром друге нашей программы – Миссионерском институте словами преподавателей и их глазами увидим те возможности, которые открываются перед каждым жаждущим знаний человеком. Таких, судя по предыдущим наборам, немало. Перед этими людьми зачастую уже не стоят проблемы выбора профессии. Гораздо больше их волнуют вопросы мировоззренческие, вероучительные. Поэтому среди студентов Миссионерского института много тех, кто уже получил высшее образование. Их цель состоит в том, чтобы не только учиться, но и разумно спасаться и по возможности помогать в этом другим.

Итак, на вопрос о том, как соотносятся понятия «христианство» и «ученичество», отвечают участники нашего урока – московские преподаватели Миссионерского института.

Диакон Павел Сержантов, канд. филос. наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва:

– Христианство и ученичество – два понятия, которые напрямую соотносятся друг с другом. Все мы ученики Христа. Христианству мы учимся, читая Евангелие. Христианству мы учимся в церковных таинствах. Мы общаемся со Христом в таинстве Евхаристии. Христианству мы учимся по словам лучших учеников Христовых – святых отцов. Христианству мы учимся, общаясь с людьми воцерковленными, с теми, кто живет в Церкви давно, кто впитал в себя все то, что может дать человеку церковная традиция.

Аркадий Маркович Малер, православный философ, глава интеллектуального клуба «Катехон»:

– Христианство – это мировоззрение, основанное на Священном Писании и Священном Предании. И для того чтобы научиться христианству, нужно освоить весь этот корпус текстов. Освоение должно быть серьезным, глубоким и систематическим. Научиться христианству как мировоззрению – значит не только овладеть неким набором знаний, но научиться жить по-христиански. Человек, который проповедует христианство, но сам не отвечает основным требованиям, предъявляемым к христианину, выглядит фальшиво, и его словам никто не верит. Христианское мировоззрение может быть приобретено человеком не только из книг, но и из общения с образованными христианами. Более чем желательно, чтобы христианин получил в своей жизни серьезный мистический опыт – откровение Духа Божьего. Кто-то получает его напрямую, кто-то – через различные промыслительные события. Именно мистический опыт позволяет человеку говорить о Церкви. Если такого опыта нет, то это всегда заметно.

Главный и единственный Учитель, Который может научить христианству, это Сам Господь Иисус Христос. И других учителей у нас быть не может. Ученичество в христианстве – это не только получение какой-то информации, но прежде всего обучение христианскому образу жизни, обретение христианского сознания. Если мы считаем себя христианами, то мы должны учиться всю жизнь. Нет такого момента, когда мы перестаем быть учениками Христовыми. И даже те, кто преподает в семинариях или духовных академиях, все равно занимаются ученичеством. Они учатся всю жизнь.

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма в честь всех святых в Красном Селе (г. Москва):

– Раскрыв Деяния апостолов, мы узнаем, что вскоре после воскресения Господа и вознесения Его на небо, когда благодать Святого Духа снизошла на апостолов и те разошлись по всему Средиземноморью, неся Благую Весть иудеям и язычникам, обращенные к вере стали именоваться христианами и учениками. Вот почему истинный христианин всегда сознает себя учеником, но учеником не преуспевшим, не завершившим свое духовное образование. Научиться христианству невозможно, если вас не научит правилам жизни во Христе Сам Основатель нашей веры.

Что значит быть учеником? Это значит веровать во Христа! Поклоняться, служить Господу как Наставнику, Учителю и истинному Богу. Научиться Христовым заповедям легко, если вы искренне этого желаете, а Бог содействует вам Своей силою, исходящей от Креста. Спаситель приглашает Своих учеников: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29).

Всякий, кто мыслит о себе скромно, а в общении с людьми старается не раздражаться, но носит тяготы и бремена другого, покрывая все великодушием и любовью, есть ученик Христов. Плоды такого научения весьма ясны и очевидны. Они суть раскрывшиеся дары Святого Духа, цветы, которые распускают свои прекрасные лепестки в сердце человека. Плоды Духа суть мир, умиротворение, равновесие ума и сердца, радость, которая рождается в чистой или очищенной покаянием совести, долготерпение, соединение мужества и выдержки, кротость, укрощенный гнев, который христианин направляет только на диавола, а в отношении людей бывает покладист и примирителен; мудрость и любовь – царица всех добродетелей.

Андрей Борисович Ефимов, доктор физ.-мат. наук, профессор, зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ (г. Москва):

– Вся жизнь человека, который берет свой крест и следует за Христом, то есть христианина, есть ученичество. А Учитель у нас один – Господь наш Иисус Христос. Христианство – это от начала до конца изучение: изучение своей души, изучение пути в Царствие Небесное и по возможности достижение его уже здесь, на земле.

Как часто противопоставляют веру и знание, церковность и ученость. Нередко от людей в церкви можно услышать: «А зачем нам учиться? Главное верить!» Кто-то в качестве аргумента к этому тезису приводит слова апостола Павла о том, что «знание надмевает», как бы забывая, что у этой фразы есть и продолжение: «а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1). То есть апостол говорит не о вреде знания как такового, а о том, что знание без любви не приносит пользы, становится самоцелью, превращается в голое начетничество.

А еще противники знания говорят о том, что многие святые были простецами, что они университетов не кончали. В этом тезисе тоже есть лукавство. Эти так называемые «простецы» были просвещены Святым Духом, а в нас, обычных и грешных людях, такой святой простоты не найти. И потому мы должны с усердием изо дня в день изучать Священное Писание и Предание.

Мы должны знать догматы своей веры, чтобы не уклоняться в ереси и суеверия. Ведь догматы, как справедливо заметил один богослов, – это верстовые столбы, которые позволяют нам не сбиться с правильного пути и не попасть в первое же болото. И тот, кто говорит о вреде учения и знаний, наверное, забывает о том, что многие святые были людьми высокообразованными, например апостол Павел, святитель Иоанн Златоуст, Василий Великий. Им знания нужны были не только для того, чтобы самим правильно верить, но для того, чтобы учить вере других.

Те же задачи стоят и перед современными миссионерами. Им предстоит проповедовать перед людьми образованными, а значит самим необходимо обладать знаниями, широкой эрудицией, быть убежденными в том, что учение и образование для христианина это всегда благо. Участники нашей передачи помогут сформировать эти убеждения не только студентам Миссионерского института, но и всем нам, отвечая на такой вопрос: всегда ли учение и образование это благо?

Андрей Борисович Ефимов, доктор физ.-мат. наук, профессор, зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ (г. Москва):

– Да, многие люди могут обойтись без образования. Не для всех оно необходимо. Другое дело, что каждый христианин призван служить Богу, людям, миру Божьему, а для того чтобы быть полноценным служителем, образование, конечно, необходимо. Особенно оно необходимо тем, кому приходится общаться с людьми современными, так как сегодня образование ценится весьма высоко. Однако образование бывает разным. Об этом можно многое сказать. Главное, чтобы образование было глубоким. Даже некоторые современные крупные ученые оказываются на самом деле не глубоко образованными. Все основные вопросы жизни относятся к образованию, и их нужно решать на большой духовной глубине, иначе они так и останутся нерешенными, и человек придет к концу жизни пустым.

Аркадий Маркович Малер, православный философ, глава интеллектуального клуба «Катехон»:

– Если под образованием понимать освоение интеллектуального опыта человечества, то, конечно, это всегда благо. Любой человек, если он хочет быть адекватным тому миру, в котором живет, и тем более если он хочет нести в этот мир слово Божие, должен обладать высоким культурным уровнем. Он должен знать азы современной интеллектуальной культуры, современной философии, современной науки, современной литературы.

Но есть тип образования, предполагающий, что человек усваивает знания, которые для него откровенно вредны, которые ведут его не к спасению, но к погибели. Однако такие знания и умения на уровне среднего и высшего образования не преподаются. Поэтому обучение и образование необходимы каждому христианину, о чем писали сами отцы Церкви. Достаточно вспомнить Григория Богослова, который восхвалял образованность. Конечно, образованность не является самоцелью. Цель получения образования состоит в том, чтобы достичь определенного духовного уровня, который можно обрести только в православии.

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма в честь всех святых в Красном Селе (г. Москва):

– Святитель Василий Великий говорит о том, что христианин спасается бегством от невежества. Христианин – это человек, просвещенный ведением. Бог – источник премудрости и знания. Вот почему быть простецом (Бог везде) и быть человеком необразованным, невежественным – это не одно и то же. Где просто, там ангелов со сто. И те святые, о которых говорят, что они простецы, были на самом деле просвещеннейшими и интеллигентнейшими людьми, которым Бог открывал тайны и земные, и небесные.

Закончить медресе или семинарию, выйти ученым-академиком из соответствующего учебного заведения – это еще не значит прояснить в себе образ Божий. Это еще не значит, что знание мы смогли сделать сердечным ведением. Но, выражаясь просто и неизысканно, скажем, что все христиане должны радеть о том, чтобы расширять свой умственный кругозор, юноши должны избрать себе в друзья науки – и гуманитарные, и естественные.

Образование бывает не во благо, если в человеке совмещаются гений и злодейство, если дар образованности он употребляет в дурных целях, думает, как бы незаметнее украсть, как бы ловчее обмануть. Если ты из добытых тобой знаний складываешь памятник собственной гордыни, если ты именуешь себя человеком умственного труда только для того, чтобы превозноситься и тыкать своими знаниями в нос невеждам, то лучше бы, братец мой, тебе оставаться в группе продленного дня в первом классе, а еще лучше – в детском саду, потому что, как правило, дети лишены мнительности, обидчивости, превозношения и гордыни.

Диакон Павел Сержантов, канд. филос. наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ (г. Москва):

– В учении и образовании передается человеческий опыт. Но какой именно? Если это опыт положительный, то образование – благо. Нет никакого сомнения в том, что для человека является благом умение считать, читать, писать. Эти элементарные навыки необходимы нам для жизни в обществе. Благом для нас являются и навыки более сложные, которые нельзя получить в обычной школе, то, чему учит университетская наука.

Некоторые святые действительно были людьми простыми и некнижными, но это не означает, что они не впитывали никакого опыта. Достаточно посмотреть на нашего соотечественника преподобного Силуана Афонского, который был обычным крестьянином. С одной стороны, он был человеком некнижным, писал с ошибками, получил только начальное образование. С другой стороны, каждый, кто открывал его писания, убеждался в том, что он постоянно прибегал к книгам, хорошо знал Евангелие и божественную службу, очень ценил святоотеческие наставления. Его собственные писания отличаются большой мудростью. Мы можем сказать, что наша традиция не заповедует игнорировать образование и книжную мудрость, ведь «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13, 52).

Если человеку предоставляется возможность получить хорошее образование, то ее нужно использовать.

– Тем, кто только еще думает о том, стоит ли становиться студентом Миссионерского института, стоит ли овладевать богословскими знаниями, расширять свой кругозор, повышать культурный уровень, уместно будет напомнить русскую поговорку: ученье свет, а неученье тьма. «Старинная пословица не мимо молвится», говорили наши благочестивые предки. В точку попал человек, придумавший этот афоризм. Он, без сомнения, понимал, что свет и просвещение это слова родственные, и, конечно, знал, что светом во все времена христиане называли Иисуса Христа. Знают об этом и преподаватели Миссионерского института, а потому они не просто ждут в этом году абитуриентов, которые хотят и любят учиться, но и обращаются к ним с теплыми пожеланиями.

Диакон Павел Сержантов, канд. филос. наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ (г. Москва):

– Я бы пожелал всем абитуриентам этого года, чтобы они, хорошенько подумав и попросив помощи Божией, нашли свою дорогу в жизни: где учиться, где работать, где служить. И чтобы они на этой дороге не разминулись с собой.

Игумен Серапион (Митько), зам. председателя Синодального миссионерского отдела, доктор богословия, канд. филос. наук:

– Образование – это очень значимая часть жизни. И ее нужно прожить. Некоторые поступают в вуз, чтобы скорее его закончить, и лишают себя уникальной возможности получить удовольствие от учебного процесса. По прошествии многих лет они понимают, что по разным причинам упустили эту возможность, не до конца открыли свою душу знаниям. Такие люди хотят повторить опыт ученичества, поэтому сейчас в институтах учатся люди разного возраста. Я желаю, чтобы абитуриенты 2015 года получили подлинный опыт православного образования в Екатеринбургском Миссионерском институте. Нужно отметить, что этот институт возник не на пустом месте. Огромную роль в создании этого учебного заведения сыграли правящие архиереи Екатеринбургской епархии. Необходимо поблагодарить митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, при котором институт обрел второе дыхание, а также сестер Новотихвинского монастыря и их духовника архимандрита Авраамия, ректора и духовника института и всех преподавателей, которые составили этот миссионерский проект.  

 

Автор программы: Ольга Баталова
Расшифровка: Екатерина Иванова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать