Уроки православия. Кто твой ближний? Урок 4

5 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На прошлом уроке мы говорили о том, что врагов своих надо любить так же, как мы любим своих ближних. Свт. Игнатий учит, что «любовь к ближним одинаково пламенеет и к друзьям, и к врагам» и что «любовь к врагам доставляет сердцу полноту любви. В таком сердце уже нет места для зла, и оно уподобляется благостью своею Всеблагому Богу». Однако многие из тех, кто пытался исполнять эту заповедь, убеждались в том, что она невыполнима… 

– Заповеди Христовы исполнять трудно, а порой даже кажется, что и невозможно. Не исполнять их – тоже невозможно (иначе не спасешься). И человеку, искренне желающему спасаться, порой кажется, что задача эта не имеет решения. Особенно часто в такой тупик люди попадают, когда пытаются исполнять заповедь «возлюби ближнего твоего». И если не разобраться в евангельском понимании слов «любовь и ближний», то действительно легко можно заблудиться и уйти в своих чувствах и поступках «на страну далече», то есть уклониться от спасения. Не зря святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Не подумай, возлюбленнейший брат, что заповедь любви к ближнему близка к нашему падшему сердцу! Нет! Эта заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; эта заповедь – новая, а сердце наше еще ветхое!» И рассматривая на прошлых уроках эту заповедь с самых разных сторон, мы стремились и понять значение каждого ее слова, и разобраться, что и как надо делать, чтобы исполнить ее. Но вопросы все равно остались. И сегодня мы попытаемся найти ответы на некоторые из них. Мы уже говорили о том, что и врагов своих надо любить – точно так же, как и своих ближних. Святитель Игнатий учит, что «любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная; она одинаково пламенеет и к друзьям, и к врагам». А еще он говорит, что «любовь к врагам доставляет сердцу полноту любви. И в таком сердце уже нет места для зла, оно уподобляется благостью своею Всеблагому Богу». Но многие из тех, кто пытался исполнять и эту, и другие заповеди, убеждались лишь в том, что они невыполнимы…

– Возможно ли, в наших ли силах любить врагов? То есть возможно ли достигнуть того «высшего пилотажа», к которому призывает нас эта заповедь и образец которой явил нам Своей жизнью, смертью и воскресением Сам Христос? Способны ли мы? Сами – нет! Говорят, что исполнение Христовых заповедей трудно. Да не трудно оно – оно невозможно! Так ведь мы на это и не рассчитаны. Надо помнить о том, что Господь оставил за нами лишь решимость исполнять заповедь, предоставив нашей воле полную свободу. Мы способны и призваны принять решение, но в исполнении этой заповеди мы следуем Его воле, Он действует в нас. Мы способны стать проводниками Его любви, Его силы, Его красоты, Его чистоты. Когда уже не я живу, но Христос – во мне! Он действует через меня! И тогда оказывается (каждый имеет какой-то свой опыт), что ты сам себя вдруг начинаешь наблюдать как бы со стороны и думаешь: «Не может быть, чтобы это был я! Я-то себя знаю! Я не способен!» У меня такое состояние возникало чаще всего в моменты какого-то крайнего напряжения. Я иногда подрабатываю синхронным судебным переводчиком, а в суде очень сложно переводить, потому что говорят сразу несколько человек и приходится переводить «на ушко» то подсудимому, то свидетелю; то один говорит, то другой, но говорят они хотя бы по очереди, а я-то – постоянно! Русский язык в среднем на двадцать процентов длиннее английского – и синтаксически, и фонетически, и морфологически: слова длиннее, окончания всякие, и постепенно я начинаю отставать, объем моей оперативной памяти (как у компьютера) забивается, и в какое-то мгновение наступает паника! А в судебном разбирательстве в это время – критический момент (именно тогда, когда мой «буфер» забит полностью), и мне надо еще целых три предложения перевести, причем те, которые пропустить никак невозможно. Уже довольно давно у меня выработалось правило: перед началом какого-либо дела я всегда молюсь, ну хоть краткой молитвой, но в этот момент у меня внутри происходит не то что молитвенное обращение к Богу, а просто крик: «Господи, а теперь – Ты! Потому что я не могу больше!» Вообще-то я, как судебный переводчик, имею право поднять руку и попросить три или пять минут, необходимых для перевода. Но судье тогда необходимо будет остановить судебное заседание, то есть я нарушу, прерву живой процесс, а люди же не могут в процессе решения, общения вдруг замереть в какой-то позе и затем продолжить! Поэтому я никогда этого не делаю, чтобы меня просто не дисквалифицировали. В это мгновение во мне и возникает этот вопль: «Господи, а теперь – Ты! Я больше не могу, и Ты это знаешь!» И сколько раз за собой наблюдал – с этого момента происходит маленькое чудо. Я вижу, что продолжаю переводить с такой скоростью и таким качеством, с которыми я просто не умею. Я трезво оцениваю себя как неплохого переводчика, но я так не умею! Я успеваю все услышать, запомнить, передать, вижу себя отчасти как бы со стороны и думаю: «Во дает! Вот это класс!» Я успеваю собраться, вдохнуть, поблагодарить Бога, включиться в процесс – нормально, спокойно, без паники – и все начинает происходить дальше. Вот в эти кризисные (а слово «кризис» по-гречески – «выбор», момент принятия решения, иногда переводится – «суд») моменты жизни как важно нам обратиться к Источнику силы, Источнику наших физических, интеллектуальных, душевных, психических, психологических возможностей! И происходит чудо! Другого объяснения у меня нет. Постепенно это становится навыком. Теперь, когда мои собственные силы иссякнут, я знаю, к Кому и как обратиться. Для этого не требуется никакого специального времени, а необходимо лишь осознание Его присутствия и признание своей ограниченности. Конечно, для того чтобы честно признать свою ограниченность, надо к этой границе подойти. Ожидать того, что я буду работать в четверть силы, а Господь как-то все управит за меня, моими усердными молитвами, наверное, было бы несправедливо. И тем более требовать этого или искать; это не кнопочка, которую нажал, и все магическим образом начинает работать! Но с другой стороны, это уже такой опыт, в котором я уверен. У меня есть уверенность в Его присутствии; уверенность в том, что Он не даст мне даже в этой, казалось бы, житейской ситуации потерять надежду. Он меня подхватит, Он меня спасет, и спасет не только меня. Я же вижу, что Он спасает и судью от неправильного решения, и подсудимого – от последствий этого неправильного решения, и многих-многих людей – от несчастья. Меня – только от неприятности!

– Святые отцы учат, что исполнять заповеди Христовы (в том числе и заповедь о любви к ближнему) невозможно, если не очищать свое сердце от страстей. Ведь именно они не дают нам делать то, что заповедовал Господь, они мешают нам жить богоугодно, и потому борьба со страстями оказывается оборотной стороной исполнения заповедей! Но даже когда мы стремимся их исполнять и у нас ничего не получается, даже когда мы оказываемся побежденными страстями, это еще не означает нашего поражения. Оказывается, что и такое положение вещей может быть для человека благом и тем уроком, выучить который необходимо и спасительно! Вот как говорит об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Исполнение заповедей научает человека его немощи», а святитель Игнатий продолжает эту мысль так: «На познании и сознании своей немощи строится все здание спасения». И это слова опыта! Только при тщательном исполнении заповедей Христовых человек может увидеть множество страстей своих и убедиться в совершенном бессилии ветхого Адама для деятельности Адама нового, убедиться в справедливости духовного закона, который может быть исполнен лишь щедротами Христовыми. Нищета духовная, сознание своего падения, сознание необходимости в Искупителе, стремление всем существом к исповеданию искупившего нас Сына Божия и Бога нашего Иисуса Христа — всё это плоды борьбы со страстями, которые и являются залогом вечного блаженства. Но ищем ли мы в своих трудах щедрот Христовых и той силы Его, которая в немощи и свершается?

– Почему же к этому Источнику мы не прибегаем всегда, постоянно? По причине, которую мы сегодня уже упомянули: наше сердце, этот орган принятия решения, поражено грехом. А воля наша, падшая, чрезвычайно изобретательна в том, чтобы находить оправдания, подчас самые жалкие, оказывающиеся для нас достаточными, чтобы пытаться как-то «разрулить» нашу жизнь по своему собственному разумению. Наше неблагодарное сердце (а грех неблагодарности один из самых страшных еще с ветхозаветных времен) хочет избежать признания участия Бога в нашей жизни. Наша гордость стремится приписать все нам самим, нашей самодостаточности. Мы сами на все способны, без Него! И оправданий великое множество: «Как все, так и я – иду в потоке. Ну не могут же все быть не правы?!» Эти аргументы я часто слышу от людей подчас образованных, ученых, кандидатов и докторов наук. А почему? Если вы ставите какой-то научный эксперимент и последовательно получаете одни отрицательные ответы, вы же не говорите: «Не может быть, чтобы все ответы были неправильные!» Нет, вы исходите из того, что ваш эксперимент дал отрицательные результаты. Но почему-то в нашей духовной, нравственной жизни важнее оказываются другие критерии: «за компанию» или «в потоке»… Ими наше поведение кажется оправданным. Наш эгоистический выбор отказа от следования воле Божьей и Его заповеди кажется нам в какой-то момент вполне допустимым. При этом мы совершаем этот выбор множество раз на дню, и нам иногда кажется, что большую-то часть дня мы прожили, в общем, вполне благообразно и богоугодно, а поэтому в конце дня маленькое предательство или еще какое-то отступление не так существенно на весах справедливости. Маленький грех почему-то уже не представляется нам грехом. Но ведь плата за грех – смерть! В этом смысле плата за маленький грех – маленькая смерть, то есть смерть достаточная. Смерть либо есть, либо нет, даже если она очень маленькая. Все эти самооправдания, потакания своей слабости, гордости, падшести преодолеваются путем следования опыту людей более мудрых, чем мы сами, – великих святых; путем следования заповедям Священного Писания, понимания их во всей их глубине, а не путем какого-то поверхностного перечисления пунктов, россыпи стихов или, как говорят, мест Писания. Не существует мест Писания! Существует – Писание! Если бы Господь хотел оставить нам места Писания, Он бы так и сделал. Но почему-то Он оставил Самого Себя, Свое жизнеописание, Свою жизнь, которая не членится на пункты и параграфы, какие-то отдельные нравоучения и благопожелания. Признаки духовной болезни и нездоровья преодолеваются и своим собственным опытом, и приобщением к опыту других людей, опыту Церкви, а он у нас, этот опыт, чрезвычайно богат и всегда в нашем распоряжении. Когда мы видим эти болезненные шаги, поступки и действия в других людях, они видны нам не случайно! Господь соделал нас свидетелями этих поступков прежде всего для нас самих, не для исправления того, чему мы оказались свидетелями, а для обращения к самому себе, своему собственному сердцу. А что я? Как я веду себя в подобном случае? Что я должен сделать в себе, чтобы со мной этого не происходило, не множилось и я не давал бы повода другим находить во мне этот самый порок? Человек поступает так, потому что видел подобное вокруг себя, а может быть, и в себе самом! Здоровая рефлексия человека – обращение к самому себе: а что это значит для меня? Почему я здесь оказался? Почему стал свидетелем этого? Для того, чтобы исправить? Но Господь мог бы использовать для этого кого-то другого, более искусного, да и вообще обойтись без меня! Но почему-то Он привлек в эту ситуацию меня. Что Он во мне ищет, чего ждет и в чем Его замысел в отношении меня? Я должен отвечать только за себя. Господь потом спросит не о том, что творилось в мои времена в моей стране или в Церкви, а о моих очень конкретных поступках, решениях и словах, в той мере ответственности, которой Он меня наделил. А мера этой ответственности немалая. Каждый день я встречаю в своей жизни десятки, иногда сотни людей – когда выступаю с лекциями, но чаще это какое-то личное общение. Вот за это я отвечаю! Если я в ком-то что-то заметил, насколько это моя мера ответственности? Если этот человек, так или иначе, в моей жизни появился – это моя мера ответственности! Это мое время явить ему, в той полноте, в которой я сам вмещаю, тот образ Божий, которому я призван соответствовать!

– С Олегом Владиславовичем мы встречаемся не впервые, и каждый раз это происходит неожиданно, случайно и даже невероятно. И темы для наших уроков всегда предлагает он сам, желая поделиться со зрителями тем, что кажется ему важным в миссионерской работе. Тема «любви к ближнему» не стала исключением, а уже после нашей беседы я нашла в Интернете статью, написанную Олегом Владиславовичем, которая также называлась «Люби ближнего твоего». В ней автор кратко изложил те основные положения, которые на наших уроках прозвучали развернуто: «Почему Господь дал нам эту заповедь? Как ее надо понимать? Кто есть наш ближний и что есть любовь?» Но по какой причине наш гость выбрал именно эту тему?

– Почему мне это важно? Почему я оказался в этой студии и почему Господь привел меня сегодня таким чудесным образом? Это за пределами каких-то статистических совпадений, как мне кажется. Эта тема важна для меня в моем служении – миссионерском, просветительском. Я встречаюсь с людьми очень разными, я для них тот самый ближний, непохожий, иной, чужой. Мне важно сформулировать для себя, испытать на себе (и может быть, предложить другим людям) применение этой заповеди в ее таком лингвистическом, филологическом понимании. Ближние для меня как миссионера и работника в области просвещения – это великое множество людей. Любовь – очень динамичное явление в жизни. Сейчас на уровне каких-то волевых решений в жизни, эмоционально и интеллектуально, я испытываю разные свойства и качества (состав) любви. Сегодня мне важно попытаться осознать для себя и еще раз пережить, прочувствовать, не потерял ли я чувствительность к каждому из этих оттенков; не придаю ли я одному из них, может быть, большего значения, чем должно, или наоборот – не теряю ли я его из виду? Я много езжу, путешествую и, естественно, надолго оставляю свою семью, свой дом. В этом смысле мне важно понять: остаюсь ли я любящим супругом? Не предаю ли я то решение, о котором мы говорили: любовь – решение, любовь – агапе, посвящая так много времени разъездам и поездкам по богоугодному, важному делу? Не в ущерб ли это моей семейной, духовной, душевной, эмоциональной жизни, семейным, домашним и, конечно, церковным отношениям? Каждые шесть недель я на три недели отправляюсь в поездки по стране. Что происходит в это время в церкви, как она там без меня? Церковь у нас небольшая, все мы наперечет, и поэтому отсутствие одного из нас очень заметно. Мы помним и стараемся молиться друг о друге. Ту меру ответственности, которая сейчас лежит на мне в церкви, очень важно еще раз осознать и, может быть, поделиться этим опытом со всеми слушателями и зрителями.

 

Автор и ведущая: Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать