Уроки православия. К.В.Корепанов. О подражании Женам Мироносицам. Урок 4

6 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В подвиге святых Жен Мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и миру. Но способны ли современные христианки подражать им? Найти ответ на этот вопрос нам помогает священник Константин Корепанов. Он размышляет о том, каким может и должно быть женское служение в Малой Церкви, в суете и заботах каждого дня…

– В историческом романе протоиерея Николая Агафонова «Жены Мироносицы» повествуется о великом подвиге тихих и скромных женщин, последовавших за Христом. Автор открывает нам те глубинные стремления и переживания святых жен, которые отражены в скупых строках церковного Предания, и обращает наше внимание на то, что на страницах Евангелия Господь часто обращается к женщинам, и не только когда исцеляет их или прощает им грехи, – Он беседует с ними и о тайнах Царствия Божия. Потому они, так же как и апостолы, именовали Его своим Учителем. Но в отличие от апостолов не оставили Его в дни испытаний и пошли за Ним до конца – за униженным, истерзанным пытками, поруганным, осмеянным.

В подвиге Жен Мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и миру. Но где черпали они силы для такого подвига? И как можем мы, современные христианки, подражать им? Найти ответы на эти вопросы мы можем и в книге отца Николая, и на «Уроках православия» с Константином Владиленовичем Корепановым. Он помогает нам перекинуть мостик от высочайшего идеала, какой являют собой святые Жены Мироносицы, к нам, чтобы мы могли увидеть и понять, каким может и должно быть женское служение Богу и ближним в малой церкви, в суете и заботах каждого дня, и как именно женщина в браке может и должна спасаться сама и своей верой освящать неверующего мужа. Ведь муж и жена суть одно.

– У епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева) на эту тему есть замечательные, потрясающие слова. В свое время я был просто изумлен их смелостью. Он говорит, что Бог творит мужа и жену вместе. Они рождаются в разных местах, даже в разное время, если у них разница в возрасте, но Он творит их как одно целое и потом ведет Своим Промыслом так, чтобы они встретились и не заблудились, потому что они нужны друг другу, они – целое. И плоды, которые они должны принести, они принесут только тогда, когда будут вместе. Понимаете, Бог их сочетал. Он замыслил их, когда еще не было в живых их родителей, не было еще этой страны, а в Его замысле уже были два этих человека, и многие поколения пришли для того, чтобы два этих человека где-то родились и как-то встретились.

И вот Бог их сочетал, а наша злая воля этот союз пытается разорвать, не хочет его склеивать, не хочет созидать. И конечно, Бог спросит каждого (то же самое можно сказать и про мужчину, который может отмахнуться своей жены): «Я вас создал двоих, как одно целое, и вы должны быть целыми, Я вас замыслил как целое. Ищите друг друга, где бы вы ни потерялись. Вы должны друг друга найти и прийти сюда, держась за руку: “Вот, Господи, ты нас дал друг другу, мы друг друга сохранили”». Как Христос говорит: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, кроме сына погибели». Вот и мы должны прийти и отчитаться Богу: «Господи, того, которого Ты мне дал, я сохранил, я его привел».

Я бы, наверное, с большей радостью поговорил о том, что должны сделать мужчины, ведь глупостей и гадостей они делают не меньше. Может быть, у них поменьше амбиций, а зла не меньше; все одинаково грешны и все одинаково разрушают то единство, которое Бог сочетал. Но раз уж речь про женщин... Верующая женщина, какая бы они ни была, как бы плохо изначально ни была воспитана, как бы ни была научена с детства уважать мужчин вообще и своего мужа в частности, должна испугаться из-за того, что она вдруг придет одна и ее не пустят: «А вдруг с меня спросят этот отчет?» Ведь с каждого спросят: «Я тебе дал талант. Куда ты его дел? Где он?»

Почему мы уверены, что нас спасет только то, что мы ходим в церковь? Почему мы так в этом уверены? Ведь очень много притч в Евангелии и очень много слов апостола Павла, которые должны бы заставить нас вздрогнуть и подумать: «Правда, а может быть, за этого человека мы тоже в ответе?» Об этом даже в Евангелии сказано, я уж не говорю про классику: мы в ответе за тех, кого приручили.

Мы даны друг другу, и даны именно такими. Об этом говорят и наша вера, и мой жизненный опыт – каждый из нас получает именно то, что ему необходимо. Но необходимо не для каких-то плотских амбиций и интересов, а для того, чтобы созидать свою душу, для исцеления своих болезней, или для того, чтобы в душе родились именно те чувства, мысли и желания, которые в любом другом случае родиться бы не смогли. Вот когда мы будем относиться так, тогда, может быть, у нас появится хотя бы желание поставить перед Богом, Который дал нам нашего близкого человека, мужа или жену, вопрос: «Господи, как мне научиться служить ему? С чего начать?» И когда такой вопрос родится, вот тогда можно сказать, с чего начать.

Я бы сказал, что первое, с чего точно нужно начинать, – это с молитвы за этого человека. С молитвы, а не поминания, когда приходишь спросить на кассу: «Ну что, за мужика-то моего писать или не писать? Он у меня хоть и крещен когда-то, но крест-то не носит». Причем такая интонация, что вообще она рада бы не написать, но раз уж батюшка сказал, что надо молиться, уж так и быть – запишу. Но, вообще-то, мы ищем повод, чтобы не записать. За детей мы ищем любого способа, чтобы записать, а вот за мужа – любого способа, чтобы не записать. И вот нам сказали, что можно. «Ну ладно, чего уж, запишу. Хотя толку, конечно, не будет никакого», – отмахиваемся мы в глубине души.

А вообще-то надо не записать, а начать действительно молиться, молиться в храме, если нет возможности молиться дома, потому что там муж. Прийти в храм, сказать себе: «Я сегодня буду молиться за своего мужа» – и, простояв всю службу на литургии или всенощной, непрестанно повторять: «Господи, спаси моего мужа! Господи, спаси! Открой мне, как Ты любишь его, открой мне, как Ты хочешь, чтобы я ему помогла, как Ты хочешь, чтобы я принесла ему радость». И тогда родится мысль – а если человек будет молиться, она родится, – что на самом деле забота о моем муже, о близком для меня человеке, будет состоять в том, что я должна принести ему радость.

Апостол Павел, например, говорит: «Каждый ищи не своей пользы, но пользы ближнего, ибо каждый должен угождать не себе, а ближнему своему на благо, к назиданию». Угождать ближнему своему. Если мы слышим эти слова, откуда может возникнуть мысль о человекоугодии? Мы и должны угождать человеку, который является самым нашим ближним. Потому что муж-то в нас точно нуждается, и поэтому он для нас самый что ни на есть ближний. «Мне надо понять, что я должна угодить ему. Что значит угодить? Значит, я должна принести ему радость. Чего же радостного хочет мой муж?» – и женщина будет делать то радостное, чего он хочет.

Но почему я буду делать это? Потому что хочу его завоевать? Нет. Потому что хочу, чтобы он норковую шубу купил, к маме меня отвез? Нет. Потому, что так Бог сказал. Потому что я расслышала эту заповедь. Я молюсь и пытаюсь делать потому, что так сказал Бог.

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. (Рим. 15, 1–2).

– И вот когда женщина начинает делать вещи, вроде бы обычные с мирской точки зрения, но делает-то их ради Христа, чтобы ближнему, данному ей Богом, было хорошо, чтобы он улыбнулся, порадовался, происходят странные и потрясающие вещи. И это оказывает удивительное воздействие на сердце самой женщины. Потому что всякий, исполняющий заповедь Господню, получает благодать Святого Духа. Он делает то, о чем говорил Серафим Саровский, – стяжевает благодать Святого Духа. Благодать начинает менять эту женщину, преображать ее и украшать. И главное, что через ее поступки начинает действовать именно Дух. Она не говорит мужу о Христе, не читает ему по ночам Евангелие, она просто приносит ему радость, но радость приносит ради Христа.

И неожиданно муж начинает пронизываться. Может, она сварила ему его любимый борщ с мясом на третьей неделе Великого поста, потому что он попросил: «Жить не могу, дай борща». Она сварила ему этот борщ, он поел и вдруг говорит: «Слушай, а чего-то меня в церковь потянуло после борща-то». Да потому, что этот борщ весь напитан благодатью, потому что человек отрекся от себя и выполнил послушание ради заповеди Бога – принести другому бескорыстную радость. И этот несчастный борщ будет не отравой, не нечистотой, не скверной – он будет манной небесной для этого человека. И насытившись этой манны небесной, он действительно может взыскать и Христа. Вот такая проблема.

– Да, проблема из проблем. И кто-то из сестер с горечью воскликнет: «Да это невозможно!» – но в душе все же согласится с услышанным. А кто-то поведет плечиком, поднимет бровку и промолвит: «Сказка! Ничего общего с реальностью. Ну где вы видели таких женщин в наши дни?» И действительно, хорошо было бы их увидеть, это оказалось бы во сто крат убедительнее, чем просто слушать призывы стать такими, как эти идеальные или приблизившиеся к идеалу женщины.

Что на это ответить? Бесспорно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И потому мы попросили Константина Владиленовича показать нам хотя бы одну такую современную мироносицу, которая в наши дни служит Христу в семье и через это свое женское служение спасается. Или если не показать, то дать хотя бы словесный портрет, чтобы мы, вглядываясь в ее черты, разумеется, не внешние, смогли бы увидеть и осознать, что у нас с ней общего, а что является полной противоположностью. И какими качествами в первую очередь обладают те женщины, которых и сегодня можно назвать мироносицами.

– Я думаю, на это можно было бы сказать много. А когда говоришь много – не говоришь ничего. И очень страшно было бы сказать набор тривиальных требований, которые, говоря в простоте, любой мужик своей жене готов выставить в счет. Мне бы этого тоже не хотелось. И как бы подступаясь к этому вопросу, скажу вот что. Я очень люблю наблюдать за людьми, и на приходах, где бываю, наблюдаю женщин: они еще не старые (примерно лет шестидесяти, и не выглядят бабушками), но у них просто необыкновенный вид, и необыкновенна та атмосфера, которую они вокруг себя создают. Они обычно молчат, неохотно разговаривают друг с другом, обмениваются словами как необходимостью, но в храме (хотя никто их этому не учил) стараются молчать. Как правило, они очень много молятся и дома, и в храме. И чтобы ни случилось, будь то хоть Страстная Суббота, хоть Пасха, если они нужны детям, внукам, то пойдут, потому что их позвали, потому что там нужна их помощь. У меня перед глазами, разумеется, есть несколько конкретных примеров женщин, про которых я знаю, что у всех них были ужасные (с моей точки зрения) мужья: разумеется, неверующие, очень жесткие, если не сказать грубые. Но, прожив жизнь с этими мужьями, они обретают какую-то совершенно удивительную внутреннюю красоту, так что их все любят.

– И что же получается? Все как в пословице: «Бей бабу молотом, будет баба золотом»? Когда я впервые услышала эту жесткую формулу, то отреагировала на нее с возмущением: ничего себе методика воспитания (или перевоспитания) жен! Если подойти к ней юридически, в свете соблюдения прав женщины, то здесь, конечно, все неправильно, незаконно, недопустимо. Хотя народ наш, слагая пословицы и поговорки, не упражнялся в законотворчестве, но всегда вкладывал в такие точные, меткие, рифмованные фразы глубочайший смысл. «Надо бы поискать его в этих словах», – подумала я тогда, но не поискала. Зато при удобном случае ввернула эту народную мудрость в разговоре, когда одна моя знакомая в очередной раз жаловалась на своего ужасного мужа – категоричного, своенравного, грубого. А знакомая не обиделась и не возмутилась. Рассмеявшись, она сказала, что слышала и другую версию: «Бабу бей – щи вкусней». Тогда-то мы уже с ней вместе сделали вывод, что трудновоспитуемых жен мужьям приходится учить иногда очень сурово. Очень! Но ведь для пользы дела.

Однако наш собеседник, внешне говоря вроде бы о том же – о грубости и тирании мужчины в семье, – выводы сделал совершенно иные. Да, вкусные щи нужны мужу, а Богу нужны наши очищенные души. И такая духовная чистка невозможна без скорбей, без утеснения разросшегося самолюбия, без ломки гордости. Только в результате такого вот битья, а точнее выколачивания страстей, душа и может обретать добродетели. Вот вам и золото.

– Их все любят: дети, бабушки, женщины, пожилые, молодые, юные, мужчины, юноши – всех тянет к этим женщинам. Многие даже не знают, как у них сложилась судьба. Просто в силу того, что я говорю про тех женщин на разных приходах, о которых знаю, что у них всех почему-то такая несчастная судьба. Но и такая красота, которую они в результате приобрели.

И наоборот, есть образы женщин, которые чаще всего прожили совсем без мужей: либо мужья ушли, либо очень-очень давно умерли – и это совсем другой духовный тип. Они не то что плохие, они вроде бы такие же, если за ними не наблюдать. Но когда наблюдаешь, то понимаешь, что людей тянет к первым. Например, заходит в храм незнакомый человек и подходит спросить именно к первому типу женщин: она что-то такое излучает из себя, что ему комфортнее обратиться к ней.

А вторые женщины такие же: так же молятся, вроде такие же смиренные и кроткие, но только вокруг них всегда какая-то пустота, людей к ним не тянет. Я не говорю, что они плохие, и не скажу, что это плохо. В конце концов, они, может быть, и не виноваты в том, что случилось, ведь жизнь-то разная бывает. Просто за этот подвиг служения человеку, который был поднят ради Христа, действительно дается благодать Святого Духа. И те женщины с непростой судьбой, о которых я говорю, с нашей точки зрения вовсе не святые, и в то же время в них действует Дух Святой, Он светит и тянет к ним людей. Как не может светильник укрыться, а ставится на подсвечнике и светит. И люди этот свет замечают, хотя и не понимают, откуда он идет. Я про то, что такое служение никогда не проходит даром, оно приносит плоды Святого Духа. А плоды Святого Духа проявляются в том, что люди становятся и кроткие, и молчаливые, и умиротворенные, и молитвенные, – все это плоды Духа. Но начинается-то все с того, что женщина решается служить своему мужчине, которого ей дал Бог, ради Христа.

Отвечая на этот вопрос, я бы сказал, что дело не в том, какими качествами обладает современная жена-мироносица. Она обладает такими качествами, которые ей дал Дух, что Он дал, тем она и обладает. Но она, несомненно, должна обладать изначальным желанием жить ради Христа: не ради того, что я хочу, а ради того, что Бог мне определил. Такое желание бывает и у незамужних женщин, и они уходят в общество милосердия (знаю таких). Так уходят в монастырь. Так мужчины становятся священниками. То есть начальное желание человека – желание исполнить то, что ему велит исполнить Бог. И когда я понимаю, что Бог велит вот это, нравится мне или не нравится, я должен это делать. Когда человек решается на это, тогда и получаются плоды Святого Духа.

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать