У книжной полки. Корнаракис Иоанн "Тарсо, Христа ради юродивая"

4 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
4 июля 1910 года в селении Рого неподалеку от гавани Корфи на острове Андрос в семье Перикла и Марии Загорэу родился шестой ребенок, девочка. Назвали ее Тарсо. В 14 лет юная Тарсо была призвана благодатью Святого Духа, как и все христиане, подвизаться ради спасения своей души — ведь Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Именно тогда, в 14 лет, стали проявляться характерные особенности в ее удивительной и своеобразной духовной жизни, которая в итоге облачилась в одежды юродства Христа ради. О жизни замечательной греческой подвижницы, стари­цы Тарсо, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ахтырского Свято-Троицкого монастыря и называется – «Тарсо, Христа ради юродивая». ***

Эта книга рассказывает о старице Tapсо, Христа ради юродивой, которая подвизалась при мона­стыре Пресвятой Богородицы возле селения Кератея в Аттике. Те, кто знал дарования ее души, почитают Тарсо как преподобную, тогда как любопытствовавшие о ней гордецы до сих пор считают, что это был человек, больной шизофренией. Книга написана профессором богословского факультета Афинского университета Иоанном Корнаракисом, хорошо знав­шим ее лично. Автор глубоко раскрывает сущ­ность подвига юродства на основании аскетического учения святых отцов с привлечением, впервые в право­славном богословии, достижений глубинной психоло­гии XX века.

В предисловии книги сын автора, Константин Корнаракис, также профессор богословского факультета Афинского национального университета, обращаясь к русскому читателю, пишет: «На протяжении всей истории Церкви юродство Христа ради — это своеобразное мученичество во имя Христово. Так было, начиная с первых юродивых ради Христа святых Серапиона Синдонита и блаженной Исидоры, чьи жития сохранены для нас Палладием Еленопольским, и до святых Андрея и Симеона, Христа ради юродивых. В духовной жизни христианина, который удостоился стать юродивым, есть два важнейших дела. Первое касается его самого, человека, распявшего себя для мира и распявшего для себя мир со всеми его искушениями. Он умертвил свои страсти и преобразил страстную часть своей души, то есть вожделение, гнев и ум, так, чтобы они работали во славу Божию.

Второе дело касается общества. Юродивый становится посмешищем для людей, которые с любопытством на него глазеют, поносят его или гонят, не ведая, что он взял на себя подвиг, уготованный для него Духом Святым. Юродивый уничижает себя, показывая тем самым, что безумие мирского образа мыслей преодолевается лишь безумием Креста ради любви Христовой. Поистине, юродивый является богословом, который направляет человека к крестному образу мыслей и Воскресению Христову. Следовательно, юродство ради Христа — это не личный подвиг и не личная странность, но особое дарование. Апостол Павел хорошо показал нам, что церковная жизнь — это сочетание разнообразных дарований христиан, так что каждый член Церкви служит другому. Так и юродство является дарованием и духовным служением, которое Бог возлагает на тех людей, которые могут его понести».

Как отмечает Константин Корнаракис, «русский народ с особым энтузиазмом воспринял традицию юродства. Оно очевидно, - говорит профессор, - более чем у какого-либо другого народа, затрагивает струны русской души и утоляет ее жажду воскресения от страстей. Поэтому в русском церковном календаре упоминаются, по меньшей мере, тридцать шесть святых Христа ради юродивых, начиная с Исаакия Затворника (XI век), подвизавшегося в киевских пещерах, Прокопия Устюжского (XIV век) и Василия Блаженного (XVI век), имя которого носит знаменитый собор, возвышающийся на Красной площади в Москве, вплоть до Афанасия Андреевича Сайко (1967), орловского Христа ради юродивого. Особая чуткость к главным вопросам бытия и нрав­ственным дилеммам, встречающимся человеку на его пути, которые решаются только благодаря «безумию быть христианином», подвигли русскую мысль усматривать повод к юродству в каждом мгновении повседневной жизни.

Об этом свидетельствуют и чудесные произведе­ния русской литературы, такие, как, например, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, повесть «Детство» Л. Н. Толстого и роман «Идиот» Ф. М. Достоевского. Пушкин показывает, как сила духовного человека про­является в непостижимом для мира поведении, когда бесстрашный юродивый напоминает властителю о его преступлении, подобно пророку Нафану, обличив­шему Давида, или блаженному Николаю Псковскому, предложившему Ивану Грозному отведать свежее мясо и показавшему царю, когда тот отказался есть, души убиенных им людей на Небесах. В романе Достоев­ского описывается бесплодное безумие человеческо­го притворства и поверхностного восприятия вещей, иллюзорной якобы истины. А всему этому противо­поставляется живительное безумие быть действитель­но самим собой. Это живительное безумие дает силу для изменения себя самого, ведь такой безумец хорошо знает, что сколько бы он ни попирал собственный об­раз, он всегда обретет равновесие во Христе.

Эту силу попирать себя, - по словам профессора, - блаженная Тарсо чер­пала из свободы, которую подает подвижнику толь­ко животворящий Дух Божий. Тарсо была свободна и ничем не связана, словно дикий осел, упоминаемый в Книге Иова, который может свободно бежать куда хочет и не слышит криков погонщика. Дарование Тарсо просвечивало сквозь святое безумие лишь тогда, когда ее иносказательное слово становилось трезвым наставлением или советом по просвещению от Бога. Однако чаще всего ее поведение вызывало у ничего не подозревающего гостя только недоумение, и тот в конце концов покидал блаженную, или чувствуя от­вращение, или смеясь над ее глупостью. Но призвани­ем Тарсо было испытывать подлинность благоприли­чия формальных христиан и их совесть. А ее взгляд, который пронзал насквозь и видел все глубины души, выдавал благодать Божию, почивающую на блаженной».

Как отмечает уже автор книги, Тарсо «была юродивой ради Христа, то есть вся — душой и телом, сердцем и разумом — была предана своему Спасителю Христу. Она была верна свято­отеческому слову: «Предадим себя всецело Господу, чтобы воспринять Его всецелого». В этом всецелом предании себя Христу ее ум непрестанно просвещал­ся светом Христовым. Молодая женщина, имея мужественный подвижни­ческий ум и горящее Божественной любовью сердце, смогла вырваться из пустыни общества потребления, наполненной идолами и алтарями всевозможных страстей. Она поселилась на клочке аттической земли и превратила его в сияющую Божественным светом арену святоотеческих подвигов, в место, откуда звучала, по словам автора, обращенная к нам, казалось бы добрым христианам, проповедь той великой евангельской истины, что Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие овладевают им (Мф.11:12).

Храня верность Евангелию, она подвизалась не только до пота, но и до крови. Поэтому ее жизнь стала для нас светлым примером, стала вызовом, за­ставляющим проснуться нашу христианскую совесть, убаюканную повседневными житейскими делами. Для знавших Тарсо (а именно таким был и сам автор), ее жизнь была промыслительным обличением нас, нынешних христиан, захваченных стремлением к вещам и благополучию, забывших заповедь о понуждении себя ради Царства Небесного и в итоге успокоившихся в болоте внушенной бесами смертоносной лености. Посмотрим же, - призывает Иоанн Корнаракис, - внимательнее на эту жизнь — не для того, чтобы подивиться и прославить похвалами, но для того, чтобы увидеть в зеркале ее подвижнического жития наше «до отвратительности загрязненное лицо» — увидеть самих себя, рас­слабленных и ленивых, не желающих хоть немного по­трудиться для приобретения подлинных евангельских сокровищ».

 

***По словам автора книги, «своим чудесным житием святые судят мир, прежде чем Бог совершит Свой окончательный суд. Возможно, на этом суде Божием юродивые Христа ради, взявшие на себя пожизненный подвиг евангельского юродства, будут иметь одно из первых мест на судейском подиуме. Они явят собой пример совершенной евангельской жизни и спасения во Христе Иисусе, как «добре страдавшие и венчавшиеся» безумцы ради Христа». Книга о греческой подвижнице Тарсо передает русскому церковному народу драгоценное сокровище живой веры, призыв всмотреться внутрь себя и усилить духовный подвиг. Это свидетельство православного духа, по словам издателей, безусловно, внесет свой вклад в богатую литературу о Христа ради юродивых на русском языке.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы