Уроки православия. Миссионерский институт. Обращение к абитуриенту. Урок 1

24 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Суть Миссионерского института его ректор Н.А. Дьячкова кратко сформулировала так: это православный институт для православных студентов, и студентам института к учебе придется подходить так же ответственно и разумно, как и к вере. О том, легко ли получать теологическое образование, и о многом другом мы узнаем от ректора института, а также от его студентов и преподавателей. 

– Одно из писем святителя Феофана Затворника имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего урока. В ответ человеку, взявшемуся рассуждать о том, о чем он не имел понятий и после поколебался в вере, святитель пишет: «У Вас в голове собрался большой шум и, чтобы его рассеять, скажу Вам о вере слепой и неслепой и о том, в какой степени надо доверять своему уму в предметах веры. Слепой вере противоположна вера видящая, то есть та, которая ясно видит, во что человек верует и почему». Буквально с этих же слов начался и наш разговор с ректором Миссионерского института Натальей Александровной Дьячковой. Она тоже говорила о том, что к вере важно подходить ответственно, разумно и что сформировать такой подход помогают в Миссионерском институте. Кратко суть этого учебного заведения Наталья Александровна сформулировала так: «Это православный институт для православных студентов», то есть его абитуриентами могут стать лишь те люди, которые живут полноценной церковной жизнью. Кого и на каких условиях принимают на учебу в этот вуз, можно узнать на сайте Миссионерского институте, называется он «Уральский миссионер». Как показывает опыт, среди его абитуриентов есть люди не просто разного возраста, но и разного уровня подготовки: половина поступающих уже имеет одно, а то и два высших образования. И все же всем студентам Миссионерского института к учебе придется подходить так же, как к вере – ответственно и разумно. О том, легко ли получать теологическое образование, и о многом другом мы узнаем от ректора института, а также от его студентов и преподавателей.

Дьячкова Наталья Александровна, доктор филологических наук, профессор, ректор Миссионерского института

– Я честно скажу, учиться у нас непросто, даже трудно, и отсев у нас есть. Я признаюсь, что за четыре года существования нашего вуза мы отчислили уже 59 человек. Некоторые люди, проучившись один семестр, сами понимают, что они не туда попали, что эта учеба им не под силу, и просто уходят из института. Других мы отчисляем за академическую неуспеваемость. Но зато тот, кто претерпевает до конца, как говорится, спасен будет. Такие студенты не жалеют, что они прошли через все эти препятствия. Студентам нужно писать и курсовые работы, и выпускную квалификационную работу.

Тем телезрителям, которые, может быть, сейчас воспламенеют духом и решат, что это интересно и захотят прийти послушать, я сразу хочу сказать, что если они предполагают, что они придут и будут слушать сладкие духовные беседы или будут наслаждаться лекциями Константина Владленовича Корепанова, да, все это у нас будет, но помимо этого нужно будет конспектировать, писать контрольные работы, сдавать экзамены и зачеты. Поэтому тех людей, которые думают, что это просто расширенные библейские курсы, я хочу сразу разочаровать: это серьезное высшее учебное заведение, где преподают вузовские профессора, доценты, люди с учеными богословскими степенями, и уровень требований, которые мы предъявляем к нашим студентам, очень высок.

– За время учебы студенты должны пройти две практики, педагогическую и миссионерскую, и таким образом проверить себя в качестве миссионеров в конкретных обстоятельствах – в школах, в дальних селах. Это очень серьезная и ответственная практическая деятельность также подвигает студентов много и упорно трудиться. Но есть у них и в этом образовательном пространстве территория утешения и отдохновения. В институте создано несколько клубов по интересам: богословский, литературный, хоровой, киноклуб.

Дьячкова Наталья Александровна

– Человек, который интересуется литературой, музыкой, искусством кино, сможет найти свою среду общения, но не светскую, а среду своих братьев по вере, единомышленников, что дает возможность проводить досуг не бессмысленный и бесцельный, а досуг, который обогащает душу и питает ум. Многие наши студенты ценят институт не только за то, что здесь высокий уровень преподавания, но и за то, что, придя в институт, люди оказываются в своей среде, в комфортной, душевной обстановке, у них появляются друзья, есть возможность общаться, дружить, ездить в паломнические поездки, в гости к своему любимому куратору и т.д.

– Студенты института согласны со своим ректором. И молодые, и зрелые люди, пришедшие учиться в этот вуз, не просто открывают для себя новый мир: в нем они за долгие годы исканий порой впервые находят и отдохновение, и успокоение, как это и бывает с теми, кто долго и упорно искал Истину и наконец обрел Ее.

Илья Генрихович Гринкевич, студент 2 курса Миссионерского института

– У меня лично знакомство с Православной Церковью началось с поиска ответа на вопрос о смысле жизни. Решение обычных, классических ситуаций, которые каждый человек проживает, когда надо на работу, деньги зарабатывать, что-то делать, не давало внутреннего душевного тепла. Я все время находился в поиске, и этот поиск в определенный момент привел меня в храм, в Церковь. Я сразу же столкнулся с тем, что, заходя в храм, я не очень понимаю, что там происходит, не очень понятны слова молитв, последовательность действий и не очень понятно, зачем вообще все это надо, почему службы длятся так долго и т.д. Я думаю, что у любого человека, впервые зашедшего в православный храм, подобные вопросы могут возникнуть.

Мне захотелось в этом разобраться, и в поиске ответов я начал ходить сначала на подготовительные курсы, которые были организованы в Ново-Тихвинском монастыре в Зеленой роще. Потом я узнал, что существует Миссионерский институт, и пошел в него даже не с целью вести впоследствии миссионерскую работу, а с целью понять для себя и разобраться в том, что такое вера, каковы основные представления верующих людей, во что и в Кого они верят, зачем ходят в церковь. Впоследствии появился тезис о том, что христианство и учение – неразделимые вещи, и вся наша жизнь есть учение. Я пришел в институт, поступил в него, начал учиться, и постепенно мне начали открываться глубокие вопросы, представления о Боге, представление о смысле жизни, о предназначении человека. Постепенно я начал находить для себя ответы на эти вопросы.

Для этого в институте созданы прекрасные условия. Мы изучаем догматику, то есть представления Церкви о том, Кто есть Бог, как Он взаимодействует с людьми и миром, каков смысл создания мира, зачем это все. Мы изучаем библеистику, то есть историю развития человека в библейском смысле слова: почему произошло грехопадение, что такое грехопадение, что делать нам сегодня в повседневной жизни в связи с ним. Мы изучаем литургическое богословие, которое объясняет, что делается непосредственно в храме и зачем мы туда ходим. Есть очень распространенная позиция, что в храм ходить незачем, а верить в Бога можно в сердце. Но оказывается, что ходить в храм очень даже есть зачем, и ответ на этот вопрос можно найти при изучении литургического богословия, которое объясняет, что и как в храме делается, последовательность и цель действий, понятие Евхаристии, что это такое и как она появилась.

Институт – это как раз то самое место, где имеется круг единомышленников, так как в него приходят люди, неравнодушные к Православной Церкви, люди, желающие изучать и познавать ее. Здесь прекрасные преподаватели ведут предметы, которые позволяют находить ответы на все эти вопросы.

Еще очень важный аспект состоит в том, что вера в Бога и участие в церковной жизни – это не какое-то отдельное мероприятие, оторванное от остальной жизни. Когда человек погружается в этот мир, вдруг оказывается, что вся наша жизнь пронизана ответами на различные вопросы, включая и бытовые, связанные с работой или женитьбой, которые тоже глубоко связаны с представлением о вере и смысле. Я хочу подчеркнуть мысль глубочайшей связанности вероучения с реальной повседневной жизнью. Это не два разных мира, когда где-то далеко в одном месте находится Церковь, а в другом – мои проблемы: это одно и то же. И когда человек погружается в представление о Боге и в церковную жизнь, то в свете этих представлений выстраивается и вся его обычная жизнь.

Институт – это то самое место, где можно найти, познать, узнать многое в доброжелательном кругу единомышленников, задать вопросы, понять, где начало, а где конец. Мне лично это все очень помогло. Я нашел для себя ответ на вопрос о смысле жизни, и он вытекает из представления о Боге. Бог – это высшая Жизнь, высшее Благо, и люди созданы для того, чтобы Он нас привел к этому высшему Благу.

Мне стала понятна идея человеческой воли и нашей свободы, которая проявляется в повседневной жизни. Это не просто что-то случайное, а именно реализация человеком своей воли и произвольное движение к Богу и к познанию Бога – это и есть главное содержание христианской жизни. На самом деле это бесконечная тема. В институте это все познается, раскладывается по полочкам, поэтому туда надо идти. Людям, которые не равнодушны к вопросу о том, зачем они живут, чего они хотят, у которых не хватает в душе тепла, осмысленности, стоит присмотреться к этому институту, поступить в него и изучать все это.

– У другого студента Миссионерского института Кирилла Кравцевича религиозные вопросы также копились давно, но найти ответы на них вне Церкви ему не удавалось. И Господь через добрых людей управил пути ищущего: эти люди послали Кирилла учиться в Миссионерский институт. Хотя он был нацелен на иное учебное заведение, советом воспользовался и не прогадал. В настоящее время Кирилл заканчивает 2-й курс и учится с радостью и с удовольствием, хотя это не значит, что сам процесс обучения легкий и беззаботный.

Кирилл Вячеславович Кравцевич, студент 2 курса Миссионерского института

– Сейчас я учусь на 2-м курсе, и это очень тяжело. Нужно быть постоянно в напряжении, знать, что скоро будет сессия, постоянно готовиться, не забывать ходить в храм (посты никто не отменял), непрестанно молиться. Прошло года два, и если раньше я был, можно сказать, ходячим мозгом и все время думал, то сейчас я узнал, что есть другая перспектива, что есть «парящее сердце» и можно жить совершенно по-другому, можно жить «у Бога за пазухой». Но это далекий путь, который не достигается даже за 5 курсов обучения.

В институте у нас огромная семья. Есть, конечно, ректор, деканы, студенты разных курсов, но все мы – большая семья. В институте есть свой устав, своя трапезная. Кто хочет посмотреть на большую семью, приходите к нам в гости. У нас есть дни открытых дверей, чаепития, конференции. Приятно встречаться с людьми, которые могут разговаривать предметно, принося на конференцию свои доклады. Можно подискутировать, где-то поспорить, а потом за чашкой чая понять, что мы все одна большая семья.

В нашей Екатеринбургской епархии, если взять все ожерелье храмов, Миссионерский институт – это такая редкая жемчужина среди всех этих самоцветов, что если бы его не было в ряду наших духовных школ, духовное образование в Екатеринбурге было бы, наверное, неполноценным. Через Миссионерский институт мы заходим вместе со Христом в древний Иерусалим, смотрим на все улицы, пытаемся понять, как люди жили раньше. Нельзя же просто открыть Библию и начать ее толковать, как в голову взбредет, или прийти в храм, услышать один раз проповедь и сказать: «Сейчас я все понял!» Поэтому мы, входя в этот древний мегалополис, смотрим пути апостольские, смотрим, что Господь через апостолов основал Церковь, которую «и врата ада не одолеют».

Лично для себя я отмечаю большую пользу, обучаясь в этом институте, потому что помимо того, что я обрел новую семью и много друзей, с некоторыми из которых я провожу так много времени, что считаю их уже родственниками, я также узнал, что есть Церковь Небесная – целый сонм святых. Мое удивительное знакомство, например, с преподобным Сергием Радонежским и с его родителями, преподобными Кириллом и Марией, началось, когда я первый раз приехал в Лавру. Сейчас пишу курсовую работу об этой семье и все больше и больше удивляюсь тому, какой хороший пример православной семьи они дали нам – членам Русской Церкви.

Я считаю, что каждый может обратиться к своей совести и посмотреть, есть ли у него силы пойти в ученики Христа и с Богом проработать, и если у него такие силы найдутся, то можно пройти вступительные испытания, как в любом вузе. Но если он станет учеником Христа лет на пять и с Ним пройдет этот путь, я уверен, что каждый человек для себя очень много откроет, приобретет друзей и познакомится с жизнью святых. А это уже немаловажный факт существования нас как христиан.

– Полное название вуза – Негосударственное частное учреждение образовательная организация высшего образования «Миссионерский институт», и хотя в самом названии нет ни слова о воспитании, воспитательный процесс в нем занимает важное место. Один из старейших преподавателей миссионерского факультета ПСТГУ Андрей Борисович Ефимов убежден, что образование и воспитание разделять вообще невозможно.

Андрей Борисович Ефимов, доктор физ.-мат. наук, профессор, зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, г. Москва

– Очень просто можно сказать: образование без воспитания – это то же, что дать безумному в руки меч, то есть должно быть и образование, и самообразование, но первичным является воспитание себя, которое идет до последней жизненной черты у каждого человека. Жизненный путь, путь в Царство Небесное требует усилий, и только прилагающий усилия приобретает Царство Небесное уже здесь, а затем и там. По поводу воспитания можно сказать словами великого древнегреческого философа Платона: «Человек – самое возвышенное и прекрасное существо, если он укрощен должным воспитанием. Если же его не воспитывать или давать недолжное воспитание, он станет самым страшным животным, какого еще не видела земля».

– А потому в уставе Миссионерского института прямо написано, что среди его целей есть и такие, как выполнение воспитательных задач, вытекающих из духовно-нравственного и гуманистического характера образования.

Дьячкова Наталья Александровна

– Взрослых людей мы воспитываем. У нас есть кураторы, которые проводят воспитательные беседы, есть декан факультета отец Игорь Стуков, который регулярно проводит духовные беседы в группах, говорит о молитве, о скромности, о смирении, о послушании. Соответственно параллельно с образованием у нас в обязательном порядке идет воспитательный процесс, потому что наш девиз состоит из трех ключевых слов – образование, духовное просвещение и воцерковление. Под духовным просвещением мы как раз понимаем воспитание, потому что можно хорошо знать Священное Писание и цитировать святых отцов, но быть человеком духовно ненаполненным, пустым и невоспитанным. О каком миссионерстве в этом случае можно говорить! Поэтому очень важная составляющая образовательного процесса в нашем институте – это воспитательная сторона. Воспитание означает питать, напитывать и сведениями духовного содержания, и, я не побоюсь этого слова, светского, потому что современный православный образованный человек должен знать литературу, поэзию, разбираться в кино и в других областях, которые называются общегуманитарными.

– Преподаватели, приезжающие в Екатеринбург из Москвы, имеют возможность сравнить деятельность Миссионерского института с другими подобными учебными заведениями; они отмечают его уникальные возможности, в том числе и воспитательные.

Елена Сергеевна Малер, православный публицист, преподаватель ГАУГН при РАН, г. Москва

– Это уникальный институт, потому что он создан уже для православных христиан и имеет своей задачей не просто дать знания о вере, о христианстве, об истории Церкви, так как в таком случае он был бы похож на очень многие наши учебные заведения, например Свято-Тихоновский институт или Российский православный университет, но научить уже православных христиан миссионерству, что следует из его названия – Миссионерский институт. В кредо этого института входит такое понятие, как духовное просвещение.

Руководство института посчитало важным обратить внимание на призыв Патриарха Кирилла, который приехал в 2010 году в Миссионерский институт и сказал, что самая главная сейчас задача – это миссионерство среди самих граждан России, или, иными словами, внутренняя миссия. И руководство института сочло необходимым заняться именно этим: при подготовке специалистов образованием столь глубоким, которое позволило бы православным христианам заниматься внутренней миссией, миссией в самых разных областях.

Другой особенностью Миссионерского института является то, что он не только дает знания, но и проводит воспитательную работу. Нынешнее образование воспитательной работой не отличается. Эта сфера ушла из него. Воспитанием теперь занимаются в семьях, воспитание ушло в частный сектор. А Миссионерский институт считает воспитание той областью, которой они занимаются сами. Так, в институт принимают людей, которые должны доказать свое православное христианство свидетельством от своего духовника или рекомендацией от священника, и без этой рекомендации студентов в институт вообще не принимают. Таким образом, Миссионерский институт помимо прочего занимается и духовным воспитанием, что, на мой взгляд, очень важно и выгодно отличает его от других высших учебных заведений.

Дьячкова Наталья Александровна

– Я бы хотела обратиться к православной молодежи. Дорогие братья и сестры! Не упускайте уникальную возможность получить бесплатно (подчеркиваю, бесплатно!) высшее богословское образование в очень хорошем Миссионерском институте Екатеринбургской епархии. Прием документов мы начинаем 19 июня, и он продлится до 30 июля. В эти сроки вы можете принести свои документы. Я сейчас не буду подробно перечислять, какие документы мы требуем, какие вступительные экзамены вам предстоит сдавать, я просто отсылаю вас к сайту Миссионерского института www.uralsky-missioner.ru, где в рубрике «Абитуриентам» вы найдете полную информацию. Можно позвонить и задать вопросы по телефону: 8 (343) 269-30-36. Мы ответим на все ваши вопросы!

 

Автор и ведущий: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать