Уроки православия. Паломничество на Святую Землю с прот. Виктором Вильчинским. Урок 2

28 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Современное паломничество отличается от того, каким было богомолье в нашем народе прежде: оно нередко становится православным туризмом и даже спортом, в котором есть свои рекорды по записочкам, фотографиям и сувенирам. Но именно такие «достижения» порой и мешают паломнику помнить о главном – о том, что центром его жизни, а значит, центром его поездки на святые места, должен быть Христос…

- Путь к Святой Земле всегда был, прежде всего, путем духовным, покаянным. Устремленность к истине, ко Христу - вот что является главным в таком паломничестве. Да и сама эта Земля есть место, на которой ищутся и находятся истоки всего. Но современное паломничество отличается от того, каким было богомолье в нашем народе несколько веков назад. Об этих отличиях один батюшка с досадой сказал: «Сегодня для многих людей такие поездки по святым местам становятся не просто православным туризмом, но и в некотором роде православным спортом, в котором есть свои рекорды по количеству заказанных записочек, сделанных фотографий, купленных сувениров и даже увиденных старцев. Но именно такие «достижения» мешают паломнику помнить о главном: о том, что центром его жизни, а значит, и центром его поездки должен быть Христос». Но должен не значит является. Об этом на прошлом уроке мы и говорили с протоиереем Виктором Вильчинским. Вернувшись из паломнической поездки на Святую Землю, он размышлял, почему людей нередко уносит от этого центра, или, может быть, они сами отодвигают Христа на периферию своей жизни. Что заставляет христианина терять этот стройный миропорядок? Ответы на все эти вопросы, уверен батюшка, дает нам Сам Спаситель в притче о сеятеле, когда сравнивает семена со Словом Божиим, а почву - с нашими сердцами.

- Бывает, что сердца людей становятся плодородной почвой, где семя закрепляется, прорастает, и человек ведет духовный образ жизни. Сорняки, которые в нем прорастают, он пытается не взращивать, а, наоборот, при помощи покаяния, напряженной духовной жизни выкорчевывать, семена же Слова Божия поливать, не забывать. А суета этого мира затягивает человека, блестит, прельщает, и человек часто поддается этому. Спрашиваю: «Почему ты в храм не пришел?» «Ой, батюшка, некогда, работы столько!» Они ставят на первое место работу, а не Христа Бога! Даже в десяти заповедях на первом месте стоит: «Израиль, Я Господь Бог твой». И когда один законник спросил Иисуса Христа, какая наибольшая заповедь, то получил ответ: «Возлюби Господа Бога твоего, а потом все остальное. Взыщи Царство Небесное, а потом все приложится».

 На подготовительных беседах к Крещению я иногда предлагаю такой тест, спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, что для вас в жизни самое главное?» Ну, естественно, говорят: «Дети». «А на втором месте? Давайте выстроим некоторую градацию ваших ценностей». «Муж, родители, работа, хобби, машина, платья». «А Господь-то у вас на каком месте?» «Ой да! Конечно, когда нам плохо, мы к Нему обращаемся». Он, получается, где-то там уже, на 15 - 20-м месте. А Господь говорит: «Если ты даже детей любишь больше, чем Меня, ты недостоин Меня». Этот вопрос особенно для женщин болезненный: «Как это я Бога должна любить больше, чем детей?» Тогда мне приходится, может быть, жестко говорить: «А вы с чего взяли, что эти дети — ваши? Господь и без вас может этих детей создать, просто Он делает нас соучастниками этого творения. Почему ты думаешь, что ты дала ему жизнь? А вот этот ткацкий станок в твоей утробе кто сотворил?» Как ткацкий станок может выткать ковер с узорами, так и женская утроба может соткать человеческую плоть. Такие поэтические выражения мы находим в Ветхом Завете в книге Маккавеев, когда семеро братьев Маккавеев были взяты и их подвергали пыткам, чтобы довести до отречения от Бога, принесения жертвы идолу. В тот момент их мама увещевает и говорит: «Дети, я не знаю, как вы появились в моей утробе, Бог мира дал вам дыхание и жизнь. Он в моей утробе сотворил такой ткацкий станок, который соткал вам плоть. Если вы сегодня умрете за Его заповеди, то я вас обрету на Небе, а если вы отречетесь от Него, то я вас никогда не увижу». Более двух тысяч лет назад было такое мировоззрение у обычной религиозной женщины. Она понимает, что во главе всего мироздания стоит Господь, Который все сотворил. Во главе религиозного мировоззрения должен быть Господь, тогда всё правильно начинает выстраиваться: «Бог мне дал детей, Бог дал мужа, Бог дал родителей». И тогда формируется правильное религиозное мировоззрение у человека, а с этого уже можно перейти и к духовной жизни. А если у человека неправильное мировоззрение и у него Бог стоит на десятом месте, то тогда, конечно, человек зациклен на детях, на одежде, на работе, он не поливает ростки своей веры, и вера засыхает, и человека действительно «уносит».

- «Что такое человек без Бога? Это лишь обломки человека», - говорит преподобный Иустин Сербский. Это лишь одетая в униформу земля, ходячий гроб из глины. И таких людей в наше время немало. Они лихорадочно ищут, что им есть, пить, во что одеваться, а вот Бога не ищут. И если им подсказать, что прежде всего в жизни надо искать Царство Божие и правду Его, то эти люди, такие разные, ответят на удивление одинаково: «Что же нам теперь: не заботиться о том, что нам есть, пить? Что нам, не думать о заработке, о жилье, о детях, престарелых родителях? Что же нам теперь, всё бросить и стать, как лилии полевые?» Нет, Господь, призывая нас искать прежде Царство Божие, говорит о другом: о гибельности нашей многозаботливости, об опасности неправильно расставленных приоритетов и о ложности наших упований на себя, а еще о том, что очень часто мы из предметов земных делаем себе идолов и начинаем поклоняться им, а не Богу. Потом удивляемся, почему нас «уносит» в скорби, беды, болезни, и не можем понять, что это сами мы сворачиваем с пути спасения, когда отодвигаем Бога из центра жизни на периферию бытия. Но бывает, что именно паломничество и позволяет человеку вспомнить о духовных приоритетах и исправить перекосы своей духовной жизни. Важно во время такой поездки правильно расставить акценты.

- Разговаривая с паломниками, я для себя отметил, что некоторые люди как раз и поехали в эту паломническую поездку с одной целью. Если ее сформулировать в двух словах, то это был крик: «Господи, найди меня!!!» или «Верую, Господи, помоги моему неверию!!!» Они пустились в это паломническое восхождение для того, чтобы веру свою укрепить, не представляя, как это возможно, поэтому я с ними поделился своим паломническим опытом, который у меня с годами выработался. Например, когда я приезжаю к какому-нибудь святому в обитель, никогда не бегу сразу к мощам, а очень медленно вхожу в обитель. Я не отвлекаюсь ни на какие лавки, ни на какие сувениры. Перед поездкой я пытаюсь освежить свои знания об этом святом, по возможности прочитать житие, какие-то дополнительные книги, связанные с ним, пытаюсь найти в житии этого святого что-то такое, что мне нужно для моего спасения. Может быть, у него был какой-то недостаток, как у меня, и он его в итоге победил. Может быть, меня поражает его вера или решимость на некоторые подвиги, воздержание. Я ищу то, за что я мог бы зацепиться и впоследствии у него испросить, чтобы он мне помог такой же подвиг, пусть маленький, но совершить. Потом потихонечку вхожу в храм, кланяюсь Богу, издалека подхожу к иконам, Кресту Господню. На подходе пытаюсь прочитать акафист, сам или с теми людьми, которые со мной. И только когда я настроился, отрешился от суеты, от передвижения по дороге, подхожу непосредственно к мощам этого святого. И так в каждом святом месте.

 Мы начали наше паломничество с гробницы Лазаря Четверодневного. Там жаркий климат, и человек за четыре дня может разложиться настолько, что невозможно близко подойти. И до нас дошли сведения, что Господь на четвертый день приказал открыть гробницу и вызвал оттуда Лазаря, как говорится в тропаре, «предуверяя общее Воскресение». Он нам дает возможность больше не сомневаться в том, что для Него восстановить тело человека не составляет никакого труда. Если даже сегодня ученые говорят, что можно из одной клеточки восстановить целого мамонта, разве Богу составляет сложность восстановить тело человека? И вот Воскресением Лазаря Господь это показал. Он специально замедлил приход, потому что когда Он воскрешал в первый и во второй день после смерти, то могли сказать: «Человек, может быть, и не умер». А вот когда он настолько разложился, что нельзя к гробнице подойти на 50 метров, то тут ясно, что Богу не составляет труда воскрешать. Но если человек не захочет, то Господь ничего не может сделать с нашей душой. Спасение человека происходит в синергии, соработничестве Бога и человека.

 Когда мы пришли в эту гробницу и я туда спустился, то не хотел оттуда выходить, и в принципе, я не хотел больше никуда ехать, потому что передо мной, насколько могу себе это представить, была моя поврежденная душа, мое несовершенство, мои грехи. Я действительно ощутил себя таким же мертвецом, как Лазарь, только духовным мертвецом, и у меня был только один крик в этой гробнице: «Господи, раз Ты его воскресил, то и меня воскреси!» И если бы в этой поездке была только гробница Лазаря, я бы ничуть не пожалел, но только мне надо было бы побольше остаться там. Я не хотел оттуда выходить и пытался этот настрой передать людям: «Вы не просто посмотрели, что здесь лежало тело Лазаря. А тебя как это место касается? А ты не хотел бы сподобиться такой милости от Бога, как этот Лазарь, чтоб Он не только тело, а душу твою вызвал из грехов и смерти?»

- Конечно, такое отношение к паломничеству, такое переживание евангельских событий рождается в душе человека не вдруг. Оно формируется постепенно и складывается из множества самых разных факторов, в числе которых вполне конкретные жизненные истории, наглядные и поучительные. Бывает, что они становятся яркими и очень памятными свидетельствами того, как человек может ожить при встрече с Промыслом Божиим после паломничества на Святую Землю.

Одну такую историю батюшка поведал и нам. Произошла она чуть более века назад в тех местах, где служит отец Виктор. Жил в ту пору в селе Чусовом Голдобин Евстигней Иванович. Он был караванным и на протяжении 40 лет водил во время сплавов барки по реке Чусовой. Уже само это занятие характеризует его как человека сильного, мужественного, опытного и привыкшего во многом полагаться на себя, хотя в Бога он, конечно, верил. Но и Бог верил в Евстигнея Ивановича и желал ему спасения и избавления от той страсти, которая никак не допустила бы караванного в Царство Небесное. Богу было угодно оживить его душу, вызволить из плена греховного. Обстоятельства для этого нашлись, самые благоприятные и спасительные.

- Начало XX века. Он был человеком, который занимал достаточно большую должность при металлургическом заводе: управлял сплавом барок по реке Чусовой до города Чусового. Необходимо было доставлять металл вниз по течению, и для такой работы нужно мужество и храбрость, потому что барки бьются и много людей тонет. Этот человек был чрезвычайно набожен, настолько, что у него над амбаром была сооружена специальная часовенка, в которой он регулярно уединялся, для того чтобы молитвенные правила перед Богом совершать. И в этом человеке вроде все было положительно, но, как вспоминают жители этого поселка, у него был один недостаток: он был очень экономный, даже жадноватый. Про эту его экономию можно было легенды слагать. Например, у него была ферма, он держал скот, поэтому постоянно нанимал работников убирать сено. Перед обедом он выносил ведро кваса и обильно поил их этим квасом для того, чтобы, когда они сядут обедать, поменьше скушали. Или такой случай: он был курящим человеком, хотя для старообрядцев это удивительное дело (он был старообрядцем), мог сделать самокрутку и, имея в кармане спички (по тем временам дефицитная, достаточно дорогая вещь), выходил на улицу и ждал случайного прохожего, у которого можно было прикурить. Так мог два часа ждать лишь потому, что экономил спичку.

 Но если человек искренне пытается служить Богу, то Господь найдет способ исцелить его болячку. В данном случае тоже нашелся способ. Однажды при уборке сена на поле работали нанятые им люди и он пошел проверять уже собранное в стога сено. И вот он идет вдоль стогов, видит, что все хорошо убрано, отпускает в поселок работников и говорит: «Я пройду все стога до леса и тоже приду». Когда он подходит уже практически к последнему стогу, вдруг из леса выходит маленький медвежонок. Это очень опасно, потому что за медвежонком чаще всего выходит и медведица. Она при таком положении вещей очень агрессивная, так как защищает медвежат. И медведица действительно вышла. Увидев человека, она с ходу начала рычать и бросилась на него, чтобы его разорвать. Он поворачивается бежать, но понимает, что это бесполезно. Перед ним оказывается стог сена, он в два прыжка запрыгивает на этот стог, понимая, что это ему добавит лишь секунду жизни. И тут он делает потрясающую вещь: поднимает руки к небу и говорит: «Господи, спаси меня! Если Ты меня спасешь, пешком пойду на Святую Землю». И происходит то, что мы называем чудом. Медведица как вкопанная останавливается возле стога, начинает на него рычать, но не делает дальнейших попыток его достать, поворачивается и уходит. Говорят, он поседел на этом стогу. Но что он делает? (Думаю, что его поступок для нас мог бы стать очень хорошим примером.) Слазит со стога сена, идет домой, собирает рюкзак, кладет туда сапоги, хлеб, благословляет семью и уходит в Святую Землю. Вернулся он только через четыре года. Говорят, что он не просто посетил Святую Землю, он даже на Гробе Господнем прислуживал. Я не могу выяснить, где он прислуживал, у кого, потому что, как выясняется, вокруг Гроба Господня много конфессий. Где-то он нашел место, где жил год прислуживая, и на четвертый год вернулся совершенно другим человеком. Теперь уже можно было легенды складывать о его милосердии. Имея два дома, на первом этаже одного дома он организовал приют для сироток, в котором постоянно жили около 10 сироток, и он о них заботился. Таким образом, после посещения Святой Земли человек действительно преобразился, изменился. Имея в себе жадность, ущербность, с евангельской точки зрения, он это всё-таки преодолел.

- На протяжении нашей встречи отец Виктор не раз повторял, что паломничество является не просто неким отрезком жизненного пути христианина, оно является духовным восхождением, во время которого человек совершает внутреннюю работу по очищению и изменению своей души. Но выполнять такой духовный труд можно лишь при определенных условиях. О них батюшка и напомнил всем нам, но особенно тем, кто собирается в паломничество.

- Мне много уроков духовной жизни преподала моя бабушка. Вот один такой пример, который я запомнил. В церковь надо было ходить за 8 км от нашей деревушки, где мы жили. Она говорила, что, бывало, соберутся человек 50 и идут в церковь друг от друга поодаль, молча, несмотря на то что практически все родственники, соседи и есть о чем поговорить. Бабушка говорит, что они не разговаривали, потому что человек, идя в церковь, должен настроиться на молитву. Если ты настроишься, ты и в церкви будешь молиться, а если ты всю дорогу разговаривал, ты и в церкви будешь продолжать эти разговоры в своих мыслях. Поэтому, я думаю, что, если человек действительно собрался в паломническую поездку, он должен потрудиться, настроиться, почитать о святом, которого он хочет навестить. Он должен себе четко уяснить, что он хочет на этом месте. Или просто хочет, чтобы Бог его коснулся и его вера возгорелась. Или у него есть какая-то проблема, и он ее озвучивает Богу или этому святому. В дороге он не должен развлекаться, не должен слушать музыку, если он в автомобиле, не должен вести пустые разговоры, если он с кем-то, не должен из головы упускать цель, ради которой едет. Я думаю, что это похоже на путешествие человека, который едет в поезде к своей родне, которую давно не видел. Может быть комфортабельный вагон, хорошая обстановка, соседи добрые и разговоры приятные, но у него через два часа остановка, и он знает, что там, на перроне, его родственники ждут. Я думаю, у него все мысли там, впереди, на перроне. Он ими живет и не обращает внимания на этот комфорт, который есть сейчас в вагоне, живя ожиданием этой встречи. Паломник тоже должен иметь такой же настрой: ожидание встречи с той святыней, к которой он стремится.

 

Ведущий: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать