Уроки православия. Династия Романовых. Урок 4

16 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Имя о. Александра Шаргунова неразрывно связано с именем императора Николая II. Еще в 90-е годы прошлого века он одним из первых стал говорить о канонизации Государя. О. Александр писал статьи, книги, произносил проповеди, неустанно свидетельствуя о святости Царственных Страстотерпцев. Но и после их прославления он не перестал размышлять о судьбах православной монархии. Было ли ее поражение неизбежным? И есть ли в этом поражении смысл? 

– В 1913-м году государство Российское торжественно и всенародно праздновала 300-летие Дома Романовых. А сам этот год был отмечен, как юбилейный и как вершина процветания Российской Империи. Правда, спустя всего лишь четыре года империя рухнула, а еще через год, последний царь этой династии был убит.

2013-й год также стал юбилейным, однако 400-летие воцарения династии Романовых в нашем Отечестве отмечалось уже, увы, не всенародно. А для кого-то эта знаменательная дата стала поводом обратиться не только к началу самодержавного правления Романовых, но и его концу, когда в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года произошло убийство царской семьи. И во всех этих событиях, а также им предшествовавших, кто-то готов увидеть некую закономерность, а в ней подтверждение несостоятельности и обреченности самой идеи православной монархии. Но неужели поражение православной монархии было неизбежным? И было ли оно, это самое поражение, и есть ли в нем смысл? Услышать ответы на эти и многие другие вопросы мы решили непосредственно в Царские дни, дни памяти Святых Царственных Страстотерпцев. Участвуя в богослужениях, крестных ходах, других мероприятиях этих дней или просто наблюдая за ними, невольно начинаешь размышлять над тем, что же произошло в нашем Отечестве сто, четыреста лет назад? Что происходит с нами сегодня? Такое переплетение исторических дат и событий ставит перед нами острые вопросы, и найти на них ответы сегодня нам поможет протоиерей Александр Шаргунов.

Так уж случилось, что для многих имя отца Александра Шаргунова, настоятеля московского храма Святителя Николая в Пыжах, неразрывно связано с именем императора Николая II. Еще в 90-е годы прошлого века батюшка одним из первых начал говорить о канонизации царя, хотя в те годы отношение к последнему российскому императору было неоднозначным и в Церкви, и в обществе. Но отец Александр все эти годы писал статьи, книги, произносил проповеди, неустанно свидетельствуя о святости Николая II, и после его прославления не перестал этого делать.

Одна из его последних книг, которая так и называется «Царь», вышла к 400-летию Дома Романовых. В этой книге о. Александр размышляет о подвиге царя мученика, значении православной монархии и смысле ее поражения. Об этом же он будет говорить и сегодня и начнет свой рассказ с событий 1913-го года. Тогда большинство русских людей, празднуя 300-летие Дома Романовых, и помыслить не могли, что катастрофа уже близка, что на каждого жителя страны, и аристократа, и простолюдина, неотвратимо надвигается беда, и что российского императора Николая Александровича скоро убьют.

Действительно, казалось, все было в порядке и 1913-й год – вершина благополучия. Со времен императора Александра III не было такого благополучия в экономике и культуре, во всем развитии нашей страны. Однако многие чувствовали, что это «затишье перед бурей». Так газета «Русское Знамя» писала: «В эту эпоху мы невольно ощущаем большую аналогию с тем, что было триста лет назад». Потому что тогда была великая смута: исконный русский враг руками русских людей начал разрушать достояние, созданное его предками. «Наступает новая смута. Казалось, в этой буре «русский корабль» пойдет ко дну. Но как тогда, самодержавная власть направила Россию ко спасению, так и теперь, – выражала уверенность газета, – твердая и искусная рука самодержавного кормчего выведет наш корабль». И мы должны спросить: «Кто виноват, что «корабль» пошел ко дну? Только ли внешний враг?» Что можем мы сказать теперь, через сто лет, когда Россия пережила такие страшные потрясения. Что произошло? Что происходит сегодня? И как далеко мы удалились от жизни, вдохновляемой христианскими ценностями?

Можно, естественно, провести параллель с падением Византии, потому что как там, так и здесь было разрушение храмов: недавно они были полны народа – и как будто внезапно разорвалась сеть с чудесным уловом. И вот в результате Россия получает большевистский тоталитарный режим со всеми его последствиями, который демонстрирует всему миру, к чему может привести псевдоединство власти и народа («народ и партия едины»), вся эта организация человечества без Бога. Эта «свобода» в соединении с попыткой объединить всех в программе так называемого «глобализма» приводит к еще небывалой утопии, а всякая утопия неизбежно порождает новый террор, новую тиранию. И мы должны спросить себя: Где же исход? И какие выводы должна сделать Церковь с ее сонмом новомучеников и исповедников российских?

Люди, не верующие в Бога и верующие в прогресс или ни во что не верующие, насмешливо спрашивают нас: «Если вы говорите, что любящим Бога все содействует во благо, то почему Бог допустил крушение православной монархии? Из-за ее несостоятельности или по каким-либо иным причинам?» Можно для начала привести следующее сравнение в подтверждение того, что явление или событие само по себе не определяет всей сути, но зависит от условий, в которых оно осуществляется. Возьмем, например, великое научное открытие – расщепление атома. Можно сказать, что само по себе это явление положительное, в контексте исполнения Божией заповеди «Обладай этой землей». Но это открытие может служить не только мирным целям, но и смерти, слепой ничем не ограниченной и разрушительной силе. И прежде чем выйти из научной лаборатории – это открытие у одних могло вызывать люциферианский восторг, а у других – хвалу Творцу, так дивно устроившему мир. Мы должны понять, что все определяется конечным результатом и не может быть никаких иллюзий, что можно здесь, на земле, устроить какое-то совершенное царство. Это заблуждение сродни строительству Вавилонской башни, только с православным оттенком: как если бы судьба человечества могла завершиться на земле, отпавшей от Бога, или человечество могло всего достигнуть во временной жизни. Это лишено всякого смысла, известна иллюзия так называемого «тысячелетнего царства», царства праведников со Христом, которое Церковь естественно отвергает, потому что в мире, подчинившемся злу и смерти, это немыслимо. Мы не ищем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем. Тем не менее мы не должны ждать Страшного Суда, а терпеливо жить и видеть смысл в этой жизни, и смысл этот велик и значителен. В конце концов, смысл истории – это человек с его главным предназначением. Человек, о котором Святитель Ириней Лионский говорит, что он Слава Божия. Что такое человеческая история? Это история человека, которого должно спасти. И самые великие крушения и поражения тоже имеют смысл. Мы можем употребить такой образ: все материальное содержание Священной истории – это камень, мрамор, который уменьшаясь, становится статуей.

В книге «Царь» отец Александр пишет о том, что всякое поражение во временной жизни, каким бы оно ни было, не должно приводить нас к отчаянию. Отчаяние – удел людей, не знающих Бога, они отчаиваются, когда видят, что все их возможности исчерпаны. Но надежда христиан устремляется дальше и выше земных ожиданий и земных благ. Мы знаем, что все земное приговорено к исчезновению и зло будет возрастать. Бог никогда не обещал нам, что мы будем непременно успешными в земных делах. Потому блаженный Августин в толковании на 39-й псалом пишет: «Пусть никто не обещает того, чего не обещает Евангелие. Наше Священное Писание не возвещает в веке сем ничего, кроме испытаний, мук, несчастий, страданий и искушений. Не случайно именно после этих слов блаженного Августина отец Александр поднимает тему смысла подлинной истории, той, которая не завершается в обозримом времени, той, смысл которой кроется в глубоком испытании веры. В XX веке такими испытаниями для нашего народа стали войны, революции, их последствия. Для Запада таким испытанием стал ни с чем несравнимый кошмар нацистской Германии.

Но вот наступил век XXI, и чем дальше, тем становится очевиднее, что сегодняшний мир – это всего лишь передышка, достигаемая равновесием страха и взаимных угроз (атомной, химической смерти), время от времени нависающей над всеми. Зло в мире растет, и Господь не запрещает им испытывать нашу веру.

– Хотелось бы сказать, что это естественный процесс в том смысле, что Господь заранее предупреждает нас о существовании в мире двух тайн: тайны благочестия – исполнение человеком его предназначения и тайны беззакония, раскрывающейся не только в личной жизни каждого человека, когда мы противимся Богу своими грехами, но и в жизни политической, общественной, государственной. Поэтому во все времена Церковь была гонима, особенно в ее начале.

XX век показал, что, наверное, является последней репетицией перед самыми последними гонениями, потому что накопление зла умножается в мире и это и есть война против Церкви, война против заповедей, того, что проповедует Церковь. Зло становится все больше, растет. Почему? Потому что согласно промыслу Божию ему как свободному творению дается возможность развиться до конца, прежде чем наступит жатва кончины века, созреют не только плевелы, но и пшеница. Зло становится все более наглым, открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность. Оно становится все более организованным: коммунизм, революция, нацизм – все это, на самом деле, были лишь репетиции в плане этой организованности. Сегодня же оно еще более организовано благодаря техническим средствам и в любое мгновение может войти во все дома с любым непотребством, любой ложью. И самое страшное, что оно, казалось бы, должно встречать все большее противостояние, сопротивление, но встречает согласие. Привычка оказалась самым страшным, что есть в роде человеческом, это уже утрата человеком самого себя, своего смысла. И поэтому хотелось бы обратить внимание нас, православных христиан, на то, что не стоит удивляться этому, как говорит Господь: «Не ужасайтесь». Мы должны помнить, что написано: «Так подобает пострадать Христу и войти в славу Свою». И так подобает пострадать Церкви и войти во славу Христову. Другого пути нет, есть только путь узнавания того, что Христос вошел во славу, которая принадлежит и предлагается всем людям без исключения. В этом мире, лежащем во зле, во лжи, в искаженности не может быть другого варианта. По мере того, как человек узнает благодать, он понимает, что Бог совсем не случайно призвал его явиться в мир именно в это время и быть подвергнутым именно тем испытаниям, которые происходят сегодня: именно такое особое служение дал ему Бог. Это служение высоко и благородно, потому что дано Самим Богом, поэтому удивительно, когда христиане, глядя на все происходящее, только оплакивают: «В какие ужасные времена мы живем!» – и больше ничего не делают. И вместо того, чтобы мужественно стоять за веру православную, веру Христову, быть верными этому дару, они ностальгически воздыхают: «Почему мы не живем в XIX веке? Как хорошо было в нем, а еще лучше в XVI!» Но Господь восхотел, чтобы мы здесь и сейчас трудились на Его винограднике, здесь и сейчас были рабами благими и верными, исполняя то служение, которое господин дома вверил нам.

– Для нас примером такого служения является государь император Николай II. Он верно служил Богу и Отечеству до конца, до смерти, в тех обстоятельствах, в какие его Господь поставил. И в этом поистине царском пути о. Александр предлагает нам увидеть не только то, как царь следовал за Христом, но и рассмотреть духовное значение всех событий столетней давности: и победу русской революции, и поражение православной монархии.

– Разумеется, православная монархия – идеальный образ правления для большинства людей, потому что есть понятие «среднего» человека. Дело не только в самодержце, а и в самих православных христианах, потому что Церковь – это не просто иерархически структурированная пирамида священноначалия, но все христиане до единого, которые имеют помазание Духа Святого. И от того, как они отвечают на дар Божий, зависит все остальное: и судьба Церкви, и точно так же православная монархия. Говоря «христиане», мы не можем употреблять это слово так же, как его употреблял апостол Павел – синонимом к нему было «святые». Для нынешних христиан свойственна теплохладность, которая вызывает отвращение у Господа: «За то, что ты не холоден, не горяч, а тепел, извергну тебя из уст Моих». Это и произошло, когда Господь послал великие испытания нашей Церкви, и Церковь прославилась не только небывалым сонмом новомучеников и исповедников, но и небывалым в истории отступничеством от Господа.

Устремленность быть подлинными православными христианами, обретающими способность оказывать влияние на внешнюю жизнь и других людей – наш долг и наше призвание, иначе что будет с нынешним сухим древом, если то зеленое не устояло. И, конечно, враги Церкви, православия изо всех сил во все времена старались изолировать Церковь от внешней жизни. Еще Юлиан Отступник не допускал христиан до общественной жизни, исключал их из сферы образования, отправлял галилеян в их церкви толковать их Луку и Матфея. То же самое было при советской власти, когда прекратились кровавые гонения и стало стабилизироваться внешнее положение Церкви: «Нет, вы будьте в своем гетто, не высовывайтесь!» Того же хотят добиться и сегодня так называемые демократы с их либеральными ценностями. Поэтому важно всегда помнить, что действительно бывают такие исторические ситуации, такое состояние общества, которое несовместимо с христианскими исповедованиями, допустим, нацизм или большевизм. Но это необязательно должна быть идеология прошлого века, я думаю, что в наше время мы во многих отношениях возвращаемся к первым векам христианства, когда существовал список занятий или профессий, которые препятствовали принятию крещения, понятно, о чем идет речь – человек не может одновременно проповедовать о Христе и, скажем, служить разврату и магии. А для врага важна именно такая цель – смешение святыни с грязью, это сверхзадача, последний этап войны с Церковью.

– Понятно, что стоит за таким смешением – богоборчество, то самое богоборчество, которое в политике может проявляться в отрицании Божественной власти как источника власти земной. В своей книге о. Александр пишет: «В 1917 году русская аристократия отреклась от царя, ибо прежде он нужен был ей не как помазанник Божий, а как кесарь великой державы. Тогда противников монархии раздражал не сам монарх, а присутствие через него Бога, им нужно было показать, что вся власть принадлежит им вне зависимости от какого-то Бога, а благодать и истина помазанника Божия нужны только для украшения того, что принадлежит им. Тогда горстка людей добилась желаемого и своим богоборчеством сумела отравить широкие народные массы».

– По этой причине мы можем измерить и социологически, и демографически, что мы потеряли с утратой православной монархии. Глядя на все, так хочется, чтобы у нас был православный царь и Церковь снова была защищена от всего этого, чтобы не было того бесовского свинства, которое пережила минувшим летом наша Церковь и все люди, в большинстве своем ничего не понимающие. В заключение мы должны также сказать, что благоприятные условия имеют значение не только для большинства людей, но и для воспитания великих святых. Без тысячи лет христианства и трехсот лет династии Романовых разве были бы у нас преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые Оптинские Старцы, святители Московские? Возможно ли было явление ни с чем несравнимого сонма новомучеников и исповедников российских во главе с царственными страстотерпцами? Нам дано знать, что подлинная история совершается незримо и несмотря на все превратности, искушения, предательства и поражения. Если бы не было у нас этого знания, уверенности в том, что, несмотря на внешнюю видимость, никакие труды и скорби не бывают напрасными, вся жизнь погрузилась бы в беспросветный мрак. Но мы исповедуем и свято верим, что придет день, когда Бог отрет всякую слезу от очей страждущих. Самое главное то, что наша надежда не связана с результатами, непременно обозримыми на земле. Наша надежда связана с Божественным обетованием. Мы еще не пришли, еще в пути, мы еще не умерли и не воскресли. Мы еще не познали так, как мы познаны, наше познание всегда несовершенно, но в жизни всех любящих Господа всегда присутствует Свет Креста Воскресения.

 

Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать