Уроки православия. Паломничество на Святую Землю с прот. Виктором Вильчинским. Урок 1

27 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Паломничество - это подвиг, который совершает человек, чтобы укрепиться в вере, духовно очиститься, измениться. А еще паломничество - это школа, проходя которую, христианин лучше узнает себя, видит свои немощи, ошибки и учится их исправлять. Сегодня у нас в гостях батюшка, который недавно побывал на Святой Земле. Там он вместе с попутчиками выучил немало уроков и готов поделиться своим опытом с нами. 

 

- В древности христиане много путешествовали. Это было связано и с торговлей, и с государственной и военной службой, и с гонениями. А еще они совершали путешествия во исполнение заповеди Христовой: «Идите и научите...» Именно в таких путешествиях апостолы и их последователи несли благую весть по всему миру. Но эти странствия нельзя было назвать паломничеством. Паломничество появилось примерно во II веке, когда христиане стали целенаправленно путешествовать во Святую Землю, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, и помолиться у Гроба Господня.

И за прошедшие двадцать столетий цель паломничества не изменилась. Оно было и остается подвигом, который совершает человек, чтобы укрепиться в вере, духовно очиститься, измениться. Кроме того, паломничество было и остается школой, проходя которую христианин лучше узнает себя, видит свои немощи, ошибки и учится их исправлять. Такая учеба бывает более успешной, когда руководство над паломническими группами берут на себя батюшки. Они в подобных путешествиях просто необходимы и как священнослужители, и как духовные наставники.

Сегодня у нас в гостях батюшка, который нежданно-негаданно для себя оказался в роли такого руководителя и вместе со своими подопечными побывал на Святой Земле, чтобы поклониться ее святыням и чтобы выучить некоторые уроки, а после поделиться своим опытом с нами.

- Скоро будет 14 лет, как я в сане. И как у священника, у меня выработалась такая пастырская черта - присматривать за прихожанами, как мама за детьми, и всегда искать их пользы ко спасению. Такая задача у священника. Когда я встретился с группой (23 человека), только один человек был мне знаком. Но тем не менее я все равно понимал: раз я в этой группе, должен внести священническую лепту. Я пытался их прочувствовать, познакомиться с ними и постоянно держал во внимании, потому что понимал, что не у каждого человека есть опыт паломнического путешествия. А это не простая экскурсия куда-то в Египет, Венецию или другие европейские города. Паломничество - это, в первую очередь, духовное восхождение. На него необходимо настроиться. И с людьми, которые не имеют подобного опыта, нужно этим опытом поделиться - и я пытался с ними делиться.

Особенно это явно ощущалось, когда мы проходили по пути шествия Иисуса Христа на Голгофу от того места, которое называется Лифостротон, от дворца Понтия Пилата. А ведь это улочки, которые слева и справа усеяны ларечками. Там бизнес, там люди, суета. А наши паломники, как я увидел, на любой ларечек обращают внимание. Туда хочется посмотреть, сюда хочется посмотреть. А мы приехали, чтобы сквозь толщу времени проникнуть в те события, которые происходили 2000 лет назад, и прочувствовать этот крестный путь хотя бы отчасти. Нужно осознать, что это меня ради Христос шел по этому пути, меня ради Он к этому столбу был прикован и Его там истязали. Видя людей, которые отвлекаются на внешнюю среду, я сказал, что у них впереди еще десять дней, они успеют купить сувениры, сейчас для нас важнее другое. И когда мы подошли в начале пути к камере, в которой Иисус Христос провел ночь, лично я был очень поражен. Я ее немножко не так себе представлял. В каменной лежанке проделаны отверстия, в которые опускались ноги, а в нижней части ниша, где ноги заковывались в кандалы, и в таком очень неудобном положении Спаситель наш был прикован… Я старался перед посещением какой-то святыни что-то говорить. Мы вечером собирались, подводя итог тому, что увидели, и, настраиваясь на следующий день, обсуждали, что нам предстоит еще увидеть. Вот так мы старались посещать святые места.

- К урокам паломничества на Святую Землю мы обращались не раз. И каждый раз повторяли: именно там, на местах земной жизни Спасителя, можно не просто увидеть и осознать истоки христианства. Там бывает удобнее изменить себя, выправить свои мысли, чувства, поступки, так чтобы Христос стал центром нашей жизни. Есть в богословии такой термин «христоцентризм». Он означает понимание Иисуса Христа как основания для правильного познания Бога, человека и всего мироздания. Это учение об Иисусе Христе как мере всех вещей. И если Спаситель будет пониматься человеком именно так, то и сам он будет устремлен ко Христу и станет соотносить с Ним все свои мысли, чувства и поступки. Так, например, жил святой праведный Иоанн Кронштадтский, и потому свой дневник он назвал «Моя жизнь во Христе». Но большинство из нас, если бы довелось, наверняка назвали бы свои дневники иначе. Как? Пусть для каждого ответ на этот вопрос станет домашним заданием. А мы сегодня обратимся к паломническому опыту нашего гостя. Он, наблюдая за тем, как ведут себя христиане на Святой Земле, заметил, что их от этого центра, от Христа, нередко уносит. А может быть, они сами отодвигают Его на периферию своей жизни. Что же заставляет христиан терять этот стройный миропорядок?

- Я думаю, что зачастую многие христиане, которые говорят, что веруют в Иисуса Христа, не всегда отдают себе отчет в том, что они говорят и как они веруют. И естественно, это говорит о неглубокой вере, неправильном представлении того, что мы говорим. Мы не цепляемся за Него. Ведь многие люди не признают во Христе Бога, не понимают, как это: Всемогущий Бог висит на кресте. Почему Его небольшая кучка людей смогла распять? Вчера буквально у меня состоялся разговор с человеком. Я его спрашиваю: «Иисус Христос творил чудеса, ходил по воде. Его распяла небольшая кучка людей. Он мог им сопротивляться или нет?» Он говорит: «Ну, если их было больше десяти, то, наверно, не мог». - «А как ты думаешь, кто Иисус Христос?» - «Ну, Бог». Какой Бог? Который сотворил Ангелов, материальный мир и всю бесконечную Вселенную. Он в Своих руках содержит все это Своим могуществом. Это Он пришел и стал Человеком. Я когда-то слышал выражение одного богослова: если бы Господь хотел Себя защитить, достаточно было бы взмаха одной выи, чтобы снести всю материальную Вселенную. И вот этот образ висящего Бога на кресте вводит действительно, как апостол Павел сказал, многих в соблазн, а другие воспринимают это как безумие.

Я сошлюсь на фильм «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Потому что мне пришлось почитать, почему он решил этот фильм снять. Мэл Гибсон, оказывается, верующий католик, причем он относится к числу ортодоксальных католиков. Как у нас есть старообрядцы, так и он относится к таким старообрядцам-католикам, насколько я понял из той информации, которую узнал. Его жизнь зашла в тупик, он был в глубокой депрессии, которая длилась практически год. Но он целый год ежедневно ходил на мессы, слушал Евангелие, Священное Писание, и, таким образом, он прошел весь годичный богослужебный и евангельский круг. И по-новому взглянул на Страсти Христовы: для чего Господь взошел на крест. «Я понял, что сегодняшняя молодежь не умеет читать книги. Раз мне Господь дал такой талант, то почему бы мне этим талантом не послужить ради Христа Бога, в Которого я верую». И он решил снимать по Евангелию фильм о Христе. Он очень хорошо показал, как на Голгофе происходит битва, сражение всемирного масштаба. Никогда нигде не было большего сражения. Господь, воплотившись, становится таким же беззащитным человеком, как мы. Кроме греха. Когда в нас какой-то грех действует, то мы, естественно, не имея любви, отвечаем злом на зло. Мы сразу вскипаем, начинаем препираться. Если нас ударили, хочется отомстить. Мы платим злом за зло. Поэтому зло умножается. Но Господь наш - Любовь, и Он выходит сражаться со злом любовью. Только любовью можно победить зло. И вот там, на Голгофе, мы видим, что все зло на Него обрушивается. Сначала Его бросили ученики, потому что они люди несовершенные. Один из учеников Его предает. Его неправильно судят. Он спрашивает: «За какое добро вы хотите Меня осудить?» Но они Его судят потому, что Он им не нравится. Он свидетельствует им об их пороках, а им это не нравится. И кто судит? Первосвященники. Потом Его до полусмерти избивают, ведут на Голгофу, взваливают на Него крест. В этой паломнической поездке мы узнали, что, оказывается, крест был сделан не из обычного дерева, а из дерева, которое пролежало в купальне около тысячи лет. Это дерево настолько промокло, что было как железное по весу. И Он не отказывался от него. Мэл Гибсон в своем фильме подчеркивает: нет сил, а Он все равно подставляет плечо. Крест надо нести, необходимо показать людям, как надо нести его: не ропща, не отказываясь и до конца.

И уже когда Он висит на кресте, Его искушают: «Сойди с креста, и мы в Тебя уверуем». Но Он этого не делает. И казалось бы, перед Ним Его распинатели, и надо, может быть, громом и молниями их наказать, потому что человеческое чувство справедливости требует такого наказания. Но Он этого не делает. А совершает невероятное с человеческой точки зрения. Он, обращаясь к Отцу Небесному, говорит: «Отче, прости их!» То есть Ему жалко этих людей. Он хочет их спасения, как мама заблудившихся детей хочет их блага. Хотя они ее оскорбляют, руку на нее поднимают и имущество забирают. Она все равно их прощает. И Господь говорит: «Отче, прости их, не ведают, что творят!» Мэл Гибсон совершенно справедливо показал за кадром ходящего сатану в образе человека, у которого постоянно в носу крутится червь сомнения, потому что сатана пытался довести этими страданиями Христа, чтоб Он не шел, не вытерпел, чтоб Он наказал этих людей. И тогда зло на земле только увеличивалось бы. Он бы победил. Но когда на это зло Христос ответил любовью, непостижимой для нас, людей, то сатана взвыл и пропал. Он был уничтожен. Величайшее сражение любви и зла произошло. Любовь победила. Причем носитель этой любви был человек, Богочеловек, но все-таки человек по имени Иисус. И если бы теперь нам, людям, как-то «привиться» к Иисусу, победившему зло, то в нас, возможно, потекла бы та же любовь. Бесчисленное количество людей, которых мы называем святыми, преподобными, свидетельствуют, что это возможно: насытиться от Него этими качествами совершенств. В этом и есть христианство, когда мы можем «привиться» к Иисусу Христу и претерпеть перерождение.

Мы на Святую Землю как раз едем для того, чтобы нашу веру в Господа Иисуса Христа, Который победил зло, укрепить. Мы едем не просто побывать на месте, которое исторически интересно, сфотографироваться и сказать: «Я там был». Мы едем совершенно с другой целью. Наша цель - спасение, и не только наше. Мы должны что-то привезти нашей пастве, нашим детям, мы должны укрепить веру, которой потом поделимся с людьми.

Не зря наша Церковь называется Православной, в ней есть правильное видение Господа, правильное видение Иисуса Христа, Его искупительной жертвы. Церковь в лице святых говорит, что Православие есть правильное понимание покаяния. В других Церквах сейчас все меньше и меньше на эту тему говорят, а без покаяния не бывает ничего. Иоанн Креститель призвал людей сначала к покаянию, и кто покается, тот увидит спасение Божие. И человек, который видит правильно Иисуса Христа, правильно кается, правильно молится, его душа правильно устроена. Вот такую цепочку можно выстроить.

- И когда батюшка вместе со своими подопечными выстроил такую цепочку, то к месту Голгофы (а оно в настоящее время является частью Храма Гроба Господня в Иерусалиме) они уже подошли чуточку подготовленными.

- Очень волнительно было приближаться к самой Голгофе, потому что первый раз в жизни ты приближаешься к центру земли, к центру Вселенной. Но все переживания невозможно рассказать. Я иногда слышу споры: «А действительно ли Иисус Христос был распят на этом месте или, может быть, рядышком?» Я думаю, этот вопрос можно не обсуждать, потому что кто читал Священное Писание от начала до распятия Иисуса Христа, видел удивительную картину, которую, если можно так сказать, срежиссировать мог только Сам Господь. Адам стал носителем зла, несовершенства и передал это потомкам. Мы все, от Адама рожденные, несем в себе повреждение. Христос пришел для того, чтобы это повреждение исцелить. Это так и должно быть с точки зрения исторической правды, чтобы на месте, где похоронен Адам, был распят Христос. Чтобы только здесь и должен был стоять Крест, пролиться кровь искупительная, спасительная и достигнуть этого черепа. Не может быть по-другому. Для Бога, Который управляет всеми мирами, не составляет никакого труда сопоставить голову Адама и Крест Христов. И когда ты воспринимаешь так мир, в таком объеме, от грехопадения до искупительной жертвы, и чувствуешь, что ты являешься частью народа, который был спасен Христом, это, конечно, очень потрясает! Естественно, и вера укрепляется, и ты уже начинаешь думать, что не можешь так больше жить, как жил. Ты не можешь так легкомысленно относиться к словам Христовым. Ведь, в принципе, мы за этим и поехали, чтобы вера укрепилась, чтобы спасение улучить, чтобы мы могли, в свою очередь, что-то передать хотя бы своим детям. А если священник поехал, то пастве.

Мы слышали такое выражение, что мы - ученики Иисуса Христа. А есть еще одно выражение: мы - последователи Иисуса Христа. И мне представляется, что мы - грешники, живем в огромном болоте, просто непроходимом. И есть только один Проводник, Который в этом болоте нащупал тропинку. Он не может нас заставить следовать за Собой. Он может идти впереди и говорить: «Кто хочет со Мной в Царство Небесное, раздели со Мной это Царство. Я дам тебе сесть буквально одесную Отца Моего Небесного». Он говорит: «Иди за Мной, Я тебе покажу дорогу Своей жизнью, страданиями и смертью, притчами, заповедями, всем, что описано в Священном Писании. Пожалуйста, не уклоняйся, потому что шаг влево, шаг вправо - там топи, ты потонешь». Ты не можешь сказать: «Господи, мне не нравится эта кочка, по которой Ты идешь, я обойду ее с другой стороны». Ты утонешь. И вот это следование за Христом как раз и есть признак, что я доверился этому Проводнику, я в Него поверил, я в Его путь поверил, я иду за Ним шаг в шаг, я - последователь, иду по следам.

Я думаю, на Святой Земле эти вопросы встают как-то особенно, ты начинаешь думать, как ты до сего момента шел за Христом. И начинаешь понимать, что пути совершенно разные. Его путь, вот он - Голгофа: ни слова ропота, ни слова осуждения, не отвечать злом на зло. Если мы так не умеем, то впору кричать: «Господи, исцели меня». Как человек, который был прокажен. Но нельзя довольно думать: «Я - христианин, и вроде мне спасение само собой обеспечено. Я же крещеный. Теперь меня обязательно отпоют, споют «Со святыми, Господи, упокой». Какое «со святыми»? Если ты, возможно, никогда и не следовал за Христом! Идешь ты за Христом или нет, зачастую это открывается на святых местах, в особенности на самом главном святом месте - Голгофе и при Гробе Господнем.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать