Уроки Православия. Духовное наследие архимандрита Иоанна Крестьянкина. Урок 2

12 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем рассказ о духовном наследии архм. Иоанна Крестьянкина, и познакомимся с людьми, которые считают себя духовными наследниками этого любвеобильного и мудрого старца, услышим их воспоминания и размышления о том богатстве, которое досталось всем нам. А еще - услышим слова самого батюшки, которые он когда-то говорил другим людям, но по тому же поводу. 

 

Ольга Валентиновна Баталова, автор программы: Сегодня мы продолжим рассказ о духовном наследии архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и познакомимся с людьми, которые считают себя наследниками этого любвеобильного и мудрого старца.  Услышим их воспоминания и размышления о духовном богатстве, которое досталось от него всем нам.

Что значит стать наследником? Нежданно-негаданно стать наследником - присвоить себе наследство и зажить припеваючи? Получать наследство - всегда большая ответственность. Ведь, когда человек становится обладателем того, что ему прежде не принадлежало, наследуя физически или духовно, он, по сути, наступает на те следы, которые оставил после себя почивший, и оказывается, в той или иной мере, причастным к его жизни. Мы знаем, что порой жизнь такого наследника становится не легче, а тяжелее, чем прежде. Духовное бремя почившего оказывается столь тяжелым, что никакие материальные блага не делают наследника счастливым. Но бывает и наоборот: материальных благ человек в наследство не получает, но, прикасаясь душой к духовным следам почившего, запечатленным в книгах, письмах, других памятных вещах, вдруг ощущает себя евангельским купцом, нашедшим драгоценную жемчужину. Сегодня мы побеседуем с людьми, которые так или иначе прикоснулись к духовным следам отца Иоанна (Крестьянкина): услышим не только их впечатления, но и слова самого батюшки, которые он когда-то говорил другим людям, но по тому же поводу.

Валерий Григорьевич Сисин, паломник из Латвии: Мы часто приезжаем в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Доченьке недавно было 6 лет. В первый раз 6 лет назад нас благословил батюшка Иоанн (Крестьянкин), и с того момента мы приезжаем. Первый раз все получилось «случайно»: тогда я ездил еще один и увидел, как вели старца с Успенского храма, которого поддерживали монахи.  Стоявшая рядом со мной матушка сказала: "Подойдите к нему". Я подошел, получил благословение и с тех пор стал ездить сюда. Это святое место, нам тут очень нравится, мы чувствуем себя здесь лучше, чем дома. Все нам дороги: батюшки, монахи, настоятель отец Тихон - все для нас свои. Сторож спрашивает про нас отца Тихона, кто мы, а он говорит: "А это свой". Это очень приятно. Мы ездили и на Валаам, это тоже святое место. Но когда приехал сюда, зашли в хозяйственный двор, доченька Ксения говорит: "Папа, мы у себя дома". Слава Господу! Дай Бог здравия батюшкам, мира, чтобы можно было сюда приехать, помолиться.

Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о путях ко Господу из книги «Неведомому чаду»: К Богу путей не счесть. Но две дороги, которые образуются многими нашими тропами к Богу: это путь пастухов-простецов и мудрецов. И в Церкви нужны и те, и другие. А встать надо на тот путь, который созвучен нашему внутреннему человеку. И высокая мудрость достигала глубин духовного озарения, и молитвенная простота не отставала от мудрости.

Валерий Григорьевич Сисин, паломник из Латвии: Когда батюшку выводили, он был весь в белом, как взрослый Ангел с бородой. Я тогда его первый раз видел. Одна монахиня в спину толкнула, говорит: "Подойдите". Я сделал два-три шага и остановился. Там было много женщин и детей, ну куда я пойду. И тут наши глаза пересеклись с батюшкой, я наклонился пониже, чтоб получить благословение. Он остановился, высвободил руки и благословил меня. Я расплакался и начал обнимать монахов. Один из монахов сказал, что мне нужно исповедоваться и причаститься. Лет 10 спустя я узнал, что этот монах был отец Филарет. Батюшка провидел и мог сказать, что за человек перед ним, и мысленно нас благословил. И спасибо ему, дай Бог ему Царства Небесного. Он был очень духовный человек.

Слово о Божиих людях из книги «Неведомому чаду»: Я всю свою жизнь несу в душе чувство ущербности своего служения, своей немощи и несостоятельности, и все от того, что я видел истинных Божиих архиереев, истинных Божиих пастырей. Теперь бы в их присутствии я не дерзнул служить, но с трепетом и благоговением подавал бы им кадила и был бы счастлив. Но Бог судил иначе. Они, завершив подвиг своей жизни, отошли принять почести достойно поживших. А я священник, и я должен делать Божие по мере своих сил и своего понимания.

Пилецкая Анастасия Александровна и Пилецкая Мария Николаевна, паломницы, г. Минск: Честно, мы даже не знали батюшку. Были в его келье, там чувствуется какая-то теплота. Книги его читали, проповеди, и в этот момент возникает полное ощущение, что он рядом, заботится о нас, как будто знаем его всю жизнь. Его доброта и любовь к ближним очень чувствуется. Человек мог прийти к нему за помощью - он всегда помогал, поддерживал людей, проблемы разрешались мгновенно. К нему приходили, и люди забывали о своих проблемах.

Слово об одиночестве из книги «Неведомому чаду»: Господь всегда нас ведет именно нашими путями, ошибаться Он не может, и знает то, чего мы-то о себе не знаем. И потому наше представление вожделенного счастья или несчастья не соответствует истине. Есть люди по всем человеческим меркам совершенно несчастные. Один 30 лет лежит без движения, но дай нам Бог всем такое счастье, в котором он живет. Надо молиться, благодарить Господа, учиться терпеть и смиряться. А для этого нам надо научиться в первую очередь терпеть себя. Так что, будем жить, страдать и иногда через страдание ощущать близость Господа. А жить буднями трудно. Надо трудиться, приучать себя молиться, не выстаивая перед иконами целый день, а памятью Божией в обычном своем делании житейских попечений кратенько, легко и даже весело, обращаясь к Богу: "Господи помилуй, Господи прости.

Иван Валерьевич Ткаченко, паломник, г. Санкт-Петербург: Отца Иоанна (Крестьянкина) лично я не знал, но был наслышан, и даже люди, которые лично его знали, говоря о нем, как будто сами менялись и, вспоминая его, ощущали его благодать. Через их слова передается душевная теплота, покой, умиротворение. И все это очень явно и четко ощущаешь, когда находишься в келье отца Иоанна. Это одно из первых мест, которые я посещаю, когда приезжаю в обитель. Там стоит дивная благодать, просто не передать. Все в иконках, я ее считаю даже не кельей, а маленьким храмом. Мне так хорошо там: ощущение такое, что отец Иоанн где-то рядышком, как будто по-прежнему живет в этой келье. Постоянно чувствуется его присутствие, как будто он все время там находится. Меня очень поражало, что, когда говорят об отце Иоанне, о нем отзываются в настоящем времени, а не в прошлом, как будто он среди нас, и так же просят о помощи, молитвах. Я точно так же ощущаю его присутствие.

Ольга Валентиновна Баталова, автор программы: Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, архимандрит Тихон (Секретарев), рассказывая о своей обители, которая никогда не закрывалась на протяжении всей своей пятисотлетней истории, особенное внимание обращает на следующее: "Здесь ощутимым образом проявляется та духовная традиция, которая передалась нынешним насельникам от основателей монастыря через подвижников и старцев. В этой обители соединяются несколько духовных потоков христианской жизни, которые существовали в России до революции. Сюда когда-то возвратились старцы со старого Валаама, здесь пребывал на покое Владыка Вениамин (Федченков), здесь подвизались те отцы, которые пережили годы гонений, прошли через лагеря, тюрьмы. Благодаря этим традициям смогли раскрыть свои духовные дарования многие и многие подвижники. В их числе и отец Иоанн (Крестьянкин).

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского монастыря: Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), наш батюшка, духовник и наставник, подвизался в Псково-Печерской обители сорок лет с небольшим перерывом. В общей сложности получается библейская цифра. Но к этому старческому служению отец Иоанн готовился всю жизнь. Можно сказать, он избран для этого от утробы матери, потому что его день рождения совпадает с памятью преподобных Ионы и матери Вассы. Однажды я обходил старцев, задавая каждому один вопрос: "Что главное в духовной жизни?" Это очень актуально, особенно в наше время, для каждого монашествующего и мирянина, для всякого человека, ищущего смысл жизни. На этот вопрос отвечали по-разному. Мне запомнились ответы многих старцев, но больше всего то, что сказал отец Иоанн. Он, как обычно, секунду молился перед ответом и четко сказал: "Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом". Батюшка часто повторял, что Бог правит миром - нас окружает не хаотичная жизнь, в ней присутствует Господь, Его сила, любовь, премудрость, благость. Бог управляет миром и жизнью каждого из нас.

Слово о промысле Божией из книги «Неведомому чаду»: «У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог, и никто другой».

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского монастыря: Рассуждение названо еще Антонием Великим главной добродетелью. Рассуждение помогает человеку определить меру своей духовной жизни, духовной силы, свои возможности: сколько человеку молиться, как молиться, как часто приступать к Святым Христовым Тайнам. Отец Иоанн не рекомендовал причащаться чаще, чем раз в две недели и в двунадесятые праздники, по совету Серафима Саровского. Рассуждение является Ангелом-хранителем, умным светом, но оно должно строиться на основании Священного Писания, в первую очередь, евангельских слов Спасителя, житий святых, человеческой мудрости. Отец Иоанн повторял такое присловье: "Божии дела решать по-Божьему, а человеческие - по-человеческому". Когда речь идет о том, где жить, какую профессию выбрать, необходимо рассуждение, которое названо светом души, а в Евангелии — оком. Оно занимает свое место, как одно из главных действий Божиих в духовной жизни.

Слово о духовнике из книги «Неведомому чаду»: «Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов. Даже в прежние времени старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек».

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского монастыря: Иногда сам человек может рассудить неправильно, ошибочно. Батюшка добавлял после рассуждения: "Свою совесть проверь совестью близкого тебе человека". В семье - это муж и жена, на приходе - священник. Феофан Затворник пишет: "Имей друга, который с тобой живет в одном духе и подвизается, и ему доверяй свое рассуждение". Благо, если есть духовник, но можно и с близким человеком советоваться. После того, как мы помолились, чтобы Господь открыл нам Свой Промысл, порассуждали на основании Священного Писания, опыта жизни, а потом проверили результат и свое решение советом близкого человека - тогда только принимаем решение. Обычно такое решение бывает правильным, и в этом мы убеждаемся много лет спустя. Старец наш, архимандрит Иоанн был человеком, через которого Господь вопрошающим с верою открывал Свою Божественную волю. Эта воля хочет нашего преображения, вхождения в вечное Царство Небесное, потому что это воля Всеблагая, Всесильная, Премудрая. Она настолько глубока и таинственна, насколько окружающий нас мир показывает премудрость и любовь Отца. Отец Иоанн открывал нам волю Божию.

Слово о слушании и слышании из книги «Неведомому чаду»: «Детка, усвой один очень важный урок, усвой на всю жизнь - не спеши простираться в завтрашний день. Живи сегодня, сегодня учись видеть волю Божию, в настоящий момент. И не только видеть, но надо иметь еще непоколебимую решимость ее исполнить. Вот и будешь жить водительством Божиим. Надо забыть свое нравится или нет надо принять Божие".

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского монастыря: «Еще можно добавить, что батюшка явил нам и всем, кто его знает, евангельскую истину в реальной жизни: человек - это образ и подобие Божие. Бессмертная душа и ее силы: воля, разум - направлены к Первоисточнику жизни: Святой Троице, Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Общаясь с батюшкой много лет, 17 лет живя рядом с его кельей, мы видели его в разных жизненных обстоятельствах: и духовных, и бытовых. Мы видели, как он общается с людьми. В день его кончины, когда мы услышали об этом на поздней Литургии, я задумался на несколько мгновений, а что для нас его кончина, и какой след он оставляет в нашей жизни?  Мне пришло на ум такое библейское определение: человек есть образ и подобие Божие. Батюшка свидетельствует, как высоко ценится человек в очах Божиих, как он велик. Когда все силы направлены на любовь к Богу и людям, преображается личная жизнь самого человека и тех, кто вокруг него, подобно тому как старец отец Иоанн преобразил множество душ и продолжает это делать своей молитвой и своим словом.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать