У книжной полки. Е.И. Каликинская. Жить - Богу служить! Жизненный подвиг игумении Корецкого монастыря Наталии (Ильчук)

4 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Корецкая женская обитель, основанная в 1064 году насельником Киево-Печерской лавры, прп. Варлаамом, несколько веков была оплотом Православия в Малой Руси. Корецкие сестры, подобно евангельским девам, стремились нести свет Православия. Ничто не могло погасить этот светильник: ни долгие годы междоусобиц, вражьих нашествий, измен в окружавших монастырь княжествах и уделах, ни захват обители униатами в 18 веке, ни гонения 20 столетия. На протяжении нескольких веков обитель подвергалась разрушению, и бывало так, что от нее оставались одни развалины. Но она снова восставала из руин и пепла, воскресала святая обитель, становилась еще краше. Ныне действующий монастырь в Корце, освященный 4 октября 1880 года, является четвертым от основания и именуется Свято-Троицким. Начиная с 1975 года его возглавляла игумения Наталья (Ильчук), почившая 29 июля 2007 года. О жизни и служении матушки рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется «Жить — Богу служить!: Жизненный подвиг игумении Корецкого монастыря Наталии (Ильчук)».

***

Преданное и до конца самоотверженное служение делу Церкви составляло все содержание жизни игумении Наталии (Ильчук). Терепливая и выносливая, никогда не унывающая, немногословная и приветливая, матушка во всем была сестрам примером. В книге приводится жизнеописание игумений Наталии, фрагменты воспоминаний о ней и большое количество фотографий. Как отмечает автор, Екатерина Игоревна Каликинская, в то время, когда матушка Наталия стала настоятельницей Корецкой женской обители, он был единственным монастырем в Ровенской области. Трудные это были годы для православных христиан, но сюда, в святую обитель, всегда стремились души, ищущие спасения. Приезжавшие в монастырь девушки - кто они были? Что они искали здесь, когда в советском обществе еще были в ходу слова «религиозные ханжи», «мракобе­сы», а тех, кто идет в мона­стырь, считали несчастными, разочаровавшимися в пер­вой любви или просто не­нормальными? По словам автора, паломницы, попавшие в Корецкий монастырь, видели совсем иной образ монашеской жизни: труд, любовь и молитва.

Труд большинству из них был привычен, но многие из них впервые узнавали труд праздничный, вдохновенный, осмысленный, дающий радость жизни и чувство благодарности к Богу, сподобившему рабов своих потрудиться на Его ниве. Любовь - о ней они чаще всего имели самые далекие от христианства понятия. Но любви, наверное, им, как всем, в обыденной жизни не хватало. Ее, по словам автора, всегда не хватает там, где поиски ее ведут, не поднимая глаз в небо. Многие, вероятно, ощущали недостаток любви, и матуш­ка Наталия давала им насы­титься теплотой искреннего общения, любовью, за кото­рой стояли не люди, а Сам Господь. И девушки готовы были претерпеть многое ради такой любви. А молитве им еще предстояло научиться. Глядя на молодых девушек, впервые появившихся в монастыре, матушка игумения, наверное, вспоминала и свою юность, и свои первые шаги в обители.

Как пишет автор, детство ее прошло в крестьянской семье, в селе Ивановке, в те годы находившемся на территории Польши. Из этого вроде бы ничем не примечательного села вышло более двухсот священников. Всего двести пятьдесят дворов - и двести священников! Во мно­гих семьях не один ребенок, а сразу несколько братьев, или сестра и брат, как у игумений Наталии, посвятили себя служению Церкви. Религиозность, вера во Всевышнего и справедливость Его воли органичны вообще для крестьянина. Он всегда полагается на волю Божию, просит дождя в засуху, здоровья своей семье, сил для ра­боты. Отсюда у крестьян такая вера. Жизнь земледельца враща­ется вокруг таких, казалось бы, прозаических вещей. Она трудна и проста, но именно здесь так ясно и сурово все зависит от милости Божией: пройдут ли вовремя дожди, не высушат ли землю ветра, не ударят ли поздние морозы, достаточно ли будет солнечных дней, чтобы вызрели плоды, не загнили, не осыпались, не были поражены болезнями...

Как тут обойтись без Божией помощи? Может быть, поэтому и само слово «крестьяне» происходит от слова «христиа­не». Земля не только кормит, но и воспитывает. Воспитывает чер­ты, угодные Богу: терпение, смирение, ответственность, выдержку и трудолюбие. Вот почему из обычного, не священнического рода села Ивановки вышли и игумения Наталия, и ее брат-священник Владимир Ильчук, который нес свое служение в Сергиевом Посаде, и ее племянник Сергей, закончивший Духовную академию. Односельчане вспоминают добрый и ровный характер отца будущей игумении. Александр Ильчук поддерживал православный уклад в семье: день начинался и заканчивался молитвой, в воскре­сенье вся семья отправлялась в храм - в другое село, поскольку в Ивановке храм был разрушен безбожной властью. Обязательными для всех членов семьи были и постные дни, и четыре продолжитель­ных поста, так гармонично связанных с крестьянским обиходом: на Великий Пост готовятся к посевной, Петровским уже кипят по­левые работы, Успенским освящают плоды и мед, филипповским -живут собранным урожаем, примеряясь к грядущим посевам.

Чтобы прокормить семью, нужно было обрабатывать обшир­ные пахотные земли, ухаживать за домашним скотом, трудиться на пасеке. Все дети с малых лет приучались помогать по хозяй­ству. Но несмышленышей мать жалела, потому на плечах Надежды, старшей из детей, лежала основная тяжесть - и помощь в поле отцу, и уход за скотиной, и работы в саду и на пасеке. Но она со всем справлялась легко, уверенно, без жалоб и поблажек. Вот что рассказывает об этом протоиерей Леонтий Мостовой:«Помню рассказ самой матушки о своей жизни до перехода в монастырь, который может объяснить, где она научилась искусству жить и спасаться. Как старшей ей приходилось выполнять самые тяже­лые крестьянские работы. Девочка с отцом пахала землю. Отец - за плугом, а она водит лошадь за уздечку. Кажет­ся - ну чему тут научишься? А вот как учил свою дочь крестьянин. Он целый день пахал, сняв шапку, придерживаяее рукой на рукоятке плуга. Почему он так делал? Молился Богу. Молитва и труд. Весь день, от восхода до заката. Вот что впитывала дочь с самых юных лет.

В то же время мать на юную дочь возлагала много работы по хозяйству. Она всюду, где было можно, замещала мать, но никакой благодарности от нее никогда не слыша­ла. Матушка Наталия вспоминала, что порой к сердцу при­ступала обида. А потом дочь вдруг услышала нечаянно, как мать в разговоре с соседкой призналась: "Если б не Надька, то не знаю, что б я и делала!" Тогда была у нее радость, праздник на душе - мать её оценила!» Сейчас трудно даже представить такие отношения, когда просто доброе и искреннее слово матери служит лучшим подарком скромной, терпеливой, работящей девочке. Но именно в таких кре­стьянских «институтах» и обреталось истинное послушание и сми­рение, без которых невозможна монастырская жизнь. Но когда Надежда объявила, что хочет уйти в монастырь - было это перед войной,  -  и  попросила  родительского  благословения мать отказала с негодованием. Как, самая верная ее помощница самая безотказная и выносливая работница - покинет ее? Что будет с семьей, с хозяйством?

Однако безотказная и послушная в других случаях, дочь проявила немыслимую твердость. Сказала, что реше­ния своего не изменит, хотя поступление в монастырь отложила. Наверное, уже тогда сердце Надежды выбрало Корецкую обитель - светоч православия на землях древней Волыни. В те годы земли эти принадлежали Польше. Много чудесных событий было связано с Корецким монасты­рем даже при жизни Надежды и ее родителей. Хотя православные объявлены были польским правительством диссидентами - то есть вероотступниками, инакомыслящими, отколовшимися от господ­ствующего вероисповедания, свой свет Корецкая обитель сохраня­ла неугасимым: Покровом Божией Матери ограждена она была от разрушения и надругательств. Прошло немного времени, и Надежда снова попросила родительского благословения на монашеский путь.

Как повествует автор, отец молчал, мать недоумевала. Что-то могущественное, грозное, не до конца понятное надвинулось на семью. Растерянно остановились родители перед этой юной, но такой крепкой в чувстве своей правоты волей. И тогда утешением прозвучали слова немолодой деревенской женщины Анастасии, которая, вопреки расхожим мнениям соседок и родных, спокойно посоветовала Ольге и Александру: «Без раздумий благословляйте дочь в монастырь! Если у меня была бы такая дочь, я была бы счастлива. Это же будет молитвенница за весь род». И родителям неожиданно стало ясно, что решение их чада - дар Божий, который нужно принять с благоговени­ем, а оспаривать - грешно. Мать согласи­лась, отец, успокоенный односельчанкой, собрал скромные дары для монастыря и повез Надежду в Корецкую обитель. Но только через девять лет после поступления в обитель, 17 дека­бря 1955 года, в канун праздника преподобного Саввы Освященного, послушница Надежда была пострижена в рясофор и стала инокиней. О том, как дальше складывалась ее жизнь, читайте на страницах этой книги.

***

Итак, эта книга из серии «Великие игумении» посвящена истории жизни и служения игумении Наталии (Ильчук), более 35 лет возглавлявшей Свято-Троицкую Корецкую обитель. Время ее настоятельства, начавшегося еще в 1970-м г., большей частью было очень непростым для Церкви в Советском Союзе. Но мудрость, стойкость и преданность воле Божией всегда помогали матушке находить верные решения и отстаивать их. Прошло 11 лет со дня кончины матушки Наталии. Память о ее трудах и свершениях навсегда вписана в летопись Корецкого монастыря, где продолжает подвиг служения Господу ее избранница и духовная дочь игумения Рафаила. Все эти годы благочестивый и всегда живой образ матушки Наталии не покидает тех, кто имел счастье быть рядом с нею. Их воспоминания и помогли автору в создании этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать