У книжной полки. Святой благоверный великий князь Александр Невский

12 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Немало было благочестивых людей на русской земле, которые послужили Богу, распространяя веру православную, и многие ныне прославлены в лике святых. Имя одного из них русские люди не забывали никогда, даже в лихие советские годы. Ведь при своей земной жизни был он национальным героем, выдающимся политиком, крупнейшим государственным деятелем, строителем земли русской. После, когда окончился его земной путь, он стал общенациональным святым, «небесным заступником», покровителем Санкт-Петербурга и Российской империи. Наверное, вы уже догадались, что говорю я о святом князе Александре Невском. Именно ему посвящена книга, о которой пойдет речь сегодня в нашей программе.

***

Благоверный князь Александр Невский - святой, прославленный Русской Церковью, защитник и покровитель родной земли. Святому князю довелось жить в трудное время ордынского ига и католического натиска на Восток - вся его жизнь от юности и до последних дней была служением Богу и Отчизне. В молодости Александр Ярославич прославился победами на Неве и Чудском озере, показав себя талантливым полководцем. В зрелые годы он обустраивал разоренную ордынскими набегами землю, явив себя сильным государем. При этом Александр Невский, несмотря на славу полководца и силу государя, смирился перед ордынским владычеством, не желая подвергать Русь новым набегам.

Он не поддался очарованию Запада, решительно отказав послам римского папы, предлагавшим ему обратиться в католичество. И, наконец, завершение жизни благоверного князя Александра стало апогеем его служения - он положил душу за ближних своих. Подорвав свое здоровье в ханской ставке, он отмолил Русь от нового набега и от участия в ордынской войне. Современники не всегда понимали благоверного князя. Кому-то казалось, что он проявляет излишнюю жесткость в отношении к представителям Запада, другие обвиняли его в том, что он выслуживается перед ордынским ханом и губит свою землю. Некоторым (новгородцам и псковичам) не нравилось то, что полученные в их землях средства он направляет в Орду и на восстановление Северо-Восточной Руси.

Подчас Александра Ярославича не одобряли даже самые близкие люди - братья и сын. Однако, он смиренно нес крест служения Богу и Отечеству. Вскоре по кончине его стали почитать как покровителя Русской державы. Его чтили как святого предка-покровителя московские князья, объединители Руси. Его почитали как помощника в заступлении от ордынского ига, защитника от нападений внешних врагов. Он считался одним из святых покровителей северной столицы Российской империи. Его почитали как заступника и в русском рассеянии. Его имя стало олицетворением нашей государственности, победив на конкурсе – «Имя России». Именно святой Александр Невский заложил основу будущего объединения державы, именно благодаря его политике Русь выжила и выстояла, сохранив свою веру и самобытность. Он был поистине «солнцем земли Русской».

Сборник, выпущенный в свет издательством Благовест, посвящен святому благоверному князю Александру Невскому. Он включает в себя его житие, очерки о его почитании и иконографии, историю посвященной ему обители – Александро-Невской Лавры.  Как рассказывают издатели, Лавра была основана по приказу императора Петра I. Перенеся столицу в новоустроенный город Петербург, он, несмотря на более чем прохладное отношение к монашескому благочестию, решил устроить в новой столице обитель, не уступающую древним московским монастырям. Место для будущей обители император присмотрел вскоре по основании столицы. Однако Северная война и государственные дела отодвинули основание монастыря на 10 лет. Лишь в 1710 году на месте будущей обители были установлены памятные кресты. И наконец, в 1712 началось строительство Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 марта первый деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен в присутствии императора и вельмож. Традиционно этот день считается началом Александро-Невской обители.

Один из разделов книги рассказывает об иконографии святого князя Александра. Как говорится в издании, наиболее ранние сохранившиеся изображения относятся к середине 16 - времени его канонизации. Существует два варианта иконографии святого - в монашеских и княжеских одеждах. Оба эти извода появились одновременно. Однако наиболее древние изображения святого Александра именно в монашеском образе. Вплоть до 18 века таких икон было значительно больше. Описание всех видов иконографических изображений предлагают издатели в соответствующем разделе. А завершает книгу ряд приложений: акафист святому, проповеди, посвященные угоднику Божию, высказывания о нем различных церковных деятелей, история воздвигнутых в честь его храмов, рассказ о наградах, связанных с именем святого благоверного князя.

Обратимся к второму приложению, где собраны проповеди святителей Феофана Затворника и Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского, священномученика Фаддея Успенского и протоиерея Григория Дьяченко. О чем напоминает нам празднования в честь святого благоверного князя Александра Невского. По словам священномученика Фаддея, «не многие вполне отчетливо сознают, в чем состоит смысл и значение этого празднования? Одни, - говорит он, - например, при мысли о праздновании сем вспоминают прежде всего о том, что святой благоверный князь Александр Невский сам побеждал врагов нашего отечества, а потому, думают они, доселе к нему следует обращаться с молитвою более всего о том, чтобы он споборствовал нашему отечеству в бранях и ныне. Другие, вспоминая, что святой благоверный князь Александр занимался государственно-общественной деятельностью, склонны сосредоточивать все внимание на этой стороне его деятельности. Но многие ли знают о том, что лежало в самой основе жизни и деятельности святого благоверного князя?

Если мы, - говорит святой Фаддей, -  приведем себе на память, что более верою и молитвою, чем воинством, побеждал святой благоверный князь врагов своих, подготовляясь к победе молитвою, постом и причащением Святых Таин, если вспомним, что, имея всю возможность и множество поводов на княжеском престоле угождать себе самому, святой благоверный князь предпочитал быть отцом для граждан своего отечества, миловать нищих, вдов и сирот, что он, скончав земной подвиг, несенный им ради блага отечества, преимущества княжеского достоинства легко сменил на схиму, — то нам будет ясно, что жизнь святого благоверного князя являет в себе множество отблесков духовного образа того же самого «нового человека, который обновляется по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10), каковой образ носили все вообще святые, в особенности же воплотили преподобные мужи, обитатели пустынь.

У них научился многому святой благоверный князь Александр; у них учились и учатся, по крайней мере чрез писания их, едва ли не все общественные деятели, хранящие заповеди Христовы (например, привлекший особенную народную любовь святитель Иоанн Златоуст). О нашем долге уяснить себе черты этого духовного лика преподобных, напечатлеть их в умах и сердцах и по мере сил наших воплотить их в своей жизни — вот о чем, - по словам священномученика Фаддея, - напоминает нам ежегодное духовное празднование в честь святого благоверного князя Александра". "Приложим заботу к тому, - наставляет святой архипастырь - чтобы хотя изредка, хотя временами сердце наше согревалось для любви к Богу, во время молитвенных собраний и в различных случаях жизни приходило оно в умиление! И как вера святого благоверного князя Александра и других святых «побеждала мир» (1 Ин. 5, 4), так пусть побеждает она и в нас «мир» со страстями его, да одушевляет на подвиги любви и на исполнение заповедей Христовых! Аминь.

***

Святой благоверный князь Александр Невский был великим полководцем. Юношей он одержал победу в Невской битве, а двумя годами позже — в сражении на Чудском озере. Но, чтобы уберечь Отечество от монголо-татар, князь Александр вооружился не мечом, а христианским смирением. После очередной поездки в Золотую Орду князь скончался, приняв перед смертью великую схиму с именем Алексий. «Закатилось солнце земли Русской!» — сказал о кончине святого митрополит Кирилл, а рука усопшего сама разжалась, чтобы принять духовную грамоту. Обо всем этом и многом другом рассказывает настоящая книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы