Уроки православия. Ко Дню рождения Императора Николая Второго. Урок 2

21 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наши ближайшие уроки посвящены памяти св. Царя-страстотерпца Николая II. Ко дню его рождения мы не просто вспомним о его заслугах перед Отечеством, не только развеем мифы о нем, но и покажем, какое огромное влияние он и поныне оказывает на умы и сердца русских людей. 

 

В любую историческую эпоху, особенно на сломе эпох, важно вспоминать прошлое и извлекать из него уроки, чтобы лучше понимать и судьбу своей страны, и ход ее развития и с учетом этого строить будущее. А памятные даты призывают нас вспомнить тех, кто внес свой вклад в развитие Отечества, и благодарить Бога за то, что Он посылал нам таких достойных людей. Одним из них был император Николай II, последний царь династии Романовых.
На протяжении трех столетий цари Дома Романовых правили Россией, да так, что сделали ее великой империей. Они умножали могущество Руси, расширяли ее границы, служили Богу и Отечеству ради процветания русского народа. В понятии Святой Руси царь являлся помазанником Божиим, священным лицом, представителем Бога на земле. Был таким помазанником и император Николай II. Церковь прославила его во святых, разумеется, не за то, что он был великим правителем или военачальником. Нет, государь был канонизирован как страстотерпец, то есть как христианин, который принял мученическую смерть во исполнение Божией заповеди, принял кротко, не сопротивляясь своим мучителям и не держа на них зла. И наши ближайшие уроки будут посвящены памяти царя-страстотерпца. Ко дню рождения государя мы не просто вспомним о его заслугах перед Отечеством, не только развеем мифы о нем, но и покажем, какое огромное влияние он и поныне оказывает на умы и сердца русских людей.

Участники программы:

Пётр Валентинович Мультатули, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник РИСИ
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Пыжах, г. Москва
Александр Николаевич Боханов, доктор исторических наук, советник-консультант РИСИ
Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда свт. Василия Великого
Олег Анатольевич Платонов, доктор экономических наук, директор Института Русской Цивилизации

 Пётр Валентинович Мультатули

 - Понимание личности императора Николая II может осуществиться только людьми церковными, верующими, потому что эта фигура, с одной стороны, сакральная, духовная, а с другой стороны,историческая, политическая. Как историческая личность Николай II сделал очень много для России. Этот был человек, который видел необходимость развития нашей страны на Дальнем Востоке, в Азиатском регионе. Он сумел предвидеть экономические аспекты развития России и был первым из государственных деятелей, кто запретил вывоз сырой нефти из страны, что позволило развить экономику и обогатить её. У нас до сих пор этот вопрос о вывозе сырой нефти не решен, а тогда он уже решался при императорском правительстве. Николай II был человеком, который понимал необходимость развития России как мощного индустриального государства. Когда император в 1894 году принял страну, то она была в очень противоречивом положении: в основном аграрная, но с уже бурно развивающимся капитализмом. Сильные дворянские группы как раз считали, что страна должна оставаться аграрной, а Николай II поддержал идею о том, что Россия в первую очередь должна быть индустриальным государством: он понимал, что надвигается война, мировое столкновение за будущие рынки сбыта, и Россия, будучи аграрной страной, не сможет противостоять мощному натиску ведущих государств Запада. Николай II был одним из первых, кто понял необходимость разоружения и снятия бремени налогов с военных государств. Этим было вызвано его знаменитое предложение о проведении конференции по разоружению, потому что было совершенно понятно, что если такое бремя налогов будет продолжаться, то рано или поздно военные интересы начнут управлять политикой, а не наоборот. Ведь то же самое произошло с Германией, которая создала колоссальную армию и флот, потратила огромные финансовые средства и должна была применить все это вооружение, потому что стала заложницей своей собственной политики.

Это один аспект личности Николая II как государственного деятеля. Но, с другой стороны, это была ещё и фигура духовная, которая понимала приближение этого апокалиптического времени. Николай II пытался провести Россию очень аккуратно, осторожно через эти рифы наступающего нового времени, сохранив ее как православную империю. Но, к сожалению, большая часть общества не понимала значимости царя, того, что только на самодержавной власти держится вся Россия. Как только произошло отхождение общества, элиты от государя-императора, произошло крушение исторической России, потому что самодержавие, как огромный шест, как жезл, как стержень, сдерживало противоречия между представителями разных сословий, национальностей и конфессий, с одной стороны, а с другой, только оно могло позволить государству развиваться эволюционным путем. Еще раз повторю, Россия развивалась быстрыми темпами, но эволюционно. Николаю II для развития экономики не понадобились ни ГУЛАГи, ни расстрелы, ни виселицы, ни рабский труд, хотя успехи царской индустриализации были колоссальны. Все, что потом будет происходить в советское время, будет идти зверским, жестоким путем, путем надрыва. Многое, что было заложено еще при Николае II: проекты БАМа, нефтепровода, проект, который потом будет называться ГОЭЛРО, - осуществлено уже в 20-30-е годы, но уже другими методами, чем осуществлял царь.

Исторически государственный деятель, особенно царь, Божий помазанник, - это фигура, которая в первую очередь подлежит не оценке «похлопывания по плечу»: хорошо ли он вел себя в школе или нет, а как личность, которая осуществляла свою деятельность, по результатам как духовным, так и экономическим. У А. С. Пушкина в «Борисе Годунове» Пимен говорит: «Своих царей великих поминают / За их труды, за славу, за добро - / А за грехи, за тёмные деянья / Спасителя смиренно умоляют…» Это подход, позиция православного человека. Это не значит, что он должен быть необъективным. Чтобы понять, какую ошибку совершил тот или другой государственный деятель на престоле (в принципе любой деятель, но особенно это касается царя), нужно, с одной стороны, учитывать то, что он не знал того, что знаем мы сейчас, а с другой стороны, мы не знаем того, что знал он в той конкретной ситуации. Любой император, Николай II в том числе, хорошо знал то, что происходило в стране, был в курсе тех проблем, о которых мы теперь говорим, так как у него была разведка, свои каналы информации, но, с другой стороны, он не знал того, что мы знаем сейчас, потому что мы можем смотреть на всё уже на определенном расстоянии. Конечно, царствование могло закончиться огромными для России дивидендами, успехами в экономике, военной победой. Ведь в случае победы в Первой мировой войне Россия становилась бы державой номер один, она получила бы все, что хотела, и никто бы не мог спорить с ней, потому что она тогда обладала бы всеми ключевыми стратегическими точками: Босфором, Дарданеллами, турецкой Арменией, Константинополем, большими территориями в Европе. И фактически после разгрома Германии ни одна страна не могла бы быть нашим соперником, кроме США, хотя и Соединенные Штаты тоже были еще не в том состоянии, какими стали после Второй мировой войны. Но Россия не смогла преодолеть своего духовного кризиса, в котором находилась, и стремления к социальным переменам любой ценой. В этом беда и вина русского общества, но никак не государя. Страна перестала понимать, что такое православное самодержавие, православная монархия; даже у многих церковных иерархов не было этого понимания, поэтому в феврале 1917 года большая часть Синода поддержала переворот, за что впоследствии пришла расплата уже в 20-30-е годы, когда «измена, трусость и обман», как писал император в своем дневнике, привели к искуплению. Оно началось с подвига новомучеников, а потом через то, что прошла и проходит сейчас наша страна, потому что до сих пор нерешенные вопросы сегодняшнего дня лежат не только в Октябре, но большей частью в Феврале 1917 года. Октябрь — это лишь естественное продолжение Февраля.

Протоиерей Александр Шаргунов

- С детства мне приходилось сталкиваться с явлениями, связанными с царской семьей. Я жил в Екатеринбурге, учился в Суворовском училище, а потом в университете. Это было давно, в 1960 году, и мы с моим приятелем часто ходили мимо Ипатьевского дома. Мой друг просто горел каким-то таким интересом к нему, конечно чисто внешним. Это же история, тут произошли такие события, здесь была расстреляна семья! Но меня это не задевало, я «не загорался». И только потом, когда я пришел к вере и уже во взрослом возрасте принял христианство (в 25 лет я крестился вместе со своей супругой), то постепенно стал узнавать больше о царственных мучениках. Когда Зарубежная Церковь в 1981 году их прославила (я уже тогда был священником), мы служили им службы, особенно в день их памяти, в день новомучеников и исповедников. Для нас становилось ясным, что это значит, какой смысл имеет их убиение и насколько важно для Русской Церкви увидеть их святость и признать ее. Тема царственных мучеников, конечно, - это особая тема, важная, бесконечная. Нам необходимо понять то, что с разрушением православной монархии, с убиением царя-мученика действительно был отнят, как говорили святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Феофан Затворник, тот удерживающий, который стоял преградой свободному распространению зла. История нашей страны подтверждает это, о чем можно тоже долго и подробно говорить.

 Александр Николаевич Боханов

- Честно скажу, я к Богу пришел через государя. Раньше я занимался совсем другим и был, так сказать, нормальным атеистом, материалистом, исповедовал линейные формулы... И когда я начал писать работу по экономике и увидел, как развивалась наша страна, что это было действительно русское экономическое чудо, то не мог понять, почему пала Россия, ведь экономически революция была неоправданна, и даже во время войны продолжался ее экономический взлет. И я захотел подняться на «капитанский мостик», чтобы разобраться, так мне казалось, в том, почему вот эти по-европейски образованные, очень современные люди, общавшиеся на разных языках, культурные (я же видел их документы и письма), смогли что-то найти в том же, например, Распутине. И когда я туда поднялся (хоть и не на сам мостик, а где-то сбоку притулил), то передо мной открылась совершенно иная картина русской истории, и я увидел то, чего раньше не видел. И государь привел меня к Богу, в храм привел. И не только меня. Я знал и другие случаи, когда люди, совершенно далекие от Церкви, не имевшие никаких связей, попечителей и духовников, приходили вот так же к вере через государя, через постижение его. Много лет назад я выступал в одной православной гимназии, когда еще Николай II не был канонизирован, и сказал: «Никому не верьте, но возьмите эти фотографии и посмотрите внимательно на лица - и вы почувствуете силу!» Вот путь и через фотографии.
Нас когда-то пригласили снять фильм по материалам исторической хроники, а поскольку никакой другой, кроме официальной, не было, то на первом плане был запечатлен царь, семья и близкие родственники. Мы работали полтора года над этим фильмом, просмотрели 23 часа кинохроники, где государь был с семьей на экране. И вот тогда, после многих просмотров (там было и частное времяпрепровождение, например, катание на байдарках, не только парады), я понял, что это другой мир. Двадцать лет занимаясь историей, я вынужден был признать, что я этот мир совершенно не знаю, он словно придуманный. И такая чувствовалась грандиозная сила! Меня так потрясли и государь, и государыня своей такой тихой спокойной магнетической силой, что все, что было раньше, все эти атеизмы, социализмы, материализмы - все это рухнуло. Я понял, ощутил бытие Божие как реальность метафизического мира. И слава Тебе, Господи, ощущаю это до сих пор! И для меня это грандиозная веха. Там, где сидят критики, атеисты, марксисты, либералисты, я был и даже подавал какие-то надежды, но я так и останусь у престола государя и буду служить ему, чем смогу, до последнего дня.

Зураб Михайлович Чавчавадзе

-У меня лично не было никаких таких озарений по поводу личности Николая II, потому что я с пеленок был воспитан в монархических чувствах и очень хорошо знал о жертве, принесенной императором, о том, как были преданы ему люди, преданные Христу, не отходившие от Церкви и его обожавшие. Известны случаи, когда многие люди из монархических, офицерских кругов были готовы всем пожертвовать только для того, чтобы спасти государя. Но, к сожалению, народ, оболваненный желтой прессой и пропагандой, которую вели внутренние и внешние враги России, оказался под их влиянием и не смог защитить своего императора.

Из личной истории я могу только вспомнить то, что мой отец был офицером русской гвардии и воевал на фронте в последние несколько месяцев существования Российской Империи. Будучи выходцем из Пажеского корпуса, он с большой горечью рассказывал, что даже в этом элитном военном учебном заведении распространялись всякие слухи о том, что «надо сменить шофера», имея в виду императора; повторялась, размусоливалась информация о том, что якобы государыня была немецкой шпионкой. В общем, все эти безобразия проникали даже в высшее сословие. И я помню, как мой отец говорил, с какой болью переживали эти обстоятельства те, кто по-настоящему были преданы престолу и России.

Олег Анатольевич Платонов

- Нельзя сказать, чтобы я с самого начала считал себя почитателем личности Николая II. Дело обстояло так, что я в свое время прочитал множество разных книг, написанных социалистическими и либеральными учеными, где образ государя всячески чернился и шельмовался. Но так сложилось по Божьей воле, что однажды мне просто повезло, и я попал в совершенно закрытый архив Свердловского обкома КПСС. Было много причин, по которым я должен был здесь работать, но вот так получилось, что я тут оказался. И однажды сам директор архива мне сказал, что у него в сейфе лежат совершенно сенсационные документы, которые он не имеет права никому показывать, потому что как туда эти бумаги положили, так их вынимать нельзя. Соответственно, меня это очень заинтересовало. Время уже в стране было другое, время перестройки. Я не буду рассказывать о том, каким образом мы с ним смогли договориться, но в результате он разрешил мне посмотреть эти бумаги. Это были воспоминания тех убийц, которые осуществили одно из страшнейших преступлений в мировой истории — убийство царской семьи.

В свое время большевики планировали издать в 1928 году специальную книгу, в которую должны были войти воспоминания участников того, как все это совершилось. Однако ее так и не издали. Убийцы написали ужасные вещи, подробности, все, что хотели написать, но дело в том, что, по своей необразованности, глупости и недоразвитости, они, сами того не желая, раскрыли образ и государя, и членов его семьи. Должен сказать, что когда эти документы посмотрел умный человек со стороны, то он сразу же понял, что если их издать, то они будут работать с точностью наоборот: против большевиков и коммунистической системы, и бумаги по этой причине были засекречены. Для меня же они стали толчком к пониманию той великой души, которая была у Николая II, его заслуг, его истинного христианского терпения, с каким он сносил все тяжести той жизни в Екатеринбурге. В документах рассказывалось, как вели себя дочери, сын императора, и мне становилось ясно, что речь идет о святых людях с несоразмерно более высоким духовным уровнем, чем у тех убийц, написавших эти свои гнусные воспоминания. С этого момента я стал собирать всю литературу, которую только можно было собрать. В этом смысле для директора архива я оказался неправильным человеком. Дело в том, что он мне сказал, что я должен буду прочитать документы и тут же все забыть, а я сидел, изучал эти бумаги и практически большую их часть переписал себе от руки, и потом издал. У меня вышла книга об убийстве царской семьи, было несколько её переизданий. У меня также вышли книги о государе, в которых я в меру своих возможностей постарался показать то, что Николай II был одним из самых достойнейших, умнейших и мужественнейших представителей династии Дома Романовых.

 

Ведущий: Ольга Баталова
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать