Учимся растить любовью. Детские вопросы о Рождестве. Продолжение

10 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Почему Иисус не родился во дворце? Волхвы волшебные? Почему Иисуса назвали Богом? Какое отчество было у Иисуса? Иисус когда-нибудь ходил в школу? Если ваши дети тоже задаются подобными вопросами и вы не можете найти грамотные ответы, от которых дети не заскучают, тогда этот выпуск передачи для вас! Учитесь искать понятные ответы на детские вопросы о Рождестве Христовом вместе с нами у священника Димитрия Симонова, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

– В прошлом выпуске мы отвечали на вопросы, которые нам задали дети, о том, что же такое Рождество. Детишек мы нашли в гимназии преподобного Амвросия Оптинского. Все они с большим удовольствием поучаствовали в нашем проекте. Как это происходило, мы предлагаем вам посмотреть прямо сейчас.

Видеосюжет. Дети озвучивают вопросы.

– В какое точно время родился Христос?

– Почему на Рождество можно не спать?

– Почему Мария родила Христа?

– Почему в Рождество дарят подарки?

– Почему Господь избрал именно Богородицу, чтобы родить Спасителя?

– Почему только на Рождество звезда загорается такая яркая и большая?

– Почему на Рождество ставят елку?

– Почему на Рождество Христово прилетают ангелы?

– Почему Рождество празднуется в разных стилях?

Вы сейчас увидели лишь часть всего процесса, а остальные вопросы дети написали на листиках, мы их перепечатали и сейчас будем задавать отцу Дмитрию Симонову. Я надеюсь, что ответы, которые Вы дадите, удовлетворят не только наших детей, но и родителей, к которым дети приходят с такими же вопросами. Эти вопросы многих родителей, например, меня ставят в тупик. Один из таких вопросов: «Почему волхвы волшебные и волшебные ли они?»

– В нашей прошлой передаче мы немножко размышляли об этом. Они не волшебные, они самые что ни на есть обыкновенные люди, которые, по мнению ученых, были жрецами древней персидской религии, которая называлась зороастризм. Они занимались астрологией, изучали звезды, пытались исцелять людей. Возможно, у древних представителей христианства и вообще греческого мира они ассоциировались с какими-то волшебниками. Но сами по себе это были обычные люди.

Тем не менее их религиозный опыт, их искренний поиск ответов на самые главные вопросы привел их к такому видению мира, в том числе через внешние проявления, точнее, явления звездного неба. Они поняли, что грядет какое-то важное событие, и отправились на запад. Ведь Евангелие говорит, что они пришли с востока. То есть они отправились на запад в сторону Иерусалима и Вифлеема, чтобы найти Того, предзнаменование рождения Которого увидели на небесном своде.

– Видимо, тут вопрос еще в том, сделали ли они свои вычисления магическим путем или астрономическим?

– Дело в том, что в ту эпоху астрология включала в себя нескольких направлений. Это и астрономия – конечно, не на таком уровне, на каком наука развивается сейчас. С другой стороны, это и религиозные зороастрийские практики, и некий духовный опыт, который, конечно, не соответствует библейскому. Тем не менее нужно сказать, что зороастрийцы были монотеистами, все-таки они почитали одного единого Бога. Их поиск, думаю, включал в себя всего понемногу. Я повторюсь, именно их искренность позволила им воспринять это откровение и отправиться на поиски главного ответа, то есть на поиски встречи с Тем важным, Кто должен был родиться.

– Будем надеяться, что даже если они и были волшебниками, то после того, как познакомились со Спасителем, они перестали ими быть. Позволю себе такую ремарку, наверное, невежественную.

Вопрос: «Почему Иисуса назвали Богом? Иисус когда-нибудь ходил в школу?»

– Его Богом никто не называл. Просто в какой-то момент люди, знавшие Иисуса, с большим удивлением поняли, что это не просто человек. Это было откровение свыше. Первым из людей нечто подобное стал понимать Иоанн Креститель, об этом мы читаем в Евангелии. Он понял, что Христос не просто человек, не просто Мессия, обещанный Спаситель мира, но Сам Бог, Который стал человеком.

Это откровение было большим потрясением для Его учеников, потому что никто не ждал, что Бог совершит именно такое действие. Никто не думал, что Бог может быть настолько близким и так много сделать, как говорит Писание: отдать Сына Своего Единородного в жертву, чтобы Христос спас нас от власти зла, греха, смерти – самого страшного, что может произойти. Его не просто кто-то так назвал, это было именно откровение. Люди это поняли, обо всем этом мы читаем в Евангелии. Конечно, самым ярким, сильным переживанием было событие воскресения Христа из мертвых.

– Первый вопрос был такой серьезный, а второй почти шуточный: «Ходил ли Он в школу?» Очень интересовало детишек.

– Мне кажется, что это совсем не шуточный, а очень важный вопрос. Евангелие нам ничего не говорит о детстве Иисуса. Но мы должны понимать, как был устроен мир иудеев первого века, в котором жил маленький Иисус. Там не было школ в нашем сегодняшнем понимании. Чему могли учиться дети? Они могли учиться тому делу, которым занимались их родители. В данном случае Его нареченный отец Иосиф был плотником или, как предполагают некоторые, каменщиком. В любом случае он нечто строил и делал своими руками. Конечно, Иисус у него учился.

Но существовали еще и религиозные уроки, на которых учились читать, писать. Такие школы были при каждой синагоге. Как в ветхозаветном Израиле, так и в современном иудаизме синагога была местом, где собирались, чтобы молиться в субботу, туда приходили, чтобы решить сообща какие-то важные вопросы. Одной из важнейших функций синагоги как раз было образование. Конечно, там не учили в таком объеме, как современных детей. У наших детей сейчас больше возможностей получить знания, образование, чем у детей, которые жили две тысячи лет назад. Но тем не менее, конечно, это была очень важная составляющая. Хотя Евангелия об этом ничего не говорят, я уверен и многие ученые считают, что, Иисус, конечно же, ходил учиться, потому что Он должен был уметь читать. О том, что Он умел читать, Евангелие нам как раз говорит.

– Я помню, как писался этот вопрос. Тогда возникла небольшая дискуссия в детском сообществе, звучали разные гипотезы. Я помню, прозвучал еще такой вопрос: «Откуда же Он тогда все знал?» Наверное, к школе это все-таки имеет мало отношения, «все знал» Он, наверное, не из школы?

– Конечно, здесь для нас есть некоторая тайна, но тем не менее мы никогда не забываем о том, что это был Бог воплощенный, и Его всеведение Божие – это одно. Но Его принятие человеческого естества, человеческой природы не отделяло Его от других, обычных детей. Поэтому, я думаю, все, что нужно по Своему человечеству, Он получал как обычные дети. В этом мы с вами видим, как сильно Бог смиряется в Своей любви, как сильно Он проявляет любовь. Ведь когда Он стал человеком, Он принял все то, что есть у обычного человека. Он пережил даже детство, Он был совсем маленьким и нуждался в защите окружающих людей. Хотя Он был не только человеком, но и Богом, Который всемогущ. Тем не менее Он сознательно становится человеком, дает возможность нам, обычным людям, подарить Ему заботу. Поэтому я думаю, что Его учили родители, так же как учат и многих наших юных телезрителей.

– Я думаю, многих юных телезрителей это примирит с мыслью, что учиться нужно. А мы переходим к следующему вопросу. «Почему на Рождество надо ходить в храм?» – спрашивает Аня.

– Все важные события в Церкви мы празднуем через литургию. Литургия – это самое главное, что только может быть в Церкви. Почему? Потому что это служба, на которой мы можем причащаться (ее еще именуют Трапеза Господня). То есть это когда все христиане, как одна большая духовная семья (ведь мы так и обращаемся друг к другу в Церкви – «братья и сестры») собираемся на Трапезу Господню, то есть на праздничный обед. Мы собираемся каждое воскресенье, каждый праздник, и Рождество – один из самых важных праздников. Поэтому должен быть этот праздничный обед. Но это не просто обед, куда приходят поесть. Это духовная трапеза, духовный обед, на котором мы принимаем Тело и Кровь Христа. То есть это продолжение той самой Тайной Вечери, которую совершал Господь.

Когда мы принимаем Христа, мы становимся очень близки с Ним. Когда мы Его вкушаем, Его в себя принимаем, это в духовном смысле даже больше, чем объятия. Ведь мы обнимаем тех, кого любим, хотим с ними проводить больше времени. И вот Бог, как говорится в молитвах, которые мы читаем перед Причастием, входит в нас, становится частью нас, и мы становимся частью Его. Такие близкие отношения с Богом даже ангелам недоступны, так много Бог дал людям. Если мы в Рождество или в какой-то другой важный праздник останемся без Причастия, если мы не будем на литургии, то, конечно, будет просто непонятно, как мы сможем духовно пережить этот праздник без единения с нашим дорогим Господом.

– Есть еще вопросы. Например: «Почему на Рождество ставят елку?»

– Эта традиция существует во всем христианском мире уже несколько столетий, не только в Православной Церкви. Она пришла из Средневековья. Существует предание о том, как апостол некоторых германских народов святой Бонифаций (это было полторы тысячи лет назад, может быть, чуть-чуть поменьше, в VII веке) проповедовал некоторым германским племенам. Для того чтобы продемонстрировать, что Единый Всемогущий Бог сильнее всяких идолов, которым они поклонялись, он срубил большой дуб. Этот дуб упал, и ничего не произошло. При этом святой Бонифаций указал на маленькую елочку, рядом с которой упал дуб и не смог ее раздавить. И он предложил праздновать Рождество Христово, используя эту елочку. Она была, с одной стороны, символом вечной жизни, потому что всегда зеленая, а с другой стороны, верхушкой указывала в небо. Не как большой разлапистый дуб, а как стрелочка, она указывала на небеса (не на стратосферу или облачка, а на мир горний, высший, духовный).

Ученые, которые исследуют этот вопрос, говорят о том, что действительно изначально елку использовали в своих, может быть, даже новогодних торжествах германские древние племена, когда они еще были язычниками. Потом, когда произошла христианизация, как это часто бывало, старые обычаи осмыслялись по-новому, в них приходило что-то новое. Например, на Руси языческий праздник проводов зимы и пришествия весны превратился в христианскую Масленицу, которой просто предваряется Великий пост. Эта мясопустная неделя, уже без мяса, но еще с сыром, яйцами и молоком, в том числе и сгущенным, у нас сохраняется как подготовительное время поста, но все-таки время непостное. Эта тоже довольно древняя традиция на Руси превратилась в Масленицу, сохранив радость и торжество, но отодвинув в сторону всякие языческие традиции.

То же самое произошло и с елочкой. С помощью германских племен елочка вошла в традицию, связанную с праздником Рождества, когда вечность, неизменность вернулась в жизнь людей. Ведь люди после грехопадения стали стареть, болеть, умирать. А Господь Своим пришествием в мир, тем, что Он совершил, вернул нам радостную вечность. Как раз символом этой вечности являются вечнозеленые елка, пихта или сосна. Теперь мы очень активно их используем и радуемся этому.

– Другой вопрос тоже относится к празднованию Рождества и к тем обычаям, которые его сопровождают: «Почему пекут пряники на Рождество?»

– Это, видимо, просто одна из традиций. Но на Рождество пекут не просто пряники. Пряники можно печь в течение всего года. На Рождество пряники должны быть рождественскими.

– Это такие пряные постные пряники на жженом сахаре. В одном из наших выпусков мы показывали один из традиционных рецептов северных народов нашей родины по изготовлению рождественских пряников. Предлагаю нашим телезрителям поискать этот выпуск в архиве и испечь эти замечательные пряники.

А мы переходим к следующему вопросу. Почему именно Мария родила Христа?

– Это большая тайна. Почему именно Она? Потому что, во-первых, только женщина могла стать мамой. Во-вторых, она ведь не просто женщина, а, как Ее именует Священное Писание, Она новая Ева. Ту ошибку, оплошность, которую допустила Ева, ослушавшись Бога, Она исправила. Если Ева не послушала Бога и нарушила заповедь, то Богородица, наоборот, показала Себя как послушная Богу. Она доверилась Богу, несмотря на то что, как нам повествует Евангелие от Луки, Она очень удивилась тому, о чем Ей сообщил Архангел Гавриил. Но тем не менее Она приняла волю Божью. Она произносит замечательные слова: «Вот я раба Господня, да будет мне по слову Твоему». То есть у Нее было внутреннее смирение, готовность согласиться с желанием Бога.

Я уверен, вслед за всей прекрасной богословской традицией нашей Церкви, что Господь выбрал Ее именно потому, что Она была одной из самых лучших людей, которые когда-либо жили на этой земле. Ее чистое сердце, Ее искреннее желание довериться Богу, чистота и свет, которые есть в Ее жизни, были очень важным фактором, из-за которого Господь предложил Ей сделать выбор.

Но я обращу ваше внимание на то, что Он предложил. Это был Ее выбор. Мы можем подумать о том, что бы было, если бы Мария сказала: «Нет, мне страшно, Я не хочу». Господь сказал бы: «Пусть будет по слову Твоему». И может быть, Боговоплощение отложилось бы еще на какое-то время. Именно потому Православная Церковь так почитает Богородицу, что Ее слово, Ее согласие открыли путь нашему спасению. И вообще во всей этой ситуации мы видим, как сильно Бог нас любит, как Он доверяет человеку. Бог ничего не делает вопреки желанию человека – никакого насилия. Он никогда не принуждает, нужно только собственное согласие и глубоко честные отношения доверия. Это великолепно, это учит нас настоящей дружбе и тому, что такое подлинная свобода.

– Большое спасибо за этот ответ, у меня просто мурашки по телу пробежали. И это выражение – новая Ева – для меня почему-то открытие, я опять-таки убеждаюсь в своем невежестве. Эти детские вопросы заставят меня многое переосмыслить.

Вопрос: «Почему на Рождество можно не спать?» Этот вопрос, наверное, попроще.

– На Рождество можно не спать только в том случае, если есть ночная служба на Рождество. А если служба на Рождество не ночная, значит, наоборот, нужно перед утренней службой выспаться. А если ночная, то спать просто некогда. Мы же в храм приходим не для того, чтобы спать, а для того, чтобы молиться и провести время с Богом.

– Следующий вопрос: «Почему на Рождество пришли животные?»

– Они не пришли, они уже там были. В историях о Рождестве мы традиционно говорим, что в яслях, в этой кормушке для скота, куда положили маленького Иисуса, возможно, были животные. О них не сказано в Евангелии, но у пророка Исаии упоминаются вол и осел. Согласно этому пророчеству Исаии, по традиции, вола и ослика называют первыми животными, которые находились рядом с рожденным Иисусом. Отсюда появилось огромное количество разных легенд, сказок, очень красивых преданий о том, как они своим дыханием пытались Его обогреть, и прочее, прочее.

Я думаю, что для нас с вами это указание на то, что все животные, которых создал Господь, были сотворены для радости человека. Пусть они не имеют своей воли, пусть они, скажем так, не всегда понимают человека, а люди, к несчастью, не всегда бывают милосердны по отношению к животным, но тем не менее они тоже жители этого Богом созданного мира и призваны жить рядом с нами, мы должны научиться их любить. Они тоже, пусть безмолвные, но участники радости жизни, которую приносит Господь.

– «Почему Рождество празднуется в разных стилях?» Такой сложный вопрос, но я помню, что подразумевалось, почему в разных Церквях этот праздник отмечается по старому и по новому стилю.

– Потому что есть два календаря – так называемый григорианский и так называемый юлианский. Юлианский более древний, но астрономически менее точный. Когда гражданское светское общество перешло на григорианский календарь, Православная Церковь в России сохранила традицию справлять праздники по юлианскому календарю, или, как называют, по старому стилю. Поэтому мы празднуем Рождество тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю. Разница в календарях тринадцать дней. Хотя нужно сказать, что некоторые Православные Церкви, например Элладская и многие другие…

– Болгарская Православная Церковь.

– Болгарская, Польская…

– Румынская…

– Да, да, много Православных Церквей – собственно, все, кроме Русской, Иерусалимской, Сербской и Грузинской – перешли на григорианский календарь, и мы празднуем Рождество в разные дни. Но, как говорит замечательное правило, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Рождество всегда остается одним и тем же радостным, светлым праздником, рассказывающим нам о Божьей любви. Исторически так сложилось, что некоторые Церкви остались по традиции с юлианским календарем. Так и будет.

– «В какое точно время родился Христос?» Во сколько, имеется в виду.

– Это неизвестно. Мы знаем только, что Он родился, судя по всему, уже в вечернее время, может быть, даже в ночное. Евангелия об этом нам ничего не говорят. Хотя был один ученый, который через исследования Вифлеемской звезды пытался вычислить точно, в какое время родился Иисус. Но это только его личная теория, которую некоторые ученые не поддержали, и мы не можем сказать точно, в какое время родился Христос.

– Вопрос: «Сколько сейчас лет Христу?» Девочка, которая его задала, сразу услышала смешки за своей спиной, ей сразу стали подсказывать: «2018!» Неужели так все очевидно и Христу действительно 2018? Ведь вряд ли?

– Ему как человеку, по Его человеческой природе, можно сказать, что почти столько. Хотя здесь тоже не все так легко. Вычислять время Рождества Христова, вообще отсчитывать эпоху от рождения Христа люди стали только в Средневековье, когда христианство стало религией центра Средиземноморья, можно сказать, ойкумены Римской империи, Византии. Первое серьезное научное исследование провел святой, которого звали Дионисий Малый, он был настоятелем монастыря. По происхождению он был из скифских народов. Но, как говорят современные ученые, он, скорее всего, немножко ошибся. У него не было компьютера, не было возможности пользоваться разными библиотеками. Тогда, в начале VI века, даже поехать из одного города в другой было делом довольно сложным, не то что теперь. Скорее всего, он ошибся на шесть лет, поэтому, может быть, 2018 – это возраст Христа с погрешностью в четыре-шесть лет.

Но в целом мы можем сказать, что как Бог Христос вечен. Он не имеет ни начала, ни конца. Сохраняя традицию, мы можем сказать, что Его человеческий возраст – 2018 лет, можем немножко пересчитать, прибавив шесть лет. Но самого главного это не меняет, потому что, сколько б Ему ни было лет, Он навсегда остался в том возрасте полного расцвета сил, в котором воскрес из мертвых, что ждет и нас с вами после Его Второго Пришествия и общего воскресения.

– Большое спасибо, что Вы пришли и ответили на эти вопросы. Я хочу сказать, что мы озвучили не все вопросы, потому что многие из них не относились к Рождеству, но они тоже очень интересные. Я думаю, что в какой-нибудь из наших программ мы все-таки найдем время и ответим и на них.

Конечно, я хочу поблагодарить и ребят, которые задали эти вопросы. Дети очень любознательные, а главное, они и меня заставили о многом задуматься. Действительно, нужно оставаться детьми. Потому что странно: я многих вещей не знала, но и не задавалась целью их узнать. А теперь, когда увидела, как об этом спрашивают восьмилетние дети, поняла, что и мне есть о чем подумать. Благодарю Вас еще раз.

– Спасибо Вам большое, спасибо всем нашим юным зрителям, которые задавали такие серьезные, важные вопросы.

Ведущая Марина Ланская

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать