У книжной полки. Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский

15 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Задолго до блаженной кончины старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни, его подвижническая жизнь была известна не только в России, но и за пределами нашего Отечества. Вступив в монастырь на 19-м году жизни, он почти 55 лет жил в нем безвыходно и прошел там все ступени монастырского послушания. Более тридцати лет провел великий старец в пустынничестве, затворе и молчании. Ушел от мира, но мир сам пришел к нему, ища утешения и духовного наставления. Его житие переведено на разные языки, и вызывает не только восхищение, но и стремление многих применить в своей жизни уроки, даваемые нам жизнью прп. Серафима. В 1933 году, к 100-летию со дня кончины святого, митрополитом Вениамином (Федченковым) была написана книга «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский». С тех пор это произведение владыки Вениамина переиздавалось несколько раз, и одно из последних изданий находится сегодня на нашей книжной полке. Об этой книге и ее авторе – далее в нашей программе.

***

Автор этой книги - митрополит Вениамин (Федченков) - удивительный человек: русский православный архиерей, епископ Армии и Флота Белой Армии Врангеля, прекрасный проповедник, замечательный духовный писатель, дипломат и монах-аскет. Господь даровал ему наполненную множеством событий жизнь. Он родился в бедной крестьянской семье в Тамбовской губернии, но родители смогли дать ему и другим детям прекрасное образование — будущий владыка окончил земскую школу, уездное училище, Тамбовское духовное училище и Семинарию, а в 1917 г. — Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Благодаря полученным знаниям, трудолюбию, твердости характера, личному мужеству, скромности и умению переносить лишения владыка снискал к себе уважение в разных слоях общества.

В ноябре 1920 года владыка покинул родину, но и вдали от России служил Богу и людям и мечтал вернуться в любимое Отечество. В 1948 г. его мечта исполнилась. После 10 лет архиерейского служения в Латвии, Ростове-на-Дону и Саратове он ушел на покой, поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где и почил о Господе. Будучи не только иерархом и церковным деятелем, но и замечательным писателем, глубоким мыслителем-богословом, он оставил нам немалое литературное наследие. В своих книгах Владыка Вениамин обозревает историю Русской Православной Церкви, разъясняет смысл и красоту богослужения; описывая жития святых, научает нас правильному отношению к Богу. С особенной любовью обращался он к житийной литературе, рассказам о святых угодниках Божиих, их подвигах и чудотворениях.

Так, в 1930-31 годах митрополит Вениамин начал работу над рукописью под названием «Из того мира», повествующей о непостижимых для человеческого разума событиях, о чудесах и знамениях Божиих. Значительное место в этой работе было посвящено святому старцу Серафиму Саровскому. В книгу «Всемирный светильник» вошли главы из указанной рукописи, а также осмысленные и переработанные автором жизнеописания преподобного Серафима, составленные иноками Сергием, Георгием и Иоасафом, Николаем Васильевичем Елагиным, Леонидом Ивановичем Денисовым. Кроме того, в этой книге приводятся воспоминания Николая Александровича Мотовилова, Надежды Аксаковой, записи архимандрита Серафима (Чичагова) и Сергея Александровича Нилуса. Творение митрополита Вениамина заключает в себе авторский опыт подробного описания и истолкования духовного пути святого старца Серафима и по праву считается одним из лучших жизнеописаний преподобного Саровского чудотворца.

Читая его, мы вместе с автором проследим житие святого, начиная его детством и заканчивая кончиной старца, которая по словам владыки Вениамина, была также необычайна, как и вся жизнь прп. Серафима. Как уже отмечалось, он подвизался в отшельничестве, подражал столпникам, был молчальником и жил в совершенном затворе. Как отмечает автор, «плодом столь долгих и чрезвычайных подвигов преподобного было бесстрастие, а оно, в свою очередь, является путем к вселению Духа Святого в сердце человека. “Кто сподобился быть в сем устроении, т.е. бесстрастии, – говорит епископ Феофан, затворник Вышенский, – тот еще здесь, облеченный бренною плотию, бывает храмом живого Бога, Который руководит и наставляет его во всех словах, делах и помыслах, и он, по причине внутреннего просвещения, познает волю Господню, как бы слыша некоторый глас”. Достигшие сего суть таинники Божии, и состояние их есть то же, что состояние апостолов».

Всё это, пишет владыка Вениамин, видим мы и на богоносном Серафиме. Читая эти слова Затворника, подумаешь, будто они были списаны с живого лика преподобного, а между тем, они взяты с творений великих подвижников духа: святого Иоанна Лествичника, святого Исаака Сирина и Добротолюбия. Это дивное единство есть не только очевидное свидетельство об едином одушевляющем святых Пресвятом Духе Божием, но, безусловно, несомненное удостоверение правильности духовного пути всемирного светильника прп. Серафима». Среди разнообразных подвигов, сохраняя дух глубокого смирения, батюшка Серафим стяжал богатство добродетелей и обилие даров благодати Божией. А еще – великую духовную радость, которую щедро изливал на всех приходящих.

По словам митрополита Вениамина, батюшка производил на всех такое обаятельное, а иногда и потрясающее впечатление, что люди уходили от него в восторге, а иные – в рыданиях, и почти все – утешенные, ободренные, обрадованные, умиренные, приподнятые, точно в каждого из них он впрыскивал жизненную силу, светлую радость. Кратко сказать: пламенный Серафим зажигал людей «огнем и благодатным духом» возрождения (Лк.3,16). Это нам даже трудно представить - говорит автор, - и только из рассказов да из необыкновенных благих последствий мы догадываемся и видим: что за чрезвычайная сила таилась и действовала в “убогом” и скорченном старце! И особенно умел он ободрить и обрадовать посетителей, свидание с батюшкой бывало для них истинным праздником! От него люди улетали точно на крыльях! Или наоборот: необыкновенно сосредоточенными, обличенными; но в то же время – с решимостью на борьбу со злом.

По мнению автора, его рассказ о старце Серафиме получился как будто простым. Но, - говорит он, трудно передать словами – дух. Евангелие о Христе тоже – необычайно просто; а между тем, «великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него» (Лк.5,15); так что апостолам «невозможно было и хлеба вкусить» (Мк.3,20). Подобно этому бывало и в Сарове возле о. Серафима. Отчего же, однако, выходит все так просто? - задается вопросом автор, и отвечает: Просто – потому, что и жизнь-то наша – проста. Но попробуй исполнить самые известные заповеди Божии: и как трудно и непросто окажется это! Чего бы проще любить жену, мужа, родителей? Кто не знает, что нужно хранить целомудрие, верность, честность? Кто же не слышал евангельских заповедей о милосердии к бедным, об исполнении долга своего служения?

Да, все это мы знаем, но не можем иной раз делать этого. А батюшка вдохновлял других на добро, в этом и заключалась сила духовных людей. И фарисеи говорили, но их слова были мертвы, а Иисус «учил их, как власть имеющий» (Мф.7,29). И апостол Павел свидетельствует про себя: «И слово и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор.2,4).  Да и что можно “нового” сказать, когда в христианстве все уже сказано? Остается лишь делать. И однако же, мы попытаемся, - заключает автор, - еще немного приоткрыть радующий и бодрящий дух наставлений и обхождений с мирянами о. Серафима». Что и делает владыка Вениамин на страницах своей книги, повествуя о дивном чудотворце, все дни жизни которого «посвящены были во славу Господа Бога и в душевное назидание православных христиан, в сердцах которых и ныне о.Серафим живет».

***

«Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский» — единственная книга, которую митрополит Вениамин смог издать после Октябрьской революции 1917 г. В ней Владыка обращается к горячо любимому им подвижнику, на котором исполнились слова самого преподобного о цели христианской жизни: стяжание Святого Духа, Духа мирна, Духа Христова. Преподобный Серафим говорил: «Спасайся сам, и рядом с тобой спасутся тысячи». И, поддерживая эти слова, владыка Вениамин показывает образ святого, который, «принося людям светлую радость, подъем духовного напряжения, крепость в добре, желание исправиться», и нас призывает к этому.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать