Уроки православия. Азбука веры. Урок 2

4 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем знакомство с «Азбукой веры» - так называется интернет-портал, на котором каждый может найти ответы на самые разные вопросы. Эта православная энциклопедия существует уже десять лет. В ней нам предлагается широкий выбор материалов, размещенных в нескольких разделах: в словаре, календаре и библиотеке. Телеверсию одного из разделов «Азбуки» нам предложил протоиерей Константин Пархоменко

Мы продолжаем знакомство с «Азбукой веры»: так называется интернет-портал, на котором каждый может найти ответы на разные вопросы, связанные с православием. Эта православная энциклопедия существует уже десять лет. В ней нам предлагается широкий выбор материалов, размещенных в нескольких разделах: в словаре, календаре и библиотеке. Телеверсию одного из разделов «Азбуки» нам предложил протоиерей Константин Пархоменко.

- Мы продолжаем знакомство с «Азбукой веры» – интернет-порталом, в котором можно найти ответы на самые разнообразные вопросы, связанные с православной верой.

Портал существует уже десять лет. Здесь представлен широкий спектр разнообразных материалов, размещенных в нескольких разделах: «Словарь» (http://azbyka.ru/dictionary/), «Календарь» (http://azbyka.ru/days/), «Библиотека» (http://azbyka.ru/otechnik/). В структуре портала существуют самостоятельные проекты, в числе которых и сайт протоиерея Константина Пархоменко (http://azbyka.ru/parkhomenko/). Сайт о. Константина состоит из нескольких разделов: блог (http://azbyka.ru/forum/blog.php?u=727), библиотека, фотоальбом (http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php). На нем представлены аудио- и видеоматериалы.

Для наших уроков о. Константин предложил телеверсию своих ежедневных видеокомментариев к Священному Писанию. Надеемся, что после просмотра нашей программы телезрители смогут уже самостоятельно находить и слушать эти душеполезные и интересные толкования.

На прошлом уроке рассказ о. Константина о Воскресении Христовом прервался на том месте, когда ранним утром следующего за священной субботой дня жены-мироносицы, придя ко гробу, обнаружили, что огромный камень на входе отвален, а гроб Спасителя пуст. Впрочем, не совсем: у входа в гробовую пещеру женщины увидели юношу в белой одежде, который обратился к ним с такими словами: «Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предварит вас в Галилее».

Как же убитые горем женщины отреагировали на обещания встречи с любимым Учителем?

- Женщины были потрясены тем, что произошло. Можно задаться вопросом, что уж здесь такого необычного? Разве Христос не предсказывал, что Он воскреснет из мертвых? Да, предсказывал, но иудейские представления о воскресении сильно отличались от того, что нам сегодня кажется естественным.

Евреи считали, что если кто-то и может воскреснуть, то только в тот момент, когда воскреснут все покойники мира! Никакого индивидуального воскресения, предшествующего всеобщему воскресению, они не могли себе представить. Помните, Иисус говорит Марии, сестре Лазаря, о том, что брат ее воскреснет, и Мария ему отвечает: знаю, что воскреснет в день воскресения всех мертвых?

Итак, женщины не понимают, что случилось, но спешат рассказать другим апостолам об этом чуде. Апостолы бегут на место происшествия и убеждаются в том, что Иисус действительно воскрес, а гроб действительно пуст.

 В Евангелии от Иоанна мы находим очень важное свидетельство: «… приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:6).

Если бы, предположим, тело Иисуса выкрали, то воры унесли бы с собой и покрывала, потому что они стоили очень дорого. Но ткань и плат, которым покойнику привязывали челюсть к голове, даже не сдвинули с места.

Все выглядит так, как будто Иисус, воскреснув, не сложил повязки и пелены, как сделал бы обычный человек, а прошел сквозь них. Исследования Туринской плащаницы, которую недаром называют иногда пятым Евангелием, показывают совершенно невероятную картину происшедшего! Установлено, что плащаницей был накрыт окровавленный человек и, естественно, ткань присохла к его ранам в нескольких местах. Но, изучая эти места под микроскопом, ученые не нашли ни одного микрона натяжения ткани, которое неизбежно возникло бы, если бы ткань отделили от ран. Когда отдираешь присохший бинт от ранки, он деформируется. А ткань плащаницы не деформирована. Такое впечатление, что покойник, который был накрыт ею, прошел сквозь нее. Евангелие подтверждает это вывод: погребальные ризы лежали на своем месте. Иисус исчез из гроба!

 Описания явлений воскресшего Христа дают нам еще более удивительную картину! С одной стороны, Спаситель имеет то самое тело, которое было рождено от Пресвятой Богородицы, пострадало на кресте, которым Он искупил грех человечества. Его можно узнать! Он часто говорит Своим ученикам: «Коснитесь Моих ран, убедитесь в том, что это Мое тело».

 С другой стороны, Его тело изменилось. Теперь Христос может исчезать и появляться, проходить сквозь стены и запертые двери. В Евангелии часто описывается ситуация, когда Его вроде бы нет рядом и вдруг он встает посреди Своих учеников.

После Воскресения Христос может какое-то время оставаться неузнанным. Часто люди, которые встречают Его, даже не понимают, что перед ними их Учитель. Помните евангельский рассказ о двух Его учениках, которые встречают Спасителя по пути в Эммаус и не узнают Его? Мария Магдалина в первый момент принимает Его за садовника и вовсе не потому, что эта встреча произошла ранним утром и она опозналась в темноте. Все Евангелия сообщают о том, что Его ученики смущаются, увидев Христа, и задаются вопросом, Он ли это?

Но изменившееся тело тем не менее абсолютно материально. На иконах воскресший Христос часто изображается сияющим. В Евангелиях есть упоминания о сиянии Христа, например в момент Его Преображения, но в рассказах о явлениях Христа воскресшего мы не найдем упоминаний о том, что Его тело было необычным, например, излучало какой-то свет. И это должно было казаться иудеям странным, потому что они как раз считали, что у воскресших людей будут светящиеся тела, подобные звездам. Но и после Воскресения Христос казался самым обыкновенным человеком, Чье тело имеет естественный физический состав.

По Воскресении тело Христово было абсолютно реальным и материальным. Чтобы убедить в этом Своих учеников, Он постоянно призывает их прикоснуться к Нему, потрогать руками Его раны. Он говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27) и другим ученикам: «Осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:29).

Дело в том, что в литературе того времени мы встречаем много рассказов о явлении призраков, но призраки не разрешали себя потрогать, потому что их тела были ненастоящими, они представляли собой чисто визуальные явления. Поэтому Христу важно показать Своим последователям, что Он не призрак, что он осязаем.

Ему также важно показать, что Он не ангел, поэтому Он демонстративно ест и пьет, что ангелам совсем не свойственно. В книге Товита (это неканоническая книга, но в наших русских Библиях она есть) описывается встреча некоего Товита с ангелом, который сначала выдает себя за человека, но затем говорит Товиту: «Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, - только взорам вашим представлялось это» (Тов. 12: 19).

В 21-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о встрече Христа с учениками на берегу Тивериадского озера. Ученики по Его слову закидывают сеть на середине озера и ловят огромное количество рыбы — 153! Эта ситуация так похожа на их первую встречу с Иисусом! Не Учитель ли это? Затем они пристают к берегу, а Он уже успел разжечь костер и зажарить рыбу. В этом рассказе материальность Христа демонстрируется особенно ярко: Он раздул огонь, он где-то собрал для костра хворост, где-то раздобыл рыбу, может быть, поймал, может быть, купил, может быть, попросил у кого-то. Рыбу Он выпотрошил и зажарил. И вот ученики берут куски этой рыбы, зажаренные Иисусом, и тогда Иисус спрашивает Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21: 15) Вспомним: Петр в саду первосвященника трижды отрекся от Христа, и он тогда грелся у костра от холода. Свой вопрос Христос тоже задает трижды, и это тоже происходит у костра. Обратим внимание на деликатность Иисуса: Он не говорит Петру прямо об отречении, но намекает на него. Конечно, Петр в третий раз восскорбел, и заплакал, и сказал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:17).

Вообще рассказы евангелистов о Воскресении Христа весьма скудны. Может даже возникнуть вопрос: неужели Христос так мало являлся Своим ученикам после Воскресения? Ничего подобного! Христос много являлся! Но не забывайте, что древние Евангелия были написаны на папирусных свитках, которые имели длину не более десяти метров, иначе его было бы неудобно держать в руках. Все папирусные свитки, на которых были написаны канонические Евангелия, имеют десятиметровую, то есть максимальную длину. Конечно, в книге или тем более в Интернете можно разместить любое количество информации. А во времена написания Евангелий длина текста не могла быть больше десяти метров, поэтому, рассказывая о явлениях воскресшего Христа, каждый евангелист ограничился двумя маленькими случаями, хотя в Предании первых христиан историй о встрече с воскресшим Христом было гораздо больше.

В заключение нашего разговора я хотел бы, мои дорогие, познакомить вас с первым рассказом о явлении Христа после Его Воскресения.

Как вы думаете, кто об этом рассказал? Вы, может быть, скажете, что это был евангелист Матфей, ведь Евангелие от Матфея идет первым в современных изданиях Нового Завета? Нет! Первым встречу с Воскресшим Христом описал апостол Павел. Его Послания были написаны в 50-е годы, всего через 20 лет после событий Воскресения. В 70-е годы создается Евангелие от Марка, в 80-е – Евангелия от Матфея и от Луки, 90-ми датировано Евангелие от Иоанна.

Вот что пишет божественный Павел: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3). Обратите внимание, апостол Павел делает акцент на смерти Христа. Мы сегодня не говорим о тайне Его смерти, о том, в каком смысле Христос искупил своей смертью людей, почему именно крест был спасением человечества от греха и проклятия. Это тема отдельного долгого разговора.

Далее апостол пишет: «И что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе» (1 Кор. 15:4). Кифа – это другое имя Петра, то есть «камень или кусок скалы» по-еврейски. А привычное нам слово petros тоже означает «камень или кусок скалы», но по-гречески. Современники называли Петра Кифой, а настоящее его имя было Симон. Петром стали называть его христиане первого века уже после смерти апостола.

Далее, согласно свидетельству апостола Павла, Он явился «двенадцати», то есть кругу избранных учеников; «потом явился более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор. 15:6). Интересно, где они могли собраться вместе в таком огромном количестве? И далее апостол Павел подчеркивает, что «из которых бо'льшая часть доныне в живых» (1 Кор. 15:6), то есть с ними можно побеседовать, «а некоторые и почили» (1 Кор. 15:6) (конечно, ведь с того момента прошло уже 20 лет). Потом, согласно свидетельству апостола Павла, воскресший Господь явился Иакову, Своему сводному брату, сыну Иосифа от первого брака. Иаков сначала не верил в божественность Спасителя, но, после того как Господь явился ему по Воскресении, уверовал и даже стал Иерусалимским епископом. В 60-е годы он принял мученическую смерть за Христа.

Затем Господь является всем апостолам, а потом, как пишет апостол Павел, Он «явился и мне, как некоему извергу» (1 Кор. 15:8). «Изверг» по-гречески означает «выкидыш», или не вовремя рожденный. Павел говорит о том, что он позже всех родился во Христа, а нужно было уверовать во времена, когда Христос проповедовал.

А почему Христос сегодня так не является христианам? Ответ прост: потому что на плечах первых христиан, очевидцев Воскресения, лежала очень важная миссия. Они должны были пойти в озлобленный мир, настроенный против Христа и христиан, и свидетельствовать о реальности Воскресения, о том, что смерть побеждена, что Иисус есть истинный Спаситель! Они должны были свидетельствовать твердо, ничего не боясь, а для этого они сами должны были отбросить все сомнения. Как можно усомниться, если ты видел Его, говорил с Ним, ел с Ним? Перед ними стояла ответственнейшая задача: разнести весть о Спасителе по всей земле. А перед нами стоит другая задача: верить тем, кто видел Христа воскресшего до нас, верить слову Церкви.

Но как можно верить столь невероятным вещам, если мы сами в этом не убедились? Знаете, евангелист Иоанн рассказывает очень трогательную историю о том, как некий ученик из двенадцати, Фома, испытывал похожие сомнения и через личный опыт встречи обрел веру в Воскресение Спасителя и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», а Христос ему сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Евангелие от Иоанна создавалось позже всех других Евангелий, уже в конце I-го века, когда почти все очевидцы Его Воскресения умерли. С момента Воскресения до времени написания Евангелия от Иоанна прошло 70 лет. Этот период был так же далек от первых читателей этого Евангелия, как далеки сейчас от нас события Великой Отечественной войны. Все, кто был взрослым на тот момент, уже умерли. Не удивительно, что в 90-е годы I-го века многие задавались вопросом: а правда ли Он воскрес? Если воскрес, то почему Он не является нам? Евангелист Иоанн включает в свой текст Евангелия именно эту историю о явлении воскресшего Христа неслучайно. Он нашел в Предании, сохраненном Церковью, именно тот рассказ, в котором Христос говорит: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». «Блаженны» значит более возвеличенны, более счастливы, более духовно высоки. В этих словах, дорогие мои, заключается урок всем нам. Есть вещи, которые не нужно проверять, но в которые нужно просто верить. Представьте себе, что я скажу своим родителям: давайте сдадим анализы на проверку ДНК и узнаем, настоящие вы мои родители или нет? Как вы думаете, будет ли такой подход способствовать углублению моей любви к ним? Нет, но весьма вероятно, что наши отношения дадут трещину. Представьте себе, что я нанял сыщика, чтобы он последил за моей женой и выяснил, не обманывает ли она меня. Сыщик делает вывод: нет, не обманывает, все нормально! Я, конечно, успокоюсь, но будет ли это способствовать углублению моих отношений с женой? Конечно, нет!

Итак, есть вещи и явления, истинность которых не нужно подтверждать никакими анализами. Воскресение Христово – это именно такое событие, в которое нужно просто верить.

Христос воскрес из мертвых, и поэтому жизнь наша должна измениться! Мы не должны бояться смерти! Гонителей христианства I-II веков поражала невероятная внутренняя сила христиан, которым угрожали пытками, а они смеялись над попытками их мучителей сломить их веру. Почему? Да потому что они верили в Воскресение Христа! Они верили, что Он их легко воскресит!

Так же легко из мертвых Он воскресит и нас! Надо просто любить Господа и быть верными Ему! Почему мы с вами сегодня утеряли эту пасхальную надежду христиан первых веков? Почему многие из нас дрожат при мысли о смерти? Почему мы цепляемся за эту жизнь? Давайте и мы с вами наполним сердца пасхальной радостью, и она даст нам сил ничего не бояться, любить Господа, служить Ему, по возможности не изменять Ему в повседневной жизни, соблюдать заповеди, каяться в согрешениях. Постараемся быть настоящими учениками, сыновьями и дочерьми Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Продолжение следует...

 

Автор программы: Ольга Баталова
Расшифровка: Екатерина Иванова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать