У книжной полки. Эдуард Качан. Уроки Ветхого Завета. Авраам. Моисей. Царь Давид

18 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Христиане на страницах Священного Писания часто называются учениками. Всю свою жизнь мы узнаём, что такое на самом деле любить Бога и ближнего, как самого себя, прощать врагов, каяться в грехах. И учимся исполнять это на практике. И это действительно сложная наука, требующая напряженного внимания и приложения всех сил. Однако на этом пути, как в постижении любой другой науки, нам нужны учителя. Для христиан такими учителями являются святые. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая посвящена Аврааму, Моисею и Давиду. Эти три праведника ветхозаветной поры действительно могут многому научить нас. А чему именно, об этом рассказывает Эдуард Качан. Его книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Уроки Ветхого Завета».

***

Итак, Авраам, Моисей и Давид. Три праведника ветхозаветной поры. Три гиганта духа. Три великана. Почему мы, - говорит автор, - станем говорить именно о них? А вот почему. Как отмечает Эдуард Николаевич, среди русскоязычных людей православное христианство распространено не так чтобы очень сильно. То есть крещенных в мла­денчестве много, даже очень. Но вот тех, кто относится к факту своего крещения всерь­ез, кто по-настоящему пытается выстроить свою жизнь по рекомендациям Церкви, увы, мало. Мало тех, кто старается жить по заповедям, бороться со своими грехов­ными порывами, поститься, молиться, ис­поведоваться, причащаться и так далее. Таких «серьезных православных христиан» еще называют воцерковленными.

К счастью, - говорит автор, - воцерковленных больше, чем было раньше. Но, к сожалению, меньше, чем хотелось бы. Остальные, пусть и креще­ные, в жизнь Церкви не вливаются. На во­прос «почему» отвечают по-всякому. Боль­шинство отделывается отговорками. Мол, мы, конечно, не против, но вот если бы священники были другими! Вот если бы служ­ба в православных храмах была на русском языке! Вот если бы Дарвин не написал свою книгу об эволюции! И так далее, и тому подобное. Таких отговорок-упреков не счесть. А есть среди них и такой: «Да как вы вооб­ще можете всерьез относиться к Библии, ведь в ней описываются такие несимпа­тичные, безнравственные персонажи, как Авраам, Моисей, Давид? Первый был женат на сестре, второй мучил египтян, тре­тий убил человека ради того, чтобы забрать себе его жену. Нет, я не пойду туда, где уважают столь безнравственных людей!»

Как отмечает автор, позиции таких людей понятна. Но когда человек находится вдали от Церк­ви, то здесь не виноват ни Авраам, ни Мои­сей, ни Давид. Причина не в том, что Церковь учит чему-то плохому или глупому. При­чина в душевном настрое самого человека. Для примера, автор рассказывает следующую историю из своей жизни: «Как-то заспорили мы, - пишет Эдуард Качан, - о вере с одним моим знакомым. Долго спорили — не­сколько месяцев. Вместе работали, так что была возможность обстоятельно беседо­вать во время перерывов. За это время те­оретические расхождения мы разъяснили, и потом мой знакомый сказал: «Знаешь, все это, может, и хорошо. Но мне не нуж­но. Я не хочу меняться».

Вот это, - выражает автор свое мнение, - и есть главная причина невоцерковленности. Люди ведь понимают: серьезная христианская жизнь изменит их, сделает другими. А они слиш­ком влюблены в себя и не хотят меняться даже для того, чтобы приобрести Самого Бога! Правда, случается, и нередко, когда Господь Сам касается сердца, и тогда чело­век либо умиляется глубине Божьей люб­ви, либо ужасается тому, сколь изуродо­вано грехами его сердце. И тогда человек становится готовым отвергнуть себя и пойти за Христом. Впрочем, это тема для отдельной книги. А те, кому посвящена эта книга - Авра­ам, Моисей и Давид, — были людьми хорошими. Особенно если сравнивать их с современниками. Ими можно восхищаться и у них есть чему поучиться. Это и доказывает автор, внимательно рассматривая их жизнь.

Разговор с читателем этой книги будет долгим, обстоятельным и, как надеется автор, увлекательным. Лично мне, говорит Эдуард Николаевич, очень интересно вглядываться в обра­зы этих ветхозаветных гиган­тов духа. Но прежде чем приступить к своему исследованию, он объясняет читателям, что такое святость и чему мы учимся у святых. «Для начала, пишет Эдуард Качан, - заметим: центральными фи­гурами христианства ни Авраам, ни Мои­сей, ни Давид не являются. Точно так же ими не являются ни прп. Серафим Саровский. ни свт. Николай Мирликийский, ни даже Пресвятая Богородица.

Центральной фигурой христианства является Воплотивший­ся Бог Иисус Христос. Именно Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Именно к Нему устремлены все мысли и чаяния христиан. Святые, сколь бы велики они ни были, все же — не главные. Можно сказать больше: люди часто путают по­нятия «святость» и «безгрешность». Для них святой — это «высоконравственный», и если в человеке видны малейшие грехов­ные повреждения, так он уже и не святой вовсе. Тем не менее с христианской точки зрения, «безгрешный» и «святой» — не одно и то же. Безгрешным мы считаем лишь од­ного Человека на свете — Иисуса Христа. Все, кто хоть иногда заходит в право­славный храм субботним вечером, знают дивное по красоте песнопение, которое начинается такими словами: «Воскресе­ние Христово видевше, поклонимся свято­му Господу Иисусу, единому безгрешно­му...»

Как видите, - отмечает автор, - Православная Церковь во все времена считала, что по-настоящему свят и безгрешен только Господь, других безгрешных нет, не было и не предвидит­ся. В то же время стремление поменьше грешить является для христианина впол­не нормальным. Именно борьбы с грехов­ными порывами в своем сердце ждет от нас Бог. Но что же такое святость, если прилагать это слово не к Богу, а к нам, лю­дям? У этого слова, - пишет автор, - есть несколько значе­ний. Первое из них не имеет никакого отно­шения к нравственности. Оно — синоним слов «отдельный», «отделенный». И оно к святым той книги не подходит.

А второе значение этого слова для книги более значимо. Согласно ему - «святые» — это «верные». По мнению не­которых исследователей, именно это имеет в виду апостол Павел, когда называет хри­стиан святыми в своих Посланиях. В этом смысле святым может считаться каждый христианин в те периоды своей жизни, ког­да он всерьез старается быть верным Богу. И третье значение то, которое употребляется чаще всего. «Святой» в значении «праведный», «живущий по правде». Какими были герои этой книги? Об этом и рассказывает Эдуард Качан в книге «Уроки Ветхого Завета».

***

Рассказывая об Аврааме, Моисее и Давиде, автор касается и других людей, оставивших след на страницах Биб­лии. Так, говоря об Аврааме, нельзя умол­чать о Лоте. Говоря о Моисее, невозможно не вспомнить Аарона или Иисуса Навина. Говоря о Давиде, нельзя не сказать о Са­муиле и Сауле. И все же главным образом автор говорит именно об этих трех великих му­жах. Он рассматривает их жизнь тщательно, подробно, не торопясь. И постепенно читатель видит: в них было много того, чем мы можем восхищаться. Их есть, за что уважать и любить. И поучиться у них мы тоже можем многому. Даже на примерах их падений. А уж на тех случаях, когда они оказывались на высоте, — тем более. Извлекая из жизни ветхозаветных святых свои уроки, будем стараться быть похожими на них в том, чем они превзошли свое время, и избегать их ошибок и промахов, которых много в жизни каждого, даже святого человека.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать